Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 декабря 2009 года N 565


О внесении изменений в постановление Правительства области от 15.11.2008 N 281

____________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2012 года на основании
постановления Правительства Амурской области
от 28 ноября 2011 года N 819

____________________________________________________


В целях корректировки плановых объемов финансирования долгосрочной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2009-2010 годы" Правительство Амурской области
     
    
 постановляет:

Внести в долгосрочную целевую программу "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2009-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 15.11.2008 N 281 (в ред. постановления Правительства области от 20.10.2009 N 465), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Губернатор Амурской области
    О.Н. Кожемяко

     Приложение
к постановлению Правительства Амурской области
от 07 декабря 2009 года N 565

Долгосрочная целевая программа
"Обеспечение экологической безопасности и охрана
окружающей среды в Амурской области на 2009-2010 годы"

I. Паспорт

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2009-2010 годы" (далее - программа)

Основание для разработки программы

Водный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ);
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 175-ФЗ);
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ);
Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Государственный заказчик

Министерство природных ресурсов Амурской области

Разработчик программы

Министерство природных ресурсов Амурской области

Цель и задачи программы

Цели программы:
обеспечение экологической безопасности населения, охрана окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного характера на территории области.
Задачи программы:
подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий

Перечень основных мероприятий

Подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий

Срок реализации

2009-2010 годы

Объемы и источники финансирования

Средства областного бюджета в сумме 10500 тыс. руб.,
в том числе:
2009 год-4500 тыс. руб.;
2010 год-6000 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты программы

Снижение экологического и материального ущерба, наносимого паводками и половодьями на реках области, посредством разработки и дальнейшей реализации одного проекта инженерной защиты населенных пунктов области;
предупреждение материального и экологического ущерба при аварийных ситуациях на гидротехнических сооружениях путем завершения капитального ремонта трех гидротехнических сооружений, начала капитального ремонта одного гидротехнического сооружения и разработки трех проектов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, расположенных на территории области


II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Анализ ситуации в сфере охраны окружающей среды


Населенные пункты Амурской области сосредоточены в основном вдоль крупных рек региона - Амура, Зеи, Селемджи, Бурей, с чем связан высокий уровень хозяйственного освоения паводкоопасных территорий. На территории области, подверженной негативному воздействию вод (в зонах затопления), проживает 208 тыс. человек, или 23% от общей численности населения.

Повторяемость наводнений (включая малые) на реках области велика и колеблется от 56% до 98%, периодичность катастрофических наводнений -один раз в 10-12 лет. Большие наводнения, такие как прошедшие в 1929, 1956-1958, 1972, 1984 годах, охватывают одновременно огромные территории, причиняют материальный ущерб. Объемы ущерба за отдельные годы приведены к ценам 2008 года с использованием индексов-дефляторов. В результате обработки статистического ряда ущербов среднегодовой ущерб от наводнений в Амурской области оценивается в 906 млн. руб., а ущерб от катастрофических наводнений (аналогичных наводнению 1984 г.) - до 17,8 млрд. руб.

Значительный материальный ущерб объясняется отсутствием развитых и эффективных систем защитных сооружений, большинство которых возводилось в период прохождения паводков (1958, 1972, 1984 гг.) в экстренном порядке без разработки проектов, поэтому по своим параметрам они не соответствуют назначению и не могут рассматриваться как капитальные сооружения, пригодные для защиты населенных пунктов. В настоящее время частично или полностью размыто и разрушено э,/ км построенных сооружений (15%), в неудовлетворительном состоянии находится 20 сооружений (23,71 км - 62%). Для обеспечения безопасных условий проживания населения, рационального использования территорий, подверженных угрозе наводнений, необходимо возвести 1124 км защитных дамб в 70 населенных пунктах.

Немаловажной проблемой для территории Амурской области является интенсивный размыв берегов рек. Процесс разрушения берегов и селитебных территорий угрожает 137 населенным пунктам. В результате разрушения берегов безвозвратные потери земель составляют до 10 кв. км в год.

Русловые деформации в период паводков только на реке Амур достигают 10 м в год.

В настоящее время из-за дефицита средств местных бюджетов муниципальными образованиями разработка проектной документации на строительство берегоукрепительных и противопаводковых сооружений самостоятельно не ведется, что усугубляет сложное положение по инженерной защите промышленно-селитебных территорий области, а также уменьшает возможность привлечения инвестиций федерального бюджета в ближайший период.

Из 76 гидротехнических сооружений, расположенных на малых и средних водохранилищах, 52 имеют длительный срок эксплуатации - более 20 лет, из них 15 находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения ремонта различной сложности.

Остается высоким уровень загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами. В структуре сточных вод по степени загрязнения для Амурской области наиболее характерны загрязненные недостаточно очищенные сточные воды, которые составляют около 85%. На загрязненные без очистки приходится 3-5%, на нормативно-очищенные - 7-10%, на нормативно-чистые - 0,25%.

В разрезе бассейнов рек наибольшее количество сточных вод сбрасывается в бассейн р. Зея - около 65%, где наиболее сосредоточены золотодобывающие предприятия и промышленные центры области (города Зея, Шимановск, Свободный, Белогорск). Максимальная нагрузка приходится на участок от р. Селемджа до устья - 45-50%. На данном участке в р. Зея поступают сточные воды городов Шимановск, Свободный, Белогорск, а также Белогорского, Ивановского, Октябрьского районов.

В бассейн р. Бурея сбрасывается немногим более 3% стоков, в основном от предприятий г. Райчихинск и п. Талакан.

Для сточных вод, формирующихся на территории Амурской области, характерными загрязнителями являются органические вещества: азот аммонийный, СПАВ, фосфаты, нефтепродукты, фенолы, железо, жиры, нитриты.

Наблюдения за гидрохимическим составом поверхностных вод осуществляются на 21 посту (сетью наблюдения охвачено 17 водных объектов). Остается невыясненной динамика изменения концентрации загрязняющих веществ в реках по мере продвижения русловых вод по территории области.

Большой спад промышленного и сельскохозяйственного производства привел к незначительному снижению уровня загрязненности атмосферного воздуха. В то же время наблюдается существенное увеличение количества выбросов от автомобильного транспорта. Уровень очистки от вредных выбросов в атмосферный воздух из стационарных источников не превышает 71%.

На протяжении ряда лет основными загрязнителями атмосферного воздуха в Амурской области являются стационарные источники промышленных предприятий. В 2006 году наибольший объем выбросов в атмосферный воздух отмечался от тепловых электростанций - 55% (2003 год -50,6%), котельных предприятий жилищно-коммунального хозяйства -17,3% (2003 год - 17,3%), а также от транспорта и транспортных предприятий - 17% (2003 год - 24,9%).

В области скопилось до 14,5 млн. тонн различных отходов. Отсутствие полигона для захоронения токсичных промышленных отходов 1-2 классов опасности, мусороперерабатывающих предприятий с каждым годом обостряет проблему их утилизации.

В общем количестве отходов на начало 2008 года наибольший удельный вес (99,3%) составили отходы 5 класса опасности (практически неопасные), 0,6% - отходы 4 класса (малоопасные), 0,1% - отходы 1, 2, 3 классов опасности (чрезвычайноопасные, высокоопасные, умеренноопасные). На конец 2006 года соотношение отходов по классам опасности составило 98,7%, 1,3% и 0,04% соответственно.

На территории области для утилизации и обезвреживания выделено 472 участка, в том числе 95 свалок (20%) имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка и 377 неусовершенствованных свалок, отведенных на основании решений органов местного самоуправления. Более 50% неусовершенствованных свалок не соответствует требованиям санитарных норм и правил по условиям эксплуатации, не организован лабораторный производственный контроль загрязнения окружающей среды. Мусороперерабатывающих заводов и мусоросортировочных станций на территории области в настоящее время нет.

Токсичные промышленные отходы складируются на территориях производственных предприятий, отсутствует их точный учет, возможно поступление их на обычные полигоны для захоронения твердых бытовых отходов. Многие виды отходов, в частности, древесные, горной промышленности, золошлаковые от ТЭЦ и ГРЭС, не находят применения как вторичные ресурсы.

III. Основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации

Основными целями программы являются охрана окружающей среды на территории области, обеспечение экологической безопасности населения, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного характера на территории области.

Задачи, этапы и сроки реализации долгосрочной целевой программы представлены в таблице 1.

     Таблица 1

Задачи, этапы и сроки реализации целевой программы

N

Наименование задачи

Наименование

Период

Ожидаемый результат



решаемой проблемы

реализации

качественная характеристика

количественная характеристика

1.

Подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

Предотвращение
подтопления
населенных
пунктов области,
снижение
вероятного
материального и
экологического
ущерба

2010 г.

Увеличение
числа
населенных
пунктов
области,
защищенных
от
подтопления

Разработка 1 проекта по инженерной защите населенных пунктов

2.

Обеспечение
безопасности
гидротехнических
сооружений при
использовании
водных объектов и
осуществлении
природоохранных
мероприятий

Предотвращение аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях

2009-2010 гг.

Снижение числа аварийных гидротехнических сооружений

Капитальный ремонт дамб и плотин общей протяженностью 6,7 км. Разработка 3 проектов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений


Программа будет реализовываться в течение двух лет с 2009 по 2010 год, что позволит завершить и продолжить осуществление природоохранных мероприятий и проектов, начатых в 2007-2008 годах.

IV. Система программных мероприятий

Перечень программных мероприятий и объемы их финансирования в целом представлены в таблице 2.

     Таблица 2

N

Наименование задач, программных мероприятий

Затраты
всего,
тыс.
рублей

Сроки реализации

Государственный заказчик,
ответственный за
реализацию
программных
мероприятий

Ожидаемый результат (в количественном выражении)

1.

Подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

1.1.

Разработка проектной документации и строительство берегоукрепительных и противопаводковых сооружений

1500

2010 г.

Министерство природных ресурсов Амурской области

Разработка 1
проекта по
инженерной
защите
населенных
пунктов

2.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий

2.1.

Капитальный ремонт гидротехнических сооружений и разработка проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности

9000

2009-2010 гг.

Министерство природных ресурсов Амурской области

Капитальный ремонт дамб и плотин общей протяженностью 6,7 км. Разработка 3 проектов по капитальному ремонту гидротехнических сооружений


V. Механизм реализации программы

Реализация программы осуществляется на основе заключения государственных и муниципальных контрактов и договоров на выполнение природоохранных мероприятий, предусмотренных программой.

По объектам муниципальной собственности местным бюджетам предоставляется субсидия на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности (муниципальных нужд) природоохранного назначения и капитального ремонта, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

Предоставление указанной субсидии местным бюджетам осуществляется в соответствии с правилами согласно приложению к программе.

VI. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального и местных бюджетов.

     Таблица 3

Структура финансирования программы

(тыс. рублей)

Источники финансирования

Итого

2009 год

2010 год

ВСЕГО

10500

4500

6000

Областной бюджет

10500

4500

6000

ИТОГО

10500

4500

6000

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

Областной бюджет

1500

0

1500

ИТОГО

1500

0

1500

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

Областной бюджет

9000

4500

4500

ИТОГО

9000

4500

4500


Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей соответствующего бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»