____________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2012 года на основании
постановления Правительства Амурской области
от 28 ноября 2011 года N 819
____________________________________________________
В целях реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, от 28.12.2009 N 2094-р, Правительство Амурской области
постановляет:
Внести в долгосрочную целевую программу "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2009-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 15.11.2008 N 281 (в ред. постановления Правительства области от 07.12.2009 N 565), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко
Долгосрочная целевая программа
"Обеспечение экологической безопасности и
охрана окружающей среды в Амурской области
на 2009-2013 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2009-2013 годы" (далее - программа) | |||
Основание для разработки | Водный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ); Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ); | |||
Государственные заказчики программы | Министерство природных ресурсов Амурской области | |||
Разработчик программы | Министерство природных ресурсов Амурской области | |||
Цели и задачи программы | Цели программы: | |||
Перечень основных мероприятий | Подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий; обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования на территории области | |||
Срок реализации | 2009-2013 годы | |||
Объемы и источники финансирования | Средства областного бюджета в сумме 67000 тыс. руб., в том числе: | |||
Ожидаемые конечные результаты программы | Снижение экологического и материального ущерба, наносимого паводками и половодьями на реках области, посредством разработки и дальнейшей реализации одного проекта инженерной защиты населенных пунктов области, реализации двух инвестиционных проектов по строительству берегоукрепительных сооружений; предупреждение материального и экологического ущерба при аварийных ситуациях на гидротехнических сооружениях путем капитального ремонта семи гидротехнических сооружений и разработки семи проектов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, расположенных на территории области; |
Наиболее существенной проблемой для Амурской области в водохозяйственной сфере является негативное воздействие вод. Это связано с тем, что населенные пункты области сосредоточены в основном вдоль крупных рек региона - Амур, Зея, Селемджа, Бурея, а также высоким уровнем хозяйственного освоения паводкоопасных территорий.
Повторяемость наводнений на реках области (включая малые) велика и колеблется от 56% до 98%, периодичность катастрофических наводнений один раз в 10-12 лет. Большие наводнения, такие как в 1956-1958, 1972, 1984 годах, охватывают одновременно огромные территории, причиняют значительный материальный ущерб. Среднегодовой ущерб от наводнений в Амурской области в ценах 2009 года оценивается в 940 млн. руб., а ущерб от катастрофических наводнений (аналогичных наводнению 1984 г.) - до 18,4 млрд. руб.
Значительный материальный ущерб объясняется отсутствием развитых и эффективных систем защитных сооружений, большинство которых возводилось в период прохождения паводков (1958, 1972, 1984 гг.) в экстренном порядке без разработки проектов, поэтому по своим параметрам они не соответствуют назначению и не могут рассматриваться как капитальные сооружения, пригодные для защиты населенных пунктов. В настоящее время частично или полностью размыто и разрушено 5,7 км построенных сооружений (15%), в неудовлетворительном состоянии находится 20 сооружений (23,71 км - 62%). Для обеспечения безопасных условий проживания населения, рационального использования территорий, подверженных угрозе наводнений, необходимо возвести 1124 км защитных дамб в 70 населенных пунктах.
Немаловажной проблемой для территории Амурской области является и интенсивный размыв берегов рек. Процесс разрушения берегов на селитебных территориях угрожает 137 населенным пунктам. В результате разрушения береговой полосы безвозвратные потери земель составляют до 10 кв. км в год.
В настоящее время в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" реализуется лишь два проекта по защите от паводков р. Амур (в с. Константиновка и в г. Благовещенск), что только частично решает проблему инженерной защиты промышленно-селитебных территорий области.
К полномочиям субъектов Российской Федерации относится решение вопросов обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на их территориях.
На 11 гидротехнических сооружениях, расположенных на малых водохранилищах, в рамках реализации природоохранных программ с 2001 по 2009 год проведен капитальный ремонт. В настоящее время на территории области находится 27 гидротехнических сооружений, требующих проведения соответствующих мероприятий по предотвращению возможных аварийных ситуаций.
Из-за дефицита средств в местных бюджетах муниципальными образованиями не ведется разработка проектной документации по предотвращению негативного воздействия вод на территории области, что обостряет вышеуказанные проблемы, а в дальнейшем будет препятствовать включению объектов и мероприятий в разрабатываемые федеральные целевые программы.
Кроме того, одним из факторов, ухудшающим экологическое состояние водных объектов в области, является сброс бытовых и производственных сточных вод в поверхностные водные объекты.
Уровень загрязнения водных объектов области неочищенными сточными водами остается высоким. В 2009 году произошло уменьшение сброса сточных, транзитных и других вод в природные поверхностные водные объекты по сравнению с 2008 годом на 3,8%. Общий объем сброса составил 89,9 млн. куб. м.
Из общего объема сброшенных сточных, транзитных и других вод в 2009 году в поверхностные водные объекты поступило 83,5 млн. куб. м. (92,9%.) загрязненных стоков. Уровень нормативно очищенных вод в объеме сточных вод в поверхностные водоемы составил 7,1%, что только на 0,7% меньше, чем в 2008 году.
Основными целями программы являются охрана окружающей среды на территории области, обеспечение экологической безопасности населения, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного характера на территории области.
Задачи, этапы и сроки реализации долгосрочной целевой программы представлены в таблице 1.
Задачи, этапы и сроки реализации целевой программы
N | Наименование задачи | Наименование | Период | Ожидаемый результат | ||||
решаемой проблемы | реализации | качественная характеристика | количественная характеристика | |||||
1. | Подготовка и | Предотвращение | 2011-2013 гг. | Увеличение | Реализация 2 инвестиционных проектов по инженерной защите населенных пунктов и разработка 1 | |||
2. | Обеспечение | Предотвращение аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях | 2009-2013 гг. | Снижение числа аварийных гидротехнических сооружений | Капитальный ремонт дамб и плотин общей протяженностью 11,2 км. Разработка 7 проектов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений | |||
3. | Обеспечение охраны | Улучшение экологического состояния экосистемы области. Контроль за надлежащим исполнением предприятиями и организациями природоохранного законодательства | 2010-2013 гг. | Улучшение экологического | Экологическая |
Перечень программных мероприятий и объемы их финансирования в целом представлены в таблице 2.
N | Наименование задач, программных мероприятий | Затраты | Сроки реализации | Государственный мероприятий | Ожидаемый результат (в количественном выражении) | |||
1. | Подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | |||||||
1.1. | Разработка проектной документации и строительство берегоукрепительных и противопаводковых сооружений | 27000 | 2011-2013 гг. | Министерство природных ресурсов Амурской области | Разработка 1 проекта по инженерной защите населенных пунктов. Строительство берегоукрепительных сооружений протяженностью 6,3 км | |||
2. | Обеспечение | |||||||
2.1. | Капитальный ремонт гидротехнических сооружений и разработка проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности | 29900 | 2009-2013 гг. | Министерство природных ресурсов Амурской области | Капитальный ремонт дамб и плотин общей протяженностью 11,2 км. Разработка 7 проектов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений | |||
3. | Обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования на территории области | |||||||
3.1. | Софинансирование мероприятий местного значения по охране окружающей среды | 4100 | 2010- | Министерство природных ресурсов Амурской области | Экологическая | |||
3.2. | Осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному контролю | 6000 | 2011-2013 гг. | Министерство природных ресурсов Амурской области | Лабораторный анализ 400 проб |
Реализация программы осуществляется на основе заключения государственных и муниципальных контрактов и договоров на выполнение природоохранных мероприятий, предусмотренных программой.
На выполнение программных мероприятий местным бюджетам предоставляются субсидии на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности природоохранного назначения, капитального ремонта гидротехнических сооружений и мероприятий по охране окружающей среды, финансирование которых осуществляется из местных бюджетов.
Предоставление указанных субсидий местным бюджетам осуществляется в соответствии с правилами согласно приложениям N 1, 2, 3 к настоящей программе.
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального и местных бюджетов.
Структура финансирования программы
(тыс. рублей) | |||||||||
Источники финансирования | Итого | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||
ВСЕГО | 67000 | 4500 | 6000 | 15000 | 21000 | 20500 | |||
Областной бюджет | 67000 | 4500 | 6000 | 15000 | 21000 | 20500 | |||
в том числе: | |||||||||
Капитальные вложения | 27000 | 0 | 0 | 6500 | 12000 | 8500 | |||
Прочие расходы | 40000 | 4500 | 6000 | 8500 | 9000 | 12000 |
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей соответствующего бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Объемы и источники финансирования программы
(тыс. рублей) | ||||||||
Наименование | Плановый период | |||||||
2009 год | 2010 год | 2011 | 2012 год | 2013 год | ||||
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ | 4500 | 6000 | 15000 | 21000 | 20500 | |||
В том числе по разделам и мероприятиям: | ||||||||
1. Подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 0 | 0 | 6500 | 12000 | 8500 | |||
1.1. Разработка проектной документации и строительство берегоукрепительных и противопаводковых сооружений | 0 | 0 | 6500 | 12000 | 8500 | |||
2. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов и осуществлении природоохранных мероприятий | 4500 | 5400 | 6000 | 6000 | 8000 | |||
2.1. Капитальный ремонт гидротехнических сооружений и разработка проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности | 4500 | 5400 | 6000 | 6000 | 8000 | |||
3. Обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования на территории области | 0 | 600 | 2500 | 3000 | 4000 | |||
3.1. Софинансирование мероприятий местного значения по охране окружающей среды | 0 | 600 | 1000 | 1000 | 1500 | |||
3.2. Осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному контролю | 0 | 0 | 1500 | 2000 | 2500 |