(с изменениями на 24 апреля 2008 года)
(Утратил силу)
______________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ
______________________________________________________
______________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 24 апреля 2008 года № 25-ОЗ
______________________________________________________
Принят областным Советом народных депутатов
18 октября 2007 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Развитие туризма и туристско-рекреационных зон в Амурской области на 2008-2012 годы» (прилагается).
Статья 2
Губернатору области при формировании областного бюджета на 2008 год предусмотреть выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Развитие туризма и туристско-рекреационных зон в Амурской области на 2008-2012 годы».
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Губернатор Амурской области
Н.А.Колесов
г.Благовещенск
02 ноября 2007 года
№ 419-ОЗ
Наименование | Областная целевая программа «Развитие туризма и туристско-рекреационных зон в Амурской области на 2008-2012 годы» | |||
Основание для | Федеральный закон от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Закон Амурской области от 27.11.98 № 111-ОЗ «О туризме в Амурской области» | |||
Государственный | Министерство экономического развития и внешних связей области | |||
Координатор | Министерство экономического развития и внешних связей области | |||
Основной | Амурский государственный университет | |||
Цель | Создание в области туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, вклад в развитие экономики приграничного региона | |||
Основные | 1. Организация туристической деятельности на основе приоритетного развития внутреннего и въездного туризма на базе туристских центров и туристско- рекреационных зон в южных и северных районах области, 2. Формирование современной инфраструктуры туризма в области и создание специальных объектов показа, привлекающих туристов в область. 3. Формирование системы научного обеспечения развития туризма. 4. Создание современной системы рекламно- информационного обеспечения туристской деятельности, формирование имиджа области как туристского региона. 5. Создание современной системы подготовки и переподготовки кадров для туристской отрасли. 6. Создание рабочих мест в организациях туристской индустрии. 7. Увеличение налоговых поступлений от организаций туристской индустрии и смежных с ней отраслей в бюджеты всех уровней |
Перечень | 1. Организация туристской деятельности и управление развитием туризма. 2. Развитие материально-технической базы туризма и реализация туристских проектов. 3. Научное обеспечение развития туризма. 4. Формирование маркетинговой стратегии и рекламно- информационного обеспечения продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. 5. Кадровое обеспечение развития туризма | |||
Сроки и этапы | Программа рассчитана на период с 2008 по 2012 год: 1этап: 2008-2009 годы; II этап: 2010-2012 годы | |||
Объемы и | Объем финансирования программы (в ценах 2006 года) составляет 73,3309 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 15,4399 млн. рублей; средства инвесторов - 57,891 млн. рублей | |||
Ожидаемые | Обеспечение отдыха всех социальных слоев населения; сохранение и развитие природного и историко-культурного наследия; увеличение потока внутреннего (в том числе самодеятельного) и въездного туризма к 2012 году в 2,5 раза; увеличение объема туристических услуг к 2012 году в 1,5-2 раза; рост доходов организаций туристской индустрии в области; прирост налоговых поступлений от туристской деятельности к концу реализации программы по сравнению с 2006 годом - 5%; увеличение количества рабочих мест на 0,1 тыс. в сфере туризма и на 0,4 тыс. в смежных отраслях | |||
Исполнители | Министерство экономического развития и внешних связей области, министерство образования и науки области, министерство сельского хозяйства области, министерство культуры и архивного дела области, администрации Архарииского района, г.Свободного, государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Амурская областная специализированная спортивная школа олимпийского резерва», Муравьевский парк устойчивого природопользования, туристические организации области, организации туристской индустрии, Амурский государственный университет, государственное учреждение «Дирекция по охране и использованию животного мира и особо охраняемых природных территории» | |||
Система | Общее руководство ходом реализации мероприятий, мониторинг и координацию выполнения программы осуществляет министерство экономического развития и внешних связей области в соответствии с Законом Амурской области от 04.07.2003 № 224-ОЗ «Об областных целевых программах». Контроль за исполнением программы осуществляет областной Совет народных депутатов. Контроль за расходованием финансовых средств осуществляет контрольно-счетная палата области |
Туризм является одной из динамично развивающихся отраслей экономики. Однако, несмотря на положительную динамику, на современном этапе наибольшее распространение в области получил выездной туризм, в то время как въездной и внутренний не получил должного развития.
Так, в 2006 году количество туристов на внутреннем направлении достигло 4709 человек (без учета экскурсантов), на въездном - 9443 человек, на выездном - 75182 человек. Число российских граждан, выезжающих по путевкам за рубеж, постоянно увеличивается. Только в 2006 году по сравнению с 2002 годом число российских граждан, выехавших за рубеж, увеличилось на 67,2%. Самой посещаемой страной по-прежнему остается Китай. Ежегодно в эту страну туристическими фирмами направляется около 98% всех отправленных за границу туристов, в то время как количество иностранных граждан, посетивших область, сократилось за этот период на 72%. Во многом это связано с нововведениями в паспортно-визовом законодательстве КНР, а также с тем, что въездной поток формируется на 99,9% из граждан КНР.
На начало 2007 года в области зарегистрировано 47 организаций, осуществляющих туристскую деятельность. Среднее число работников, занятых туристской деятельностью, в расчете на одну туристическую фирму увеличилось на 14%.
Таким образом, для экономики области приоритетным является развитие внутреннего и въездного туризма. Для развития данных видов туризма область имеет все условия.
1. Разнообразие природных ресурсов.
Область занимает территорию Верхнего Приамурья в пределах Дальнего Востока и располагает значительным потенциалом природных рекреационных ресурсов. На территории области сочетаются восточно-сибирская, охотско-камчатская, приамурская, монголо-даурская и высокогорная флора и фауна. Именно благодаря этому слиянию наблюдается большое разнообразие представителей растительного и животного мира, большая часть которых занесена в Красную книгу России.
На территории области расположены особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ): государственные природные заповедники (3), ботанический сад, природный парк (Муравьевский парк устойчивого природопользования), заказники республиканского значения (2), заказники областного значения (32), памятники природы (147), курортные и лечебно-оздоровительные зоны (20).
В настоящее время площадь ООПТ достигла 2,15 млн. га, что составляет 5,9% территории области.
Наличие уникальных минеральных источников может способствовать развитию лечебно-оздоровительного туризма. На территории области обнаружено 70 источников минеральных вод, из которых разведанными являются 7. К ним относят Быссинское, Гонжинское, Бурухинское, Игнашинское, Комиссаровское, Константиновское месторождения и месторождение лечебных грязей «Кислое озеро».
Наличие речных систем и горных хребтов создает предпосылки для развития экстремальных и спортивных видов туризма, таких как скалолазание, сплавы по рекам и другие.
2. Наличие памятников культурно-исторического наследия,
В области расположены объекты, связанные с изучением и освоением территории Дальнего Востока (подписание Нерчинского и Айгуньского договоров, строительство БАМа и другие).
3. Наличие туристско-рекреационных предприятий (туристические базы, лечебно-оздоровительные учреждения, летние лагеря, дом охотников и рыболовов, станции юннатов).
4. Наличие объектов для развития этнографического туризма.
В северных районах области расположены поселения компактного проживания коренных народов Севера - эвенков: Ивановский, Усть-Нюкжа, Бомнак. Сдерживающим фактором развития данного вида туризма являются слабая транспортная доступность и удаленность от областного центра. На юге области также есть возможности создания туристских объектов для развития этнографического туризма. Таким объектом может стать проект «Этнографическая деревня» в пригородной зоне г.Благовещенска.
5. Наличие соответствующей инфраструктуры индустрии туризма.
Важными элементами туристской индустрии являются средства размещения. На территории области в 2006 году насчитывалось 61 коллективное средство размещения общей вместимостью 5655 человек, в том числе 47 гостиниц и 13 специализированных средств размещения. При этом преобладают частная и муниципальная формы собственности. Самым распространенным средством размещения являются гостиницы. Из их общего числа только одна гостиница имеет категорию «четыре звезды», остальные являются некатегорийными. Это снижает возможность привлечения в область туристов.
Туристская индустрия питания в области включает рестораны, кафе, бары, буфеты, шашлычные и другие предприятия. Число предприятий общественного питания в области значительно увеличилось и составило на 01.01.2007 1184 единицы, рассчитанные на 62073 посадочных места. Однако в большинстве из них недостаточно высокое качество обслуживания.
Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в области, являются:
1) отсутствие генеральной схемы размещения объектов инфраструктуры туризма и единого реестра (кадастра) туристских ресурсов области для развития внутреннего и въездного туризма;
2) неразвитость системы паспортизации туристских маршрутов и отсутствие генеральной схемы туристских маршрутов, что снижает осведомленность населения о наличии туристских предложений в регионе;
3) отсутствие единой информационной базы по туристско-рекреационным предприятиям области (в том числе ведомственным базам отдыха);
4) отсутствие новых, востребованных потребителями турпродуктов и объектов показа, слабое развитие индустрии развлечений, направленной на активное привлечение туристов, а значит, и на развитие внутреннего туризма;
5) отсутствие центра координации самодеятельного и экологического туризма в регионе;
6) некатегорийность гостиниц области, необходимость реконструкции коллективных средств размещения и повышения качества обслуживания в них;
7) низкое качество обслуживания на предприятиях питания области;
8) слабая транспортная доступность ряда районов области (Зейский, Тындинский, Селемджинский) и низкое качество дорог;
9) слабая рекламно-информационная деятельность по продвижению регионального турпродукта как внутри страны, так и за рубежом. Отсутствие бренда Амурской области как туристского региона и регионального туристского сайта;
10) ориентированность местных туристических фирм на выездной туризм;
11) низкая конкурентоспособность амурских турпродуктов (в том числе по цене), что ведет к оттоку денежных средств в другие регионы и прежде всего в Китай;
12) отсутствие программы по подготовке и повышению квалификации туристских кадров;
13) отсутствие нормативных правовых актов по развитию туризма.
Цель программы - создание в области высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в туристских услугах.
Задачи, этапы и сроки реализации
Наименование | Период | Ожидаемый результат | |||||||
№ | Наименование задачи | решаемой | реализации | качественная | количественная | ||||
| этапов | характеристика | оценка | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 | Организация | преобладание в | I этап | создание в | увеличение | ||||
2 | Формирование | отсутствие новых | I этап | подготовка | создание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
II этап | создание | увеличение | ||||||
3 | Формирование | отсутствие | I этап | создание | увеличение к |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
4 | Создание | слабая рекламно- | I этап | формирование | создание | |||
II этап | формирование | создание |