4.1. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в инвестиционной и инновационной деятельности Кировской области
4.1.1 .Характеристика сложившейся проблемной ситуации в инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность в Кировской области осуществляется на основании федеральных законов от 25.02.99 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Законоа Кировской области от 28.12.2005 № 399-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области", других законодательных актов.
Анализ текущего состояния инвестиционной деятельности в Кировской области позволяет сделать вывод о наличии достаточно высоких темпов роста инвестиционных вложений. Темпы роста инвестиций в Кировской области превосходят общероссийские. В структуре инвестиций в нефинансовые активы Кировской области в 2001-2005 годах преобладали инвестиции в основной капитал (более 99%), объем которых увеличился почти в 3 раза (с 4426,5 млн.рублей в 2001 году до 13548,2 млн.рублей в 2005 году). Основной удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал в 2005 году имели следующие виды экономической деятельности: производство и перераспределение электроэнергии, газа и воды (10,3%), транспорт (13,2%), связь (7,5%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (13,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (10%).
Структура инвестиций по направлениям вложений носит в основном поддерживающий характер, то есть направлена прежде всего на поддержку имеющегося потенциала и в гораздо меньшей степени на его развитие. Это вызывает снижение влияния инвестиционного процесса на социально-экономическое развитие региона. Особую тревогу вызывает незначительный уровень вложений в такие направления развития, как обучение персонала (23,1% от числа исследованных предприятий) и инновационные технологии (17,6%).
Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций (66,6% от общего объема финансовых и нефинансовых вложений в 2005 году). В структуре привлеченных средств в 2001-2005 годах значительный вес занимают бюджетные средства. В целом за этот период отмечается снижение удельного веса собственных средств в структуре инвестиций в основной капитал (с 61,3% в 2001 году до 57,3% в 2005 году), снижение удельного веса бюджетных средств (с 20,6% в 2001 году до 14,18% в 2005 году) и увеличение доли привлеченных средств за счет кредитов банков (с 1,7% в 2001 году до 7,2% в 2005 году). Обращает на себя внимание очень медленный рост доли привлеченных средств. В то же время общая практика развития экономических отношений показывает, что большинство серьезных проектов, связанных с развитием, реализуются с участием привлеченного капитала.
В 2001-2005 годах в Кировской области сохранялся невысокий уровень инвестиционной активности. Прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимой оценке (с учетом субъектов малого предпринимательства, индивидуального жилищного строительства и объемов неформальной экономики) в 2005 году по сравнению с предшествующим годом составил 7,2%. Рост инвестиций оказал позитивное влияние на строительство и связанные с ним обрабатывающие производства. Однако в процессе региональных конкурсных отборов инвестиционных проектов выявлено, что главным ограничивающим фактором участия в них является инерционность
мышления многих потенциальных участников, которые, несмотря на позитивные изменения условий участия в конкурсах, по-прежнему считают эти условия непрозрачными и не принимают в них участия.
На фоне низкой инвестиционной активности местных предприятий существенной проблемой становится низкий приток прямых инвестиций из-за пределов Кировской области, в том числе иностранных. По состоянию на 1 января 2005 года накопленный иностранный капитал в Кировской области составил всего 45,8 млн. долларов США (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США). Наибольший удельный вес (36,2%) приходился на портфельные инвестиции. Прямые инвестиции составили 25,5 % в общем объеме накопленных иностранных вложений.
Существенную позитивную роль в поддержке инвестиционной активности предприятий в 2001-2005 годах играла система государственной поддержки инвестиционной деятельности частных инвесторов в Кировской области, осуществляемая на основании Закона Кировской области от 26.09.97 № 16-ЗО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности частных инвесторов на территории Кировской области". Основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности в Кировской области явились предоставление бюджетных кредитов, субсидирование части процентных ставок. Кроме того, субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты на срок до пяти лет, но не более расчетного срока окупаемости, предусмотренного инвестиционным проектом (бизнес-планом), предоставляются налоговые льготы в части средств, зачисляемых в областной бюджет по следующим видам налогов: налогу на имущество и налогу на прибыль организаций.
Принимаемые меры государственной поддержки в Кировской области оказали позитивное влияние на инвестиционную ситуацию. В 2001-2005 годах в конкурсных отборах для предоставления государственной поддержки, объявленных Правительством области, приняли участие более 50 субъектов инвестиционной деятельности. Один рубль государственной поддержки в среднем за 2005 год обеспечил прирост налоговых поступлений в размере 13,4 рубля.
В то же время необходимо отметить несколько моментов, ослабляющих стимулирующую роль государственной поддержки инвестиционной деятельности :
недостаточный уровень системности. В 2001-2005 годах практически не использовались следующие инструменты государственной поддержки: предоставление бюджетных инвестиций, предоставление залогового обеспечения, предоставление льготных условий пользования имуществом, находящимся в областной собственности, предоставление грантов. В организации поддержки инвестиционного проекта наблюдаются существенные разрывы, которые приходятся на уязвимые места, например, полностью отсутствует поддержка при прохождении согласительных процедур при выборе земельного участка под объект, слабо осуществляется поддержка мероприятий (разработка бизнес-планов) по коммерциализации инициатив;
отсутствие комплексности в решении проблемы инвестиционной привлекательности. Значительные средства, направляемые на реализацию других областных целевых программ, в основном служат только узковедомственным интересам и не решают задач инвестиционной привлекательности региона в целом.
4.1.2. Характеристика сложившейся проблемной ситуации с позиции инвестиционной привлекательности области
Инвестиционная привлекательность Кировской области как любого другого региона Российской Федерации характеризуется двумя основными интегрированными параметрами: инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.
Согласно рейтингу рейтингового агентства "Эксперт" Кировская область относится к числу регионов России с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. В 2001-2005 годах в рейтинге инвестиционной привлекательности "Эксперт РА" Кировской области удалось подняться на одно место (с 56-го на 55-е) в ранге инвестиционного потенциала среди субъектов Федерации, опустившись при этом на шестнадцать мест (с 28-го на 44-е) по уровню инвестиционного риска.
В ходе оценки составляющих инвестиционного риска и потенциала рейтинговым агентством "Эксперт" используется около двух сотен исходных количественных и качественных характеристик. Основными информационными источниками являются собираемые ежегодно по всем регионам по единой методике данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, базы данных рейтингового агентства "Эксперт", новостных лент российских информационных агентств. При составлении рейтинга также была использована информация по законодательству, стратегиям и программам регионального развития, представленная на сайтах регионов в Интернете, а также присланная администрациями отдельных субъектов Федерации по собственной инициативе.
Наиболее значимым, с позиции инвесторов, является инфраструктурный, производственный, трудовой и потребительский
потенциал. В то же время к наиболее значимым рискам инвесторы относят законодательный, финансовый и политический риски.