Анализ говорит о значимых моментах, которые необходимо учитывать при разработке Программы, особенно при формировании перечня ее мероприятий.
За 2001-2005 годы ранг Кировской области поднялся с 54-го на 5-е место, то есть его можно определить как достаточно низкий по отношению к другим регионам в Российской Федерации в области законодательного риска. Данная позиция Кировской области по законодательному риску объясняется системной, последовательной и открытой политикой в области законодательства по инвестиционной деятельности. В результате этого удалось сформировать ясные правила игры. При этом необходимо отметить, что в нормативно-правовой базе региона существуют достаточно серьезные пробелы, связанные, прежде всего, с отсутствием помощи инвестору в преодолении существующих административных барьеров, с необходимостью прохождения значительного количества согласований в рамках проектной стадии при реализации инвестиционного проекта. По мере роста интереса инвесторов к региону нерешенность данного вопроса может в значительной мере снизить достигнутые за последние годы результаты.
Финансовый риск в значительной степени зависит от кредитного рейтинга региона. Работа Правительства области в этом направлении, проведенная в 2005-2006 годах и закончившаяся присвоением области кредитного рейтинга, неминуемо должна привести к снижению показателя финансового риска. 23 мая 2006 года международное рейтинговое агентство
Fitch Ratings присвоило Кировской области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "В" и краткосрочный рейтинг "В". Также агентство присвоило области национальный долгосрочный рейтинг "BBB(rus)". Прогноз по всем рейтингам -"стабильный". Как отмечают аналитики международного рейтингового агентства Fitch Ratings, присвоенные области рейтинги отражают развитую промышленную базу региона (30% валового регионального продукта в 2005 году), которая является основным фактором экономического роста и увеличения налоговых поступлений, низкую долговую нагрузку на бюджет области (в 2005 году сумма долга составила 8,8% текущих доходов), снижение расходов на обслуживание долга (с 7,5% в 2004 году до 4,5% текущих доходов). В то же время обращает на себя внимание тот факт, что данное значение рейтинга показывает значительную зависимость финансов области от внешних заимствований.
В отношении экономического риска определяющую роль играет слабость инвестиционного потенциала области, а также достаточно медленные темпы его наращивания, особенно в отношении инфраструктурной составляющей. У инвесторов отсутствует уверенность в том, что им не придется вкладывать в реализацию проекта дополнительные средства, связанные с решением транспортной проблемы или проблем инженерных коммуникаций. Это приводит к отказу от инвестиций либо уже на стадии предынвестиционного исследования, либо на стадии проведения расчетов по рискам проекта.
Повышение политического риска в Кировской области в 2001-2005 годах, прежде всего, связано с неопределенностью перспектив развития региона, попыткой отдельных олигархических группировок усилить влияние на власть.
Таким образом, складывающаяся на момент написания Концепции ситуация с инвестиционной привлекательностью наиболее значимых для потенциального инвестора частных потенциалов, определяющих значение интегрированной величины инвестиционного потенциала Кировской области по отношению к другим регионам, характеризуется невысокой позицией Кировской области в рейтингах инвестиционной привлекательности по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Анализ свидетельствует о возможности развития негативных тенденций, которые могут привести к снижению инвестиционной привлекательности региона.
С точки зрения инвестиционных рисков наблюдаются противоречивые тенденции: с одной стороны, имеются факторы, свидетельствующие об их снижении, что объясняется совершенствованием законодательной базы, присвоением области кредитного рейтинга, с другой - наблюдается целый ряд моментов, свидетельствующих о повышении уровня риска, что обеспечивается отсутствием финансовых гарантий поддержки на всем протяжении реализации проекта, инерционностью инфраструктурных преобразований.
4.1.3. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в инновационной деятельности
Важнейшими субъектами инновационной деятельности в 2001-2005 годах являлись высшие учебные и научно-исследовательские заведения. Среди них государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования "Вятский государственный университет", "Вятский государственный гуманитарный университет", "Вятская государственная сельскохозяйственная академия", "Кировская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию". Значительный вклад в инновационную деятельность вносят научно-исследовательские учреждения отраслевого профиля: государственное учреждение "Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови", федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт средств вычислительной техники", открытое акционерное общество "Научно-исследовательский и проектный институт биотехнологической индустрии "БИОТИН", Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б .М.Житкова, открытое акционерное общество "Кировский институт по проектированию водохозяйственного строительства", научно-исследовательский институт микробиологии Министерства обороны Российской Федерации, зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северо-Востока имени Н. В. Рудницкого.
На протяжении 2001-2005 годов отмечен незначительный рост числа исследователей в области. На этом фоне можно подчеркнуть положительную динамику в качественном составе исследователей, которая выражается в увеличении численности исследователей с учеными степенями, в частности в росте численности докторов и кандидатов наук.
В 2001-2005 годах отмечается ярко выраженная тенденция роста выпускников высших учебных заведений (с 3557 в 2000-2001 годах до 9036 человек в 2005-2006 годах). В 2005 году наиболее востребованными и получившими направление на работу были выпускники, имеющие следующие инженерные специальности: "Технология" (100% от общей численности выпускников данной специальности), "Машины и оборудование лесного комплекса" (93,8%), "Электромеханика" (78,1%). По специальности "Иностранный язык" направление на работу получили 91,3 % выпускников, "Химия" - 90,5 %, "Биотехнология" - 89,5 %, "Лечебное дело" - 88,9 % .
На фоне общего увеличения числа исследователей и выпускников высших учебных заведений можно обозначить снижение инновационной активности в промышленности Кировской области. Снизилось число промышленных предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью.
Наибольший удельный вес в видовой структуре инновационной деятельности в промышленности Кировской области занимает приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. В области инновационной деятельности наибольший удельный вес имели инновационно активные промышленные предприятия, имевшие целью создание новых рынков сбыта, улучшение качества продукции, расширение ассортимента продукции, сохранение и расширение традиционных рынков сбыта. Наиболее инновационно активными среди предприятий промышленности были крупные промышленные предприятия, в частности предприятия машиностроения и металлообработки. На протяжении периода с 2001 по 2005 год в Кировской области сохраняется стабильная тенденция финансирования технологических инноваций за счет собственных средств предприятий в общем объеме финансовых средств. Основной формой приобретения новых технологий в Кировской области является покупка оборудования.
В целом в период 2001-2005 годов отмечается отрицательная динамика роста численности промышленных предприятий большинства отраслей Кировской области, применивших передовые технологии в производстве. Исключение составляют отрасли с положительной динамикой (электроэнергетика и черная металлургия) и стабильной динамикой (цветная металлургия, промышленность строительных материалов, микробиологическая промышленность, полиграфическая промышленность). Наибольшие темпы роста в 2001-2005 годах характерны для следующих технологий: производственных информационных систем, связи и управления, аппаратуры автоматизированного управления и контроля, а также проектирования и инжиниринга. Стабильным и низким в Кировской области остается уровень патентной активности предприятий.
Кировская область принимает пассивное участие в федеральных программах и программах научных фондов, поддерживающих развитие инноваций и инновационной инфраструктуры, в частности в федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы. В 2001-2005 годах финансирование получили 2 заявки государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вятский государственный университет": проведение всероссийского конкурсного отбора инновационных проектов аспирантов и студентов по приоритетному направлению Программы "Живые системы" - 1 млн. рублей; выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ молодыми учеными и преподавателями во время проведения стажировок в российских научно-образовательных центрах -7 млн. рублей. Две заявки государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вятский государственный университет" получили финансирование в 2006 году: исследование
инновационного потенциала Кировской области с целью создания и развития центров трансфера технологий - 2 млн. рублей, научно-организационное, научно-методическое и экспертное обеспечение проведения всероссийского конкурсного отбора инновационных проектов аспирантов и студентов по приоритетному направлению Программы "Живые системы" - 1 млн. рублей. Переход от принципа финансирования научного учреждения к принципам финансирования научной разработки, конкурсного финансирования научно-исследовательских работ создает благоприятные условия для реализации творческого потенциала ученых Кировской области. В предпринимательском секторе уровень восприимчивости к новым технологическим решениям недостаточен, в значительной части предприятий инновационная деятельность осуществляется ситуативно. Это предопределяет, что при растущей инновационной активности предприятий научной сферы многие инновационные разработки остаются невостребованными на рынке.
В рамках конкурса Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере "Старт" в 2001-2005 годах от Кировской области было подано только 2 заявки. В 2006 году из 291 заявки по Приволжскому федеральному округу от Кировской области было подано только 8 заявок, то есть 2,7%, что свидетельствует о незначительном повышении активности бизнес-структур.
Следует отметить и неразвитость инновационной инфраструктуры в Кировской области по сравнению с другими регионами Российской Федерации. В области отсутствуют инновационно-промышленные комплексы, инновационно-технологические центры, технопарки, центры трансфера технологий, информационно-аналитические центры, научно-координационные центры, венчурные и инвестиционные фонды.
Существующие низкий уровень инновационной активности и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что в регионе чрезвычайно низок уровень внедренных новых технологий, способствующих повышению конкурентоспособности продукции.
Анализ инвестиционной и инновационной деятельности Кировской области за 2001-2005 годы позволяет установить основную системную проблему, которая заключается в том, что темпы развития и структура инвестиционной и инновационной деятельности в Кировской области не в полной мере отвечают потребностям полноценного развития региона и повышения его инвестиционной привлекательности; при этом положительная динамика факторов формирования инвестиционного климата (четкое законодательство в области инвестиционной деятельности, низкий уровень криминального риска) в должной мере не способствуют привлечению инвестиций в регион и активизации инновационной деятельности.
4.2. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере инвестиционной и инновационной деятельности без использования программно-целевого метода
Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере инвестиционной и инновационной деятельности без использования программно-целевого метода на 2007-2009 годы базируется на сценарии сохранения сложившихся в последние годы внешних и внутренних условий развития экономики области.
В настоящее время экономические и социальные процессы в Кировской области благоприятствуют улучшению инвестиционного климата региона. Положительная динамика показателей экономического развития и объемов инвестиций ведут к процессу обновления основных фондов. Открытый доступ к законодательной базе в области инвестиционной политики повышает предсказуемость действий органов государственной власти области по отношению к инвесторам. Однако недостаточный уровень комплексности целенаправленных мер по развитию инвестиционного потенциала Кировской области, слабая информационная политика в области его позиционирования не способствуют повышению уровня инвестиционной привлекательности региона. Проведенный выше анализ сложившейся ситуации не позволяет прогнозировать устойчивого развития положительных тенденций темпов роста инвестиций.
Исходя из обозначенных проблем без реализации комплекса мероприятий, направленных на системную работу по улучшению инвестиционной привлекательности области, дальнейшее развитие будет характеризоваться следующими тенденциями: снижением темпов роста инвестиций в областную экономику; падением инвестиционного рейтинга области относительно других субъектов Федерации; ростом неудовлетворенности населения жизнью в "депрессивном" регионе и дальнейшим оттоком наиболее квалифицированных и молодых кадров; дальнейшим повышением уровня морального и физического износа основных фондов в промышленности; дальнейшим снижением потребительского потенциала с последующим ростом трудностей для предприятий пищевой и других видов обрабатывающей промышленности; повышением политических рисков ведения бизнеса в области.
Выход на траекторию устойчивого высокого экономического роста требует максимального привлечения всех возможных источников инвестиций, что возможно только при комплексном подходе с использованием программных мер, иначе ситуация будет развиваться ситуативно и несистемно, без учета комплекса мер, направленных на достижение запланированных стратегических целей. Без разработки программных мероприятий сложно сформировать работающую инвестиционную и инновационную инфраструктуру, что будет являться барьером на пути роста инвестиций в региональную экономику.