В настоящее время на территории Калужской области проживает 246 192 молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 24,1% от общей численности населения области. Молодежь является особой социально-возрастной группой, которая во многом определяет активность экономических, общественных, демографических и других жизненных процессов.
Различные категории и группы молодежи в нашей области отличаются по своему составу и требуют особого внимания общества и учета их интересов. Среди них: учащаяся молодежь, работающая молодежь, молодые семьи, военнослужащие.
Учащаяся молодежь, в свою очередь, делится на учащихся общеобразовательных учреждений, учащихся системы начального профессионального образования, студентов средних и высших учебных заведений.
В силу объективных причин обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования особенно отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. Такая ситуация требует особых усилий и скоординированности в работе образовательных учреждений и органов по работе с молодежью.
Студенты высших и средних учебных заведений характеризуются большей социальной мобильностью, заинтересованностью в получении достойного образования, обеспечивающего их конкурентоспособность на рынке труда.
Работающая молодежь, а среди них и молодые семьи, наиболее обеспокоены обеспечением социальных стартовых позиций. Наиболее актуальной проблемой здесь является обеспеченность жильем. Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования. Важными для молодежи этой категории остаются вопросы занятости, профессионального роста, достойной заработной платы.
В последние 10 лет на территории области велась целенаправленная работа по решению наиболее острых проблем молодежи: за счет расширения спектра социальных услуг для молодежи, развития системы воспитания, повышения социальной активности молодых людей удалось достичь смягчения социальной напряженности, стабильности в сфере реализации молодежной политики. Важными итогами этой работы являются:
1. Усовершенствование нормативной правовой базы.
2. Стабильное финансирование реализации молодежной политики.
3. Активное развитие общественной составляющей в молодежной политике.
4.1. Нормативная база государственной молодежной политики в Калужской области
Калужская область имеет удачный опыт юридического обоснования молодежной политики региона. На территории области с 1999 года действует Закон Калужской области "О молодежи и государственной молодежной политике в Калужской области". В 2004 году в Закон были внесены изменения в части определения основных направлений реализации молодежной политики, что сделало документ более четким, отражающим основные тенденции развития молодежной сферы.
В 2003 году принят Закон Калужской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Калужской области", который определил основные принципы, направления и формы работы с молодежными организациями.
С развитием такого направления, как молодежная кадровая политика, возникла необходимость в создании нормативного правового акта, обеспечивающего социально-экономическую защищенность выпускников начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений области и молодых граждан, пришедших на работу. В 2005 году Законодательным Собранием области принят Закон Калужской области "О молодом специалисте в Калужской области".
Нормативное закрепление плана действий органов исполнительной власти по реализации отдельных аспектов молодежной политики осуществлено путем принятия областных целевых программ:
- "Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы";
- "Физическое воспитание детей, подростков и молодежи в Калужской области на 2003-2005 годы";
- "Патриотическое воспитание населения Калужской области на 2003-2005 годы";
- "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004-2006 годы";
- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2004-2006 годы)".
4.2. Финансирование реализации молодежной политики
За последние восемь лет объемы финансирования значительно изменились:
Год | Объем финансирования (тыс. руб.) |
2001 год | 212 |
2002 год | 500 |
2003 год | 2950 |
2004 год | 5 525 (в том числе 2 280 - выплаты социально незащищенным категориям студентов) |