Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы» (с изменениями на 10 декабря 2012 года)


Утверждена
 постановлением Правительства
 Удмуртской Республики
от 04 июня 2012 года № 237



Республиканская целевая программа
«Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике
на 2012-2018 годы»

I. Паспорт республиканской целевой программы  «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике
на 2012-2018 годы»

Наименование программы

Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике  на 2012-2018 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики  от 02 апреля 2012 года № 247-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012 -2018 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики

Разработчик проекта Программы

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики

Министерство национальной политики Удмуртской Республики

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики

Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики

иные исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики

органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (в соответствии с законодательством)

иные исполнители, отбираемые государственным заказчиком Программы и осуществляющие реализацию Программы в соответствии с законодательством

Цели Программы

Создание благоприятных условий для формирования современной конкурентоспособной туристской отрасли на территории Удмуртской Республики

Задачи Программы

развитие правовой базы Удмуртской Республики по вопросам развития внутреннего и въездного туризма;

формирование системы продвижения туристского продукта и рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли;

совершенствование управления в сфере туризма;

увеличение внутреннего и въездного туристских потоков;

содействие развитию инфраструктуры и материальной базы туризма;

повышение качества и доступности предоставляемых туристских услуг;

увеличение разнообразия турпродуктов;

создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций в сферу туризма;

увеличение доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики;

создание положительного имиджа Удмуртии у населения Удмуртской Республики и потенциальных туристов;

совершенствование кадрового и научно-методического обеспечения туризма в Удмуртской Республике

Целевые индикаторы Программы

1. Численность граждан, посетивших объекты туриндустрии Удмуртской Республики.

2. Численность работников, занятых в сфере туризма в Удмуртской Республике

Сроки и этапы реализации Программы

С 1 июня 2012 года по 31 декабря 2018 года

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы на 2012-2018 годы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет 70 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 10 000,0 тыс.руб.

2013 год - 10 000,0 тыс.руб.

2014 год - 10 000,0 тыс.руб.

2015 год - 10 000,0  тыс.руб.

2016 год - 10 000,0  тыс.руб.

2017 год - 10 000,0 тыс.руб.

2018 год - 10 000,0 тыс.руб.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период. Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета, в том числе согласно федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 года № 644, и иные источники в соответствии с законодательством. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования  Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-
     экономической эффективности Программы

совершенствование системы управления туризмом и нормативно-правовой базы туризма;

развитие туристской инфраструктуры и различных объектов туризма, что ведет к повышению конкурентоспособности регионального турпродукта;

увеличение числа граждан, посетивших объекты туриндустрии, ежегодно - на 5% и 10% соответственно, что будет способствовать росту доходов населения Удмуртии, занятых в данном секторе экономики;

создание муниципальных программ развития туризма;

развитие и продвижение региональных туристских брендов;

развитие деятельности республиканского туристско-информационного центра, создание туристских информационных ресурсов, издание печатной продукции;

инвестиции в основной капитал в туриндустрию;

объем платных туристских услуг, оказанных населению;

объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения

     
Список сокращений, используемых в Программе

    

Минспорт - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики.

Минкульт - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.

Минприроды - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Миннац - Министерство национальной политики Удмуртской Республики.

Миндортранс - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

Минмолодежи - Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики.

Иные ИОГВ УР - иные исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики.

ОМС в УР - органы местного самоуправления в Удмуртской Республике.

Иные исполнители - иные исполнители, отбираемые государственным заказчиком Программы и осуществляющие реализацию Программы в соответствии с законодательством.

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, целесообразность и необходимость решения проблемы программно-целевым методом


Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года», Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы», распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года № 844-р «О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2012-2014 годы».

Туристский комплекс Удмуртии составляют около 84 коллективных средств размещения (гостиницы, санаторно-курортные учреждения, детско-оздоровительные и спортивные лагеря, базы отдыха), 32 музея (из них музей-усадьба - 1, музеи-заповедники - 2), более 2 тысяч памятников истории и культуры, 1 национальный парк, 2 природных парка, 2 природных заказника и 283 памятника природы (регионального и местного значения), 4 спортивных комплекса (из них 2 - горнолыжные).

Природный и историко-культурный потенциал Удмуртской Республики позволяет развивать многие виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: культурно-познавательный, сельский, событийный, активный (в том числе спортивно-оздоровительный), экологический, лечебно-оздоровительный, охотничье-промысловый, деловой.

Большим потенциалом для развития историко-культурного направления обладают как крупные города Удмуртской Республики - Ижевск, Сарапул, Глазов, Воткинск, так и большинство районов, среди которых можно особо выделить Игринский, Дебесский, Завьяловский, Якшур-Бодьинский, Воткинский, Сарапульский, Глазовский, Шарканский районы. Для наибольшего привлечения туристов к историко - культурным объектам республики необходимо дальнейшее развитие таких объектов как Историко-культурный музей-заповедник «Иднакар», Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай», Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И.Чайковского». Имеются предпосылки для создания археологического музея-заповедника в южных районах Удмуртии на базе Зуевского (Каракулинский район) или Тарасовского могильников (Сарапульский район). Особого внимания заслуживает туристическое направление «Сибирский тракт», способное стать межрегиональным туристским продуктом (с участием Пермского края, Свердловской и Тюменской областей под названием «Большой Сибирский тракт») и выйти на всероссийский и международный туристские рынки. Следует отметить, что культурно-познавательные экскурсионные программы всегда могут удачно дополнять любой вид рекреации (оздоровление, активный отдых), а также поездки с деловыми или образовательными целями.

Удмуртская Республика имеет все возможности для развития сельского туризма, основанного на проживании в гостевых домах в сельской местности и позволяющего горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения. Этот вид туризма актуален для иностранцев, городских школьников, семейного и корпоративного отдыха. В условиях прогрессирующей урбанизации сама деревенская жизнь, даже в отсутствие этнического компонента, становится экзотическим миром: деревенские виды труда, уклад жизни, животные, ремесла, устройство дома, сохранившиеся обычаи и обряды. Сельский туризм может гармонично сочетаться и с другими видами туризма - этническим, паломническим, событийным, экологическим, также как и гостевые дома могут принимать гостей с различными целями поездок.

Перспективным для республики также является развитие зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (водный, пешеходный, велосипедный, конный, спортивно-оздоровительный туризм). В настоящее время центрами организованного активного досуга в республике являются спортивный комплекс «Чекерил», спортивно-туристский центр «Нечкино», спортивно-оздоровительный лыжный комплекс им. Г.А. Кулаковой. Большим потенциалом обладает Каракулинский район. Проекты, направленные на развитие активного туризма, имеются в Малопургинском и Шарканском районах.

С каждым годом растет популярность спортивно-оздоровительного туризма, прежде всего, среди школьников и молодежи. В пределах Удмуртии возможна организация походов I, II и III категории сложности (с элементами IV категории сложности). Данный вид туризма требует особой государственной поддержки, так как является социально-ориентированным, способным привлекать к активному отдыху и изучению родного края все социально-демографические группы населения. Помимо этого, наличие грамотно составленных и оборудованных маршрутов создаст предпосылки к формированию внутреннего и въездного потоков туристов в Удмуртскую Республику и увеличению объема платных услуг в сфере активного отдыха.

Удмуртская Республика перспективный регион для развития круизного туризма, основанного на организации речных путешествий по реке Каме с портом в городе Сарапуле. Круизный туризм всегда был востребован как среди иностранных, так и российских туристов и он неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Вместе с тем, развитие круизного туризма в республике на сегодняшний день ограничивается проблемами изношенности судов и причальной инфраструктуры, наличия участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен.

Одним из приоритетных видов туризма в республике может стать экологический туризм. Территория Удмуртии богата уникальными природными ресурсами и памятниками. Экологический туризм предоставляет Удмуртии великолепную возможность «заявить о себе», не навредив при этом природе и культуре, повлиять на формирование положительного туристского имиджа республики. Первые шаги в этом направлении уже делаются. На территории национального парка «Нечкинский» (Сарапульский, Воткинский, Завьяловский районы), природных парков «Усть-Бельск» (Каракулинский район) и «Шаркан» (Шарканский район), природного ботанического заказника «Кокманский» (Красногорский район) действуют эколого-туристские маршруты. Развитие туризма в национальном и природных парках будет способствовать повышению занятости местного населения, улучшению его жизненного уровня, а также должно стать одной из распространенных форм культурного и экологического воспитания подрастающего поколения.

В Удмуртской Республике имеются благоприятные природные предпосылки для развития лечебно-оздоровительного туризма, являющегося одним из самых надежных и доходных. Республика обладает уникальными по своим свойствам и запасам месторождениями минеральных вод и грязей, что создает идеальные условия для организации грязевого и бальнеологического лечения. Наиболее известные санаторно-курортные центры Удмуртии: Ижевск, Ува, Варзи-Ятчи. Дальнейшее развитие данного направления заключается в повышении уровня сервиса и разнообразия предоставляемых услуг, так как отдых на курортах преследует не только медицинские цели, но и возможность заниматься культурно-познавательным и активным туризмом.

Ежегодно в Удмуртии происходит немало культурных событий, формирующих положительный имидж региона и отличающихся регулярностью проведения, устойчивой аудиторией. К ним относятся музыкальные, этнические, цирковые фестивали, фольклорные программы, приуроченные к праздникам народного календаря, фестивали народных художественных промыслов и ремесел. В первую очередь, это фестиваль П.И.Чайковского, имеющий статус международного. В финно-угорском мире известны этнические фестивали: «Новые песни древней земли», «Воршуд», «Гербер» и другие. Все большую популярность приобретает «Рыжий» фестиваль. Хорошие перспективы у фестиваля юмора «Лопшо Педунь смеется» в Игринском районе. Каждый их них может стать программой специальных туров как для внутреннего, так и для въездного туризма,  являясь предпосылками успешного развития событийного туризма.

Великолепный разнообразный животный мир Удмуртии делает перспективной сферой промыслово-охотничий туризм, привлекательный не только для местных ценителей, но и для гостей республики. На сегодняшний день качественный сервис по организации охоты предлагается на базах, расположенных на территории Игринского, Селтинского и Малопургинского районов.

Одним из ведущих видов туризма в Удмуртии можно считать деловой туризм. Его преимущество в том, что, как правило, он не зависит от сезонных факторов. Удмуртия все больше становится местом проведения всевозможных форумов, совещаний, конференций российского и международного уровня. Предложения по организации культурной программы и знакомство с местными достопримечательностями могут стать способом продвижения туристических программ и фактором развития внутреннего и въездного туризма.