Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2002 года N 44


О федеральной целевой программе
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2002-2004 годы"

(с изменениями на 22 декабря 2004 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах



В целях принятия комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы".

Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2004 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять комплексные региональные программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы, предусмотрев их реализацию в пределах средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 января 2002 года N 44

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ
НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2002-2004 ГОДЫ"

(с изменениями на 22 декабря 2004 года)

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту на 2002-2004 годы"

Наименование Программы


-


федеральная целевая программа
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2002-2004 годы"

Основание для
разработки Программы

-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2001 года N 447-р

Государственный
заказчик - координатор
Программы

-

Федеральная служба Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков

(позиция дополнительно включена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2004 года N 826)

Государственные
заказчики Программы


















-



















Министерство внутренних дел Российской
Федерации, Министерство иностранных дел
Российской Федерации, Министерство
обороны Российской Федерации,
Министерство природных ресурсов
Российской Федерации, Федеральная
служба безопасности Российской
Федерации, Федеральная служба
исполнения наказаний, Федеральная
таможенная служба, Федеральное
агентство геодезии и картографии,
Федеральное агентство по
здравоохранению и социальному развитию,
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости, Федеральное космическое
агентство, Федеральное агентство по
образованию, Федеральное агентство по
печати и массовым коммуникациям,
Федеральное агентство по физической
культуре и спорту, Российская академия
сельскохозяйственных наук

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2004 года N 826 - см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики
и исполнители Программы



















-





















Федеральная служба Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков
(координатор Программы), Министерство
внутренних дел Российской Федерации,
Министерство иностранных дел Российской
Федерации, Министерство обороны
Российской Федерации, Министерство
природных ресурсов Российской
Федерации, Федеральная служба
безопасности Российской Федерации,
Федеральная служба исполнения
наказаний, Федеральная таможенная
служба, Федеральное агентство геодезии
и картографии, Федеральное агентство по
здравоохранению и социальному развитию,
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости, Федеральное космическое
агентство, Федеральное агентство по
образованию, Федеральное агентство по
печати и массовым коммуникациям,
Федеральное агентство по физической
культуре и спорту, Российская академия
сельскохозяйственных наук         

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2004 года N 826 - см. предыдущую редакцию)

Цель Программы





-





создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества

Задачи Программы









































































-









































































создание общегосударственной системы
противодействия незаконному обороту
наркотиков и профилактики потребления
наркотиков различными категориями
населения, прежде всего молодежью и
несовершеннолетними, а также
предупреждение правонарушений, связанных
с наркотиками;
совершенствование антинаркотической
пропаганды;
создание системы мониторинга
распространения наркомании;
совершенствование системы лечения и
реабилитации лиц, употребляющих наркотики
без назначения врача;
развитие системы правоохранительных
органов, осуществляющих борьбу с
незаконным оборотом наркотиков и их
контрабандой;
создание системы подготовки специалистов
в области профилактики и лечения
наркомании;
совершенствование межведомственного и
расширение международного сотрудничества
в области противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту.
Первый этап реализации Программы -
2002-2003 годы:
совершенствование нормативно-правовой
базы;
создание общегосударственной системы
противодействия и профилактики
злоупотребления наркотиками различными
категориями населения;
совершенствование антинаркотической
пропаганды;
совершенствование системы лечения и
реабилитации лиц, больных наркоманией;
дальнейшее оснащение наркологических
диспансеров необходимым
лабораторно-диагностическим
оборудованием;
улучшение кадровой и
материально-технической оснащенности
правоохранительных органов,
совершенствование взаимодействия их
структурных подразделений, в том числе
межведомственного взаимодействия;
развитие международного сотрудничества в
области борьбы с незаконным оборотом
наркотиков;
проведение комплексных
оперативно-профилактических операций,
направленных на выявление и пресечение
каналов поступления наркотиков в
незаконный оборот.
Второй этап реализации Программы - 2004
год:
завершение проводимых научных разработок;
практическое внедрение методологии и
методики проведения антинаркотической
профилактической работы;
широкое внедрение в практику новых
концепций и методов лечения, реабилитации
и ресоциализации больных наркоманией;
создание системы подготовки специалистов
в области профилактики и лечения
наркомании;
дальнейшее развитие подразделений
право-охранительных органов,
осуществляющих борьбу с незаконным
оборотом наркотиков;
развитие международного сотрудничества в
области борьбы с незаконным оборотом
наркотиков

Объем и источники
финансирования
Программы









-











объем средств федерального бюджета,
необходимых для финансирования Программы,
составляет:
всего в 2002-2004 годах - 1661 млн.
рублей (из них научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы (далее
именуются - НИОКР) - 110,1 млн. рублей)
в том числе: в 2002 году - 632,3 млн.
рублей (из них НИОКР - 52,9 млн. рублей)
в 2003 году - 485,8 млн. рублей (из них
НИОКР - 30,7 млн. рублей)
в 2004 году - 542,9 млн. рублей (из них
НИОКР - 26,5 млн. рублей)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы















































-

















































своевременное осуществление мониторинга распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества;     

     приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для
общества;     

     уменьшение потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками, оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных
наркоманией, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью;     

     снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, а также степени негативного воздействия полученных преступным путем финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь в стране;     

     совершенствование методик лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;     

     cоздание и обеспечение функционирования межрегиональных физкультурно-спортивных центров по разработке и апробации технологии профилактики наркомании и организационно-управленческих моделей физкультурно-профилактической работы
среди молодежи, а также реабилитационных центров для детей и подростков, злоупотребляющих наркотиками;     

     создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о фактах незаконного оборота наркотиков и причастных к нему лицах (с перспективой
ее интеграции в международную систему);

     укрепление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а также подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в функции которых входит борьба с незаконным оборотом наркотиков (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2004 года N 826 - см. предыдущую редакцию);

     углубление международного сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков

Система организации
управления реализацией
Программы и контроля
за ее исполнением






























-

































     управление и контроль за исполнением Программы осуществляются Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - государственным заказчиком - координатором Программы, который ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей;

     запрашивает у министерств, ведомств,
организаций и учреждений, ответственных
за выполнение мероприятий Программы,
информацию о ходе их исполнения;

     ежегодно (до 1 февраля) представляет
обобщенную информацию (доклад) в
Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации,
Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство финансов Российской
Федерации о ходе работ по Программе и
эффективности использования выделяемых на
ее реализацию финансовых средств.

     Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации с участием
Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства финансов Российской
Федерации ежегодно (до 1 марта)
представляет в Правительство Российской
Федерации доклад о ходе реализации
Программы с проектом доклада Президенту
Российской Федерации.

     Текущее управление реализацией Программы
осуществляет координационная группа,
формируемая из числа руководителей
подразделений федеральных органов
исполнительной власти - государственных
заказчиков Программы

(позиция в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2003 года N 427; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 648; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2004 года N 826 - см. предыдущую редакцию)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" (далее именуется - Программа) разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 года N 447-р и в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что современная ситуация в России характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Постоянно происходит увеличение количества лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. За 1996-2000 годы число потребителей наркотиков, состоящих на учете, увеличилось более чем в 2 раза и в настоящее время официально насчитывает 451603 человека.

По экспертным оценкам, количество потребителей наркотиков превышает 3 млн. человек, а уровень немедицинского потребления наркотиков за указанный период возрос в 20 раз.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания.

Число связанных с наркотиками преступлений за последние 10 лет увеличилось в 10 раз, достигнув в 2000 году 243572 случаев. Однако эти цифры не отражают реальную обстановку. По оценке российских и международных экспертов, выявляется не более 10-15 процентов таких преступлений. Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер.

Наиболее опасной тенденцией является стремительный рост контрабанды наркотиков. Более половины всех изымаемых в России наркотиков имеет иностранное происхождение. Особую опасность при этом представляет увеличивающийся поток героина и опия из Центрально-Азиатского региона, главным образом из Афганистана крупнейшего экспортера этих наркотиков.

В стране происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, кокаин, героин, синтетические наркотики вытесняют маковую солому и марихуану.

Развивается нелегальное производство наркотиков. При этом в преступную деятельность втягиваются лица с высоким уровнем образования и специальных знаний, которые используют эти знания для производства синтетических наркотиков в подпольных лабораториях.

Продолжается поступление наркотиков из легального оборота в незаконный. Имеют место многочисленные нарушения правил производства, приобретения, хранения и реализации наркотиков.

Сложившееся положение явилось следствием:

разрушения системы профилактики преступлений;

наличия недостатков правового регулирования в сфере правоотношений, возникающих в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие злоупотреблению наркотиками;

недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего, в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения;

открытости значительной части государственной границы, способствующей включению России в сферу интересов международного наркобизнеса.

Все эти факторы сохраняются и сейчас, что дает повод прогнозировать развитие криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.

В ближайшей перспективе возможны:

дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе сфер влияния, в результате чего может быть установлен контроль наркоструктур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;

активизация попыток международных преступных сообществ использовать территорию России для расширения торговли наркотиками и отмывания доходов, полученных преступным путем;

расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;

возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.

Тем не менее в стране имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и контроля за легальным оборотом наркотиков.

Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях.

Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных наркогруппировок, а также об их связях.

Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, международное сотрудничество в сфере борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.

Практика реализации предыдущих программ (на 1995-1997 и 1999-2001 годы) показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения на федеральном уровне указанных проблем.

В частности, продолжается разработка методики обнаружения наркотиков, технологий картирования и уничтожения наркотикосодержащих растений; создается единая межведомственная автоматизированная система сбора, анализа и обобщения информации о фактах незаконного оборота наркотиков и причастных к ним лицах с перспективой ее интеграции в международную систему; разрабатываются система экспресс-диагностики наркотических средств во внелабораторных условиях, инструментального контроля заболеваний наркоманией, а также образцы ручного опрыскивателя для уничтожения наркотикосодержащих растений, осуществляются другие исследования в этой области; совершенствуется процесс подготовки квалифицированных кадров в органах, ведущих борьбу с наркоманией и наркопреступностью; углубляется международное сотрудничество правоохранительных органов Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков; формируется необходимая для эффективной борьбы с преступностью нормативно-правовая база.

Вместе с тем вследствие недостаточного бюджетного финансирования под угрозой находится выполнение ряда важнейших мероприятий программы на 1999-2001 годы.

Так, в условиях ежегодного роста уровня наркотизации населения, особенно среди детей и молодежи, до настоящего времени не созданы межрегиональные специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, страдающих наркоманией, в Московской области и в Республике Северная Осетия - Алания, опорные учебно-методические центры по профилактике и реабилитации больных наркоманией в гг. Москве, Краснодаре, Перми, Томске и Калининграде.

Кроме того, первоочередными задачами являются увеличение численности правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, и укрепление их материально-технической базы, оснащение наркологических учреждений современным лабораторно-диагностическим оборудованием, совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.

Программа подготовлена с учетом российского и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, известных ученых и специалистов. Мероприятия Программы соответствуют положениям Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и других нормативных правовых актов.

В соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N 31 Программа включена в группу федеральных целевых программ, приоритетным направлением развития которых является безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды.

Программа разработана в соответствии с критериями формирования федеральных целевых программ, одобренных Правительством Российской Федерации.

Программа, в частности, носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, и должна решаться программно-целевыми методами (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2004 года N 826 - см. предыдущую редакцию).

Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых профилактических и медико-реабилитационных учреждений, разработка новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка специалистов. Вместе с тем растягивать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Программа рассчитана на трехгодичный период с возможной пролонгацией или разработкой новой программы.

Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности наркологической службы, медико-реабилитационных учреждений, активизацию работы по профилактике наркомании, совершенствование российского антинаркотического законодательства и международно-правовых документов в данной сфере сотрудничества.

В Программу включены нереализованные мероприятия предыдущей программы, учтены ресурсные ограничения.

Выполнение мероприятий Программы требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и отдельных граждан.

В Программу также включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода либо решения на федеральном уровне. Предполагается, что мероприятия ведомственного и регионального уровня будут включены в соответствующие ведомственные и региональные программы и планы.

II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы

Главной целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.

Программа рассчитана на 2002-2004 годы и предполагает решение следующих задач:

создание общегосударственной системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений;

совершенствование антинаркотической пропаганды;

создание системы мониторинга распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков;

формирование негативного общественного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»