ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2007 года N 157
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛУГА" НА 2008-2011 ГОДЫ"
(в редакции Решения Городской Думы городского округа "Г. Калуга" от 08.07.2009 N 115)
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", статьей 26 Устава муниципального образования "Город Калуга", в целях обеспечения гарантий граждан на общедоступное дошкольное образование, совершенствования экономических, социальных, финансовых механизмов функционирования системы дошкольного образования Городская Дума городского округа "Город Калуга"
ПОСТАНОВИЛА:
1. Утвердить муниципальную целевую Программу "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" (приложение).
2. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет Городской Думы городского округа "Город Калуга" по вопросам социального развития (Ставиская М.В.) и на комитет Городской Думы городского округа "Город Калуга" по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике (Шорохов А.М.).
Заместитель Городского Головы
Ю.Н.Логвинов
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛУГА" НА 2008-2011 ГОДЫ"
(в редакции Решения Городской Думы городского округа "Г. Калуга" от 08.07.2009 N 115)
┌═══════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы │Муниципальная целевая Программа "Развитие │
│ │дошкольного образования на территории городского │
│ │округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" (далее -│
│ │Программа) │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для │- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 │
│разработки Программы │N 3266-1 "Об образовании"; │
│ │- областная целевая программа "Комплексная │
│ │программа развития системы образования в │
│ │Калужской области в 2006-2010 гг." (подпрограмма │
│ │"Развитие системы дошкольного образования "Юный │
│ │калужанин") │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик Программы │Городская Управа (исполнительно-распорядительный │
│ │орган) городского округа "Город Калуга" │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик Программы │Городская Управа (исполнительно-распорядительный │
│ │орган) городского округа "Город Калуга" │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Цели Программы │- Обеспечение конституционных гарантий │
│ │общедоступности дошкольного образования в │
│ │г. Калуге за счет расширения и рационализации │
│ │сети дошкольных образовательных учреждений, │
│ │развития их видового разнообразия; │
│ │- совершенствование экономических, социальных, │
│ │организационных, финансовых механизмов │
│ │функционирования муниципальной системы │
│ │дошкольного образования │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи Программы │- Развитие сети муниципальных дошкольных │
│ │образовательных учреждений; развитие │
│ │материально-технической базы муниципальных │
│ │дошкольных образовательных учреждений; │
│ │- повышение качества дошкольного образования; │
│ │- совершенствование кадрового потенциала и │
│ │социальная поддержка педагогических кадров; │
│ │- совершенствование экономических механизмов │
│ │развития муниципальной системы дошкольного │
│ │образования; │
│ │- создание независимой системы оценки качества │
│ │дошкольного образования; │
│ │- развитие организационно-правовых основ │
│ │деятельности муниципальных дошкольных │
│ │образовательных учреждений │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Важнейшие целевые │Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие │
│индикаторы и показатели│сети муниципальных дошкольных образовательных │
│Программы │учреждений": │
│ │- обеспеченность детского населения местами в │
│ │МДОУ; │
│ │- процент охвата детей дошкольного возраста, │
│ │проживающих в городе, детскими садами; │
│ │- количество новых форм дошкольного образования, │
│ │предоставляемых на территории города Калуги для │
│ │детей в возрасте от 1 года до 7 лет. │
│ │Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие │
│ │материально-технической базы муниципальных │
│ │дошкольных образовательных учреждений": │
│ │- количество образовательных учреждений, имеющих │
│ │лицензию на право ведения образовательной │
│ │деятельности. │
│ │Целевые индикаторы реализации задачи "Повышение │
│ │качества дошкольного образования": │
│ │- уровень заболеваемости детей в МДОУ; │
│ │- охват детей дошкольного возраста коррекционным │
│ │образованием. │
│ │Целевые индикаторы реализации задачи │
│ │"Совершенствование кадрового потенциала и │
│ │социальная поддержка педагогических кадров": │
│ │- уровень обеспеченности персоналом дошкольных │
│ │образовательных учреждений. │
│ │Целевые индикаторы реализации задачи │
│ │"Совершенствование экономических механизмов │
│ │развития муниципальной системы дошкольного │
│ │образования": │
│ │- уровень оплаты труда сотрудников системы │
│ │дошкольного образования относительно среднего │
│ │уровня заработной платы в регионе; │
│ │- затраты на содержание одного ребенка в │
│ │муниципальном дошкольном образовательном │
│ │учреждении; │
│ │- доля дошкольных образовательных учреждений, │
│ │переведенных на нормативно-подушевое │
│ │финансирование путем внесения соответствующих │
│ │изменений в нормативные правовые акты │
│ │муниципального образования "Город Калуга"; │
│ │- доля дошкольных образовательных учреждений, │
│ │переведенных на новую систему оплаты труда путем │
│ │внесения соответствующих изменений в нормативные │
│ │правовые акты муниципального образования "Город │
│ │Калуга". │
│ │Целевые индикаторы реализации задачи "Создание │
│ │независимой системы оценки качества дошкольного │
│ │образования": │
│ │- выполнение требований государственного │
│ │образовательного стандарта дошкольного │
│ │образования. │
│ │Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие │
│ │организационно-правовых основ деятельности │
│ │муниципальных дошкольных образовательных │
│ │учреждений": │
│ │- развитие общественных форм управления │
│ │образовательными учреждениями │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │2008-2011 годы │
│Программы │ │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │Всего на 2008-2011 годы - 112182,3 тыс. рублей, в│
│финансирования │том числе по годам: │
│Программы │2008 год - 23200,0 тыс. рублей; │
│ │2009 год - 25306,3 тыс. рублей; │
│ │2010 год - 28855,0 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 34821,0 тыс. рублей │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные │- Повышение эффективности использования бюджетных│
│результаты реализации │средств в сфере дошкольного образования за счет │
│Программы и показатели │создания системы обеспечения качества │
│ее │образовательных услуг; │
│социально-экономической│- содействие развитию различных │
│эффективности │организационно-правовых форм образовательных │
│ │организаций; │
│ │- повышение уровня образовательной информации, ее│
│ │качества, прозрачности и доступности для всех │
│ │заинтересованных сторон; │
│ │- внедрение новых услуг дошкольного образования; │
│ │- модернизация технологической и социальной │
│ │инфраструктуры дошкольного образования; │
│ │- повышение уровня доходов работников сферы │
│ │дошкольного образования; │
│ │- предотвращение оттока перспективных │
│ │педагогических кадров в другие отрасли; │
│ │- сохранение и развитие системы подготовки │
│ │квалифицированных педагогических кадров │
└═══════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════…
Необходимость разработки и принятия муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" обусловлена возрастанием роли дошкольного образования в образовательном пространстве муниципального образования "Город Калуга", необходимостью предоставления всем детям дошкольного возраста качественного дошкольного образования, расширения спектра услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.
Кроме того, развитая система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ), с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.
Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года. В названных документах обозначены базовые принципы развития системы российского образования:
- открытость к общественным запросам и требованиям времени;
- привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;
- внедрение новых организационно-управленческих, финансово-экономических и нормативно-правовых механизмов;
- переход на современные образовательные технологии;
- повышение качества и доступности образования.
С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 года N Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 года N 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (далее - Комплекс мер).
Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на муниципальном уровне по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.
В целях обеспечения устойчивого поступательного развития муниципальной системы дошкольного образования на основе возможного полного удовлетворения разнообразных образовательных потребностей детей и их родителей, а также для повышения качества дошкольных образовательных услуг, общественного статуса дошкольного образования города разработана данная Программа.
В основу Программы заложены приоритетные цели развития дошкольной образовательной системы Российской Федерации: улучшение содержания дошкольного образования, развитие системы обеспечения качества дошкольных образовательных услуг, сохранение и улучшение здоровья дошкольников, совершенствование экономических и правовых механизмов, создание системы оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне.
Отсутствие конкретных мер по модернизации системы дошкольного образования на протяжении последних лет обусловило проблему сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и контингента детей, охваченных дошкольным образованием как в целом по России, так и по городу Калуге со 109 в 1992 году (из них 23 муниципальных, 86 ведомственных) до 77 в 2007 году (из них 72 муниципальных, 5 негосударственных). Анализ этой проблемы в городе показал, что среди причин, обусловивших сокращение сети детских садов и контингента детей в них, в качестве основных можно выделить следующие: снижение рождаемости; закрытие детских садов, в основном ведомственных, из-за отсутствия средств на их содержание; недоступность дошкольных образовательных услуг для определенного контингента населения в связи с низкими доходами этой категории.
В настоящее время дошкольное образование в городе Калуге представлено сетью образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Большую часть этих учреждений составляют муниципальные дошкольные образовательные учреждения - 69, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 3, негосударственные образовательные учреждения - 5.
Начиная с 2002 года вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования, начинается увеличение числа воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях с 7814 в 2002 году до 11317 в 2007 году.
Показатель охвата детей-дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет различными формами дошкольного образования на 1 сентября 2006 года составил 74%. Данный показатель находится на уровне значения среднероссийского показателя 72,3%. В то же время общий охват детей от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования в 2006-2007 году составил 71%, что отличается от среднероссийского показателя в лучшую сторону - 58,3%.
Увеличение процента охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием стало результатом целенаправленной работы органов местного самоуправления и органов управления образованием по реализации решения Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. по развитию дошкольного образования в целом и образования детей старшего дошкольного возраста в частности.
Несмотря на указанные положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатель очередности в дошкольные образовательные учреждения остается высоким. В списках детей, нуждающихся в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся на 1 января 2007 года 3781 человек. Однако структура очереди неоднородна. 26,3% детей в указанных списках - это дети в возрасте до 1,5 лет, которым детский сад реально понадобится через 1-1,5 года, большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет - 67,3%, в возрасте от 5 до 7 лет - 6,4% (данные показатели находятся на уровне значений среднероссийских 62,9% и 7,9% соответственно).