____________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2012 года на основании
постановления Правительства Амурской области
от 28 ноября 2011 года N 819
____________________________________________________
В целях дополнения перечня программных мероприятий и продления действия долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" на 2011 - 2012 годы Правительство Амурской области
постановляет:
Внести в постановление Правительства области от 30.10.2008 N 249 "О долгосрочной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (в редакции постановления Правительства области от 08.10.2009 N 447) следующие изменения:
1) в наименовании постановления и пункте 1 слова'"до 2010 года" заменить словами "до 2012 года";
2) программу изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко
Долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" | |||
Основание для разработки номер и дата нормативного | Постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года"; | |||
Государственный заказчик | Министерство сельского хозяйства области | |||
Основной разработчик программы | Министерство сельского хозяйства области | |||
Цели программы | Создание основ повышения престижа проживания в сельской местности; | |||
Основные задачи программы | Развитие жилищного строительства в сельской местности; | |||
Перечень мероприятий | Строительство (приобретение) жилья: | |||
Сроки и этапы реализации | 2009-2012 годы | |||
Объемы и источники финансирования программы | Источники финансирования программы: | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Улучшение жилищных условий граждан в количестве 493 человек и их семей, проживающих в сельской местности (ввод и приобретение 28,8 тыс. квадратных метров жилья); |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года". Признаны актуальность и необходимость принятия действенных мер по улучшению условий жизнедеятельности сельского населения, обеспечению его интересов в жилищной сфере. За последние годы в области в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли значительно пострадала социальная сфера на селе, находящаяся в кризисном состоянии. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
На территории области за 2005 - 2008 годы в сельской местности было построено 83,5 тысячи квадратных метров общей площади жилых домов. В том числе в 2008 году построено 23,0 тыс. кв. метров жилья, что на 21,2% меньше, чем в 2007 году. В 2000 - 2006 годах основная доля (70-90%) введенных жилых домов на селе приходилась на индивидуальных застройщиков, в 2007 году их доля составила 46,9% за счет ввода жилья крупными застройщиками в Благовещенском и Бурейском районах, в 2008 году - 78,3%.
Ввод жилья сельскохозяйственными организациями в 2000 - 2008 годах (за исключением 2007 года, когда ввод жилья этими организациями не производился) осуществлялся в незначительных объемах в Благовещенском, Белогорском, Бурейском, Ивановском, Свободненском, Селемджинском, Тамбовском и Тындинском муниципальных районах.
Число родившихся на 1000 человек общей численности населения в 2008 году увеличилось по сравнению с 2000 годом на 26,5%, число умерших снизилось на 3,4%. Несмотря на это, ухудшается демографическая ситуация на селе. Численность сельского населения сократилась на 2,9% в 2008 году по сравнению с 2000 годом.
Сохраняется тенденция сокращения трудовых кадров на предприятиях сельского хозяйства. В 2008 году среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, составила 12,1 тыс. человек.
Ухудшается качественный и количественный состав кадров сельского хозяйства со средним специальным образованием и начальным профессиональным образованием. Уменьшилась численность работников, занимающих должности руководителей и специалистов в сельскохозяйственных организациях, в 2008 году этот показатель составил 1,8 тыс. человек.
За последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения медицинских, культурных услуг, сократилось количество физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, сократилась сеть сельских клубов и домов культуры, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Большая часть электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработала свой нормативный срок и требует замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Часть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды. Около трети протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, содействовать решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики, и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Исходя из концепции социально-экономического развития области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села требуется проведение упреждающих мероприятий. Необходимость разработки и реализации настоящей программы обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы и ее областным значением. Для устойчивого социально-экономического развития сельских поселений и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области нужна государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, а также несельскохозяйственных видов деятельности, расширения рынка труда и активизации человеческого потенциала на селе;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению законодательных и исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций агропромышленного комплекса и других ведомств;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
создание основ повышения престижа проживания в сельской местности;
создание правовых, организационных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;
создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Цели будут достигнуты путем решения следующих задач:
развитие жилищного строительства в сельской местности;
благоустройство сельских поселений;
повышение уровня комфортности и инженерной обеспеченности сельских поселений (таблица 1).
Задачи, этапы и сроки реализации программы
N п/п | Наименование задачи | Наименование решаемой | Период | Ожидаемый результат | ||||
проблемы | реализации | Качественная характеристика | Количественная оценка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Развитие жилищного строительства в сельской местности | Низкий уровень качества жизни на селе, дефицит специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве | 2009-2012 гг. | Строительство и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов на селе | Улучшение жилищных условий граждан и их семей, проживающих в сельской местности, в | |||
2 | Благоустройство сельских поселений; повышение уровня комфортности и инженерной обеспеченности | Низкий уровень комфортности и инженерной | 2009-2012 гг. | Строительство инфраструктуры пилотных проектов в населенных пунктах области; | Строительство фельдшерско-акушерского |
Основные пути решения программных задач:
приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном, региональном и местном уровнях;
разработка и внедрение в сельском строительстве экономичных проектов жилых домов, удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем использования новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, в том числе строительство жилья "под ключ".
Сроки реализации программы учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях с принятием и совершенствованием нормативной правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, с переходом к формированию в муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда; создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Сроки реализации программы: 2009 - 2012 годы.
Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858, предусматривает разработку и принятие региональных и муниципальных одноименных программ. Принцип софинансирования программы за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий программы по этим направлениям.
Ресурсное обеспечение программных мероприятий также выполнено с учетом источников финансирования, предусмотренных в федеральной программе, и их процентного соотношения.
Инвестиционные мероприятия по реализации настоящей программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов жилья, на новое строительство и приобретение жилья, на инженерную подготовку строительных площадок массовой жилищной застройки, строительство линий электропередач, уличных дорог и тротуаров, строительство (реконструкцию) объектов социальной и культурной сферы (объекты дошкольных и общеобразовательных учреждений, амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений клубного типа, спортивных сооружений и площадок). Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий федерального, областного и местного уровней по оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, по созданию условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Система программных мероприятий представлена в приложении N 1 к программе.
В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, не обладающих достаточными собственными накоплениями, программа предусматривает:
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Под сельской местностью в целях настоящей программы понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких населенных пунктов на территории области утверждается постановлением Правительства области.
Доля средств федерального бюджета, выделяемых в форме субсидий на финансовое обеспечение мероприятий, определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности области и других критериев.
Финансовое обеспечение оставшейся части расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья осуществляется за счет средств областного, местного бюджетов, а также средств внебюджетных источников, в том числе собственных и (или) заемных средств граждан.
Выполнение мероприятий позволит:
улучшить жилищные условия граждан в количестве 493 человек и их семей, проживающих в сельской местности;
сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;