Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 20 августа 2012 года № 363
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2013-2015 ГОДЫ»
I. Паспорт республиканской целевой программы
«Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы»
Наименование программы | Республиканская целевая программа «Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики |
Разработчики Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство труда Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (по согласованию), федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской Республике» (по согласованию), администрации муниципальных образований в Удмуртской Республики (по согласованию), научные и учебные учреждения, иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством (по согласованию) |
Исполнители Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство труда Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской Республике» (по согласованию), Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (по согласованию), администрации муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию), научные и учебные учреждения, иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством (по согласованию) |
Цель Программы | содействие формированию развитой конкурентной среды на региональном рынке товаров и услуг |
Задачи Программы | устранение необоснованных административных и экономических барьеров входа и работы на рынке товаров и услуг; формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества; создание правовых, экономических, организационных, инфраструктурных, технических и социальных условий, способствующих развитию добросовестной конкуренции; повышение эффективности деятельности республиканской инвестиционной и инновационной инфраструктуры; создание условий для широкого использования государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций; создание информационной открытости деятельности органов власти, органов государственного контроля (надзора), а также хозяйствующих субъектов с целью создания детального портрета потребительского поведения, оценки эффективности деятельности субъектов, влияющих на уровень конкуренции, и защиты прав экономических интересов потребителей; выработка и реализация механизма коммерциализации результатов научной деятельности, укрепление взаимодействия между субъектами инновационной деятельности |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | деловая активность хозяйствующих субъектов Удмуртской Республики; снижение экономической концентрации на товарных рынках продукции, работ и услуг; число учреждений и предприятий, подведомственных государственным органам Удмуртской Республики и органам местного самоуправления в Удмуртской Республике, с передачей соответствующих функций хозяйствующим субъектам |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013-2015 годы. Разделение по этапам реализации Программы не предусматривается |
Объемы и источники финансирования Программы | финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, в том числе выделенных исполнителям Программы на самостоятельные мероприятия, на текущее финансирование и финансирование мероприятий иных республиканских, ведомственных целевых программ. Объём ресурсного обеспечения самостоятельных мероприятий Программы составит 1100,0 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году -300,0 тыс. рублей; в 2014 году - 400,0 тыс. рублей; в 2015 году - 400,00 тыс.рублей. Объемы финансирования носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. Выполнение самостоятельных мероприятий Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики будет осуществляться посредством заключения государственных контрактов. Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям будут определяться государственным заказчиком в соответствии с законодательством. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | снижение финансовых издержек к 2015 году при входе на товарный рынок до 1% от объема предлагаемой к реализации продукции в год, при выходе с товарного рынка - до 5% от объема реализуемой продукции в год; повышение деловой активности хозяйствующих субъектов Удмуртской Республики; сокращение числа учреждений и предприятий, подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления в Удмуртской Республике, с передачей соответствующих функций хозяйствующим субъектам; повышение качества продукции |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей населения в товарах и услугах.
Конкурентоспособность экономики и качество жизни населения республики определяются состоянием конкурентной среды, развитием инфраструктуры, возможностью оперативного решения проблем по развитию бизнеса (сокращение административных барьеров, недопущение барьеров в межрегиональном товарообороте и т.д.).
Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.
Развитию конкуренции на рынках товаров и услуг способствует соблюдение трех принципов:
прозрачный доступ к ресурсам (сырьевым, информационным, товарным);
прозрачный доступ к инфраструктуре (доступ к земельным участкам, зданиям, сооружениям);
прозрачность деятельности регуляторов с точки зрения развития конкуренции (наличие четких правил регулирования и предсказуемости).
Рассмотрим приведенные ниже оценки конкурентной среды, на основе анализа состояния конкуренции на товарных рынках, проведенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.
В сфере строительства
В строительной отрасли республики работают сотни проектных, подрядных организаций и предприятий производства строительных материалов и стройиндустрии. Большая часть из них в той или иной степени участвует в строительстве жилья.
Наиболее крупные строительные компании республики, выполняющие комплекс строительных работ на объектах промышленного, социального и жилищного капитального строительства: ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России», ОАО «Можгинское строительное объединение», ОСПАО «ЧУС» и другие. Предприятия, выполняющие функции застройщика: ООО «СУ Комос», ООО «Талан», ООО «Аспэк-Домстрой», ООО «Ассо-строй» и другие.
Наличие достаточно большого количества строительных фирм и действующее законодательство способствовали тому, что в последние годы на рынке строительной сферы в целом сформирована конкурентная среда: земельные участки для строительства предоставляются на конкурсной основе, выбор строительных организаций для участия в целевых федеральных и республиканских программах осуществляется на основе аукционов. Организации-застройщики, в основном, выбор подрядных организаций осуществляют также на основании конкурсов.
Финансово-экономическое состояние предприятий строительной отрасли Удмуртской Республики на 1 января 2012 года характеризуется следующими показателями.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» (по полному кругу организаций) в период январь-декабрь 2011 года, составил 19 320,7 млн. руб., что на 37% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Средняя численность работников строительных организаций Удмуртской Республики в январе-декабре 2011 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике составляла 25 973 человека. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года численность работников строительных организаций увеличилась на 3,8%.
Средняя заработная плата в строительной отрасли (по полному кругу организаций) за период январь-декабрь 2011 года составила 15 235,9 рубля, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Кроме того, организациями различных видов деятельности в январе-декабре 2011 года выполнено хозяйственным способом строительно-монтажных работ на 386 млн. рублей, что составило 130% к уровню прошлого года.