ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 11 января 2010 года N 629-ОЗ


О внесении изменений в Закон Калужской области "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года"


Принят
 Законодательным Собранием
 24 декабря 2009 года


     Статья 1


Внести в Закон Калужской области от 12.05.2003 г. № 206-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года" (в редакции законов Калужской области от 28.06.2004 г. № 323-ОЗ, от 29.12.2005 г. № 159-ОЗ) (далее - Закон) следующие изменения:

1. Наименование Закона изложить в следующей редакции: "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года".

2. Статью 1 Закона изложить в следующей редакции: "Утвердить областную целевую программу "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года" (прилагается).".

3. В статье 2 Закона заменить слова "до 2010 года" словами "до 2012 года".

4. Приложение к Закону "Областная целевая программа "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Закону.     


     Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.     

Губернатор Калужской области
 А.Д.Артамонов

г.Калуга

11 января 2010 года

N 629-ОЗ



Приложение
 к Закону Калужской области
 от 11 января 2010 года N 629-ОЗ


  "Приложение
 к Закону Калужской области
 от 12 мая 2003 года N 206-ОЗ

Областная целевая программа "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года"


ПАСПОРТ
 областной целевой программы

1. Наименование

Областная целевая программа "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года" (далее - программа)

2. Заказчик областной целевой программы

Министерство сельского хозяйства Калужской области

3. Разработчики

Министерство сельского хозяйства Калужской области
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области
Министерство дорожного хозяйства Калужской области
Министерство образования и науки Калужской области
Министерство культуры Калужской области
Министерство здравоохранения Калужской области

4. Дата принятия решения о разработке

Постановление Правительства Калужской  области  от 24 мая 2002 года № 106 "О разработке областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской   области до 2010 года"

5. Цели и задачи

       Целью программы является повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий,  создание условий для расширения рынка труда и повышение престижности проживания в населенных пунктах, расположенных в сельской местности.

Задачи:

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

- расширение сети и улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры в сельской местности;

- развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения;

- повышение уровня и качества водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения  в сельской местности;

- расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности

6. Целевые индикаторы и показатели

Наименование и значение целевых индикаторов и показателей представлены в приложении № 11 к областной целевой программе "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года"

7. Сроки и этапы реализации

2003-2012 годы:
I этап - 2003-2005 годы;
II этап - 2006-2009 годы;
III этап - 2010-2012 годы

8. Перечень основных мероприятий

Мероприятия программы сгруппированы по следующим направлениям:

 - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

- развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;

- развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности;

- развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности;

- развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности;

- развитие электрических сетей в сельской местности;

- развитие газификации в сельской местности;

- развитие водоснабжения в сельской местности;

- развитие сети автомобильных дорог в сельской местности

9. Объемы финансирования

Сроки реализации  

Объем финансирования, всего  

млн. рублей  

в том числе:

федеральный бюджет*

областной бюджет  

местный бюджет**

внебюджетные источники***

I этап  

175,521  

57,420  

102,101  

-  

16,000  

  2003 год  

15,968  

15,968  

-

-

-

  2004 год  

78,307  

22,452  

47,855  

-

8,000  

  2005 год  

81,246  

19,000  

54,246  

-

8,000  

II этап  

832,024  

286,463  

416,756  

64,447  

64,358  

  2006 год  

104,974  

32,781  

56,943  

-

15,250  

  2007 год  

126,534  

35,384  

79,440  

-

11,710  

  2008 год  

235,592  

65,240  

127,688  

23,164  

19,500  

  2009 год  

364,924  

153,058  

152,685  

41,283  

17,898  

III этап  

408,030  

115,410  

206,820  

40,800  

45,000  

  2010 год  

136,010  

38,470  

68,940  

13,600  

15,000  

  2011 год  

136,010  

38,470  

68,940  

13,600  

15,000  

  2012 год  

136,010  

38,470  

68,940  

13,600  

15,000  

В С Е Г О  

1415,575  

459,293  

725,677  

105,247  

125,358  

* Объем средств из федерального бюджета ежегодно определяется после утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и заключения Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Калужской области

** Объемы средств местных бюджетов определяются в соглашениях между министерством сельского хозяйства Калужской области и муниципальными районами Калужской области

*** К внебюджетным источникам относятся собственные или заемные средства граждан и хозяйствующих субъектов, являющихся участниками мероприятий программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов

10. Ожидаемые результаты

Реализация программы позволит:

- улучшить жилищные условия более 580 сельских семей, в том числе 110 молодых семей и молодых специалистов;

- повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом  до  64,1 %;

- обеспечить электроэнергией вновь построенный жилой поселок;

- повысить уровень обеспеченности общеобразовательными учреждениями и детскими дошкольными учреждениями в сельской местности и улучшить их материально-техническое состояние;

- расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 32 посещения в смену, улучшить материально-техническое состояние учреждений здравоохранения;

- улучшить материально-техническое состояние сельских учреждений культуры;

- улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения;

- повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66,3 %

11. Система организации контроля  за исполнением

Организация управления программой, контроль за ее выполнением осуществляются в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 г. № 33 (в ред. постановлений Губернатора Калужской области от 06.05.2005 г. № 179, от 04.08.2006 г. № 285, от 17.10.2007 г. № 390)


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Калужской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" от 06.11.2007 № 360-ОЗ, требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.                                                                                                                                                                                                                                                                         

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

В результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских и культурных услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Жилищные условия


Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 34,9 %, канализацией - 30,1 %, центральным отоплением - 22 %.


Образование


Число детских дошкольных учреждений (далее - ДДУ) по сравнению с 1995 годом снизилось на 27 %. Число детей, приходящихся на 100 мест в ДДУ, ниже, чем в Российской Федерации, на 15 %, охват детей общим дошкольным образованием на селе в области составляет 27 % (по России - 36 %).

Возможность получения качественного образования у сельской молодежи значительно меньше, чем у городской.

По сравнению с городом сельская школа располагает худшей материально-технической базой. 40 % зданий сельских школ требуют реконструкции, 7 % находятся в аварийном состоянии, 21 % не имеют спортивных залов, 10 % не располагают мастерскими для трудового обучения.


Здравоохранение


Обеспеченность сельского населения Калужской области врачами составляет 17 % (0,8 специалистов на 1000 населения), средним медперсоналом - 29,6 % (3,2 чел. на 1000 населения). Вследствие этого уровень заболеваемости на 1000 взрослого населения превышает общероссийский уровень на 8,5 %, детей на 23,8 %.

Из 445 фельдшерско-акушерских пунктов 90 % расположены в приспособленных помещениях, не соответствующих санитарным нормам, до 25 % объектов не имеют коммунальных услуг.


Культура


В сельской местности области действует 360 учреждений культуры клубного типа, 412 библиотек, более 40 % из них требуют ремонта и находятся в ветхом состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и технически изношено.

Не функционирует система обслуживания сельского населения передвижными средствами культуры. Недостаточно финансирование культурно-воспитательной работы, остается низким уровень комплектования фондов сельских библиотек, в особенности периодическими изданиями.


Сельские электрические сети


Потери в сельских электрических сетях за последние годы возросли на 20-25 % из-за их сверхнормативного износа. Значительная часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, принадлежащих муниципальным образованиям, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей, а также необходимо строительство электрических сетей для вновь построенных жилых поселков в сельской местности.


Газификация


Природный газ является самым дешевым и экологически чистым видом топлива. Однако, несмотря на то, что по территории области проходят три магистральных газопровода, использование природного газа, особенно в сельской местности, остается недостаточным. Газификация жилого фонда составляет 28,8 %.


Водоснабжение


Водоснабжение сельских населенных пунктов области осуществляется в основном из подземных источников, большая часть которых из-за длительной эксплуатации, а также отсутствия надлежащей службы техобслуживания и ремонта находится в неудовлетворительном состоянии. Многие скважины практически заброшены и являются источником загрязнения подземных вод. Из 1614,2 км сельских водопроводных сетей, 587,3 км нуждается в ремонте. Подземные насосные станции и колодцы в большинстве не отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам. Требуют замены и ремонта 44 % имеющихся водонапорных башен.


Дорожное строительство


В результате неудовлетворительного состояния сельских дорог с твердым покрытием сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм медицинского, бытового, торгового обслуживания сельского населения.

Существенное снижение уровня жизни сельского населения оказало негативное влияние на демографическую ситуацию. Серьезным признаком неблагополучия в демографическом развитии области является изменение структуры населения в пользу старших возрастных групп. Старение населения и низкая продолжительность жизни сокращают базу воспроизводства трудовых ресурсов на селе, что может привести в ряде районов к их невосполнимому дефициту уже в ближайшие годы.

Трудоспособное население Калужской области составляет 149,0 тыс. чел., или 52,4 %, из них непосредственно в сельском хозяйстве занято 27,2 тыс. чел., или 9 % всех замещенных рабочих мест в области. При общем уровне сельской безработицы 0,9 % не замещено 8 % рабочих мест. Среднемесячная зарплата работающих в экономике области в 2001 году составляла 1746 руб., зарплата работников сельского хозяйства - 1047 руб.

Наметившиеся положительные тенденции в развитии индивидуального жилищного строительства, ускорении газификации сельской местности еще недостаточны для ликвидации разрыва в социальных условиях города и деревни и нормализации демографической ситуации на селе.

Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность).

Таким образом, необходимость разработки и реализации областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года" обусловлена:

- социально-политической остротой проблемы, ее общеобластным значением;

- необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы";

- межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти Калужской области, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей;

- приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.


2. Основные цели и задачи программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»