ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2009 года N 364
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ И СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 23.09.2009 N 425, от 05.10.2009 N 436, от 01.02.2010 N 23, от 24.02.2010 N 63, от 25.05.2010 N 268, от 14.09.2010 N 480, от 12.11.2010 N 625, от 24.02.2011 N 88, от 22.06.2011 N 412, от 13.10.2011 N 675)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2012 года на основании постановления Правительства Амурской области от 28.11.2011 N 819.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 года N 28 "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Совершенствование условий функционирования системы особо охраняемых природных территорий Амурской области и системы охраны объектов животного мира Амурской области на 2009 - 2011 годы" (далее - программа).
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 24.02.2010 N 63)
2. Управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (И.В.Ряжских) обеспечить выполнение мероприятий программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области А.В.Нестеренко.
И.о. губернатора
Амурской области
В.О.КАПКАНЩИКОВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ И СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 25.05.2010 N 268, от 14.09.2010 N 480, от 12.11.2010 N 625, от 24.02.2011 N 88, от 22.06.2011 N 412, от 13.10.2011 N 675)
┌════════════════════════┬════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование программы │Долгосрочная целевая программа │
│ │"Совершенствование условий функционирования │
│ │системы особо охраняемых природных территорий │
│ │Амурской области и системы охраны объектов │
│ │животного мира Амурской области на 2009 - │
│ │2013 годы" │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основания для разработки│Бюджетный кодекс Российской Федерации, │
│программы │Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ│
│ │"О животном мире", Федеральный закон │
│ │от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо │
│ │охраняемых природных территориях" │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Государственные │Управление по охране, контролю и регулированию │
│заказчики программы │использования объектов животного мира и среды их│
│ │обитания Амурской области, министерство │
│ │строительства, архитектуры и жилищно - │
│ │коммунального хозяйства Амурской области │
│(строка в ред. постановления Правительства Амурской области от│
│24.02.2011 N 88) │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основной разработчик │Управление по охране, контролю и регулированию │
│программы │использования объектов животного мира и среды их│
│ │обитания Амурской области │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Цели программы │Совершенствование деятельности системы особо │
│ │охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) │
│ │Амурской области, развитие рекреационной │
│ │и эколого-просветительской деятельности │
│ │в природоохранной сфере, стабилизация │
│ │и увеличение численности объектов животного мира│
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основные задачи │Улучшение состояния памятников природы │
│программы │областного значения; │
│ │ │
│ │абзац исключен. - Постановление Правительства│
│ │Амурской области от 14.09.2010 N 480; │
│ │ │
│ │создание необходимой инфраструктуры │
│ │для обеспечения функционирования ООПТ и развития│
│ │рекреационной, научной, эколого-просветительской│
│ │деятельности; │
│ │ │
│ │совершенствование организации охраны объектов │
│ │животного мира; │
│ │ │
│ │разработка материалов по оценке рыбных запасов │
│ │и улучшению состояния ихтиофауны на ООПТ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень основных │Проведение инвентаризации памятников природы │
│мероприятий программы │областного значения; │
│ │ │
│ │абзац исключен. - Постановление Правительства│
│ │Амурской области от 14.09.2010 N 480; │
│ │ │
│ │строительство кордона "Верхне-Амурский"; │
│ │ │
│ │реконструкция и строительство объектов центра │
│ │по охране природы "Зейский"; │
│ │ │
│ │строительство баз, кордонов и зимовий │
│ │на территориях заказников; │
│ │ │
│ │создание инфраструктуры для живоотлова, │
│ │разведения и вольерного содержания диких │
│ │животных; │
│ │ │
│ │совершенствование организации охраны объектов │
│ │животного мира; │
│ │ │
│ │осуществление авиапатрулирования в целях │
│ │наблюдения за состоянием ООПТ и объектов │
│ │животного мира; │
│ │ │
│ │мероприятия по сохранению биоразнообразия; │
│ │ │
│ │разработка материалов по оценке рыбных запасов │
│ │и улучшению состояния ихтиофауны на ООПТ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │2009 - 2013 годы │
│программы │ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │Средства областного бюджета в сумме │
│финансирования │150622,0 тыс. рублей, в том числе: │
│ │ │
│ │2009 год - 5000,0 тыс. рублей; │
│ │2010 год - 33870,0 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 35522,7 тыс. рублей, в том числе │
│ │за счет неиспользованных объемов 2010 года - │
│ │8303,0 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 47839,3 тыс. рублей, │
│ │13099,3 тыс. рублей; │
│ │2013 год - 28390,0 тыс. рублей │
│(строка в ред. постановления Правительства Амурской области от│
│22.06.2011 N 412) │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные │В результате осуществления программных │
│результаты реализации │мероприятий планируется проведение │
│программы │инвентаризации 54 памятников природы областного │
│ │значения; создание 10 постоянно действующих │
│ │постов в местах высокой уязвимости природных │
│ │комплексов от браконьерства и техногенного │
│ │воздействия с целью минимизации наносимого │
│ │ущерба; повышение охраняемости государственных │
│ │природных заказников областного значения и │
│ │усиление контроля за соблюдением их режима; │
│ │осуществление мониторингового авиапатрулирования│
│ │мест обитания диких животных в количестве │
│ │230 часов; создание благоприятных условий │
│ │для развития рекреационной, научной и эколого - │
│ │просветительской значимости ООПТ; возведение │
│ │природоохранного центра с необходимой │
│ │инфраструктурой, 1 базы, 5 кордонов, 2 зимовий │
│ │на территориях заказников; стабилизация │
│ │и увеличение численности объектов животного мира│
│ │на 5%; получение материалов по оценке рыбных │
│ │ресурсов и улучшению состояния ихтиофауны │
│ │на ООПТ │
│(строка в ред. постановления Правительства Амурской области от│
│14.09.2010 N 480) │
└════════════════════════┴════════════════════════════════════════════════…
Система ООПТ в Амурской области обеспечивает сохранение биоразнообразия и создает условия для устойчивого развития территории. Наличие этой системы помогает поддерживать природный баланс, сохранять природно-ресурсный потенциал и поддерживать положительный моральный климат в обществе.
В систему ООПТ области входят 3 государственных природных заповедника, 33 заказника (2 федерального и 31 областного значения) и 137 памятников природы (118 из них областного значения и 19 - местного). Общая площадь ООПТ всех уровней - 3316,5 тыс. га - 9,2% территории Амурской области, что по международным стандартам является минимумом. При этом следует учитывать, что большинство заказников имеют ограниченное предназначение - либо зоологические, либо ботанические, некоторые заказники имеют сезонное действие. Тем самым роль ООПТ в сохранении биоразнообразия области и площадь их постоянного действия фактически ниже минимального уровня.
Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Закона государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Деятельность имеющихся в области ООПТ не в полной мере отвечает требованиям данного Закона в части эстетического, рекреационного и оздоровительного значения.
С усилением техногенного воздействия, связанного с реализацией крупномасштабных проектов, таких как освоение Гаринского железорудного и других месторождений полезных ископаемых, строительство нефтепроводной системы ВСТО, космодрома "Восточный", железной дороги "Улак - Эльга", а также с деятельностью других промышленных объектов области, возрастает антропогенное влияние на природные комплексы. На территориях, непосредственно задействованных промышленным освоением, и прилегающих к ним местностях животный мир и среда его обитания подвергаются усиленному негативному прессу. Площадь таких территорий составляет около 450 тыс. га. В области создалась критическая ситуация с охраной некоторых наиболее редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и среды их обитания. Для решения проблемы необходимо совершенствование условий функционирования особо охраняемых природных территорий, в том числе рекреационной и просветительской деятельности в природоохранной сфере.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 14.09.2010 N 480)
Состояние отдельных памятников природы в настоящее время не соответствует своему предназначению и требуется проведение их срочной инвентаризации с последующей реорганизацией системы памятников природы, возможной ликвидацией части из них и созданием новых на базе более значимых природных объектов.
Для улучшения качества деятельности ООПТ необходима организация специализированных центров для развития научной, эколого-просветительской и рекреационной деятельности, обучения егерского состава и других работников природоохранных структур, связанных с обеспечением функционирования системы ООПТ. С этой целью необходимо создание специализированных базовых центров по охране природы с соответствующей инфраструктурой. Данные центры будут являться опорными пунктами по внедрению новых форм работы на ООПТ, проведению природоохранных мероприятий, ведению эколого-просветительской деятельности.
В целях создания экологического барьера необходимо укрепление и расширение ООПТ, придание им эстетической, рекреационной и научной значимости, создание необходимой инфраструктуры, обеспечение кадрами и материально-техническими средствами.
Объекты животного мира, обитающие на территории области, составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, обеспечивают биологическое разнообразие и используются как объекты охоты, а также в культурных, образовательных, оздоровительных и эстетических целях. Природоохранная деятельность и рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории области должны осуществляться на принципах системного подхода к сохранению всего разнообразия объектов животного мира.
Анализ динамики численности диких животных с 2005 по 2009 год показал, что плотность заселения биотопов дикими копытными животными в полтора - два раза ниже оптимального уровня, рекомендуемого специалистами для устойчивого их использования. Аналогичная ситуация и с водными биологическими ресурсами. Основными причинами такого состояния являются:
слабая охрана ресурсов животного мира ввиду недостаточной численности инспекторского состава и слабой его оснащенности;
отсутствие оперативной информации о состоянии ООПТ и диких животных, которая должна поступать в результате осуществления систематического авианаблюдения;
высокая численность волков, существенно влияющих на сокращение численности популяций ценных видов охотничьих животных, в том числе занесенных в Красные книги Российской Федерации и Амурской области;
слабая база по воспроизводству объектов животного мира.
В современных условиях для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира необходимо создание системы природоохранных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия объектов животного мира, в том числе рыбных ресурсов, так и на сохранение естественных мест их обитания и ресурсной базы дикой фауны.
Основные цели настоящей программы:
1. Совершенствование деятельности системы особо охраняемых природных территорий Амурской области, развитие рекреационной, научной и эколого-просветительской деятельности в природоохранной сфере.
2. Стабилизация и увеличение численности объектов животного мира.
В результате осуществления программных мероприятий предполагается провести инвентаризацию памятников природы, создать необходимую инфраструктуру для функционирования ООПТ, построить центр по охране природы. Проведение указанных мероприятий позволит стабилизировать и увеличить численность объектов животного мира, сохранить места их обитания, нагула и размножения. Планируются повышение эффективности охраны объектов животного мира, внедрение авианаблюдения за состоянием ООПТ и объектов животного мира, развитие системы воспроизводственных мероприятий. Реализация программных мероприятий предполагается в течение 5 лет за период 2009 - 2013 годов.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 14.09.2010 N 480)
Задачи программы с указанием сроков и периодов ее реализации указаны в таблице 1.