Недействующий

Об областной целевой программе «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы» (с изменениями на 28 ноября 2006 года)

"Противодействие злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы"

1. ПАСПОРТ областной целевой программы

"Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы"

(В редакции Закона Амурской области от 30 октября 2006 года № 243-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Наименование программы

Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2002 № 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2003 № 427), распоряжение главы Администрации области от 20.06.2003 № 181-К "О создании рабочей группы для разработки проекта областной целевой комплексной программы "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы"

Государственный заказчик программы - координатор программы


     

- департамент здравоохранения Администрации области

Государственные заказчики программы

- департамент здравоохранения Администрации области, управление внутренних дел области, департамент образования Администрации области, департамент агропромышленного комплекса Администрации области, управление культуры Администрации области, управление по физической культуре и спорту Администрации области

Основные разработчики программы

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Амурской области, департамент здравоохранения Администрации области, управление внутренних дел области, департамент образования Администрации области, департамент агропромышленного комплекса Администрации области, управление культуры Администрации области, управление по физической культуре и спорту Администрации области

Цель программы

Совершенствование системы профилактики наркомании и снижение уровня наркопреступности на территории области

Основные задачи программы

1. Совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа

жизни.

2. Совершенствование правоохранительной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их контрабандой.

3. Уничтожение сырьевой базы, являющейся производной для изготовления наркотиков.

4. Повышение эффективности оказания наркологической помощи за счет внедрения современных диагностических, лечебных и реабилитационных технологий.

5 . Совершенствование международного сотрудничества в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту

Перечень основных мероприятий

1. Проведение антинаркотических акций, циклов радио-, телепередач, публикаций в средствах массовой информации.

2. Антинаркотическая пропаганда и популяризация здорового образа жизни среди молодежи в процессе воспитания и обучения в рамках проведения массовых культурно-досуговых и спортивных мероприятий.

3. Организация социологических исследований по распространению наркомании среди детей и подростков.

4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, связанных по роду своей деятельности с проблемой наркомании.

5. Пресечение незаконного оборота наркотиков.

6. Проведение оперативно-профилактических мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

7. Создание банка данных преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков.

8. Проведение исследований для качественного и количественного определения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

9. Составление карт-схем и разработка мер по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений.

10. Создание банка данных лиц всех возрастных групп, состоящих на учете в связи с употреблением наркотических средств и психотропных веществ.

11. Организация мониторинга в городах Белогорске, Зее, Свободном среди несовершеннолетних "группы риска", употребляющих психоактивные вещества.

12. Внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных наркоманией.

13. Организация системы выявления среди призывников лиц с повышенным риском злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

14. Организация и проведение ни международном уровне конференций в сферу борьбы с незаконным оборотом наркотиков

Сроки реализации программы

2004-2006 годы

Объемы и источники финансирования программы             

Общий объем финансирования программы на 2004-2006 годы - 8567,0 тыс.руб., из них средства областного бюджета 8567,0 тыс.руб., в том числе:

2004 год - 1000,0 тыс.руб.,

2005 год - 3148,0 тыс.руб.,

2006 год - 4419,0 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Сокращение сырьевой базы дикорастущей конопли на 40% с ежегодным сокращением на 20%.

2. Снижение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ ежегодно на 15-20%.

3. Уменьшение числа лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, ежегодно на 5%.

4. Доведение количества раскрытых уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков и направляемых в суд, до 90% в год.

5. Снижение уровня преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, ежегодно на 12-15%

Исполнители основных мероприятий

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Амурской области (по согласованию),

 департамент образования Администрации области, департамент агропромышленного комплекса Администрации области, управление внутренних дел области, управление внутренних дел на транспорте, областной наркологический диспансер, управление культуры Администрации области, управление по физической культуре и спорту Администрации области

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за исполнением программы осуществляет государственный заказчик - координатор программы. Государственный заказчик - координатор программы, представляет в департамент экономического развития и внешних связей Администрации области ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные итоговые отчеты о ходе и результатах реализации программы и эффективности использования бюджетных средств

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

    
     2.1. Анализ ситуации


Необходимость принятия областной целевой программы "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" (далее - программа) обусловлена резким ростом распространения наркотиков и высоким уровнем наркотизации населения, свидетельствующими о возникновении реальной угрозы здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности области.

Число больных наркоманией на 100 тыс. населения в среднем по России за период с 1991 по 2003 год увеличилось в 10 и более раз, темпы роста заболеваемости среди подростков - в 16,5 раза.

В течение последних пяти лет в области первичная наркологическая заболеваемость увеличилась в 1,6 раза и составила в 2003 году 258,5 человека на 100 тыс. населения. Показатель заболеваемости наркоманией за аналогичный период увеличился в 1,3 раза и составил 30,0 человека на 100 тыс. населения, превышая в 1,6 раза показатель заболеваемости по Российской Федерации (19,1). Особенностью заболеваемости в области является преобладание гашишной наркомании (73,4%).

Вызывает тревогу заболеваемость наркоманией среди детей и подростков. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков области в 2,7 раза выше, чем по стране.

По экспертным оценкам показатели нерегистрируемого злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, а также число больных наркоманией превышают статистические показатели как по России, так и по области в 5 и более раз. Распространение наркомании значительно влияет на увеличение заболеваемости ВИЧ-инфекцией и болезнями, передаваемыми половым путем.

Особенностями злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами являются нежелание и неспособность молодых людей в силу болезни обучаться, трудиться и создавать семьи.

Природно-климатические условия области благоприятны для произрастания дикорастущей конопли. Наличие постоянной сырьевой базы наркосодержащих растений, отсутствие затрат на изготовление наркотиков, сложное социально-экономическое положение сельского населения привели к тому, что в ряде районов области осуществляется культивирование конопли. В среднем за год в области заготавливается до 60 тонн гашиша.

Приграничное положение области способствует расширению масштабов и географии незаконного оборота наркотиков, что приводит к усилению политического и экономического влияния международной наркомафии. Амурская область - территория, которая все активнее используется наркомафией для расширения рынка сбыта и транзита наркотиков.

За последние годы увеличилось поступление в область "тяжелых" наркотиков (опий, героин).

Число преступлений, связанных с распространением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, за период с 1999 по 2003 год возросло более чем в 3 раза и составило 1859. Удельный вес преступлений, связанных с наркотиками, составил 10,5% (2002 год - 10,4%) в общей структуре преступности.

Таким образом, злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, формирование рынка их сбыта и увеличение сырьевой базы наркосодержащих растений приводят к угрозе национальной безопасности как России, так и Амурской области.

2.2. Описание проблемы


По заключению специалистов, площади, на которых произрастает конопля, в области составляют от 4,7 до 10 тыс. гектаров. Более 3 тыс. гектаров конопля занимает в полях, засеянных соей и другими культурами. Такое наличие сырья для производства наркотиков привлекает наркодельцов из других регионов России и Дальнего Востока, специально прибывающих в область для заготовки, приобретения и перевозки наркотиков. В 2003 году произрастание конопли зафиксировано в 19 районах, возделывание - в 6.

Из незаконного оборота в 2003 году изъято 7147,9 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что составляет более 700 кг на 100 тыс. населения области. По этому показателю область на протяжении последних пяти лет занимает лидирующие позиции, а по итогам 2003 года находится на втором месте среди субъектов Российской Федерации. Всего из незаконного оборота в прошедшем году изъято 6 тонн 886 кг марихуаны, 178,1 кг гашиша, 63 кг гашишного масла, 199 г опия-сырца, 892 г сильнодействующих веществ, 895 г героина.

Поэтому в ближайшей перспективе возможны усиление влияния преступных сообществ на рынке заготовки и распространения наркотиков, активизация оптовой и розничной торговли наркотиками синтетического происхождения и произведенных из конопли и других наркосодержащих растений, что незамедлительно приведет к расширению масштабов и географии незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Для преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, характерна высокая латентность. Уголовная статистика фиксирует не реальное положение в сфере наркопреступности, а лишь состояние борьбы с нею правоохранительных органов.

Ситуация обостряется и тем, что за последние годы проблема употребления психоактивных веществ и наркотических средств рассматривается как "молодежная", требующая разработки и осуществления комплексных мероприятий по предотвращению и раннему выявлению употребления веществ, вызывающих зависимость.

Количественная характеристика проблемы и её составляющих приводится в таблице № 1.