Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Противодействие злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту на 2009 год"
(с изменениями на 15 сентября 2009 года)
__________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Амурской области от 15 сентября 2009 года N 409
__________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке областных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство Амурской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2009 год".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области разработать и принять муниципальные программы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2009 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области Н.С.Томилову.
Исполняющий обязанности губернатора области
В.В. Марценко
Долгосрочная целевая программа
"Противодействие злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту на 2009 год"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2009 год" | |||
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие бюджетному законодательству Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"; | |||
Государственный | Министерство здравоохранения области | |||
Основные разработчики | Министерство здравоохранения области; | |||
Цель программы | Сокращение в области масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ | |||
Основные задачи | 1. Совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни. | |||
Перечень основных мероприятий | 1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, связанных по роду деятельности с проблемой наркомании. | |||
Сроки реализации | 2009 год | |||
Объемы и источники | Общий объем финансирования программы на 2009 год за счет средств областного бюджета составляет 5000,0 тыс. руб. | |||
Ожидаемые конечные | В результате реализации программы предполагаются: | |||
Исполнители основных мероприятий | Учреждения здравоохранения области; | |||
Система организации | Порядок организации управления программой, а также форма и сроки представления отчета определяются Правительством области |
Настоящая программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы".
Необходимость принятия настоящей программы вызвана тем, что современная ситуация в России, в том числе в области, характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
В 2007 году в России зарегистрировано 3,355 млн. больных наркологическими расстройствами, что составляет 2,4% общей численности населения. Область стабильно находится в числе регионов со значительным уровнем распространенности потребления психоактивных веществ. В наркологических учреждениях области зарегистрировано 20407 человек, употребляющих различные психоактивные вещества, что составляет 2,3% общей численности населения области.
Эпидемиологические особенности наркологической ситуации на территории области определяются рядом факторов: недостаточными темпами роста экономики, уровнем материального благосостояния, который в области ниже среднероссийского, отсутствием ответственного отношения к здоровью, в первую очередь подростков и молодежи, наличием на территории области дикорастущей конопли, т.е. собственной сырьевой базы, а также доступностью и простотой изготовления наркотиков.
В течение последних трех лет в области показатель распространенности наркомании увеличился на 12% и составил в 2007 году 303,2 на 100 тыс. населения, превышая средний по Российской Федерации (2007 год - 250,5) на 21%.
Показатель заболеваемости наркоманией за аналогичный период вырос на 34,6% (2005 год - 22,7; 2006 год - 27,2; 2007 год - 34,7 на 100 тыс. населения). Данный показатель выше, чем в среднем по Российской Федерации, на 66,8% (заболеваемость наркоманией в Российской Федерации в 2007 году -20,8 на 100 тыс. населения).
Остается высоким показатель заболеваемости гашишной наркоманией (2005 год - 16,5; 2006 год - 14,0; 2007 год - 19,1). Он превышает средний показатель по Российской Федерации в 13,6 раза (2007 год - 1,4), средний показатель по Дальневосточному федеральному округу - в 3 раза (2007 год -6,3).
Необходимо отметить рост первичной заболеваемости опийной наркоманией в 2,5 раза (2005 год - 4,7; 2006 год - 9,8; 2007 год - 11,4). Данный показатель ниже, чем в среднем по Российской Федерации (2007 год -18,4), на 61% и по Дальневосточному федеральному округу (2007 год -13,3) на 16,6%.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды. Почти две трети потребителей наркотиков -лица в возрасте до 30 лет. Расширяется и молодеет детская и подростковая наркомания.
Заболеваемость наркоманией среди подростков за три года выросла на 60,9% (2005 год - 70,8; 2006 год - 49,5; 2007 год - 113,9).
Наиболее неблагополучными по распространенности наркомании являются города Благовещенск, Свободный и Зея, а также Благовещенский, Бурейский, Ромненский, Михайловский и Серышевский районы.
По географическому положению область отнесена к регионам России с благоприятными условиями для естественного произрастания и незаконного возделывания наркосодержащих растений с высоким уровнем наркотических веществ.
Наибольшее распространение (85-90% - за 2005-2007 годы) в области имеют наркотики растительного происхождения: марихуана, гашиш, гашишное масло, - что обусловлено наличием обширной собственной сырьевой базы для их производства. В южных районах, где проживает основная часть населения области, повсеместно распространена дикорастущая конопля, служащая сырьем для изготовления наркотиков растительного происхождения.
По результатам предварительного обследования специалистами министерства сельского хозяйства области совместно с сотрудниками УФСКН РФ по Амурской области в 2007 году произрастание дикорастущей конопли зафиксировано на площади 1566,6 га. Произрастание конопли зафиксировано в 16 муниципальных образованиях области.
Благоприятные для произрастания дикорастущей конопли районы являются основными поставщиками сырья для производства наркотических средств каннабисной группы: гашиша, гашишного масла, марихуаны, - которые в дальнейшем транспортируются во все регионы Дальнего Востока.
Потенциальную опасность представляет близость границы с Китаем. Имеющаяся в правоохранительных органах оперативная информация свидетельствует о проникновении на территорию области наркотических средств синтетического и полусинтетического происхождения, таких как "экстази", а также их прекурсоров, в частности, эфедрина гидрохлорида.
В результате оперативно-розыскной деятельности правоохранительными органами области в 2007 году из незаконного оборота изъято более 4,5 тонны наркотических средств и психотропных веществ, в том числе марихуаны - 4179,889 кг, гашиша - 338,645 кг, гашишного масла - 35,108 кг, маковой соломки - 10,95 кг, опия - 448,23 г, морфина - 57,95 г, героина - 2125,39 г, что на 30% выше уровня 2006 года.
Практика реализации областной целевой программы "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" показала, что осуществление программных мероприятий оказывает положительное влияние на комплексное решение на областном уровне указанных проблем.
Анализируя данные статистической отчетности, можно заключить, что выполнение программы "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" в 2006 году привело к стабилизации заболеваемости наркоманией в области и тенденциям к снижению такой заболеваемости.
В рамках указанной программы была начата и в настоящее время продолжается деятельность по формированию условий для воспитания у населения негативного отношения к незаконному потреблению и обороту наркотиков, по уничтожению наркосодержащих растений, по подготовке квалифицированных кадров в ведомствах, ведущих профилактику наркомании и борьбу с наркопреступностью.
В муниципальных образованиях комплекс работ по профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков находится еще не на должном уровне. Основной причиной этого является недостаточное финансирование антинаркотических мероприятий из местных бюджетов либо полное его отсутствие.
Настоящая программа разработана в целях координации усилий и повышения эффективности мер противодействия наркоугрозе и ориентирована на совершенствование профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, на усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач, перечнем скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, в соответствии с реальными возможностями областного бюджета.
Целью программы является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями являются:
доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, в общей численности указанной категории (в процентах);
степень доступности наркотиков для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения и средней стоимости одного грамма героина, находящегося в незаконном обороте);
отношение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел, возбужденных по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, направленных с обвинительным заключением в суд, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, по результатам рассмотрения которых судами вынесены обвинительные приговоры, и соответственно количества зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, возбужденных уголовных дел, уголовных дел, направленных с обвинительным заключением в суд, и уголовных дел, по результатам рассмотрения которых судами вынесено обвинительное заключение (в процентах к уровню 2004 года);
отношение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков и количественной оценки годового незаконного оборота наркотиков (в процентах);
отношение количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, и общего количества обследованных (в процентах).
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни;
совершенствование правоохранительной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их контрабандой;
уничтожение сырьевой базы, являющейся производной для изготовления наркотиков;
повышение эффективности наркологической помощи за счет внедрения современных диагностических, лечебных и реабилитационных технологий.
N | Наименование | Наименование | Период | Ожидаемый результат | ||||
п/п | задачи | проблемы | реализации | качественная характеристика | количественная оценка | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганды | Недостаточная профилактическая и | 2009 год | Квалифицированное проведение мероприятий антинаркотической направленности и анализ наркоситуации, сложившейся в среде несовершеннолетних, будет способствовать активизации профилактической работы, направленной на снижение употребления психоактивных веществ. Повышение качества профилактической работы будет способствовать снижению заболеваемости на 3% | Приобретение оборудования для 2 кабинетов реабилитации и социальной поддержки, для создаваемых комнат психолого-педагогической реабилитации в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях интернатного типа. | |||
2 | Совершенствование | Снижение уровня преступности в сфере | 2009 год | Принятие мер по повышению | Приобретение 1 единицы автотранспорта | |||
3 | Уничтожение сырьевой базы, | Уничтожение дикорастущей конопли на землях сельскохозяйственного | 2009 год | Уничтожение конопли | Проведение комплекса мер по уничтожению | |||
4 | Повышение эффективности наркологической помощи за счет | Снижение роста числа лиц, употребляющих наркотические и | 2009 год | Предотвращение развития | Повышение |
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их исполнения, представлены в приложении N 1 к программе.