Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14.05.2002 № 16/167


Об областной программе
"Дом для молодой семьи"
на 2003-2010 годы

(с изменениями на 14 ноября 2006 года)
______________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 16.03.2007 № 88/121

______________________________________________

     ____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Правительства Кировской области от 04.02.2003 № 35/35
     Постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2005 № 36/145
     Постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 № 74/256

     ____________________________________________________________________

В целях социальной поддержки молодых семей, улучшения демографической ситуации в Кировской области, формирования государственных подходов к решению проблем молодой семьи и закрепления молодых специалистов в сельской местности, в соответствии с Законом Кировской области "О государственной молодежной политике в Кировской области" от 28.01.97 № 36-ЗО и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную программу "Дом для молодой семьи" на 2003-2010 годы (далее - Программа). Прилагается.

"2. Государственным заказчиком областной программы "Дом для молодой семьи" на 2003-2010 годы определить управление по делам молодежи Кировской области (Береснев Р.А.).

(п. 2 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2005 № 36/145)

3. Утратил силу  Постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 № 74/256


4. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) осуществлять финансирование Программы в пределах предусмотренных ассигнований на текущий финансовый год и осуществлять контроль за их целевым использованием.

(п. 4 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Кировской области от 21.06.2005 № 36/145, от 14.11.2006 № 74/256)

5. Рекомендовать органам местного самоуправления области при разработке проектов местных бюджетов на 2006 - 2010 годы предусматривать выделение бюджетных средств на реализацию мероприятий муниципальных молодежных жилищных программ.

(п. 5 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2005 № 36/145)

6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.

(п. 6 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2005 № 36/145)


Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области В.H.Cepгеенков

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
 Кировской области
от 14.05.2002 № 16/167


ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
"ДОМ ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ"
НА 2003 - 2010 ГОДЫ

(с изменениями, внесенными Постановлениями
Правительства Кировской области
от 21.06.2005 № 36/145, от 14.11.2006 № 74/256)


ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ "ДОМ ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ"
НА 2003 - 2010 ГОДЫ

Наименование Программы

"Дом для молодой семьи"

Основание для принятия решения о разработке Программы

распоряжение Губернатора области от 11.07.2001 № 866 "О рабочей группе", распоряжение Председателя Правительства области от 03.05.2005 № 68-пр "О создании рабочей группы"

Государственный заказчик Программы

управление по делам молодежи Кировской области

Основные разработчики Программы

управление по делам молодежи Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области, департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области

Цель Программы

социальная поддержка молодых семей, улучшение демографической ситуации в Кировской области путем формирования государственных подходов к решению жилищной проблемы молодых семей, закрепление молодых специалистов в сельской местности

Основные задачи Программы

создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья, создание механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья, создание системы управления реализацией Программы, обеспечение государственной поддержки по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей, пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью, закрепление молодых специалистов для работы в сельской местности

Исполнители Программы

департамент строительства и архитектуры Кировской области, департамент финансов Кировской области, департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области органы местного самоуправления области (по согласованию)

Сроки и этапы реализации Программы

2003 год: нормативно-правовое обеспечение Программы, формирование и отработка механизмов государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов сельской местности в приобретении (строительстве) жилья, 2004 - 2005 годы отработка взаимодействия участников системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья; 2006-2010 годы совершенствование и развитие правовой базы Программы, продолжение реализации Программы

Перечень основных мероприятий Программы

реализация мероприятий по оказанию социальной поддержки молодым семьям работников бюджетной сферы при строительстве жилья; реализация мероприятий по социальной поддержке молодых семей в сфере ипотечного жилищного кредитования; реализация мероприятий по компенсации молодым семьям части заемных средств в случае рождения (усыновления) ребенка; реализация мероприятий по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение или строительство жилья; контроль за ходом реализации Программы.

Объемы и источники финансирования Программы

средства областного бюджета - 150 млн. рублей; средства федерального бюджета - 100 млн. рублей (субсидии), средства местных бюджетов -70 млн рублей (по договорам, соглашениям), собственные средства предприятий и иных заинтересованных организаций, средства молодых семей, направляемых на строительство (приобретение) жилья по данной программе, иные внебюджетные источники финансирования - 300 млн рублей (по договорам, соглашениям)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

развитие и закрепление положительных демографических тенденций в Кировской области, повышение уровня жилищной обеспеченности молодых семей, развитие и закрепление семейных отношений в молодежной среде, закрепление молодых специалистов на селе

Система организации контроля за исполнением Программы

общее руководство, межведомственную координацию и контропь за реализацией мероприятий Программы в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 05.02.2002 № 9/28 "О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ на территории области" осуществляет комиссия по контролю за реализацией областной целевой программы "Дом для молодой семьи" на 2003 - 2010 годы

ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых острых проблем для молодых семей является проблема обеспечения жильем, требующая особого внимания и поддержки со стороны органов государственной власти.

Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. В то же время необходимо отметить, что в общественном сознании пока отсутствует понимание прямой зависимости между процессами воспроизводства народонаселения и обеспеченностью молодых семей жильем.

Депопуляционные реалии российского общества ставят в ранг приоритетных государственных проблем, требующих незамедлительных и масштабных действий, проблему обеспечения жилищных условий молодой семьи в целях стимулирования рождения и воспитания детей.

Своевременность и актуальность такой постановки вопроса вызвана тем, что в первом десятилетии XXI века в репродуктивный возраст будет вступать относительно многочисленное поколение женщин, рожденных в 1982-1988 годах.

В Кировской области за последние 3 года смертность населения превышает рождаемость более чем на 10 тыс. человек ежегодно. Целевая демографическая политика в отношении молодежи должна нейтрализовать процессы депопуляции и изменить демографическое поведение населения.

Программа ставит своими целями улучшение демографической ситуации в Кировской области путем создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и закрепление молодых специалистов в сельской Местности.

Программа рассчитана на участие молодого населения Кировской области в возрасте до 35 лет включительно.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Послании Губернатора Кировской области В.Н. Сергеенкова областной Думе самой тревожной проблемой обозначена демографическая ситуация.

В основе снижения рождаемости и роста смертности лежит ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом, для которого характерны рост безработицы, хронические задержки выплаты зарплаты, пенсий, социальных пособий, ухудшение качества питания, снижение доступности медицинской и лекарственной помощи, психологический стресс, неуверенность в своем будущем и будущем своих детей, рост криминализации общества.

Демографическая ситуация в области по-прежнему остается сложной.

При небольшом увеличении рождаемости наблюдается увеличение смертности населения. Число умерших за 2000 год в 2 раза превысило число родившихся. Естественная убыль населения была отмечена во всех районах области и в городе Кирове.

По предварительным данным Кировского областного комитета государственной статистики, в 2000 году общий коэффициент рождаемости составил 7,9 новорожденного на 1000 населения (в 1999 году-7,6), общий коэффициент смертности вырос до 16,2 на 1000 населения (в 1999 году - 15,7).

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.

Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.

В группе риска оказываются молодые семьи с детьми. Согласно данным социологических исследований, проведенных региональным центром института социологии Российской Академии Наук, около 45% семей города Кирова, более 60% семей, проживающих в сельской местности, оценивая свое материальное положение, отмечают, что "еле сводят концы с концами, не хватает средств на самое необходимое". Еще 30-40% семей -"средств хватает только на необходимые продукты питания и одежду". Исследование показало, что каждая третья из опрошенных семей с детьми не имеет собственного жилья.

Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Общий спад жилищного строительства в последние годы создал острую жилищную проблему на селе, которая сдерживает развитие и проведение интеграционных процессов в сельском хозяйстве области, закрепление кадров молодых специалистов.

В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция старения сельского населения. Очень сложным остается положение с обеспеченностью сельхозпредприятий кадрами. За последние 5 лет численность работающих непосредственно в сельском хозяйстве уменьшилась на 18,5 тыс. человек.

По состоянию на 01.01.2001 насчитывается более 700 вакансий, 352 из них на должности главных специалистов. Численность специалистов в возрасте до 35 лет составляет 11,7%, среди руководителей сельхозпредприятий - 1,5%.

С 1997 года продолжается убыль врачебных кадров, работающих в учреждениях, расположенных в сельской местности. В 2000 году 158 врачей выбыли из учреждений здравоохранения районов области. Из них 31% поменял место работы внутри области, 20% выехали на другие территории, 10% - в другие ведомства, т.е. 61% врачей, не сменивших профессию, выбыл по причине неудовлетворительных условий жилья.

В настоящее время учреждения здравоохранения районов области испытывают крайнюю потребность более чем в 300 специалистах, а всего в районах области требуется более 1000 врачей.

Так же остро стоит проблема улучшения жилищных условий работников учреждений культуры и социального обслуживания населения в области. Около 400 работников культуры либо не имеют своего жилья, либо нуждаются в его улучшении, и подавляющая доля среди них - молодые специалисты и молодые семьи. В домах-интернатах на сегодняшний день не хватает 75 работников, особенно врачей и среднего медицинского персонала. В центрах социального обслуживания нет психологов. Основная причина - отсутствие жилья.

Не лучше обстоит дело и с педагогическими кадрами. Только за последние четыре года приступили к работе в сельских школах 598 молодых специалистов-педагогов, проживающих в квартирах родителей либо обеспеченных жильем в старых домах. Педагогов, нуждающихся в получении жилья, насчитывается более полутора тысяч человек. В ряде учебных заведений по этой причине не преподаются физика, иностранный язык и другие предметы.

Сокращение объемов государственного строительства оставляет нуждающимся все меньше надежд на получение жилья за счет государства. В то же время из-за высоких цен семьи со средними доходами лишены возможности купить жилье на рынке.

В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему благодаря молодежным жилищным комплексам (МЖК), которые выступали в качестве сбалансированного экономического организма. Строительный комплекс получал дешевую рабочую силу, а молодые семьи своими руками строили для себя жилье.

В современных условиях ситуация изменилась диаметральным образом: улучшение жилищных условий молодых семей связано в первую очередь с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения (строительства) жилья со стороны государства.

Государственная поддержка молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных российским законодательством и действующих в рамках настоящей Программы, включая:

предоставление безвозмездных субсидий;

предоставление ипотечных кредитов;

обеспечение индивидуального строительства (приобретения) жилья материалами;

предоставление заемных средств;

содействие строительству незавершенных объектов.

2. Основные цели и задачи Программы

Целями реализации Программы являются социальная поддержка молодых семей, улучшение демографической ситуации в Кировской области путем формирования государственных подходов к решению жилищной проблемы молодой семьи.

Для достижения целей Программы необходимо решить следующие основные задачи:

2.1. Создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.

2.2. Создание механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.

2.3. Создание системы управления реализацией Программы.

2.4. Обеспечение государственной поддержки в улучшении жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.

2.5. Пропаганду новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет выполняться поэтапно в 2003-2010 годах.

На первом этапе (2003 год) будет осуществляться :

нормативно-правовое обеспечение Программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»