1. ПАСПОРТ областной целевой программы
"Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы"
(В редакции Закона Амурской области от 30 октября 2006 года № 243-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Наименование программы | Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы | |||||
Основание для разработки программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2002 № 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2003 № 427), распоряжение главы Администрации области от 20.06.2003 № 181-К "О создании рабочей группы для разработки проекта областной целевой комплексной программы "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" | |||||
Государственный заказчик программы - координатор программы
| - департамент здравоохранения Администрации области | |||||
Государственные заказчики программы | - департамент здравоохранения Администрации области, управление внутренних дел области, департамент образования Администрации области, департамент агропромышленного комплекса Администрации области, управление культуры Администрации области, управление по физической культуре и спорту Администрации области | |||||
Основные разработчики программы | Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Амурской области, департамент здравоохранения Администрации области, управление внутренних дел области, департамент образования Администрации области, департамент агропромышленного комплекса Администрации области, управление культуры Администрации области, управление по физической культуре и спорту Администрации области | |||||
Цель программы | Совершенствование системы профилактики наркомании и снижение уровня наркопреступности на территории области | |||||
Основные задачи программы | 1. Совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни. 2. Совершенствование правоохранительной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их контрабандой. 3. Уничтожение сырьевой базы, являющейся производной для изготовления наркотиков. 4. Повышение эффективности оказания наркологической помощи за счет внедрения современных диагностических, лечебных и реабилитационных технологий. 5 . Совершенствование международного сотрудничества в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту | |||||
Перечень основных мероприятий | 1. Проведение антинаркотических акций, циклов радио-, телепередач, публикаций в средствах массовой информации. | |||||
2. Антинаркотическая пропаганда и популяризация здорового образа жизни среди молодежи в процессе воспитания и обучения в рамках проведения массовых культурно-досуговых и спортивных мероприятий. | ||||||
| 3. Организация социологических исследований по распространению наркомании среди детей и подростков. | |||||
4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, связанных по роду своей деятельности с проблемой наркомании. | ||||||
5. Пресечение незаконного оборота наркотиков. | ||||||
6. Проведение оперативно-профилактических мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. | ||||||
| 7. Создание банка данных преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков. | |||||
| 8. Проведение исследований для качественного и количественного определения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. | |||||
9. Составление карт-схем и разработка мер по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений. | ||||||
10. Создание банка данных лиц всех возрастных групп, состоящих на учете в связи с употреблением наркотических средств и психотропных веществ. | ||||||
11. Организация мониторинга в городах Белогорске, Зее, Свободном среди несовершеннолетних "группы риска", употребляющих психоактивные вещества. | ||||||
12. Внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных наркоманией. | ||||||
13. Организация системы выявления среди призывников лиц с повышенным риском злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. | ||||||
14. Организация и проведение ни международном уровне конференций в сферу борьбы с незаконным оборотом наркотиков | ||||||
Сроки реализации программы | 2004-2006 годы | |||||
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансирования программы на 2004-2006 годы - 8567,0 тыс.руб., из них средства областного бюджета 8567,0 тыс.руб., в том числе: 2004 год - 1000,0 тыс.руб., 2005 год - 3148,0 тыс.руб., 2006 год - 4419,0 тыс.руб. | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Сокращение сырьевой базы дикорастущей конопли на 40% с ежегодным сокращением на 20%. 2. Снижение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ ежегодно на 15-20%. 3. Уменьшение числа лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, ежегодно на 5%. 4. Доведение количества раскрытых уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков и направляемых в суд, до 90% в год. | |||||
5. Снижение уровня преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, ежегодно на 12-15% | ||||||
Исполнители основных мероприятий | Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Амурской области (по согласованию), | |||||
| департамент образования Администрации области, департамент агропромышленного комплекса Администрации области, управление внутренних дел области, управление внутренних дел на транспорте, областной наркологический диспансер, управление культуры Администрации области, управление по физической культуре и спорту Администрации области | |||||
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляет государственный заказчик - координатор программы. Государственный заказчик - координатор программы, представляет в департамент экономического развития и внешних связей Администрации области ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные итоговые отчеты о ходе и результатах реализации программы и эффективности использования бюджетных средств |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
2.1. Анализ ситуации
Необходимость принятия областной целевой программы "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" (далее - программа) обусловлена резким ростом распространения наркотиков и высоким уровнем наркотизации населения, свидетельствующими о возникновении реальной угрозы здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности области.
Число больных наркоманией на 100 тыс. населения в среднем по России за период с 1991 по 2003 год увеличилось в 10 и более раз, темпы роста заболеваемости среди подростков - в 16,5 раза.
В течение последних пяти лет в области первичная наркологическая заболеваемость увеличилась в 1,6 раза и составила в 2003 году 258,5 человека на 100 тыс. населения. Показатель заболеваемости наркоманией за аналогичный период увеличился в 1,3 раза и составил 30,0 человека на 100 тыс. населения, превышая в 1,6 раза показатель заболеваемости по Российской Федерации (19,1). Особенностью заболеваемости в области является преобладание гашишной наркомании (73,4%).
Вызывает тревогу заболеваемость наркоманией среди детей и подростков. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков области в 2,7 раза выше, чем по стране.
По экспертным оценкам показатели нерегистрируемого злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, а также число больных наркоманией превышают статистические показатели как по России, так и по области в 5 и более раз. Распространение наркомании значительно влияет на увеличение заболеваемости ВИЧ-инфекцией и болезнями, передаваемыми половым путем.
Особенностями злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами являются нежелание и неспособность молодых людей в силу болезни обучаться, трудиться и создавать семьи.
Природно-климатические условия области благоприятны для произрастания дикорастущей конопли. Наличие постоянной сырьевой базы наркосодержащих растений, отсутствие затрат на изготовление наркотиков, сложное социально-экономическое положение сельского населения привели к тому, что в ряде районов области осуществляется культивирование конопли. В среднем за год в области заготавливается до 60 тонн гашиша.
Приграничное положение области способствует расширению масштабов и географии незаконного оборота наркотиков, что приводит к усилению политического и экономического влияния международной наркомафии. Амурская область - территория, которая все активнее используется наркомафией для расширения рынка сбыта и транзита наркотиков.
За последние годы увеличилось поступление в область "тяжелых" наркотиков (опий, героин).
Число преступлений, связанных с распространением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, за период с 1999 по 2003 год возросло более чем в 3 раза и составило 1859. Удельный вес преступлений, связанных с наркотиками, составил 10,5% (2002 год - 10,4%) в общей структуре преступности.
Таким образом, злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, формирование рынка их сбыта и увеличение сырьевой базы наркосодержащих растений приводят к угрозе национальной безопасности как России, так и Амурской области.
2.2. Описание проблемы
По заключению специалистов, площади, на которых произрастает конопля, в области составляют от 4,7 до 10 тыс. гектаров. Более 3 тыс. гектаров конопля занимает в полях, засеянных соей и другими культурами. Такое наличие сырья для производства наркотиков привлекает наркодельцов из других регионов России и Дальнего Востока, специально прибывающих в область для заготовки, приобретения и перевозки наркотиков. В 2003 году произрастание конопли зафиксировано в 19 районах, возделывание - в 6.
Из незаконного оборота в 2003 году изъято 7147,9 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что составляет более 700 кг на 100 тыс. населения области. По этому показателю область на протяжении последних пяти лет занимает лидирующие позиции, а по итогам 2003 года находится на втором месте среди субъектов Российской Федерации. Всего из незаконного оборота в прошедшем году изъято 6 тонн 886 кг марихуаны, 178,1 кг гашиша, 63 кг гашишного масла, 199 г опия-сырца, 892 г сильнодействующих веществ, 895 г героина.
Поэтому в ближайшей перспективе возможны усиление влияния преступных сообществ на рынке заготовки и распространения наркотиков, активизация оптовой и розничной торговли наркотиками синтетического происхождения и произведенных из конопли и других наркосодержащих растений, что незамедлительно приведет к расширению масштабов и географии незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Для преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, характерна высокая латентность. Уголовная статистика фиксирует не реальное положение в сфере наркопреступности, а лишь состояние борьбы с нею правоохранительных органов.
Ситуация обостряется и тем, что за последние годы проблема употребления психоактивных веществ и наркотических средств рассматривается как "молодежная", требующая разработки и осуществления комплексных мероприятий по предотвращению и раннему выявлению употребления веществ, вызывающих зависимость.
Количественная характеристика проблемы и её составляющих приводится в таблице № 1.