ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 08.08.2006 № 247

О концепции областной целевой программы
"Сахарный диабет" на 2007-2011 годы

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона Кировской области от 03.11.2005 № 369-ЗО "Об охране здоровья граждан в Кировской области" (с изменениями, внесенными  Законом Кировской области от 06.03.2006 № 407-ЗО), Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 N 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области", и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве области (протокол от 13.06.2006 № 25):

1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007-2011 годы. Прилагается.

2. Разработать проект областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007-2011 годы (далее - Программа).

3. Определить государственным заказчиком Программы департамент здравоохранения Кировской области.

4. Создать рабочую группу по разработке областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007-2011 годы и утвердить ее состав. Прилагается.

5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.



Губернатор Кировской области
Н. И. Шаклеин


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 08.08.2006 № 247


ОДОБРЕНА
решением консультативного совета
по инвестиционной политике
при Правительстве Кировской
области
от 13.06.2006 № 25

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"САХАРНЫЙ ДИАБЕТ"
на 2007-2011 годы


1. Введение

В настоящей концепции областной целевой программы "Сахарный диабет" на 2007 -2011 годы (далее - Концепция) предусмотрены меры по защите населения Кировской области от заболевания сахарным диабетом (далее - СД) в рамках реализации основных мероприятий социально-экономического развития области, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения Кировской области.

На основе анализа динамики основных эпидемических показателей по сахарному диабету и мониторинга мероприятий, проводимых в соответствии с областной целевой программой "Сахарный диабет" на 1999-2005 годы, утверждённой  постановлением Губернатора области от 14.07.99 №252 "Об утверждении областной целевой программы "Сахарный диабет" на 1999-2005 годы" , в настоящей Концепции определены стратегические направления и научно обоснованные подходы к стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с сахарным диабетом, к устранению причин роста заболеваемости, инвалидизации и смертности по причине заболевания сахарным диабетом в Кировской области.

В Концепции разработан комплекс социально-экономических, медицинских, научно-исследовательских и организационных мероприятий.

Учитывается предыдущий опыт работы с сахарным диабетом по федеральной и областной программам за 1999-2005 годы.

     2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области

Право граждан России на сохранение здоровья гарантируется Конституцией Российской Федерации.

В 1999 - 2005 годах эффективно работала областная целевая программа "Сахарный диабет" на 1999 - 2005 годы, основанием для принятия которой явились:

Указ Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 676 "О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом";

постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.96 № 647 "О мерах государственной поддержки лиц, страдающих сахарным диабетом";

постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".

Срок действия областной целевой программы "Сахарный диабет" на 1999 - 2005 годы продлен постановлением Правительства области от 19.09.2005 № 43/219 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 14.07.99 № 252".

В настоящее время на федеральном уровне разработан проект программы Российской Федерации "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы", частью которой является подпрограмма "Сахарный диабет".

Реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Сахарный диабет" на 1999 - 2006 годы, позволила в 1999 - 2005 годах снизить число осложнений при заболевании сахарным диабетом: количество ампутаций ног - в 2 раза, комы - на 10 %, хронической почечной недостаточности - на 14 %, слепоты - на 10 %. Повысилась активность раннего выявления заболевания сахарным диабетом, в том числе и на доклинических стадиях. За последние годы удалось добиться достаточно стабильного обеспечения пациентов сахароснижающими средствами, как таблетированными, так и инсулинами.

На сегодняшний день сахарный диабет является одним из наиболее распространённых эндокринных заболеваний, третьей по значимости проблемой в сфере здравоохранения, требующей решения. Опасность СД заключается в его раннем появлении и быстром прогрессировании сосудистых осложнений, поражающих (склерозирующих) сосуды всего организма.

Известно, что при СД частота случаев гангрены превышает популяционный уровень в 20 раз, распространённость сердечно-сосудистых заболеваний при СД выше популяционного уровня в 3-5 раз. Во всём мире очень острой остаётся проблема позднего выявления заболевания СД, и известно, что реальная заболеваемость в 2-3 раза выше официально зарегистрированной.

Прогноз заболевания СД неблагоприятный: при отсутствии своевременного и правильного лечения через 5 лет от начала заболевания наступает инвалидность или смерть. Особенно опасен СД второго типа, распространенность которого составляет более 85 % от общего числа заболевших СД, - это "неинфекционная эпидемия". К 2000 году в мире зарегистрировано 160 миллионов пациентов, заболевших этим типом СД, каждые 10-15 лет их количество удваивается. К 2010 году ожидается увеличение числа больных СД до 240 миллионов, к 2025 году - до 300 миллионов.

В Кировской области к концу 2005 года зарегистрировано 26768 больных СД, в том числе 155 детей и 110 подростков. Фактически больных СД - значительно больше (в 2-3 раза), в том числе со скрытыми, доклиническими стадиями болезни. Прирост первичной заболеваемости СД в области за 2005 год составил 8 % (в России - 6 %). Из числа зарегистрированных больных СД 4976 человек по жизненным показаниям нуждаются в регулярном, многократном (4-5 раз в сутки), ежедневном введении инсулина, без которого на 1-2 день неминуемо наступает смерть. Инсулины являются дорогостоящими лекарственными средствами, стоимость одного флакона или пенфильного картриджа - в пределах 600 рублей, одного флакона хватает на 3-5 дней. Более 95 % пациентов не имеют возможности самостоятельно приобретать сахароснижающие лекарственные средства.

По результатам экспертной оценки в России затраты на одного больного СД составляют 3728,8 доллара США в год, большая часть этих средств необходима для лечения осложнений СД. На лечение одного больного с ретинопатией, ведущей к слепоте (в зависимости от степени выраженности осложнения), расходуется от 62,4 до 960 долларов США в год. На лечение одного больного с нефропатией (осложнением почек), также в зависимости от степени поражения, расходуется 232 - 308 долларов США в год, это без учёта расходов на гемодиализ (искусственную почку) и трансплантацию почки. Лечение одного больного "диабетической стопой", а также затраты на проведение медицинского вмешательства, связанного с ампутацией ноги, в течение месяца по затратам соотносятся с обеспечением 18 больных СД инсулинами сроком на 1 год.

Таким образом, в случае эффективного расходования средств с учётом применения современных технологий в лечении и предупреждения осложнений возможна реальная экономия денежных средств.

Ежегодно в области умирает более тысячи больных СД, из них 58 % от осложнений сахарного диабета, 40 % пациентов признаны инвалидами, из них у 52,5 % инвалидность связана с СД и его осложнениями.

В настоящее время в области сохраняются объективные условия, требующие обязательного решения проблемы СД:

прогрессивный рост количества больных СД;

дефицит кадров врачей-эндокринологов, врачей-диабетологов и специально обученного по диабетологии среднего медицинского персонала. Имеет место "текучесть кадров", что сказывается на качестве и своевременной доступности медицинской помощи больным СД. По данной причине в 2005 году не работали 3 из 8 "школ" по обучению пациентов здоровому образу жизни и управлению СД;

низкая активность медицинских работников первичного амбулаторно-поликлинического звена учреждений здравоохранения по раннему выявлению, диагностике, лечению, диспансеризации и реабилитации больных СД;

недостаточный охват "групп риска" по СД среди населения области, что приводит к позднему выявлению заболевания, часто на стадии необратимых сосудистых осложнений. Выявляемость больных СД во многих районах области проводится по факту заболевания;

отсутствие у каждого больного СД средства индивидуального самоконтроля за уровнем глюкозы крови, без которого невозможно эффективное лечение;

недостаточное обеспечение современным диагностическим оборудованием учреждений здравоохранения области.

3. Обоснование целесообразности решения проблемы с использованием программно-целевого метода

Анализ ситуации с защитой населения от СД говорит о том, что проблему СД нельзя рассматривать только как медицинскую. Она имеет общественное, а значит государственное значение. Следовательно, подходы к её решению должны включать, кроме медицинских, механизмы, используемые в различных социальных сферах.

Подходы для решения проблемы СД должны охватывать все возможные факторы, влияющие на формирование и развитие ситуации, связанной с СД. Поэтому только при системном подходе имеется реальная перспектива управляемого воздействия на ситуацию с СД.

Всё вышеизложенное определяет необходимость тщательного анализа, оценки и продолжения мероприятий по защите населения от СД на территории области. Принятие Программы будет служить основанием для создания более эффективной системы защиты населения области от СД.

4. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Организация и осуществление защиты населения области без принятия и реализации Программы может привести к следующим чрезвычайно неблагоприятным последствиям:

к нестабильности и ухудшению эпидемической ситуации по СД;

к резкому росту заболеваемости, инвалидизации и смертности по причине осложнений СД (гангрена ног, хроническая почечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения и др.);

к отсутствию гарантированного обеспечения больных СД жизненно необходимыми высококачественными инсулинами (как заместительной терапии), средствами их введения, таблетированными сахароснижающими препаратами, средствами самоконтроля;

к ухудшению материально - технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих помощь больным СД, ухудшению их обеспечения диагностическим оборудованием. Это приведёт к более позднему выявлению больных СД, что означает рост затрат на лечение заболевания и ухудшение прогноза в отношении трудоспособности и качества жизни пациентов;

к уменьшению количества специалистов (врачей-эндокринологов, врачей-диабетологов и специально обученного по диабетологии среднего медицинского персонала) из-за низкой мотивации и престижа профессии.

В итоге будет утрачен контроль над всеми процессами, способствующими распространению заболеваемости СД, что потребует резкого увеличения объёма ресурсов на оказание специализированной помощи, затраты на которую в десятки раз превзойдут расходы, осуществляемые в настоящее время.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализация Программы рассчитана на 5 лет с 2007 по 2011 год и предполагает два этапа.

На первом этапе (2007 -2008 годы) будут осуществляться:

совершенствование адекватной системы защиты населения Кировской области от заболеваемости СД. Стабилизация эпидемиологической ситуации;

создание единой системы межведомственного управления защитой населения от СД;

совершенствование системы мониторинга СД;

разработка комплексного плана научных исследований с привлечением специалистов государственного областного учреждения высшего профессионального образования "Кировская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", а также специалистов учреждений здравоохранения;

мероприятия по обучению медицинского и немедицинского персонала (менеджеров, социальных работников, психологов и других).

На втором этапе (2009 - 2011 годы) будет осуществляться:

продолжение профилактики СД, реабилитации больных СД;

совершенствование системы межведомственного взаимодействия по проблеме СД;

создание межрайонных центров СД;

разработка и функционирование комплексных мероприятий по медицинской и социальной профилактике СД;

полноценное управление сетью учреждений здравоохранения, оказывающих эндокринологическую помощь, а также межведомственной деятельностью по проблемам СД.

6. Предложения по целям и задачам Программы

Целями реализации Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеванием СД, снижение процента преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение продолжительности жизни больных СД.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

обеспечение раннего выявления заболевания СД на стадиях преддиабета посредством диагностики современного уровня и внедрения новейших медицинских технологий, уменьшение влияния неблагоприятных последствий СД на состояние здоровья населения, в том числе репродуктивного;

обеспечение современного эффективного лечения лиц, больных СД. Гарантированное снабжение больных СД высококачественными инсулинами, средствами их введения, таблетированными сахароснижающими препаратами, средствами самоконтроля;

укрепление материально - технической базы учреждений здравоохранения области, оказывающих эндокринологическую помощь, в том числе оснащение областного государственного учреждения здравоохранения "Кировский областной эндокринологический диспансер", которое является специализированным учреждением;

проведение и совершенствование мероприятий по профилактике СД. На основании эпидемиологического скрининга необходимо проводить первичную профилактику в "группах риска" по СД, диспансеризацию и реабилитацию лиц с факторами риска по СД;

продолжение с помощью средств массовой информации ведения санитарно-просветительной работы среди населения;

проведение научно-исследовательских работ в области эпидемиологии, профилактики, лечения и реабилитации больных СД в области;

повышение профессиональных знаний медицинских работников первичного амбулаторно-поликлинического звена учреждений здравоохранения по раннему выявлению, диагностике, лечению, диспансеризации и реабилитации больных СД.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»