Принят
Законодательным Собранием
24 декабря 2009 года
Статья 1
Внести в Закон Калужской области от 12.05.2003 г. № 206-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года" (в редакции законов Калужской области от 28.06.2004 г. № 323-ОЗ, от 29.12.2005 г. № 159-ОЗ) (далее - Закон) следующие изменения:
1. Наименование Закона изложить в следующей редакции: "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года".
2. Статью 1 Закона изложить в следующей редакции: "Утвердить областную целевую программу "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года" (прилагается).".
3. В статье 2 Закона заменить слова "до 2010 года" словами "до 2012 года".
4. Приложение к Закону "Областная целевая программа "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г.Калуга
11 января 2010 года
N 629-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
от 11 января 2010 года N 629-ОЗ
"Приложение
к Закону Калужской области
от 12 мая 2003 года N 206-ОЗ
Областная целевая программа "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года"
ПАСПОРТ
областной целевой программы
1. Наименование | Областная целевая программа "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года" (далее - программа) | |||||
2. Заказчик областной целевой программы | Министерство сельского хозяйства Калужской области | |||||
3. Разработчики | Министерство сельского хозяйства Калужской области | |||||
4. Дата принятия решения о разработке | ||||||
5. Цели и задачи | Целью программы является повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, создание условий для расширения рынка труда и повышение престижности проживания в населенных пунктах, расположенных в сельской местности. Задачи: - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; - расширение сети и улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры в сельской местности; - развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения; - повышение уровня и качества водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения в сельской местности; - расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности | |||||
6. Целевые индикаторы и показатели | Наименование и значение целевых индикаторов и показателей представлены в приложении № 11 к областной целевой программе "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года" | |||||
7. Сроки и этапы реализации | 2003-2012 годы: | |||||
8. Перечень основных мероприятий | Мероприятия программы сгруппированы по следующим направлениям: - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; - развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности; - развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности; - развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности; - развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности; - развитие электрических сетей в сельской местности; - развитие газификации в сельской местности; - развитие водоснабжения в сельской местности; - развитие сети автомобильных дорог в сельской местности | |||||
9. Объемы финансирования | Сроки реализации | Объем финансирования, всего | млн. рублей в том числе: | |||
федеральный бюджет* | областной бюджет | местный бюджет** | внебюджетные источники*** | |||
I этап | 175,521 | 57,420 | 102,101 | - | 16,000 | |
2003 год | 15,968 | 15,968 | - | - | - | |
2004 год | 78,307 | 22,452 | 47,855 | - | 8,000 | |
2005 год | 81,246 | 19,000 | 54,246 | - | 8,000 | |
II этап | 832,024 | 286,463 | 416,756 | 64,447 | 64,358 | |
2006 год | 104,974 | 32,781 | 56,943 | - | 15,250 | |
2007 год | 126,534 | 35,384 | 79,440 | - | 11,710 | |
2008 год | 235,592 | 65,240 | 127,688 | 23,164 | 19,500 | |
2009 год | 364,924 | 153,058 | 152,685 | 41,283 | 17,898 | |
III этап | 408,030 | 115,410 | 206,820 | 40,800 | 45,000 | |
2010 год | 136,010 | 38,470 | 68,940 | 13,600 | 15,000 | |
2011 год | 136,010 | 38,470 | 68,940 | 13,600 | 15,000 | |
2012 год | 136,010 | 38,470 | 68,940 | 13,600 | 15,000 | |
В С Е Г О | 1415,575 | 459,293 | 725,677 | 105,247 | 125,358 | |
* Объем средств из федерального бюджета ежегодно определяется после утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и заключения Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Калужской области ** Объемы средств местных бюджетов определяются в соглашениях между министерством сельского хозяйства Калужской области и муниципальными районами Калужской области *** К внебюджетным источникам относятся собственные или заемные средства граждан и хозяйствующих субъектов, являющихся участниками мероприятий программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов | ||||||
10. Ожидаемые результаты | Реализация программы позволит: - улучшить жилищные условия более 580 сельских семей, в том числе 110 молодых семей и молодых специалистов; - повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 64,1 %; - обеспечить электроэнергией вновь построенный жилой поселок; - повысить уровень обеспеченности общеобразовательными учреждениями и детскими дошкольными учреждениями в сельской местности и улучшить их материально-техническое состояние; - расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 32 посещения в смену, улучшить материально-техническое состояние учреждений здравоохранения; - улучшить материально-техническое состояние сельских учреждений культуры; - улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения; - повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66,3 % | |||||
11. Система организации контроля за исполнением | Организация управления программой, контроль за ее выполнением осуществляются в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 г. № 33 (в ред. постановлений Губернатора Калужской области от 06.05.2005 г. № 179, от 04.08.2006 г. № 285, от 17.10.2007 г. № 390) |
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Калужской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" от 06.11.2007 № 360-ОЗ, требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
В результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских и культурных услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Жилищные условия
Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 34,9 %, канализацией - 30,1 %, центральным отоплением - 22 %.
Образование
Число детских дошкольных учреждений (далее - ДДУ) по сравнению с 1995 годом снизилось на 27 %. Число детей, приходящихся на 100 мест в ДДУ, ниже, чем в Российской Федерации, на 15 %, охват детей общим дошкольным образованием на селе в области составляет 27 % (по России - 36 %).
Возможность получения качественного образования у сельской молодежи значительно меньше, чем у городской.
По сравнению с городом сельская школа располагает худшей материально-технической базой. 40 % зданий сельских школ требуют реконструкции, 7 % находятся в аварийном состоянии, 21 % не имеют спортивных залов, 10 % не располагают мастерскими для трудового обучения.
Здравоохранение
Обеспеченность сельского населения Калужской области врачами составляет 17 % (0,8 специалистов на 1000 населения), средним медперсоналом - 29,6 % (3,2 чел. на 1000 населения). Вследствие этого уровень заболеваемости на 1000 взрослого населения превышает общероссийский уровень на 8,5 %, детей на 23,8 %.
Из 445 фельдшерско-акушерских пунктов 90 % расположены в приспособленных помещениях, не соответствующих санитарным нормам, до 25 % объектов не имеют коммунальных услуг.
Культура
В сельской местности области действует 360 учреждений культуры клубного типа, 412 библиотек, более 40 % из них требуют ремонта и находятся в ветхом состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и технически изношено.
Не функционирует система обслуживания сельского населения передвижными средствами культуры. Недостаточно финансирование культурно-воспитательной работы, остается низким уровень комплектования фондов сельских библиотек, в особенности периодическими изданиями.
Сельские электрические сети
Потери в сельских электрических сетях за последние годы возросли на 20-25 % из-за их сверхнормативного износа. Значительная часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, принадлежащих муниципальным образованиям, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей, а также необходимо строительство электрических сетей для вновь построенных жилых поселков в сельской местности.
Газификация
Природный газ является самым дешевым и экологически чистым видом топлива. Однако, несмотря на то, что по территории области проходят три магистральных газопровода, использование природного газа, особенно в сельской местности, остается недостаточным. Газификация жилого фонда составляет 28,8 %.
Водоснабжение
Водоснабжение сельских населенных пунктов области осуществляется в основном из подземных источников, большая часть которых из-за длительной эксплуатации, а также отсутствия надлежащей службы техобслуживания и ремонта находится в неудовлетворительном состоянии. Многие скважины практически заброшены и являются источником загрязнения подземных вод. Из 1614,2 км сельских водопроводных сетей, 587,3 км нуждается в ремонте. Подземные насосные станции и колодцы в большинстве не отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам. Требуют замены и ремонта 44 % имеющихся водонапорных башен.
Дорожное строительство
В результате неудовлетворительного состояния сельских дорог с твердым покрытием сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм медицинского, бытового, торгового обслуживания сельского населения.
Существенное снижение уровня жизни сельского населения оказало негативное влияние на демографическую ситуацию. Серьезным признаком неблагополучия в демографическом развитии области является изменение структуры населения в пользу старших возрастных групп. Старение населения и низкая продолжительность жизни сокращают базу воспроизводства трудовых ресурсов на селе, что может привести в ряде районов к их невосполнимому дефициту уже в ближайшие годы.
Трудоспособное население Калужской области составляет 149,0 тыс. чел., или 52,4 %, из них непосредственно в сельском хозяйстве занято 27,2 тыс. чел., или 9 % всех замещенных рабочих мест в области. При общем уровне сельской безработицы 0,9 % не замещено 8 % рабочих мест. Среднемесячная зарплата работающих в экономике области в 2001 году составляла 1746 руб., зарплата работников сельского хозяйства - 1047 руб.
Наметившиеся положительные тенденции в развитии индивидуального жилищного строительства, ускорении газификации сельской местности еще недостаточны для ликвидации разрыва в социальных условиях города и деревни и нормализации демографической ситуации на селе.
Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность).
Таким образом, необходимость разработки и реализации областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2012 года" обусловлена:
- социально-политической остротой проблемы, ее общеобластным значением;
- необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы";
- межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти Калужской области, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей;
- приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.