ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2008 года N 274

Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Противодействие злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту на 2009 год"

(с изменениями на 15 сентября 2009 года)

__________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными

постановлением Правительства Амурской области от 15 сентября 2009 года N 409

__________________________________________________________________________     

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке областных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство Амурской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2009 год".

2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области разработать и принять муниципальные программы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2009 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области Н.С.Томилову.

Исполняющий обязанности губернатора области
В.В. Марценко

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Амурской области
от 15 ноября 2008 года N 274

Долгосрочная целевая программа
"Противодействие злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту на 2009 год"  

I. Паспорт программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2009 год"

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие бюджетному законодательству Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы";
постановление Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке областных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности"

Государственный
заказчик - координатор
программы

Министерство здравоохранения области

Основные разработчики
программы

Министерство здравоохранения области;
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области;
министерство образования и науки области;
министерство сельского хозяйства области;
министерство культуры и архивного дела области;
управление по физической культуре и спорту области

Цель программы

Сокращение в области масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Основные задачи
программы

1. Совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни.
2. Совершенствование правоохранительной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их контрабандой.
3. Уничтожение сырьевой базы, являющейся производной для изготовления наркотиков.
4. Повышение эффективности наркологической помощи за счет внедрения современных диагностических, лечебных и реабилитационных технологий

Перечень основных мероприятий

1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, связанных по роду деятельности с проблемой наркомании.
2. Реабилитация и социальная поддержка несовершеннолетних.
3. Совершенствование психолого-педагогической помощи детям, находящимся в кризисной ситуации.
4. Приобретение наборов спортивных тренажеров для их установки в жилых микрорайонах, на территориях школ.
5. Прокат Амурским областным театром драмы спектакля антинаркотической тематики.
6. Организация Амурским областным краеведческим музеем им. Г.С.Новикова-Даурского передвижной выставки "За здоровый образ жизни".
7. Проведение оперативно-профилактических мероприятий по отработке мест концентрации несовершеннолетних для выявления подростков,
употребляющих наркотические средства, занимающихся токсикоманией.
8. Уничтожение сырьевой базы, являющейся производной для изготовления наркотиков.
9. Организация системы выявления лиц с повышенным риском употребления психоактивных веществ.
10. Повышение эффективности наркологической помощи за счет внедрения современных лечебных и реабилитационных технологий

Сроки реализации
программы

2009 год

Объемы и источники
финансирования
программы

Общий объем финансирования программы на 2009 год за счет средств областного бюджета составляет 5000,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы

В результате реализации программы предполагаются:
сокращение сырьевой базы дикорастущей конопли на 15%;
снижение степени доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;
стабилизация в области эпидемиологической ситуации по наркомании;
повышение качества лечения абстинентного состояния на 10%;
уменьшение числа соматических осложнений у наркологических больных на 5%;
повышение качества противорецидивного лечения на 15%;
охват профилактическими мероприятиями до 60% подростков и молодежи;
повышение эффективности выявления и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ

Исполнители основных мероприятий

Учреждения здравоохранения области;
министерство образования и науки области;
министерство сельского хозяйства области;
министерство культуры и архивного дела области;
управление по физической культуре и спорту области;
управление внутренних дел по Амурской области;
государственные учреждения культуры;
органы местного самоуправления

Система организации
контроля за исполнением
программы

Порядок организации управления программой, а также форма и сроки представления отчета определяются Правительством области


II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

2.1. Анализ ситуации


Настоящая программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы".

Необходимость принятия настоящей программы вызвана тем, что современная ситуация в России, в том числе в области, характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

В 2007 году в России зарегистрировано 3,355 млн. больных наркологическими расстройствами, что составляет 2,4% общей численности населения. Область стабильно находится в числе регионов со значительным уровнем распространенности потребления психоактивных веществ. В наркологических учреждениях области зарегистрировано 20407 человек, употребляющих различные психоактивные вещества, что составляет 2,3% общей численности населения области.

Эпидемиологические особенности наркологической ситуации на территории области определяются рядом факторов: недостаточными темпами роста экономики, уровнем материального благосостояния, который в области ниже среднероссийского, отсутствием ответственного отношения к здоровью, в первую очередь подростков и молодежи, наличием на территории области дикорастущей конопли, т.е. собственной сырьевой базы, а также доступностью и простотой изготовления наркотиков.

В течение последних трех лет в области показатель распространенности наркомании увеличился на 12% и составил в 2007 году 303,2 на 100 тыс. населения, превышая средний по Российской Федерации (2007 год - 250,5) на 21%.

Показатель заболеваемости наркоманией за аналогичный период вырос на 34,6% (2005 год - 22,7; 2006 год - 27,2; 2007 год - 34,7 на 100 тыс. населения). Данный показатель выше, чем в среднем по Российской Федерации, на 66,8% (заболеваемость наркоманией в Российской Федерации в 2007 году -20,8 на 100 тыс. населения).

Остается высоким показатель заболеваемости гашишной наркоманией (2005 год - 16,5; 2006 год - 14,0; 2007 год - 19,1). Он превышает средний показатель по Российской Федерации в 13,6 раза (2007 год - 1,4), средний показатель по Дальневосточному федеральному округу - в 3 раза (2007 год -6,3).

Необходимо отметить рост первичной заболеваемости опийной наркоманией в 2,5 раза (2005 год - 4,7; 2006 год - 9,8; 2007 год - 11,4). Данный показатель ниже, чем в среднем по Российской Федерации (2007 год -18,4), на 61% и по Дальневосточному федеральному округу (2007 год -13,3) на 16,6%.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды. Почти две трети потребителей наркотиков -лица в возрасте до 30 лет. Расширяется и молодеет детская и подростковая наркомания.

Заболеваемость наркоманией среди подростков за три года выросла на 60,9% (2005 год - 70,8; 2006 год - 49,5; 2007 год - 113,9).

Наиболее неблагополучными по распространенности наркомании являются города Благовещенск, Свободный и Зея, а также Благовещенский, Бурейский, Ромненский, Михайловский и Серышевский районы.

По географическому положению область отнесена к регионам России с благоприятными условиями для естественного произрастания и незаконного возделывания наркосодержащих растений с высоким уровнем наркотических веществ.

   

2.2. Описание проблемы


Наибольшее распространение (85-90% - за 2005-2007 годы) в области имеют наркотики растительного происхождения: марихуана, гашиш, гашишное масло, - что обусловлено наличием обширной собственной сырьевой базы для их производства. В южных районах, где проживает основная часть населения области, повсеместно распространена дикорастущая конопля, служащая сырьем для изготовления наркотиков растительного происхождения.

По результатам предварительного обследования специалистами министерства сельского хозяйства области совместно с сотрудниками УФСКН РФ по Амурской области в 2007 году произрастание дикорастущей конопли зафиксировано на площади 1566,6 га. Произрастание конопли зафиксировано в 16 муниципальных образованиях области.

Благоприятные для произрастания дикорастущей конопли районы являются основными поставщиками сырья для производства наркотических средств каннабисной группы: гашиша, гашишного масла, марихуаны, - которые в дальнейшем транспортируются во все регионы Дальнего Востока.

Потенциальную опасность представляет близость границы с Китаем. Имеющаяся в правоохранительных органах оперативная информация свидетельствует о проникновении на территорию области наркотических средств синтетического и полусинтетического происхождения, таких как "экстази", а также их прекурсоров, в частности, эфедрина гидрохлорида.

В результате оперативно-розыскной деятельности правоохранительными органами области в 2007 году из незаконного оборота изъято более 4,5 тонны наркотических средств и психотропных веществ, в том числе марихуаны - 4179,889 кг, гашиша - 338,645 кг, гашишного масла - 35,108 кг, маковой соломки - 10,95 кг, опия - 448,23 г, морфина - 57,95 г, героина - 2125,39 г, что на 30% выше уровня 2006 года.

2.3. Оценка ныне действующих мер социально-экономической политики


Практика реализации областной целевой программы "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" показала, что осуществление программных мероприятий оказывает положительное влияние на комплексное решение на областном уровне указанных проблем.

Анализируя данные статистической отчетности, можно заключить, что выполнение программы "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" в 2006 году привело к стабилизации заболеваемости наркоманией в области и тенденциям к снижению такой заболеваемости.

В рамках указанной программы была начата и в настоящее время продолжается деятельность по формированию условий для воспитания у населения негативного отношения к незаконному потреблению и обороту наркотиков, по уничтожению наркосодержащих растений, по подготовке квалифицированных  кадров в ведомствах, ведущих профилактику наркомании и борьбу с наркопреступностью.

В муниципальных образованиях комплекс работ по профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков находится еще не на должном уровне. Основной причиной этого является недостаточное финансирование антинаркотических мероприятий из местных бюджетов либо полное его отсутствие.

Настоящая программа разработана в целях координации усилий и повышения эффективности мер противодействия наркоугрозе и ориентирована на совершенствование профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, на усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач, перечнем скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, в соответствии с реальными возможностями областного бюджета.

III. Основная цель и задачи, срок реализации,
а также целевые индикаторы и показатели программы


Целью программы является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями являются:

доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, в общей численности указанной категории (в процентах);

степень доступности наркотиков для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения и средней стоимости одного грамма героина, находящегося в незаконном обороте);

отношение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел, возбужденных по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, направленных с обвинительным заключением в суд, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, по результатам рассмотрения которых судами вынесены обвинительные приговоры, и соответственно количества зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, возбужденных уголовных дел, уголовных дел, направленных с обвинительным заключением в суд, и уголовных дел, по результатам рассмотрения которых судами вынесено обвинительное заключение (в процентах к уровню 2004 года);

отношение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков и количественной оценки годового незаконного оборота наркотиков (в процентах);

отношение количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, и общего количества обследованных (в процентах).

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни;

совершенствование правоохранительной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их контрабандой;

уничтожение сырьевой базы, являющейся производной для изготовления наркотиков;

повышение эффективности наркологической помощи за счет внедрения современных диагностических, лечебных и реабилитационных технологий.

Задачи, этапы и срок реализации программы

N

Наименование

Наименование

Период

Ожидаемый результат

п/п

задачи

проблемы

реализации

качественная характеристика

количественная оценка

1

2

3

4

5

6

1

Совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганды
здорового образа жизни

Недостаточная профилактическая и
образовательная работа среди всех возрастных групп населения

2009 год

Квалифицированное проведение мероприятий антинаркотической направленности и анализ наркоситуации, сложившейся в среде несовершеннолетних, будет способствовать активизации профилактической работы, направленной на снижение употребления психоактивных веществ. Повышение качества профилактической работы будет способствовать снижению заболеваемости на 3%

Приобретение оборудования для 2 кабинетов реабилитации и социальной поддержки, для создаваемых комнат психолого-педагогической реабилитации в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях интернатного типа.
Организация показа спектакля с охватом более 15 тыс. зрителей городов и районов области

2

Совершенствование
правоохранительной
деятельности в сфере борьбы с
незаконным оборотом наркотиков
и их контрабандой

Снижение уровня преступности в сфере
незаконного оборота
наркотиков, количества
очагов и зарослей дикорастущей конопли,
культивирования наркосодержащих растений,
перекрытие основных
каналов поступления
наркотиков в незаконный
оборот, формирование
отрицательного отношения к наркомании и токсикомании, распространению данного
явления среди несовершеннолетних

2009 год

Принятие мер по повышению
эффективности борьбы с нарушителями законодательства,
проведение профилактических
мероприятий среди несовершеннолетних, выявление лидеров, разобщение групп криминальной направленности

Приобретение 1 единицы автотранспорта
для подразделений
ПДН УВД г. Белогорск и
Белогорского района для
проведения оперативно-
профилактических
мероприятий по отработке мест
концентрации несовершеннолетних в целях выявления подростков,
употребляющих наркотические средства,
занимающихся токсикоманией а также для проведения лекций и бесед в учебных заведениях

3

Уничтожение сырьевой базы,
являющейся производной для изготовления
наркотиков

Уничтожение дикорастущей конопли на землях сельскохозяйственного
назначения, землях,
прилегающих к сельскохозяйственным
объектам, землях бывших
поселений и на заброшенных участках

2009 год

Уничтожение конопли
(июнь-июль) механизированным и ручным способами на землях сельскохозяйственного назначения, землях, прилегающих к сельскохозяйственным
объектам, землях бывших
поселений и на
заброшенных участках

Проведение комплекса мер по уничтожению
дикорастущей конопли.
Планируемое сокращение сырьевой базы дикорастущей
конопли на 15%

4

Повышение эффективности наркологической помощи за счет
внедрения современных диагностических, лечебных и реабилитационных технологий

Снижение роста числа лиц, употребляющих наркотические и
психоактиные вещества в немедицинских целях, выявление лиц с повышенным риском употребления
наркотических средств и психоактивных
веществ

2009 год

Предотвращение развития
заболевания у лиц, входящих в "группу риска", достижение
устойчивой ремиссии у больных наркоманией, повышение качества лечения наркологических больных

Повышение
эффективности социально-психологическои
реабилитации. Снижение числа лиц со сформированной зависимостью из "группы риска", повышение качества ремиссии у больных. Приобретение 4,6 тыс. тест-систем для экспресс-диагностики употребления наркотиков. Приобретение 430 упаковок препарата "Налтрексон" для лечения 70 больных с разными формами зависимости от психиактивных веществ


IV. Система программных мероприятий

Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их исполнения, представлены в приложении N 1 к программе.

V. Механизм реализации программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»