(Название в редакции Закона Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ)
(с изменениями на 26 декабря 2012 года)
(с изменениями, внесенными: Законом Калужской области от 28 июня 2004 года N 323-ОЗ; Законом Калужской области от 29 декабря 2005 года N 159-ОЗ; Законом Калужской области от 11 января 2010 года N 629-ОЗ; Законом Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ; Законом Калужской области от 26 декабря 2012 года N 370-ОЗ.)
Принят
Законодательным Собранием
24 апреля 2003 года
Статья 1
(статья в редакции Закона Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ)
Утвердить областную целевую программу "Социальное развитие села Калужской области до 2013 года" (прилагается).
Статья 2
(статья в редакции Закона Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ)
Установить, что объемы финансирования областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2013 года" уточняются законами о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год и плановый период.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г.Калуга
12 мая 2003 г.
N 206-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
от 12 мая 2003 года N 206-ОЗ
(Приложение в редакции Закона Калужской области от 11 января 2010 года N 629-ОЗ)
Областная целевая программа "Социальное развитие села Калужской области до 2013 года"
(Название в редакции Закона Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ)
ПАСПОРТ
областной целевой программы
1. Наименование | Областная целевая программа "Социальное развитие села Калужской области до 2013 года" (далее - программа) | |||||
2. Заказчик областной целевой программы | Министерство сельского хозяйства Калужской области | |||||
3. Разработчики | Министерство сельского хозяйства Калужской области | |||||
4. Дата принятия решения о разработке | ||||||
5. Цели и задачи | Целью программы является повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, создание условий для расширения рынка труда и повышение престижности проживания в населенных пунктах, расположенных в сельской местности. Задачи: - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; - расширение сети и улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры в сельской местности; - развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения; - повышение уровня и качества водоснабжения, газоснабжения в сельской местности (в редакции Закона Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ); - расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности | |||||
6. Целевые индикаторы и показатели | Наименование и значение целевых индикаторов и показателей представлены в приложении № 10 к областной целевой программе "Социальное развитие села Калужской области до 2013 года" (в редакции Закона Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ) | |||||
7. Сроки и этапы реализации | 2003-2013 годы: | |||||
8. Перечень основных мероприятий | Мероприятия программы сгруппированы по следующим направлениям: - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; - развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности; - развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности; - развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности; - развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности; (абзац исключен на основании Закона Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ) - развитие газификации в сельской местности; - развитие водоснабжения в сельской местности; - развитие сети автомобильных дорог в сельской местности | |||||
9. Объемы | млн. рублей | |||||
Сроки | Объем | В том числе | ||||
федеральный | областной | местный | внебюджетные | |||
I этап | 175,521 | 57,420 | 102,101 | - | 16,000 | |
2003 год | 15,968 | 15,968 | - | - | - | |
2004 год | 78,307 | 22,452 | 47,855 | - | 8,000 | |
2005 год | 81,246 | 19,000 | 54,246 | - | 8,000 | |
II этап | 783,041 | 276,800 | 367,992 | 61,834 | 76,415 | |
2006 год | 104,974 | 32,781 | 56,943 | - | 15,250 | |
2007 год | 126,534 | 35,384 | 79,440 | - | 11,710 | |
2008 год | 235,592 | 65,240 | 127,688 | 23,164 | 19,500 | |
2009 год | 315,941 | 143,395 | 103,921 | 38,670 | 29,955 | |
III этап | 1009,185 | 283,160 | 536,712 | 71,895 | 117,418 | |
2010 год | 159,299 | 48,115 | 68,892 | 14,874 | 27,418 | |
2011 год | 231,971 | 43,770 | 158,940 | 14,261 | 15,000 | |
2012 год | 279,682 | 83,905 | 146,940 | 18,837 | 30,000 | |
2013 год | 338,233 | 107,37 | 161,94 | 23,923 | 45,000 | |
ВСЕГО | 1967,747 | 617,380 | 1006,805 | 133,729 | 209,833 | |
<*> Объем субсидий из федерального бюджета ежегодно определяется | ||||||
(Пункт 9 в редакции Закона Калужской области от 26 декабря 2012 года N 370-ОЗ) | ||||||
10. Ожидаемые | Реализация программы позволит: | |||||
(Пункт 10 в редакции Закона Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ) | ||||||
11. Система организации контроля за исполнением | Организация управления программой, контроль за ее выполнением осуществляются в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 г. № 33 (в ред. постановлений Губернатора Калужской области от 06.05.2005 г. № 179, от 04.08.2006 г. № 285, от 17.10.2007 г. № 390) |
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Калужской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" от 06.11.2007 № 360-ОЗ, требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
В результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских и культурных услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Жилищные условия
Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 34,9 %, канализацией - 30,1 %, центральным отоплением - 22 %.
Образование
Число детских дошкольных учреждений (далее - ДДУ) по сравнению с 1995 годом снизилось на 27 %. Число детей, приходящихся на 100 мест в ДДУ, ниже, чем в Российской Федерации, на 15 %, охват детей общим дошкольным образованием на селе в области составляет 27 % (по России - 36 %).
Возможность получения качественного образования у сельской молодежи значительно меньше, чем у городской.
По сравнению с городом сельская школа располагает худшей материально-технической базой. 40 % зданий сельских школ требуют реконструкции, 7 % находятся в аварийном состоянии, 21 % не имеют спортивных залов, 10 % не располагают мастерскими для трудового обучения.
Здравоохранение
Обеспеченность сельского населения Калужской области врачами составляет 17 % (0,8 специалистов на 1000 населения), средним медперсоналом - 29,6 % (3,2 чел. на 1000 населения). Вследствие этого уровень заболеваемости на 1000 взрослого населения превышает общероссийский уровень на 8,5 %, детей на 23,8 %.
Из 445 фельдшерско-акушерских пунктов 90 % расположены в приспособленных помещениях, не соответствующих санитарным нормам, до 25 % объектов не имеют коммунальных услуг.
Культура
В сельской местности области действует 360 учреждений культуры клубного типа, 412 библиотек, более 40 % из них требуют ремонта и находятся в ветхом состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и технически изношено.
Не функционирует система обслуживания сельского населения передвижными средствами культуры. Недостаточно финансирование культурно-воспитательной работы, остается низким уровень комплектования фондов сельских библиотек, в особенности периодическими изданиями.
(абзац исключен на основании Закона Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ)
Газификация
Природный газ является самым дешевым и экологически чистым видом топлива. Однако, несмотря на то, что по территории области проходят три магистральных газопровода, использование природного газа, особенно в сельской местности, остается недостаточным. Газификация жилого фонда составляет 28,8 %.
Водоснабжение
Водоснабжение сельских населенных пунктов области осуществляется в основном из подземных источников, большая часть которых из-за длительной эксплуатации, а также отсутствия надлежащей службы техобслуживания и ремонта находится в неудовлетворительном состоянии. Многие скважины практически заброшены и являются источником загрязнения подземных вод. Из 1614,2 км сельских водопроводных сетей, 587,3 км нуждается в ремонте. Подземные насосные станции и колодцы в большинстве не отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам. Требуют замены и ремонта 44 % имеющихся водонапорных башен.
Дорожное строительство
В результате неудовлетворительного состояния сельских дорог с твердым покрытием сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм медицинского, бытового, торгового обслуживания сельского населения.
Существенное снижение уровня жизни сельского населения оказало негативное влияние на демографическую ситуацию. Серьезным признаком неблагополучия в демографическом развитии области является изменение структуры населения в пользу старших возрастных групп. Старение населения и низкая продолжительность жизни сокращают базу воспроизводства трудовых ресурсов на селе, что может привести в ряде районов к их невосполнимому дефициту уже в ближайшие годы.
Трудоспособное население Калужской области составляет 149,0 тыс. чел., или 52,4 %, из них непосредственно в сельском хозяйстве занято 27,2 тыс. чел., или 9 % всех замещенных рабочих мест в области. При общем уровне сельской безработицы 0,9 % не замещено 8 % рабочих мест. Среднемесячная зарплата работающих в экономике области в 2001 году составляла 1746 руб., зарплата работников сельского хозяйства - 1047 руб.
Наметившиеся положительные тенденции в развитии индивидуального жилищного строительства, ускорении газификации сельской местности еще недостаточны для ликвидации разрыва в социальных условиях города и деревни и нормализации демографической ситуации на селе.
Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность).
Таким образом, необходимость разработки и реализации областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2013 года" обусловлена
(в редакции Закона Калужской области от 16 ноября 2011 года N 214-ОЗ):
- социально-политической остротой проблемы, ее общеобластным значением;