Действующий

О Концепции государственной молодежной политики в Калужской области на 2006-2008 годы

4. Опыт реализации молодежной политики

В настоящее время на территории Калужской области проживает 246 192 молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 24,1% от общей численности населения области. Молодежь является особой социально-возрастной группой, которая во многом определяет активность экономических, общественных, демографических и других жизненных процессов.

Различные категории и группы молодежи в нашей области отличаются по своему составу и требуют особого внимания общества и учета их интересов. Среди них: учащаяся молодежь, работающая молодежь, молодые семьи, военнослужащие.

Учащаяся молодежь, в свою очередь, делится на учащихся общеобразовательных учреждений, учащихся системы начального профессионального образования, студентов средних и высших учебных заведений.

В силу объективных причин обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования особенно отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. Такая ситуация требует особых усилий и скоординированности в работе образовательных учреждений и органов по работе с молодежью.

Студенты высших и средних учебных заведений характеризуются большей социальной мобильностью, заинтересованностью в получении достойного образования, обеспечивающего их конкурентоспособность на рынке труда.

Работающая молодежь, а среди них и молодые семьи, наиболее обеспокоены обеспечением социальных стартовых позиций. Наиболее актуальной проблемой здесь является обеспеченность жильем. Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования. Важными для молодежи этой категории остаются вопросы занятости, профессионального роста, достойной заработной платы.

В последние 10 лет на территории области велась целенаправленная работа по решению наиболее острых проблем молодежи: за счет расширения спектра социальных услуг для молодежи, развития системы воспитания, повышения социальной активности молодых людей удалось достичь смягчения социальной напряженности, стабильности в сфере реализации молодежной политики. Важными итогами этой работы являются:

1. Усовершенствование нормативной правовой базы.

2. Стабильное финансирование реализации молодежной политики.

3. Активное развитие общественной составляющей в молодежной политике.

     4.1. Нормативная база государственной молодежной политики в Калужской области


Калужская область имеет удачный опыт юридического обоснования молодежной политики региона. На территории области с 1999 года действует Закон Калужской области "О молодежи и государственной молодежной политике в Калужской области". В 2004 году в Закон были внесены изменения в части определения основных направлений реализации молодежной политики, что сделало документ более четким, отражающим основные тенденции развития молодежной сферы.

В 2003 году принят Закон Калужской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Калужской области", который определил основные принципы, направления и формы работы с молодежными организациями.

С развитием такого направления, как молодежная кадровая политика, возникла необходимость в создании нормативного правового акта, обеспечивающего социально-экономическую защищенность выпускников начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений области и молодых граждан, пришедших на работу. В 2005 году Законодательным Собранием области принят Закон Калужской области "О молодом специалисте в Калужской области".

Нормативное закрепление плана действий органов исполнительной власти по реализации отдельных аспектов молодежной политики осуществлено путем принятия областных целевых программ:

- "Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы";

- "Физическое воспитание детей, подростков и молодежи в Калужской области на 2003-2005 годы";

- "Патриотическое воспитание населения Калужской области на 2003-2005 годы";

- "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Калужской области на 2003-2005 годы";

- "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004-2006 годы";

- "Студенчество XXI века (2005-2009 годы)" и поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив;

- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2004-2006 годы)".

     4.2. Финансирование реализации молодежной политики


За последние восемь лет объемы финансирования значительно изменились:

Год

Объем финансирования (тыс. руб.)

2001 год

212

2002 год

500

2003 год

2950

2004 год

5 525 (в том числе 2 280 - выплаты социально незащищенным категориям студентов)