____________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2012 года на основании
постановления Правительства Амурской области
от 28 ноября 2011 года N 819
____________________________________________________
В целях корректировки программных мероприятий и их финансирования, а также изменения сроков их реализации Правительство Амурской области
постановляет:
Внести в долгосрочную целевую программу "Совершенствование условий функционирования системы особо охраняемых природных территорий Амурской области и системы охраны объектов животного мира Амурской области на 2009-2011 годы", утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 26.08.2009 N 364 (в редакции постановления Правительства Амурской области от 24.02.2010 N 63), следующие изменения:
1. В наименовании программы цифры "2009-2011" заменить на "2009-2013".
2. Долгосрочную целевую программу изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Исполняющий обязанности губернатора Амурской области
В.О. Капканщиков
Долгосрочная целевая программа
"Совершенствование условий функционирования системы особо
охраняемых природных территорий Амурской области и системы
охраны объектов животного мира Амурской области на 2009-2013 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Совершенствование условий функционирования системы особо охраняемых природных территорий Амурской области и системы охраны объектов животного мира Амурской области на 2009-2013 годы" | |||
Основание для разработки программы | Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" | |||
Государственный заказчик программы | Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области | |||
Основные разработчики программы | Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области | |||
Цель программы | Совершенствование деятельности системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) Амурской области, развитие рекреационной и эколого-просветительской деятельности в природоохранной сфере, стабилизация и увеличение численности объектов животного мира | |||
Основные задачи программы | Улучшение состояния памятников природы областного значения: развитие системы государственных природных заказников областного значения; создание необходимой инфраструктуры для обеспечения функционирования ООПТ и развития рекреационной, научной, эколого-просветительской деятельности; совершенствование организации охраны объектов животного мира; разработка материалов по оценке рыбных запасов и улучшению состояния ихтиофауны на ООПТ | |||
Перечень основных мероприятий программы | Проведение инвентаризации памятников природы областного значения; | |||
Сроки реализации программы | 2009-2013 годы | |||
Объемы и источники финансирования | Средства областного бюджета в сумме 169969,69 тыс. рублей, в том числе: | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате осуществления программных мероприятий предполагается проведение инвентаризации памятников природы областного значения; создание 3 заказников областного значения и необходимых условий для их эффективного функционирования; создание 14 постоянно действующих постов в местах высокой уязвимости природных комплексов от браконьерства и техногенного воздействия с целью минимизации наносимого ущерба; |
Система ООПТ в Амурской области обеспечивает сохранение биоразнообразия и создает условия для устойчивого развития территории. Наличие этой системы помогает поддерживать природный баланс, сохранять природно-ресурсный потенциал и поддерживать положительный моральный климат в обществе.
В систему ООПТ области входят 3 государственных природных заповедника, 33 заказника (2 федерального и 31 областного значения) и 137 памятников природы (118 из них областного значения и 19 местного). Общая площадь ООПТ всех уровней 3316,5 тыс. га - 9,2% территории Амурской области, что по международным стандартам является минимумом. При этом следует учитывать, что большинство заказников имеют ограниченное предназначение - либо зоологические, либо ботанические, некоторые заказники имеют сезонное действие. Тем самым роль ООПТ в сохранении биоразнообразия области и площадь их постоянного действия фактически ниже минимального уровня.
Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Закона государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Деятельность имеющихся в области ООПТ не в полной мере отвечает требованиям данного Закона в части эстетического, рекреационного и оздоровительного значения.
С усилением техногенного воздействия, связанного с реализацией крупномасштабных проектов, таких, как освоение Гаринского железорудного и других месторождений полезных ископаемых, строительство нефтепроводной системы ВСТО, космодрома "Восточный", железной дороги Улак-Эльга, а также с деятельностью других промышленных объектов области, возрастает антропогенное влияние на природные комплексы. На территориях, непосредственно задействованных промышленным освоением, и прилегающих к ним местностях животный мир и среда его обитания подвергаются усиленному прессу. Площадь таких территорий составляет около 450 тыс.га. В области создалась критическая ситуация с охраной некоторых наиболее редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и среды их обитания. При этом условия для рекреационной и просветительской деятельности в сфере природоохраны остаются на низком уровне. Для решения проблемы необходимо создание новых особо охраняемых природных территорий областного значения (государственных природных заказников) в бассейнах рек Амур, Зея, Селемджа а также на севере области в районе Станового хребта в Зейском районе. Схемой развития и размещения ООПТ областного значения Амурской области предусмотрено образование новых заказников "Верхне-Амурский", "Токийский" и "Нижне-Норский", а также расширение Симоновского и Андреевского заказников.
Состояние отдельных памятников природы в настоящее время не соответствует своему предназначению и требуется проведение их срочной инвентаризации с последующей реорганизацией системы памятников природы, возможной ликвидацией части из них и созданием новых на базе более значимых природных объектов.
Для улучшения качества деятельности ООПТ необходима организация специализированных центров для развития научной, эколого-просветительской и рекреационной деятельности, обучения егерского состава и других работников природоохранных структур, связанных с обеспечением функционирования системы ООПТ.
С этой целью необходимо создание специализированных базовых центров по охране природы с соответствующей инфраструктурой. Данные центры будут являться опорными пунктами по внедрению новых форм работы на ООПТ, проведению природоохранных мероприятий, ведению эколого-просветительской деятельности.
В целях создания экологического барьера необходимо укрепление и расширение ООПТ, придание им эстетической, рекреационной и научной значимости, создание необходимой инфраструктуры, обеспечение кадрами и материально-техническими средствами.
Объекты животного мира, обитающие на территории области, составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, обеспечивают биологическое разнообразие и используются как объекты охоты, а также в культурных, образовательных, оздоровительных и эстетических целях. Природоохранная деятельность и рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории области должны осуществляться на принципах системного подхода к сохранению всего разнообразия объектов животного мира.
Анализ динамики численности диких животных с 2005 по 2009 годы показал, что плотность заселения биотопов дикими копытными животными в полтора - два раза ниже оптимального уровня, рекомендуемого специалистами для устойчивого их использования. Аналогичная ситуация и с водными биологическими ресурсами. Основными причинами такого состояния являются:
слабая охрана ресурсов животного мира ввиду недостаточной численности инспекторского состава и слабой его оснащенности;
отсутствие оперативной информации о состоянии ООПТ и диких животных, которая должна поступать в результате осуществления систематического авианаблюдения;
высокая численность волков, существенно влияющих на сокращение численности популяций ценных видов охотничьих животных, в том числе занесенных в Красные книги Российской Федерации и Амурской области;
слабая база по воспроизводству объектов животного мира.
В современных условиях для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира необходимо создание системы природоохранных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия объектов животного мира, в том числе рыбных ресурсов, так и на сохранение естественных мест их обитания и ресурсной базы дикой фауны.
Основные цели настоящей программы:
1. Совершенствование деятельности системы особо охраняемых природных территорий Амурской области, развитие рекреационной, научной и эколого-просветительской деятельности в природоохранной сфере.
2. Стабилизация и увеличение численности объектов животного мира.
В результате осуществления программных мероприятий предполагается провести инвентаризацию памятников природы, создать новые заказники областного значения и обеспечить условия для их функционирования, построить центры по охране природы. Проведение указанных мероприятий позволит стабилизировать и увеличить численность объектов животного мира, сохранить места их обитания, нагула и размножения. Планируется повышение эффективности охраны объектов животного мира, внедрение авианаблюдения за состоянием ООПТ и объектов животного мира, развитие системы воспроизводственных мероприятий. Реализация программных мероприятий предполагается в течение 5 лет за период 2009-2013 годы.
Задачи программы с указанием сроков и периодов ее реализации указаны в таблице 1.
Задачи программы
N | Наименование задач | Наименование | Период | Ожидаемый результат | |||||
п/п | решаемой | реализации | качественная характеристика | количественная характеристика | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 | Улучшение состояния памятников природы областного значения | Проведение инвентаризации | 2011 год | Выяснение фактического состояния памятников природы областного значения и обеспечение их функционирования в соответствии с предъявляемыми | Инвентаризация | ||||
2 | Развитие системы государственных природных заказников областного значения | Увеличение площади ООПТ на территории области для улучшения охраны проблемных природных комплексов, их обустройство | 2011 год | Сохранение проблемных природных комплексов | Создание 3 природных заказников: "Верхне- Амурский", "Токийский", | ||||
3 | Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения функционирования ООПТ и развития рекреационной, научной и эколого-просветительской деятельности | Создание необходимой инфраструктуры на ООПТ, улучшение качества природоохранной | 2009-2013 годы | Обеспечение условий для эффективного функционирования ООПТ | Возведение комплекса построек, необходимых для функционирования ООПТ и их оснащение | ||||
4 | Совершенствование | Повышение | 2010- | Повышение эффективности охраны и воспроизводства объектов животного мира | Увеличение численности диких животных | ||||
5 | Разработка материалов по оценке рыбных запасов и улучшению состояния ихтиофауны на ООПТ | Обследование рыбохозяйственных водоемов на территориях ООПТ и области в целях охраны объектов водных | 2011 год | Выработка и реализация наиболее перспективных направлений по улучшению условий обитания и охраны водных биологических ресурсов ВБР | Улучшение состояния, условий обитания и охраны ВБР на |
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач на всех этапах реализации программы с учетом временных и затратных позиций. Проведение данных мероприятий позволит повысить эффективность охраны ООПТ, а также объектов животного мира и среды их обитания, сократить количество случаев незаконной охоты, предотвратить нанесение крупного ущерба государственному охотничьему фонду области.
Система программных мероприятий отражена в приложении N 1 к программе.
Ответственными за реализацию программы и целевое использование средств областного бюджета является государственный заказчик - главный распорядитель средств областного бюджета - управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области, а также находящееся в его ведении ГУ Амурской области "Дирекция по охране и использованию животного мира и особо охраняемых природных территорий".
Исполнители программных мероприятий определяются государственным заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственный контракт (договор) определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя, регулирует их отношения в процессе выполнения контракта (договора).
Исполнители программы для анализа хода ее реализации представляют государственному заказчику предложения по уточнению показателей эффективности реализации программных мероприятий и ежемесячно информируют о ходе исполнения программы.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансирование программы предусматривается за счет средств областного бюджета.
Структура финансирования представлена в таблице 2.
Структура финансирования программы
Источники финансирования | Итого | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||
ВСЕГО | 169969,69 | 5000,0 | 33870,0 | 87349,69 | 25360,0 | 18390,0 | |||
Областной бюджет | 169969,69 | 5000,0 | 33870,0 | 87349,69 | 25360,0 | 18390,0 | |||
Итого | 169969,69 | 5000,0 | 33870,0 | 87349,69 | 25360,0 | 18390,0 | |||
Капитальные вложения | |||||||||
Областной бюджет | 131643,36 | 5000,0 | 26590,0 | 69134,46 | 12260,0 | 5290 | |||
Итого | 131643,36 | 5000,0 | 26590,0 | 69134,46 | 12260,0 | 5290 | |||
НИОКР | |||||||||
Областной | 600,0 | 600,0 | |||||||
Итого | 600,0 | 600,0 | |||||||
Прочие расходы | |||||||||
Областной бюджет | 37726,33 | - | 7280,0 | 17615,23 | 13100,0 | 13100,0 | |||
Итого | 37726,33 | - | 7280,0 | 17615,23 | 13100,0 | 13100,0 |