2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||||
Число организаций, выполнявших исследования и разработки | 23 | 23 | 22 | |||
Численность исследователей, человек | 1692 | 1438 | 1525 | |||
из них имеют ученую степень: | ||||||
доктора наук | 56 | 56 | 59 | |||
кандидата наук | 179 | 182 | 176 | |||
Объем научно-технических работ, выполненных собственными силами, млн.руб. | 625,5 | 780,1 | 832,5 |
2. Недостаточная активность по внедрению международных стандартов качества.
Для достижения требуемого качества продукции и услуг в условиях глобального рынка и получения конкурентных преимуществ, производители активно внедряют международные стандарты качества и ведут свою деятельность в соответствии с ними. Применение международных стандартов повышает конкурентоспособность, снижает издержки и риски не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и экономики в целом.
В мире выдано порядка 700 тыс. сертификатов системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001:2000 (при ежегодном приросте 35%) и более 90 тыс. сертификатов системы экологического менеджмента по стандартам ИСО серии 14000 (ежегодный прирост - 37%). Россия по этим показателям занимает соответственно 30-е место среди 154 стран и 49-е среди 127 охваченных стран. Если рассматривать ситуацию в Удмуртской Республике, то по состоянию на начало 2009 года из более чем 19 тыс. организаций (с учетом организаций малого бизнеса), зарегистрированных в Удмуртской Республике, внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества, соответствующие международным требованиям всего, 139 организаций.
Вместе с тем по результатам исследования состояния качества и конкурентоспособности продукции отраслей промышленности 74% промышленных предприятий среди ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности назвали наличие сертифицированной системы менеджмента качества, 68% - более высокого качества по сравнению с конкурентами, 58% - более низкой цены.
Важно отметить, что фактор качества отмечен предприятиями как приоритетный по отношению к цене. Особенно это касается предприятий высокотехнологичных сегментов, прежде всего машиностроения и металлообработки, металлургии.
3. Недостаточно активное продвижение идей развития конкуренции и качества в общественном сознании.
Не в полной мере используются возможности средств массовой информации в пропаганде политики в области конкуренции и качества. Необходимо расширить используемые инструменты пропаганды в целях формирования общественного мнения о важности повышения качества продукции, работ и услуг.
4. Наличие административных и инфраструктурных барьеров входа на рынки новых участников, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса.
К числу нерешенных проблем относятся:
сложные процедуры оформления и получения разрешительных документов;
недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;
отсутствие финансовых ресурсов в бюджетах муниципальных образований в Удмуртской Республике на цели развития субъектов малого предпринимательства;
недостаток помещений, высокая арендная плата;
недоступность общеэкономических и специализированных консультаций для хозяйствующих субъектов;
трудности при экспорте продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с большими затратами по сертификации продукции на соответствие международным стандартам;
недостаток квалифицированных кадров;
не сформированы механизмы досудебного и внесудебного разрешения споров между субъектами малого и среднего предпринимательства и органами государственного контроля (надзора).
Препятствует развитию предпринимательства и недостаточное развитие объектов инфраструктуры (энергетической, транспортной, логистической, социальной, инфраструктуры связи и информационных технологий).
Кроме того, существуют специфические проблемы отраслевого развития, в частности:
в агропромышленном комплексе:
отставание инфраструктурной модернизации от наращивания объемов производства продукции, что выражается в недостаточном количестве сельскохозяйственных складов и хранилищ, недостаточно высоких темпах газификации села, неудовлетворительном состоянии сельских дорог;
проявление случаев корпоративной солидарности доминирующих предприятий по формированию необоснованно низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (в частности цен на молоко);
наращивание ценового диспаритета, выраженного в превышении темпов роста цен на материальные ресурсы над темпами роста цен на готовую продукцию, что отражается на эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций, возможности осуществления расширенного воспроизводства;
негативную роль на рынке играет свободный доступ к импортному сырью и продовольствию, а демпинговые цены на импорт не дают возможности на равных конкурировать местным товаропроизводителям;
сложный механизм биржевых торгов ограничивает доступ рядовым товаропроизводителям к участию в них, что снижает степень участия последних в товарных интервенциях;
на потребительском рынке: