ГОРОДСКАЯ УПРАВА ГОРОДА КАЛУГИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 8 июля 2009 года N 115


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛУГА" ОТ 28.11.2007 N 157 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛУГА" НА 2008-2011 ГОДЫ"


1. Внести изменения в постановление Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 28.11.2007 N 157 "Об утверждении муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы", изложив целевую Программу "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" в новой редакции (приложение).

2. Настоящее Решение вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет Городской Думы городского округа "Город Калуга" по вопросам социального развития (Ставиская М.В.) и на комитет Городской Думы городского округа "Город Калуга" по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике (Шорохов А.М.).


Городской Голова
городского округа
"Город Калуга"
Н.В.Любимов

     


Приложение
к Решению
Городской Думы
городского округа
"Город Калуга"
от 8 июля 2009 года N 115



 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛУГА" НА 2008-2011 ГОДЫ"


 Паспорт муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы"

┌═══════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы │Муниципальная целевая Программа "Развитие        │
│                       │дошкольного образования на территории городского │
│                       │округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" (далее -│
│                       │Программа)                                       │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для          │- Закон Российской Федерации от 10.07.1992       │
│разработки Программы   │N 3266-1 "Об образовании";                       │
│                       │- областная целевая программа "Комплексная       │
│                       │программа развития системы образования в         │
│                       │Калужской области в 2006-2010 гг." (подпрограмма │
│                       │"Развитие системы дошкольного образования "Юный  │
│                       │калужанин")                                      │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик Программы     │Городская Управа (исполнительно-распорядительный │
│                       │орган) городского округа "Город Калуга"          │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик Программы  │Городская Управа (исполнительно-распорядительный │
│                       │орган) городского округа "Город Калуга"          │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Цели Программы         │- Обеспечение конституционных гарантий           │
│                       │общедоступности дошкольного образования в        │
│                       │г. Калуге за счет расширения и рационализации    │
│                       │сети дошкольных образовательных учреждений,      │
│                       │развития их видового разнообразия;               │
│                       │- совершенствование экономических, социальных,   │
│                       │организационных, финансовых механизмов           │
│                       │функционирования муниципальной системы           │
│                       │дошкольного образования                          │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи Программы       │- Развитие сети муниципальных дошкольных         │
│                       │образовательных учреждений; развитие             │
│                       │материально-технической базы муниципальных       │
│                       │дошкольных образовательных учреждений;           │
│                       │- повышение качества дошкольного образования;    │
│                       │- совершенствование кадрового потенциала и       │
│                       │социальная поддержка педагогических кадров;      │
│                       │- совершенствование экономических механизмов     │
│                       │развития муниципальной системы дошкольного       │
│                       │образования;                                     │
│                       │- создание независимой системы оценки качества   │
│                       │дошкольного образования;                         │
│                       │- развитие организационно-правовых основ         │
│                       │деятельности муниципальных дошкольных            │
│                       │образовательных учреждений                       │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Важнейшие целевые      │Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие   │
│индикаторы и показатели│сети муниципальных дошкольных образовательных    │
│Программы              │учреждений":                                     │
│                       │- обеспеченность детского населения местами в    │
│                       │МДОУ;                                            │
│                       │- процент охвата детей дошкольного возраста,     │
│                       │проживающих в городе, детскими садами;           │
│                       │- количество новых форм дошкольного образования, │
│                       │предоставляемых на территории города Калуги для  │
│                       │детей в возрасте от 1 года до 7 лет.             │
│                       │Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие   │
│                       │материально-технической базы муниципальных       │
│                       │дошкольных образовательных учреждений":          │
│                       │- количество образовательных учреждений, имеющих │
│                       │лицензию на право ведения образовательной        │
│                       │деятельности.                                    │
│                       │Целевые индикаторы реализации задачи "Повышение  │
│                       │качества дошкольного образования":               │
│                       │- уровень заболеваемости детей в МДОУ;           │
│                       │- охват детей дошкольного возраста коррекционным │
│                       │образованием.                                    │
│                       │Целевые индикаторы реализации задачи             │
│                       │"Совершенствование кадрового потенциала и        │
│                       │социальная поддержка педагогических кадров":     │
│                       │- уровень обеспеченности персоналом дошкольных   │
│                       │образовательных учреждений.                      │
│                       │Целевые индикаторы реализации задачи             │
│                       │"Совершенствование экономических механизмов      │
│                       │развития муниципальной системы дошкольного       │
│                       │образования":                                    │
│                       │- уровень оплаты труда сотрудников системы       │
│                       │дошкольного образования относительно среднего    │
│                       │уровня заработной платы в регионе;               │
│                       │- затраты на содержание одного ребенка в         │
│                       │муниципальном дошкольном образовательном         │
│                       │учреждении;                                      │
│                       │- доля дошкольных образовательных учреждений,    │
│                       │переведенных на нормативно-подушевое             │
│                       │финансирование путем внесения соответствующих    │
│                       │изменений в нормативные правовые акты            │
│                       │муниципального образования "Город Калуга";       │
│                       │- доля дошкольных образовательных учреждений,    │
│                       │переведенных на новую систему оплаты труда путем │
│                       │внесения соответствующих изменений в нормативные │
│                       │правовые акты муниципального образования "Город  │
│                       │Калуга".                                         │
│                       │Целевые индикаторы реализации задачи "Создание   │
│                       │независимой системы оценки качества дошкольного  │
│                       │образования":                                    │
│                       │- выполнение требований государственного         │
│                       │образовательного стандарта дошкольного           │
│                       │образования.                                     │
│                       │Целевые индикаторы реализации задачи "Развитие   │
│                       │организационно-правовых основ деятельности       │
│                       │муниципальных дошкольных образовательных         │
│                       │учреждений":                                     │
│                       │- развитие общественных форм управления          │
│                       │образовательными учреждениями                    │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации       │2008-2011 годы                                   │
│Программы              │                                                 │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники     │Всего на 2008-2011 годы - 112182,3 тыс. рублей, в│
│финансирования         │том числе по годам:                              │
│Программы              │2008 год - 23200,0 тыс. рублей;                  │
│                       │2009 год - 25306,3 тыс. рублей;                  │
│                       │2010 год - 28855,0 тыс. рублей;                  │
│                       │2011 год - 34821,0 тыс. рублей                   │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные     │- Повышение эффективности использования бюджетных│
│результаты реализации  │средств в сфере дошкольного образования за счет  │
│Программы и показатели │создания системы обеспечения качества            │
│ее                     │образовательных услуг;                           │
│социально-экономической│- содействие развитию различных                  │
│эффективности          │организационно-правовых форм образовательных     │
│                       │организаций;                                     │
│                       │- повышение уровня образовательной информации, ее│
│                       │качества, прозрачности и доступности для всех    │
│                       │заинтересованных сторон;                         │
│                       │- внедрение новых услуг дошкольного образования; │
│                       │- модернизация технологической и социальной      │
│                       │инфраструктуры дошкольного образования;          │
│                       │- повышение уровня доходов работников сферы      │
│                       │дошкольного образования;                         │
│                       │- предотвращение оттока перспективных            │
│                       │педагогических кадров в другие отрасли;          │
│                       │- сохранение и развитие системы подготовки       │
│                       │квалифицированных педагогических кадров          │
└═══════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════…


1. Характеристика проблемы развития дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга"


Необходимость разработки и принятия муниципальной целевой Программы "Развитие дошкольного образования на территории городского округа "Город Калуга" на 2008-2011 годы" обусловлена возрастанием роли дошкольного образования в образовательном пространстве муниципального образования "Город Калуга", необходимостью предоставления всем детям дошкольного возраста качественного дошкольного образования, расширения спектра услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, развитая система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ), с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года. В названных документах обозначены базовые принципы развития системы российского образования:

- открытость к общественным запросам и требованиям времени;

- привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;

- внедрение новых организационно-управленческих, финансово-экономических и нормативно-правовых механизмов;

- переход на современные образовательные технологии;

- повышение качества и доступности образования.

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 года N Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 года N 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (далее - Комплекс мер).

Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на муниципальном уровне по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.

В целях обеспечения устойчивого поступательного развития муниципальной системы дошкольного образования на основе возможного полного удовлетворения разнообразных образовательных потребностей детей и их родителей, а также для повышения качества дошкольных образовательных услуг, общественного статуса дошкольного образования города разработана данная Программа.

В основу Программы заложены приоритетные цели развития дошкольной образовательной системы Российской Федерации: улучшение содержания дошкольного образования, развитие системы обеспечения качества дошкольных образовательных услуг, сохранение и улучшение здоровья дошкольников, совершенствование экономических и правовых механизмов, создание системы оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне.

Отсутствие конкретных мер по модернизации системы дошкольного образования на протяжении последних лет обусловило проблему сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и контингента детей, охваченных дошкольным образованием как в целом по России, так и по городу Калуге со 109 в 1992 году (из них 23 муниципальных, 86 ведомственных) до 77 в 2007 году (из них 72 муниципальных, 5 негосударственных). Анализ этой проблемы в городе показал, что среди причин, обусловивших сокращение сети детских садов и контингента детей в них, в качестве основных можно выделить следующие: снижение рождаемости; закрытие детских садов, в основном ведомственных, из-за отсутствия средств на их содержание; недоступность дошкольных образовательных услуг для определенного контингента населения в связи с низкими доходами этой категории.

В настоящее время дошкольное образование в городе Калуге представлено сетью образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Большую часть этих учреждений составляют муниципальные дошкольные образовательные учреждения - 69, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 3, негосударственные образовательные учреждения - 5.

Начиная с 2002 года вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования, начинается увеличение числа воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях с 7814 в 2002 году до 11317 в 2007 году.

Показатель охвата детей-дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет различными формами дошкольного образования на 1 сентября 2006 года составил 74%. Данный показатель находится на уровне значения среднероссийского показателя 72,3%. В то же время общий охват детей от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования в 2006-2007 году составил 71%, что отличается от среднероссийского показателя в лучшую сторону - 58,3%.

Увеличение процента охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием стало результатом целенаправленной работы органов местного самоуправления и органов управления образованием по реализации решения Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. по развитию дошкольного образования в целом и образования детей старшего дошкольного возраста в частности.

Несмотря на указанные положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатель очередности в дошкольные образовательные учреждения остается высоким. В списках детей, нуждающихся в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся на 1 января 2007 года 3781 человек. Однако структура очереди неоднородна. 26,3% детей в указанных списках - это дети в возрасте до 1,5 лет, которым детский сад реально понадобится через 1-1,5 года, большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет - 67,3%, в возрасте от 5 до 7 лет - 6,4% (данные показатели находятся на уровне значений среднероссийских 62,9% и 7,9% соответственно).

Программа направлена на обеспечение доступности услуг дошкольного образования для детей города Калуги. В результате интенсивного жилищного строительства в 1,3-1,5 раза увеличилось количество детей в дошкольных образовательных учреждениях в таких микрорайонах города, как Терепец, ул. Кубяка, Правобережье, Северный, Сосновая роща, центр города. Из-за отсутствия дошкольных образовательных учреждений по улицам Салтыкова-Щедрина, Болдина, Хрустальной, в п. Росва, п. Дубрава, микрорайоне Байконур с перегрузкой сверх санитарных нормативов функционирует 83% учреждений. В настоящее время возможности дополнительного обеспечения местами в муниципальных ДОУ исчерпаны, фактическая "уплотненность" групп превышает существующие нормы (на 100 мест в ДОУ приходится 128 детей). Согласно прогнозу МУЗ "Детская городская больница" (отдел медицинской статистики) демографическая ситуация в дальнейшем будет улучшаться, следовательно, проблема с устройством детей в ДОУ будет усугубляться. Требуется в кратчайшие сроки решить вопрос доступности услуг дошкольного образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»