ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2011 года N 612
О внесении изменений в постановление
Правительства области от 27.01.2010 N 14
С целью корректировки объёмов финансирования программных мероприятий и оценки их социально-экономической результативности Правительство Амурской области
постановляет:
Внести в долгосрочную целевую программу на 2010-2012 годы "Профилактика правонарушений в Амурской области", утверждённую постановлением Правительства области от 27.01.2010 N 14 (в редакции постановления Правительства области от 28.09.2011 N 649), следующие изменения:
1. В пункте 2 постановления слова "Н.А.Савельева" заменить словами "Н.Л.Тезикова".
2. Долгосрочную целевую программу на 2010-2012 годы "Профилактика правонарушений в Амурской области изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко
Приложение
к постановлению Правительства Амурской области
от 23 сентября 2011 года N 612
Долгосрочная целевая программа на 2010 - 2012 годы
"Профилактика правонарушений в Амурской области"
1. Паспорт Программы
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа на 2010 - 2012 годы "Профилактика правонарушений в Амурской области" | |||
Основание для разработки Программы | ||||
Государственный заказчик-координатор Программы | Управление внутренней политики Амурской области | |||
Государственные заказчики Программы | Министерство образования и науки Амурской области, министерство здравоохранения Амурской области, министерство культуры и архивного дела Амурской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области. Правительство Амурской области (ГУ "Амурмедиа") -главные распорядители средств областного бюджета. Министерство социальной защиты населения Амурской области - главный распорядитель средств областного бюджета и средств Фонда поддержки детей,находящихся в трудной жизненной ситуации, выделяемых на реализацию мероприятий программы. Управление Федеральной службы исполнениянаказаний по Амурской области - по мероприятиям, финансируемым за счёт средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | |||
Основные разработчики Программы | Министерство образования и науки Амурской области, министерство здравоохранения Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области, министерство культуры и архивного дела Амурской области, Правительство Амурской области (ГУ "Амурмедиа"), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области | |||
Цель Программы | Обеспечение безопасности граждан на территории области за счет снижения уровня преступности посредством формирования действенной системы профилактики правонарушений. | |||
Основные задачи Программы | 1. Совершенствование системы профилактики правонарушений в молодежной и подростковой среде. | |||
Перечень основных мероприятий | 1. Формирование позитивного правосознания несовершеннолетних. | |||
Сроки реализации Программы | 2010-2012 годы | |||
Объемы и источники финансирования Программы | Всего: 36380,186 тыс. рублей: | |||
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1. В результате реализации программных мероприятий ожидается снижение доли правонарушений в подростковой и молодёжной среде с 15% в 2010 году до 10% в 2012 году. |
2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
2.1. Описание проблемы и анализ сложившейся ситуации
Преступность, существуя в обществе, пронизывает различные его сферы, определяет состояние общественной и личной безопасности, препятствует эффективному проведению социально-экономических преобразований. Поэтому особое значение приобретает выработка комплексных мер, направленных на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений.
За 2008 год на территории области зарегистрировано 21555 преступлений, 5917 из них - тяжкие и особо тяжкие преступления.
На 20% возросло количество умышленных убийств и покушений на убийство (со 185 до 222), случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 12,8% (с 439 до 495). В прошедшем году в области совершено 10085 краж, 496 фактов мошенничества, 1765 грабежей и разбоев, 508 угонов транспорта.
Существенно, почти в 1,5 раза, увеличилось количество преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах. В 2008 году их количество увеличилось с 1339 до 1954.
В сфере семейно-бытовых отношений совершено 1407 преступлений, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. В то же время наблюдается рост преступлений, при которых причинен тяжкий вред здоровью, на 7,4%.
Лицами, ранее совершавшими общественно опасные деяния, совершено 3773 преступления, или каждое шестое из общего числа зарегистрированных преступлений.
В совершении оконченных расследованием преступлений принял участие 11541 человек, среди них 1317 учащихся и студентов, 6913 не имели постоянного источника дохода.
Не улучшилась ситуация и в 2009 году. Несмотря на некоторое снижение общего числа зарегистрированных преступлений на 7,5% (с 18494 до 17116), выросло на 31,4% количество случаев причинения тяжкого вреда здоровью (с 244 до 250), мошенничества - на 28,4% (с 434 до 557), угонов транспортных средств - на 16,9% (с 439 до 513).
Несовершеннолетними совершено 1007 преступлений, лицами, ранее их совершавшими, - 2156.
Несмотря на то, что в 2009 году в общественных местах, в том числе на улицах, криминальная обстановка характеризуется относительной стабильностью, количество преступлений, совершенных в таких крупных населенных пунктах области, как г.Благовещенск и г.Белогорск, ежегодно увеличивается. В Белогорске в 2008 году рост количества преступлений, совершенных в общественных местах, составил 142%, а удельный вес в общем объеме количестве преступлений достиг 15,2% и является самым высоким в области. Если за 10 месяцев 2007 года в общественных местах г.Белогорск было совершено 119 преступлений, то за аналогичные периоды 2008 и 2009 годов совершено уже 324 и 320 преступлений соответственно.
Нахождение области в непосредственной близости от КНР располагает к тому, что на ее территории постоянно находятся, а также следуют транзитным транспортом в западную часть России иностранные граждане, которыми совершаются преступления. Несмотря на то, что проводимый комплекс профилактических и оперативно-разыскных мероприятий позволил незначительно сократить в 2009 году количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, с 34 до 32, рост преступлений, совершенных иностранцами, в основном гражданами КНР, составил 92%. Основную часть преступлений составляет незаконный оборот наркотических и психотропных веществ.
Тревогу и озабоченность вызывает состояние преступности в среде несовершеннолетних. Детское население области составляет 188 тыс. человек, в том числе в возрасте от 14 до 18 лет - 51837 человек.
Несмотря на тенденцию снижения подростковой преступности в последние годы (с 1643 преступлений в 2007 году до 1299 преступлений в 2009 году), соотношение несовершеннолетних, совершивших преступления, к численности подростков в возрасте от 14-17 лет в территории области остается практически неизменным и составляет порядка 2,5%.
За 6 месяцев 2010 года зарегистрировано 518 подростковых преступлений. Количество преступлений, совершённых подростками в школах и других общественных местах, составило 82, в том числе совершённых на улицах, площадях и в парках, - 60.
Подростковая преступность в области остаётся серьёзной проблемой. Так, в структуре преступлений и иных общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними всех без исключения возрастных групп, наибольший удельный вес составляют различного рода хищения: 2007 г. - 913; 2008 г. - 867; 2009 г. - 668.
Несмотря на то, что снизилось на 71% от количества разбоев (2009 г. - 29, 2008 г. - 41), увеличилось число более тяжких видов преступлений, например: убийств: 2007 и 2008 гг. по 12 случаев; 2009 г. - 15; изнасилований: 2007 г. - 10; 2008 г. - 6; 2009 г. - 11; грабежей: 2007 г. - 184; 2008 г. - 153; 2009 г. -182.
Тревожит обстоятельство, что одной из особенностей преступности несовершеннолетних является ее ярко выраженный групповой характер, т.е. оставаясь не занятыми, подростки находят себе равных и объединяются. За трехлетний период групповых преступлений насчитывается 1663. Почти треть уголовно наказуемых деяний несовершеннолетние совершают под руководством взрослых. В смешанных группах с участием взрослых лиц совершено: 2007 г. -350; 2008 г. - 321; 2009 г. - 234 преступления.
Высокой остается численность преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, со 107 в 2007 г. до 80 в 2009 г., а также количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: в 2007 г. - 121, в 2008 г. - 127; в 2009 г. - 98.
Имеет место проблема совершения несовершеннолетними повторных правонарушений и преступлений, так, от общего числа совершенных общественно опасных деяний, - 2,65% повторные. Совершение повторного правонарушения со стороны несовершеннолетних является свидетельством недостаточной эффективности взаимодействия судов, субъектов профилактики, социальных служб. Это свидетельствует об отсутствии целенаправленной реабилитационной работы с несовершеннолетними по месту жительства на досудебных и судебных стадиях, слабой взаимосвязи решений суда с реабилитационным ресурсом территории.
Подростки, избежавшие осуждения к лишению свободы, во многих случаях возвращаются в прежнюю среду, испытывают те же проблемы с обучением и трудоустройством, ведут бесконтрольный образ жизни.
Органами системы профилактики преступности среди несовершеннолетних, сотрудниками органов внутренних дел области в период с 2007 г. по 2009 г. включительно на профилактический учет поставлено более 9 тысяч подростков. В первом полугодии 2010 года инспекторами по делам несовершеннолетних выявлено и поставлено на учёт 950 подростков-правонарушителей. На 01.06.2010 на профилактическом учёте в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел области состоит 2253 несовершеннолетних, из них условно-осуждённых - 206, совершивших административные правонарушения - 372, в том числе за употребление спиртных напитков - 353, употребляющих наркотические средства - 110.
Примерно на одном уровне остается число несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния в возрасте до 14 лет: 2007 г. - 695; 2008 г. - 729; 2009 г. - 660. Данные подростки не могут быть привлечены к уголовной ответственности вследствие недостижения возраста уголовной ответственности. В связи с этим одной из форм воспитательного воздействия на них является помещение в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, непосредственно подчиненный УВД по Амурской области (ЦВСНП), который расположен в г.Свободный. За 2007 - 2009 годы в центр было помещено 914 подростков: в 2007 г. - 289, 2008 г. - 311; 2009 г. - 314. Такие дети требуют особого внимания.
На территории области действует учебно-воспитательное учреждение для детей с девиантным поведением - Юхтинская специальная школа закрытого типа для детей с девиантным поведением (п.Юхта, Свободненский район). Основной функцией учреждения является обеспечение несовершеннолетних психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
По состоянию на 01.09.2010 в школе содержалось и обучалось 119 подростков (2008 г. - 93, 2009 - 104). Основной возраст подростков составляет 13-14 лет, образование - 5-8 классов. Из малообеспеченных семей - 112 воспитанников, многодетных семей - 23 человека, неполных семей - 61 человек, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, - 13 человек, родители из числа инвалидов - у 4 человек, родители находятся в местах лишения свободы - у 5 человек.
На базе Юхтинской школы осуществляется предпрофильная и профильная подготовка воспитанников. Их обучают востребованным специальностям слесаря, токаря, столяра и т.д. В 2009 году 51% воспитанников продолжали обучение в школах, 6% - техникумах, 32% - в профессиональных училищах. Однако из-за недостатка финансовых средств оборудование дополнительных профильных классов осложняется, что уменьшает охват воспитанников, обучающихся рабочим специальностям. Качественная профессиональная подготовка подростков позволяет им после освобождения устраиваться на работу, адаптироваться к нормальному образу жизни.
В настоящее время в Амурской области отсутствует практика комплексной работы с несовершеннолетними, не ведётся систематизированное сопровождение подростков с момента подготовки к их освобождению и выходу из мест лишения свободы. Работа с подростками, поставленными на профилактический учет, характеризуется как слабая.
Анализ практической деятельности субъектов системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних показывает неразвитость в Амурской области современных ювенальных технологий. Сотрудники правоохранительных органов и работники субъектов профилактики осуществляют свою деятельность в состоянии методического и информационного голода. Слабо проводится работа по внедрению положительного опыта других регионов.
В целях решения обозначенных проблем на территории Амурской области необходимо:
развернуть работу муниципальных служб примирения на базах СПОШ и социальных учреждений;
создать службы пробации при межрайонных уголовно-исполнительных инспекциях области;
способствовать вовлечению несовершеннолетних в систему спортивно-оздоровительных клубов;
способствовать трудоустройству несовершеннолетних и получению профессии.
Нестабильная, тяжелая криминальная обстановка, в том числе рост числа некоторых видов тяжких и особо тяжких преступлений, большое число преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения и ранее совершавшими преступления, несовершеннолетними, требуют комплексного программного метода решения проблемы со стороны ведомств -субъектов профилактики.
2.2. Оценка действующих мер социально-экономической
политики в сфере действия целевой Программы
Именно межведомственный и комплексный подход к решению проблемы профилактики правонарушений позволит обеспечить безопасность граждан на территории области.
Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение правового сознания у жителей области, на формирование правовой культуры несовершеннолетних и молодежи, на обеспечение безопасности в общественных местах, на ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предотвращение экстремизма и терроризма.
Мероприятия программы осуществляются в рамках единого системного подхода, что должно способствовать достижению эффекта в профилактике правонарушений и приостановлению негативных процессов в обществе и экономике области.
При разработке программы использовались следующие нормативные правовые акты:
2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
9. Национальный План противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31.07.2008 Пр-1568.
10. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации".
11. Закон Амурской области от 10.03.2009 N187-ОЗ "О физической культуре и спорте в Амурской области".
12. Закон Амурской области от 14.12.2005 N 103-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".