Основные стратегические цели и задачи деятельности системы образования определяются положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 15.04.2009 N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", Подпрограммы социально-экономического развития России на период до 2020 года, Указа Губернатора области от 20.07.2007 N 17 "О реализации Указа Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", постановления Губернатора области от 07.11.2008 N 766 "О порядке проведения мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета", Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р.
В соответствии с проводимой в стране реформой бюджетного процесса, направленной на повышение результативности расходов и оптимизацию управления бюджетными ресурсами, особую важность приобретает вопрос перехода от управления бюджетными ресурсами к управлению результатами.
Во исполнение постановлений Губернатора области от 29.08.2008 N 610 "О разработке мероприятий по снижению неэффективных расходов и повышению качества жизни граждан", от 26.12.2008 N 943 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Владимирской области в период мирового финансового кризиса" департаментом образования администрации Владимирской области (далее - департамент образования) разработаны мероприятия, направленные на снижение неэффективных расходов по отрасли "Образование" и смягчение последствий финансового кризиса.
Исходя из полномочий, определенных федеральными нормативными актами, а также приоритетов региональной государственной политики, департамент образования осуществлял деятельность, направленную на достижение национальных стратегических целей: повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста страны, создание потенциала для будущего развития России.
В системе образования области решается главная стратегическая задача - обеспечивается равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. В 2008/2009 учебном году система общего образования представлена в области 486 общеобразовательными учреждениями (55 - начальных, 133 - основных, 298 - средних), в которых обучаются 119163 школьника.
Сеть областных государственных учреждений образования состоит из 25 специальных (коррекционных) образовательных учреждений (2517 обучающихся), 2 общеобразовательных школ-интернатов с контингентом 428 человек. Государственное обеспечение и социальная поддержка 499 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в 15 детских домах. Предоставление дополнительного образования 300 детям и обеспечение методического руководства внешкольными учреждениями области осуществляется областным центром дополнительного образования. В 33 областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования обучается 10400 человек.
В 2008 году в отрасли решалась задача совершенствования экономических механизмов путем введения нормативного подушевого финансирования (принят Закон Владимирской области от 10.11.2008 N 178-ОЗ "О региональном нормативе расходов для реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями на 2009 год"). В результате введения норматива исключен субъективный подход распределения финансовых средств, так как переход к нормативному финансированию позволил ввести единое правило формирования бюджета системы образования области по каждому типу, виду, категории учреждения и с учетом места его нахождения.
В 2008 году начато внедрение финансово-экономических механизмов, обеспечивающих заинтересованность учреждений и учителей в повышении качества и результативности предоставляемых услуг. В целях перехода к новой системе оплаты труда, учитывающей ведомственные особенности, принято постановление Губернатора области от 30.07.2008 N 544 "Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования".
Таким образом, в период с 2006 по 2009 год в рамках реализации областной целевой программы развития образования:
- созданы новый механизм распределения бюджетных ресурсов и основа для формирования новых экономических отношений в образовании. Общеобразовательные учреждения области в соответствии с действующим законодательством в течение отчетного периода были переведены на новый метод финансирования. Из регионального бюджета финансируется оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов); из бюджетов муниципальных образований области - расходы на содержание зданий, сооружений общеобразовательных учреждений системы образования. Это позволило не только решить проблемы с заработной платой педагогическим работникам, но и существенно укрепить материальную базу, повысить самостоятельность образовательных учреждений и ответственность их руководителей за результат работы. Увеличилась доля внебюджетных средств, полученных учреждениями от реализации образовательных услуг;
- в муниципальных районах области сформировалось несколько моделей организации образовательного пространства. Наиболее распространена модель образовательного округа с опорной школой;
- сформирована основа регионального рынка услуг по повышению квалификации педагогических и руководящих работников отрасли. В настоящее время в региональную систему повышения квалификации входят государственное образовательное учреждение Владимирской области "Институт повышения квалификации работников образования" и ведущие учреждения высшего профессионального образования;
- существенно укреплена материальная база информационного обеспечения образовательного процесса. Если в 2000 - 2001 гг. на 1 компьютер приходилось 36 обучающихся, то в 2007 - 2008 гг. - 20 человек. Компьютерный парк образовательных учреждений в настоящее время в основном позволяет организовать образовательный процесс с использованием информационных технологий;
- начата отработка возможностей персонализации образования. Создана основа для поэтапного перехода общеобразовательных школ на новый базисный учебный план и введения предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников;
- по сравнению с 2006 годом усилилась ориентация учреждений профессионального образования на потребности регионального рынка труда. Созданы механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. За 2006 - 2008 годы количество обучающихся в профессиональных лицеях, формируемое на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, выросло с 24 до 90%, увеличился выпуск молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в последние годы в отрасли "Образование", в региональной системе образования сохраняются проблемы, свидетельствующие о том, что темпы изменений не в полной мере удовлетворяют общество, педагогов, непедагогический персонал и самих обучающихся.
Основными из них являются:
- недостаточная эффективность и рациональность использования ресурсного обеспечения региональной системы образования для решения современных задач образования;
- недостаточный уровень владения информационными и коммуникационными технологиями педагогических работников;
- несовершенство системы оплаты труда и мотивации инновационной деятельности в региональном образовании;
- недостаточная инвестиционная привлекательность региональной системы образования.
Настоящая Программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Данная Программа является основным механизмом реализации региональной государственной политики в системе образования, определяющей стратегию и ключевые направления развития образования в области, а также логическим продолжением Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, областной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, "Основных направлений модернизации образования Владимирской области на 2004 - 2010 годы" и "Комплекса мер по реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2006 - 2007 годы".
Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы индикаторов и показателей сферы образования.