Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы»

       Таблица 5

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Число организаций, выполнявших исследования и разработки

23

23

22

Численность исследователей, человек

1692

1438

1525

из них имеют ученую степень:

доктора наук

56

56

59

кандидата наук

179

182

176

Объем научно-технических работ, выполненных собственными силами, млн.руб.

625,5

780,1

832,5


2. Недостаточная активность по внедрению международных стандартов качества.

Для достижения требуемого качества продукции и услуг в условиях глобального рынка и получения конкурентных преимуществ,  производители активно внедряют международные стандарты качества и ведут свою деятельность в соответствии с ними. Применение международных стандартов повышает конкурентоспособность, снижает издержки и риски не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и экономики в целом.

В мире выдано порядка 700 тыс. сертификатов системы менеджмента качества по  стандарту ИСО 9001:2000 (при ежегодном приросте 35%) и более 90 тыс. сертификатов системы экологического менеджмента по стандартам ИСО серии 14000 (ежегодный прирост - 37%). Россия по этим показателям занимает соответственно 30-е место среди 154 стран и 49-е среди 127 охваченных стран. Если рассматривать ситуацию в Удмуртской Республике, то по состоянию на начало 2009 года из более чем 19 тыс. организаций (с учетом организаций малого бизнеса), зарегистрированных в Удмуртской Республике, внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества, соответствующие международным требованиям всего, 139 организаций.  

Вместе с тем по результатам исследования состояния качества и конкурентоспособности продукции отраслей промышленности 74% промышленных предприятий среди ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности назвали наличие сертифицированной системы менеджмента качества, 68% - более высокого качества по сравнению с конкурентами, 58% - более низкой цены.

Важно отметить, что фактор качества отмечен предприятиями как приоритетный по отношению к цене. Особенно это  касается предприятий высокотехнологичных сегментов, прежде всего машиностроения и металлообработки, металлургии.

3. Недостаточно активное продвижение идей развития конкуренции  и качества в общественном сознании.

Не в полной мере  используются возможности средств массовой информации в пропаганде политики в области конкуренции и качества. Необходимо расширить используемые инструменты пропаганды  в целях формирования общественного мнения о важности повышения качества продукции, работ и услуг.

4. Наличие  административных и инфраструктурных  барьеров входа на рынки новых участников, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.

К числу нерешенных проблем относятся:

сложные  процедуры оформления и получения разрешительных документов;

недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;

отсутствие финансовых ресурсов в бюджетах муниципальных образований в Удмуртской Республике на цели развития субъектов малого предпринимательства;

недостаток помещений, высокая арендная плата;

недоступность общеэкономических и специализированных консультаций для хозяйствующих субъектов;

трудности при экспорте продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с большими затратами по сертификации продукции на соответствие международным стандартам;

недостаток квалифицированных кадров;

не сформированы механизмы досудебного и внесудебного разрешения споров между субъектами малого и среднего предпринимательства и органами государственного контроля (надзора).

Препятствует развитию предпринимательства и недостаточное развитие объектов инфраструктуры (энергетической, транспортной, логистической, социальной, инфраструктуры связи и информационных технологий).

Кроме того,  существуют   специфические проблемы  отраслевого развития, в частности:

в агропромышленном комплексе:

отставание инфраструктурной модернизации от наращивания объемов производства продукции, что выражается в недостаточном количестве сельскохозяйственных складов и хранилищ, недостаточно высоких темпах газификации села, неудовлетворительном состоянии сельских дорог;

проявление случаев корпоративной солидарности доминирующих предприятий по формированию необоснованно низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (в частности цен на молоко);

наращивание ценового диспаритета, выраженного в превышении темпов роста цен на материальные ресурсы над темпами роста цен на готовую продукцию, что отражается на эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций, возможности осуществления расширенного воспроизводства;

негативную роль на рынке играет свободный доступ к импортному сырью и продовольствию, а демпинговые цены на импорт не дают возможности на равных конкурировать местным товаропроизводителям;

сложный механизм биржевых торгов ограничивает доступ рядовым товаропроизводителям к участию в них, что снижает степень участия последних в товарных интервенциях;

на потребительском рынке: