ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 22 июня 2000 года N 26-ОЗ


Об областной целевой программе "Семья и дети (2001-2003 годы)"

(с изменениями на 26.09.02)

_______________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Калужской области от 26.09.02 N 140-ОЗ          
_______________________________________________

Принят Законодательным Собранием 15 июня 2000 года

     Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Семья и дети (2001-2003 годы)" (прилагается).

     Статья 2.

Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете Калужской области на очередной финансовый год.

     Статья 3.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Калужской области В.В.Сударенков

г.Калуга

22 июня 2000 г.

№ 26-ОЗ

Приложение
                                        к Закону Калужской области
                                   "Об областной целевой программе
                                   "Семья и дети (2001-2003 годы)"

                                        от 22 июня 2000 г. N 26-ОЗ


Областная целевая программа "Семья и дети (2001-2003 гг.)"


Обоснование разработки программы "Семья и дети (2001-2003 гг.)"

Социально-экономические перемены последних лет в нашей стране внесли серьезные изменения в структуру и  особенности развития нашего общества.

В условиях экономического кризиса, падения уровня жизни, резкого снижения рождаемости, роста заболеваемости населения, в том числе женщин и детей, обострения безработицы, детской безнадзорности, распада семей особое значение приобретает осуществление мер по оказанию адресной социальной помощи и поддержки наиболее незащищенным семьям, имеющим несовершеннолетних детей, как со стороны государственных органов власти, так и органами местного самоуправления области.

В течение ряда последних лет остается высоким показатель общей заболеваемости детей, который связан со снижением жизненного уровня населения, ухудшением экологической ситуации, нерациональным и недостаточным питанием, а также тем, что Калужская область входит в состав областей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

В целом по области заболеваемость детей в 1999 году увеличилась и составила 1959,0 на 1000 детей (1998 год - 1724,1 на 1000 детей), произошел рост практически по всем видам заболеваний. Проблемы токсикомании, наркомании, алкоголизма смещаются в более ранние возрастные периоды, у детей и подростков возрастает количество социально обусловленных заболеваний.

Одной из основных причин ухудшения здоровья детей является нарушение питания. В связи с крайне ограниченным семейным бюджетом в рационе многих семей отсутствуют овощи, фрукты, другие необходимые продукты питания.

С 1992 года в области непрерывно увеличивается количество детей-инвалидов, которых насчитывается уже более 4 тысяч человек. Среди заболеваний, приводящих к детской инвалидности, преобладают болезни нервной системы и органов чувств (16,7%), врожденные аномалии (24,5%), психические расстройства (16,4%).

Из общего числа детей с ограниченными возможностями только 9,9% содержатся в интернатных учреждениях, остальные воспитываются в семьях, как правило, с одним из родителей.

Особая проблема, требующая постоянного внимания, связана с ростом детской безнадзорности и социального сиротства. Основными причинами увеличения детей-сирот при живых родителях являются, помимо падения социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, а также рост внебрачной рождаемости и высокий процент родителей, ведущих аморальный образ жизни.

Реальное снижение уровня жизни населения негативно сказывается на положении многодетных семей, в связи с этим требуют своею решения такие вопросы, как совершенствование системы предоставления социальных гарантий этой категории семей, преодоление экономических, социальных, культурных проблем жизнедеятельности многодетной семьи.

В настоящее время требует совершенствования деятельность учреждений и организаций, направленная на выявление и развитие способностей одаренных детей области. В условиях сложной социально-экономической ситуации в стране наиболее остро стоит проблема материальной поддержки одаренных детей и творческих коллективов.

В целях обеспечения защиты интересов семьи и детей, улучшения их положения с 1994 года в области ежегодно разрабатывалась комплексная межведомственная программа "Детство". Программа "Детство (1998-2000 годы)" принята Правительством Калужской области и утверждена постановлением Законодательного Собрания от 27.11.97 г. N 259.

Реализация мероприятий программы "Детство" в последние 3 года способствовала снижению социальной напряженности в семьях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Всего более 16 тысяч семей области получили разностороннюю социальную поддержку (адресная материальная помощь, пособие многодетным семьям, имеющим 4-х и более детей, оплата коммунальных услуг многодетным семьям, путевки в оздоровительные учреждения, социальные и именные стипендии для одаренных детей, участие в областных мероприятиях и акциях и т.д.).

Программа "Семья и дети (2001-2003 гг.)" является продолжением областной целевой программы "Детство", разработана с учетом накопленного опыта ее реализации в области и программ социальной защиты населения других регионов Российской Федерации. Исходя из прогноза социально-экономического развития области и роста численности адресатов по всем подпрограммам, кроме раздела "Многодетные семьи", общее количество детей-получателей помощи и услуг программы "Семья и дети" составит в 2001 году 43 тыс. человек, что на 4,5 тыс. больше, чем количество адресатов программы "Детство (1998-2000 годы)"

Областная целевая программа "Семья и дети (2001-2003 гг.)" разработана департаментом социальной политики Калужской области во исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на улучшение положения детей, на основе и в развитие федеральной программы "Дети России", в соответствии с постановлением Правительства области от 19.10.99 г. N 121 "О ходе реализации областной целевой программы "Детство (1998-2000 годы)".

Цели и содержание программы

Основными целями данной программы являются: повышение эффективности мероприятий по оказанию социальной поддержки семьям, воспитывающим детей, укрепление семьи, семейных традиций и ценностей, профилактика социального сиротства, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействие улучшению демографической ситуации в области.

В состав комплексной областной программы "Семья и дети" на период 2001-2003 гг. включены целевые подпрограммы:

1. "Дети - инвалиды"

2. "Дети - сироты"

3. "Одаренные дети"

4. "Многодетные семьи"

5. "Развитие социальною обслуживания семьи и детей"

6. "Здоровье семьи"

Механизм реализации программы


Мероприятия по организации, координации и контролю за исполнением данной программы осуществляются департаментом социальной политики области. Общий контроль за исполнением программы осуществляет Правительство Калужской области.

 

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Департаменты Калужской области, органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры муниципальных образований области, общественные организации


Объемы и источники финансирования

Источниками обеспечения программы являются средства областного бюджета, средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с законодательством РФ на реализацию соответствующих федеральных программ, средства бюджетов муниципальных образований области, спонсорские средства, внебюджетные и другие не запрещенные законом источники.

------------------------------T---------------------------------------------¬

¦     Целевые подпрограммы    ¦    Ежегодная потребность в финансировании   ¦

¦                             +----------T-----------------------T----------+

¦                             ¦Областной ¦Бюджеты муниципальных  ¦Всего:    ¦

¦                             ¦бюджет    ¦образований области <*>¦(тыс.руб.)¦

¦                             ¦(тыс.руб.)¦Федеральный бюджет <**>¦          ¦

¦                             ¦          ¦Спонсорские средства   ¦          ¦

¦                             ¦          ¦(тыс.руб.)             ¦          ¦

+-----------------------------+----------+-----------------------+----------+

¦1. Дети - инвалиды           ¦   1710,0 ¦       1900,0          ¦   3610,0 ¦

+-----------------------------+----------+-----------------------+----------+

¦2. Дети - сироты             ¦    822,0 ¦       1670,0          ¦   2492,0 ¦

+-----------------------------+----------+-----------------------+----------+

¦3. Одаренные дети            ¦    570,0 ¦        680,0          ¦   1250,0 ¦

+-----------------------------+----------+-----------------------+----------+

¦4. Многодетные семьи         ¦   2255,0 ¦       1215,0          ¦   3470,0 ¦

+-----------------------------+----------+-----------------------+----------+

¦5. Развитие социального      ¦    778,0 ¦       2387,0          ¦   3165,0 ¦

¦   обслуживания семьи и детей¦          ¦                       ¦          ¦

+-----------------------------+----------+-----------------------+----------+

¦6. Здоровье семьи            ¦   1145,0 ¦       2160,0          ¦   3305,0 ¦

+-----------------------------+----------+-----------------------+----------+

¦Итого:                       ¦   7280,0 ¦      10012,0          ¦  17292,0 ¦

L-----------------------------+----------+-----------------------+-----------

<*> Суммы выделяемых в бюджетах муниципальных образований средств уточняются разработчиком с администрациями муниципальных образований ежегодно при разработке и утверждении соответствующих бюджетов.

<**> Средства федерального бюджета ежегодно запрашиваются разработчиком по мероприятиям, входящим в аналогичные федеральные программы, в соответствии с порядком, установленным министерствами-исполнителями соответствующих программ.

Общая потребность средств областного бюджета на реализацию программы за три года составит 26427,0 тыс. руб., в том числе на 2001 г. - 7280,0 тыс. руб.

Расходы на реализацию программы ежегодно могут уточняться при утверждении областного бюджета и консолидированного бюджета области.

За счет средств областного бюджета затраты на реализацию программы по годам и разделам составят (тыс. руб., в ценах 2000 г.):


-----------------------------------T------T------T------T-------¬

¦                                  ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ Всего ¦

+----------------------------------+------+------+------+-------+

¦"Дети-инвалиды"                   ¦1710,0¦2080,0¦2285,0¦ 6075,0¦

+----------------------------------+------+------+------+-------+

¦"Дети-сироты"                     ¦ 822,0¦ 996,0¦ 996,0¦ 2814,0¦

+----------------------------------+------+------+------+-------+

¦"Одаренные дети"                  ¦ 570,0¦ 720,0¦ 720,0¦ 2010,0¦

+----------------------------------+------+------+------+-------+

¦"Многодетные семьи"               ¦2255,0¦2100,0¦1900,0¦ 6255,0¦

+----------------------------------+------+------+------+-------+

¦"Развитие социального обслуживания¦ 778,0¦1588,0¦1588,0¦ 3954,0¦

¦ семьи  и детей"                  ¦      ¦      ¦      ¦       ¦

+----------------------------------+------+------+------+-------+

¦"Здоровье семьи"                  ¦1145,0¦2087,0¦2087,0¦ 5319,0¦

+----------------------------------+------+------+------+-------+

¦ИТОГО:                            ¦7280,0¦9571,0¦9576,0¦26427,0¦

L----------------------------------+------+------+------+--------

В расчете на одного ребенка удельный вес расходов областного бюджета в год составляет не более 175 руб., на семью - не более 400 руб.

Ожидаемые конечные результаты программы

При условии достаточного финансирования реализация областной целевой программы "Семья и дети (2001-2003 гг.)" позволит:

- улучшить   социально-экономическое  положение  наиболее незащищенных семей и детей области;

- усовершенствовать систему социальных гарантий для различных категорий семей;

- расширить сеть специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей;

- повысить эффективность работы по профилактике детской инвалидности, социального сиротства, профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- увеличить возможности медико - социальной реабилитации и жизненной адаптации детей - инвалидов, детей - сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- усовершенствовать систему социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создать условия для развития интеллектуальных ресурсов общества путем максимальной реализации потенциальных возможностей одаренных детей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»