ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 4 февраля 2005 года N 24-ОЗ


Об областной целевой программе "Студенчество XXI века (2005-2009 годы)" и поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив"

(с изменениями на 1 ноября 2008 года)



Принят
 Законодательным Собранием
 27 января 2005 года

____________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Законом Калужской области от 27 октября 2006 года N 247-ОЗ;
Законом Калужской области от 1 ноября 2008 года N 478-ОЗ.          

____________________________________________          

     Статья 1.


Утвердить областную целевую программу "Студенчество XXI века (2005-2009 годы)" и поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив".

     Статья 2.


Финансирование мероприятий областной целевой программы за счет средств областного бюджета уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

     Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор Калужской области
 А.Д.Артамонов

г.Калуга

4 февраля 2005 г.

№ 24-ОЗ


Приложение
 к Закону Калужской области
 "Об областной целевой программе
 "Студенчество XXI века (2005-2009 годы)"
     и поддержки социально незащищенных
     слоев студенчества и студенческих инициатив"


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Студенчество XXI века (2005-2009 годы)" и поддержки
социально незащищенных слоев студенчества
и студенческих инициатив

г.Калуга
2005 г.


ПАСПОРТ
областной целевой программе "Студенчество XXI века (2005-2009 годы)"
и поддержки социально незащищенных слоев студенчества
и студенческих инициатив"


Наименование программы

Областная целевая программа "Студенчество ХXI века (2005-2009 годы)" и поддержки социально незащищенных слоев студенчества
и студенческих инициатив".


Основание для разработки программы


Постановление Правительства Калужской области от 25 октября 2004 года № 338 "О разработке областной целевой программы "Студенчество XXI века (2005-2009 годы)" и поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив".


Государственный заказчик


Министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области
(в редакции Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года N 478-ОЗ)     


Разработчики программы

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области, координационный совет студентов учреждений высшего профессионального образования области (далее - координационный совет студентов вызов области) (по согласованию), координационный совет студентов учреждений среднего профессионального образования области (далее - координационный совет студентов ссузов области)

(по согласованию), Калужское областное молодежное общественное движение "Калужская Лига КВН" (по согласованию), Калужское областное молодежное общественное движение "Союз студенческих отрядов Калужской области" (по согласованию).

(в редакции Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года N 478-ОЗ)     


Исполнители основных мероприятий

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области, координационный совет студентов вузов области (по согласованию), координационный совет студентов ссузов области (по согласованию), учреждения высшего и среднего профессионального образования области (далее - вузы и ссузы) (по согласованию), Калужское областное молодежное общественное движение "Калужская Лига КВН" (по согласованию), Калужское областное молодежное общественное движение "Союз студенческих отрядов Калужской области" (по согласованию).

(в редакции Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года N 478-ОЗ)

Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели  
(в редакции Закона Калужской области от 27 октября 2006 года N 247-ОЗ)

     

- совершенствование системы правовых, социально-экономических и организационных механизмов поддержки студенческой молодежи;
- поддержка социально незащищенных слоев студенчества;
- создание условий для самореализации студентов, развитие студенческого самоуправления, научного и художественного творчества;
- поддержка движения студенческих отрядов;
- профилактика асоциальных явлений среди студентов;
- повышение эффективности использования потенциала
студенческой молодежи;

 

Целевые показатели

Годы


2005

2006

2007

2008

2009

Степень обеспеченности социально незащищенных слоев студенчества, указанных в программе, социальными пособиями, в %

(в редакции Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года N 478-ОЗ)    

100

100

100

100

100

Количество студентов, принимающих участие в научно практических конференциях, чел.

200

250

300

400

500

Количество студентов, принимающих участие в художественной самодеятельности, чел.

3000

3500

4000

4200

4500

Количество студентов, работающих в студенческих трудовых отрядах, чел.

200

500

900

1200

1500

Количество студентов, принимающих участие в конкурсе "Студент года", чел.

200

300

400

500

600

Количество мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений в студенческой среде

22

25

27

30

32

Степень охвата студентов средних специальных и высших учебных заведений мероприятиями, направленными на профилактику асоциальных явлений, в %

25

30

35

40

50


Сроки реализации программы


2005-2009 годы


Перечень основных мероприятий программы


Социальная защита студенчества
Студенческая наука
Студенческое творчество
Студенческий спорт
Студенческое самоуправление
Студенческие отряды
Студенческая кадровая политика


Объемы и источники финансирования


Общие объемы финансирования программы из областного бюджета составят 16850 тыс.руб., в том числе по годам:
2005 г. - 3270 тыс.руб.;
2006 г. - 3520 тыс.руб.;
2007 г. - 3370 тыс.руб.;
2008 г. - 3420 тыс.руб.;
2009 г. - 3270 тыс.руб.


Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация программы позволит создать условия для роста социальной активности студентов, обеспечит адресный подход к решению студенческих проблем, будет способствовать повышению качества организованного досуга студентов, повысит уровень развития студенческой социальной инициативы и студенческого самоуправления


Система организации контроля за исполнением программы

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области координирует реализацию программы и осуществляет контроль за выполнением программных мероприятий в соответствии с действующим порядком реализации областных целевых программ

(в редакции Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года N 478-ОЗ)     


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Студенчество - особая социальная группа молодежи, основным занятием которой является подготовка к высококвалифицированному труду в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. От качества этой подготовки зависит накопление интеллектуального потенциала Калужской области, настоящее и будущее российского общества.

Интересы студенческой молодежи состоят не только в получении соответствующего образования, но и освоении культурных и духовно-нравственных ценностей, стремлении быть востребованными на рынке профессионального труда и эффективно трудиться в избранной сфере деятельности.

На территории Калужской области в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования обучаются свыше 45 тысяч студентов.

Студенчество Калужской области занимает особое положение в обществе в силу того, что обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования региона. Студенческая молодежь обладает необходимым потенциалом для того, чтобы выступить реальным партнером органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления в решении задач социального, воспитательного и иного характера.

Настоящее социально-экономическое положение в стране не обеспечивает достаточных условий для реализации молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное и физическое развитие.

Основными проблемами студенческой молодежи следует указать на недостаточное материальное обеспечение студенчества, имеющейся серьезный недостаток в жилищно-бытовых условиях в студенческих общежитиях, достаточно высокий уровень правонарушений среди молодежи и серьезные недостатки медицинского обслуживания студенчества.

Задача органов государственной власти Калужской области состоит не только в предоставлении молодым людям равных возможностей и гарантий получения образования, но и в решении целого комплекса студенческих проблем.

Для этого на территории Калужской области имеются достаточные условия и предпринимаются меры по исправлению сложившейся ситуации.

Одной из первых на территории Российской Федерации в нашем регионе была принята областная целевая программа поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив "Студенчество XXI века".

В Калужской области приняты нормативные правовые акты, регулирующие социально-экономическое положение студентов и порядок проведения культурно-массовых мероприятий в студенческой среде, ведется работа по поддержке студенческой науки, спорта, содействию занятости студентов.

Губернатором Калужской области принято постановление от 23 декабря 2002 года № 815 "Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и финансирования пособий социально незащищенным слоям студенчества" (в редакции постановлений Губернатора Калужской области от 23 декабря 2003 года № 870, от 21 сентября 2004 года № 563).

(в редакции Закона Калужской области от 1 ноября 2008 года N 478-ОЗ)    

В соответствии с данным постановлением в рамках областной целевой программы "Студенчество XXI века" ежегодно выплачивались пособия студенческим семьям с детьми и студенткам - одиноким матерям, студентам - инвалидам и студентам - бывшим участникам боевых действий, студентам - сиротам и студентам из числа детей - сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.

В декабре 2003 года получателями данных пособий стали 237 семей, имеющих 251 ребенка (в 2002 году - 310 семей, имеющих 324 ребенка), 29 студенток - одиноких матерей, имеющих 33 ребенка (в 2002 году - 33 матери, имеющие 34 ребенка), 171 студент-инвалид (в 2002 году - 164 чел.), 276 студентов-сирот (в 2002 году - 238 чел.), 3 студента, принимавшие участие в боевых действиях (в 2002 году - 4 чел.). Все эти студенты обучаются на дневных отделениях 31 учреждения высшего и среднего профессионального образования области.

С целью защиты прав и законных интересов студенчества в 2001 году создан координационный совет студентов вузов области, а весной 2004 года - координационный совет студентов ссузов.

По инициативе студентов в 2004 году созданы Калужское областное молодежное общественное движение "Калужская Лига КВН" и "Калужское областное молодежное общественное движение "Союз студенческих отрядов Калужской области". В большинстве учебных заведений области созданы и активно действуют органы студенческого самоуправления: профкомы и студенческие советы. Все эти объединения совместно с органами государственной власти Калужской области взяли на себя решение части проблем студентов: досуг, поддержка студенческих социальных инициатив, информационное обеспечение студенческой молодежи, временная занятость.

Студенческие мероприятия, среди которых игры КВН, фестивали "Дебют первокурсника", "Студенческая весна", турниры "Что? Где? Когда?", приобрели плановый характер и стали проходить ежегодно на более высоком организационном и техническом уровне. Впервые в Калужской области в рамках реализации областной целевой программы "Студенчество XXI века" был приобретен комплект звукоусилительной аппаратуры, который используется при проведении студенческих массовых мероприятий на безвозмездной основе. Увеличилось количество студентов - участников сборов и лагерей различной направленности, итогом которых является создание ряда социальных проектов, направленных на решение студенческих проблем, в частности, принятие решения о проведении ежегодного конкурса "Студент года" среди студентов вузов области.

В настоящее время в области созданы условия для закрепления достигнутых в прошлые годы результатов и дальнейшего продолжения начатой работы.

Назрела необходимость в развитии и поддержке собственной инициативы студенчества в решении актуальных проблем, а также необходимость участия молодежи в управлении областью.

Однако в решении студенческих проблем зачастую отсутствует комплексное начало. Доминирующий ситуативный подход, проявляющийся на практике в основном в принятии частных решений, не связанных единой социально-экономической концепцией, не дает должного эффекта.

Практика показала, что только при наличии комплексного, систематического подхода к решению студенческих проблем возможно изменение неблагоприятной ситуации в студенческой среде. Меры по поддержке студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования области на региональном уровне необходимо и в дальнейшем осуществлять только при взаимодействии со всеми заинтересованными структурами, общественными организациями.

Областная целевая программа поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив "Студенчество XXI века (2005-2009 годы)" является продолжением областной целевой программы поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив "Студенчество XXI века" и разработана с учетом произошедших за последние годы изменений и накопленного опыта в данной сфере деятельности.

II. Основные цели и задачи программы


Целью разработки и реализации программы является формирование социально-активного, культурного, профессионально подготовленного молодого поколения и совершенствование системы правовых социально-экономических и организационных механизмов поддержки студенческой молодежи.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- поддержка социально незащищенных слоев студенчества;

- создание условий для самореализации студентов;

- развитие студенческого самоуправления, научного и художественного творчества;

- поддержка движения студенческих отрядов;

- профилактика асоциальных явлений среди студентов;

- повышение эффективности использования потенциала студенческой молодежи.

III. Сроки реализации программы


Программа рассчитана на 5 лет (2005-2009 гг.) и имеет необходимый запас стабильности для реализации долгосрочного сотрудничества с заинтересованными организациями.

Отдельные направления могут иметь различные периоды реализации.

IV. Основные мероприятия программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»