ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2010 года N 359
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений Правительства Калужской области от 13.04.2011 N 197, от 01.06.2011 N 305, от 11.07.2011 N 369, от 22.09.2011 N 515, от 30.12.2011 N 722, от 09.06.2012 N 287, от 05.10.2012 N 507, от 26.12.2012 N 665, от 24.06.2013 N 319, от 02.08.2013 N 401, от 20.09.2013 N 491, от 27.12.2013 N 735)
В целях развития трудовых ресурсов, повышения их мобильности, создания условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую Программу "Содействие занятости населения Калужской области на 2011 - 2013 годы" (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений Правительства Калужской области от 13.04.2011 N 197, от 01.06.2011 N 305, от 11.07.2011 N 369, от 22.09.2011 N 515, от 30.12.2011 N 722, от 09.06.2012 N 287, от 05.10.2012 N 507, от 26.12.2012 N 665, от 24.06.2013 N 319, от 02.08.2013 N 401, от 20.09.2013 N 491, от 27.12.2013 N 735)
1. Наименование | Долгосрочная целевая программа "Содействие занятости населения Калужской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) | ||||
2. Заказчик Программы | Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области | ||||
3. Разработчик | Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области | ||||
4. Дата принятия решения о разработке | Распоряжение Губернатора Калужской области от 13.08.2010 N 104-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Калужской области на 2011 - 2013 годы" | ||||
5. Цель и задачи | Цель Программы - снижение уровня безработицы, содействие трудоустройству граждан, уменьшение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда. | ||||
(строка 5 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 02.08.2013 N 401) | |||||
6. Целевые индикаторы и показатели | - Среднегодовой уровень регистрируемой безработицы; | ||||
7. Сроки и этапы реализации | 2011 - 2013 годы, в один этап | ||||
8. Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Основные мероприятия Программы: | ||||
(строка 8 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 02.08.2013 N 401) | |||||
9. Объемы финансирования | Источник финансирования | Всего (тыс. руб.) | В том числе по годам | ||
2011 | 2012 | 2013 | |||
Областной бюджет <*> | 140332,66 | 9911,26 | 38149,40 | 92272,0 | |
Субвенция из федерального бюджета <**> | 593300,75 | 265606,02 | 171754,33 | 155940,40 | |
Местные бюджеты <***>) | 34397,46 | 9911,26 | 10964,60 | 13521,60 | |
Итого | 768030,87 | 285428,54 | 220868,33 | 261734,00 | |
<*> Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. | |||||
(строка 9 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 27.12.2013 N 735) | |||||
10. Ожидаемые результаты | В результате реализации Программы предполагаются: | ||||
11. Система организации контроля за исполнением | Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденными постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111) |
Преобразования экономического устройства страны, происходившие с 1991 года, сопровождались значительными сдвигами в структуре производства и снижением объемов деятельности во всех основных отраслях экономики. Это привело к резкому изменению количественных и качественных характеристик рынка труда. В течение 1993 - 1999 годов ежегодные объемы увольнения работников из организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области, стабильно превышали объемы приема нового персонала.
Число граждан, лишившихся работы в связи с сокращением штатов или ликвидацией организаций, в 1994 - 1998 годах составляло 2,5 - 2,7% от среднесписочной численности работников. В результате к 1999 году занятое население Калужской области сократилось по сравнению с 1992 годом на 73,4 тыс. человек, или на 13,6%.
По данным выборочных обследований, проведенных Калужским областным комитетом государственной статистики, общий уровень безработицы, определяемый по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), в 1992 году составлял 4,1% от экономически активного населения Калужской области (23 тыс. безработных), а в 1999 году - 11,5% (60,7 тыс. безработных).
Начиная с 1999 года в экономике Калужской области наметились позитивные тенденции, которые выражались в росте объемов промышленного производства, подрядных работ, увеличении товарооборота, повышении численности занятого населения, снижении регистрируемой и общей безработицы. Улучшение ситуации на рынке труда продолжалось вплоть до 2008 года, когда в начале ноября численность безработных достигла самого низкого значения (2439 человек), а уровень регистрируемой безработицы составил 0,44%. Общий уровень безработицы, определяемый по методологии МОТ, в это время составлял 4,7% от экономически активного населения Калужской области (24 тыс. безработных).
В ноябре-декабре 2008 года начало сказываться негативное влияние на экономику Калужской области мирового финансового кризиса, которое на рынке труда нашло выражение в увеличении числа высвобождаемых работников, широком применении работодателями режимов неполного рабочего времени, простоев, направлении работников в вынужденные отпуска.
В период с октября 2008 года по декабрь 2009 года в государственную службу занятости населения Калужской области представлена информация о планируемом высвобождении 13514 работников 633 организаций.
В 70 организациях высвобождение работников носило массовый характер.
Наибольшее количество сокращений происходило в организациях вида экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - 116 организаций: численность предполагаемых к увольнению - 49,7% от общего количества, численность уволенных - 57,2% от общего количества уволенных.
На втором месте строительные организации и предприятия промышленности стройматериалов - соответственно 47 организаций: 7,2% от числа работников, предполагаемых к увольнению, и 5,5% от числа уволенных. Заметный удельный вес имели образовательные учреждения всех уровней, организации энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи. Значительную долю в численности предполагаемых к сокращению работников (более 12%) имели сотрудники военных организаций. Режимы неполного рабочего времени вводились в 235 организациях для 36,7 тыс. человек. Суммарные потери рабочего времени составили почти 708 тыс. человеко-дней, что в среднем на одного работника, работавшего неполное время, составляет 19 человеко-дней. В 102 организациях суммарный период неполного рабочего времени составлял 6 и более месяцев (вводился неоднократно). Наибольший удельный вес среди организаций, применявших неполное рабочее время, имели организации обрабатывающих производств (28%), строительные организации и предприятия строительной индустрии (14,5%), организации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности (11,5%).
В 46 организациях происходили приостановки производства для части или всех работников, причем в 9 из них суммарный период простоя составлял 6 и более месяцев. Совокупные потери рабочего времени составили 62,3 тыс. человеко-дней, или в среднем на одного работника, находившегося в простое, 32 дня.
В 39 организациях часть работников направлялась в отпуска без сохранения заработной платы. Совокупные потери рабочего времени составили 62,3 тыс. человеко-дней, или в среднем на одного работника, находившегося в вынужденном отпуске, 62 дня.
Нестабильная ситуация на рынке труда вызвала заметное увеличение количества граждан, нуждающихся в услугах государственной службы занятости населения Калужской области.
За государственными услугами в 2009 году обратились почти 126 тыс. человек, в том числе 2013 инвалидов (каждый пятый житель Калужской области в трудоспособном возрасте). Это в полтора раза больше, чем в предыдущем году. Наибольшее количество обратившихся нуждались в подборе подходящей работы.
В определенной степени стабилизировать ситуацию помогла реализация региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 13.01.2009 N 2 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 10.02.2009 N 36, от 12.08.2009 N 321, от 11.09.2009 N 364, от 02.11.2009 N 444, от 25.12.2009 N 546).
В мероприятиях указанной региональной программы участвовало около 6,5% экономически активного населения Калужской области. В среднем по Российской Федерации этот показатель составил 2,8%. В результате реализации ее мероприятий в целом достигнуты следующие основные результаты:
- обеспечена занятость, в первую очередь за счет общественных работ, значительной части работников организаций Калужской области, работавших в режиме неполного рабочего времени, находившихся в простоях, а также вынужденных отпусках. В общественных работах участвовало почти 33 тыс. человек (6,5% экономически активного населения Калужской области), 765 из них находились под угрозой увольнения. При этом решены многие вопросы, касающиеся в первую очередь благоустройства населенных пунктов, приведения в порядок территории организаций и прилегающих территорий, и другие важные проблемы. Необходимо подчеркнуть и положительное влияние, которое оказала на стабилизацию социально-экономической обстановки в регионе поддержка доходов населения, реализованная в рамках этого мероприятия;
- за счет опережающего обучения в основном сохранен кадровый потенциал, повышен профессиональный уровень работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, сохранена их занятость. Из 3142 человек, завершивших обучение, 3120 сохранили рабочие места в своих организациях;
- стажировка 458 выпускников образовательных учреждений, испытывающих затруднения в поиске работы, позволила приобрести первоначальный опыт профессиональной деятельности. Часть из них осталась работать по месту прохождения стажировки, а большинству из остальных приобретенные навыки помогут в трудоустройстве;
- удалось оказать заметное положительное влияние на развитие малого бизнеса, причем в большинстве случаев в нужных и перспективных для Калужской области сферах экономической деятельности. Оказано содействие в организации самозанятости 500 безработным гражданам;
- оказана финансовая поддержка 1592 организациям, находившимся в сложном финансово-экономическом положении. Объем расходов консолидированного бюджета Калужской области на поддержку организаций составил 417559,2 тыс. рублей.
Вместе с тем к концу 2009 года не удалось в полной мере стабилизировать ситуацию на рынке труда Калужской области. В период с начала декабря 2009 по конец февраля 2010 года численность безработных увеличилась с 6856 человек до 8708 человек, а уровень регистрируемой безработицы - с 1,2% до 1,59% от численности экономически активного населения. В дальнейшем происходит медленный спад этих показателей, и на конец июня текущего года численность безработных сократилась до значения около 7 тыс. человек (уровень безработицы - 1,25%). При сохранении этой тенденции (с учетом сезонных колебаний) численность безработных до конца года прогнозируется около 7300 человек (1,3% от численности экономически активного населения).
В силу значительной инерционности процессов на рынке труда и продолжающихся кризисных явлений решение проблемы в краткосрочный период невозможно.
В предстоящие годы на ситуацию на рынке труда Калужской области будут продолжать оказывать серьезное влияние следующие негативные факторы:
- несоответствие профессионального уровня значительной части работников организаций Калужской области потребностям рынка труда при сохранении тенденции к старению и сокращению кадрового состава квалифицированных рабочих, что усугубляется явной недостаточностью объемов их профессиональной подготовки в образовательных учреждениях, в первую очередь начального профессионального образования, и на производстве;
- невысокий уровень развития сферы малого бизнеса, особенно в сельской местности, обусловленный низкими темпами развития новых форм хозяйствования на селе;
- сохраняющаяся низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и др.), обусловленная объективным ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам.
Эти факторы во многом определяют сохранение структурного характера безработицы и, как следствие, необходимость разрешения проблемы программными методами.
Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250, намечено достижение достойного качества жизни населения, улучшения демографической ситуации в Калужской области, увеличения продолжительности жизни, комплексной реабилитации и учета интересов людей с ограниченными возможностями, увеличения представительства среднего класса, сохранения социальной стабильности в регионе, обеспечения устойчивого роста экономического потенциала Калужской области не только за счет инвестиций, но прежде всего вследствие активизации человеческого фактора экономического развития, повышения уровня общественно-политического единства в регионе, активизации гражданского политического участия населения, формирования и развития институтов гражданского общества.
К числу определяющих факторов решения этих задач относится обеспечение эффективного функционирования регулируемого рынка труда и содействие занятости населения. Основными задачами влияния на занятость населения являются прежде всего обеспечение оптимального перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с требованиями экономики, повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, постоянное сокращение скрытой безработицы.
В настоящее время актуальной остается проблема нелегальной трудовой миграции. Нелегальная трудовая миграция влечет за собой создание предельно низкого стандарта трудовых отношений, повышает экономическую нагрузку на налогоплательщиков, создает угрозу эпидемиологической безопасности, провоцирует рост преступности. Наличие нелегальных трудовых мигрантов, занимающих рабочие места, на которые могли бы быть приняты граждане Российской Федерации, повышает уровень безработицы и снижает качество жизни жителей региона. Необходимо наличие специального учреждения для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 02.08.2013 N 401)
Необходимость разработки долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Калужской области на 2011 - 2013 годы" обусловлена как прогнозируемой ситуацией на рынке труда, так и необходимостью реализации статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". В соответствии с ней субъектам Российской Федерации переданы полномочия по разработке и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
(в редакции Постановления Правительства Калужской области от 30.12.2011 N 722)
Цель Программы - снижение уровня безработицы, содействие трудоустройству граждан, уменьшение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда.
Задачи Программы:
1. Своевременное и качественное оказание государственных услуг в области содействия занятости населения.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 05.10.2012 N 507)