ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 июня 2012 года № 237
г. Ижевск
Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы»
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 июля 2015 года на основании постановления Правительства УР от 06.07.2015 N 326.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 10 декабря 2012 года)
_____________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 10 декабря 2012 года № 545
_____________________________________________________________________
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы».
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы» Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 04 июня 2012 года № 237
Республиканская целевая программа
«Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике
на 2012-2018 годы»
I. Паспорт республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике
на 2012-2018 годы»
Наименование программы | Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Министерство национальной политики Удмуртской Республики Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики иные исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (в соответствии с законодательством) иные исполнители, отбираемые государственным заказчиком Программы и осуществляющие реализацию Программы в соответствии с законодательством |
Цели Программы | Создание благоприятных условий для формирования современной конкурентоспособной туристской отрасли на территории Удмуртской Республики |
Задачи Программы | развитие правовой базы Удмуртской Республики по вопросам развития внутреннего и въездного туризма; формирование системы продвижения туристского продукта и рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли; совершенствование управления в сфере туризма; увеличение внутреннего и въездного туристских потоков; содействие развитию инфраструктуры и материальной базы туризма; повышение качества и доступности предоставляемых туристских услуг; увеличение разнообразия турпродуктов; создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций в сферу туризма; увеличение доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики; создание положительного имиджа Удмуртии у населения Удмуртской Республики и потенциальных туристов; совершенствование кадрового и научно-методического обеспечения туризма в Удмуртской Республике |
Целевые индикаторы Программы | 1. Численность граждан, посетивших объекты туриндустрии Удмуртской Республики. 2. Численность работников, занятых в сфере туризма в Удмуртской Республике |
Сроки и этапы реализации Программы | С 1 июня 2012 года по 31 декабря 2018 года |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы на 2012-2018 годы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет 70 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 10 000,0 тыс.руб. 2013 год - 10 000,0 тыс.руб. 2014 год - 10 000,0 тыс.руб. 2015 год - 10 000,0 тыс.руб. 2016 год - 10 000,0 тыс.руб. 2017 год - 10 000,0 тыс.руб. 2018 год - 10 000,0 тыс.руб. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период. Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета, в том числе согласно федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 года № 644, и иные источники в соответствии с законодательством. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально- | совершенствование системы управления туризмом и нормативно-правовой базы туризма; развитие туристской инфраструктуры и различных объектов туризма, что ведет к повышению конкурентоспособности регионального турпродукта; увеличение числа граждан, посетивших объекты туриндустрии, ежегодно - на 5% и 10% соответственно, что будет способствовать росту доходов населения Удмуртии, занятых в данном секторе экономики; создание муниципальных программ развития туризма; развитие и продвижение региональных туристских брендов; развитие деятельности республиканского туристско-информационного центра, создание туристских информационных ресурсов, издание печатной продукции; инвестиции в основной капитал в туриндустрию; объем платных туристских услуг, оказанных населению; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
Список сокращений, используемых в Программе
Минспорт - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики.
Минкульт - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.
Минприроды - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Миннац - Министерство национальной политики Удмуртской Республики.
Миндортранс - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Минмолодежи - Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики.
Иные ИОГВ УР - иные исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики.
ОМС в УР - органы местного самоуправления в Удмуртской Республике.
Иные исполнители - иные исполнители, отбираемые государственным заказчиком Программы и осуществляющие реализацию Программы в соответствии с законодательством.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, целесообразность и необходимость решения проблемы программно-целевым методом
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года», Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы», распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года № 844-р «О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2012-2014 годы».
Туристский комплекс Удмуртии составляют около 84 коллективных средств размещения (гостиницы, санаторно-курортные учреждения, детско-оздоровительные и спортивные лагеря, базы отдыха), 32 музея (из них музей-усадьба - 1, музеи-заповедники - 2), более 2 тысяч памятников истории и культуры, 1 национальный парк, 2 природных парка, 2 природных заказника и 283 памятника природы (регионального и местного значения), 4 спортивных комплекса (из них 2 - горнолыжные).
Природный и историко-культурный потенциал Удмуртской Республики позволяет развивать многие виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: культурно-познавательный, сельский, событийный, активный (в том числе спортивно-оздоровительный), экологический, лечебно-оздоровительный, охотничье-промысловый, деловой.
Большим потенциалом для развития историко-культурного направления обладают как крупные города Удмуртской Республики - Ижевск, Сарапул, Глазов, Воткинск, так и большинство районов, среди которых можно особо выделить Игринский, Дебесский, Завьяловский, Якшур-Бодьинский, Воткинский, Сарапульский, Глазовский, Шарканский районы. Для наибольшего привлечения туристов к историко - культурным объектам республики необходимо дальнейшее развитие таких объектов как Историко-культурный музей-заповедник «Иднакар», Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай», Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И.Чайковского». Имеются предпосылки для создания археологического музея-заповедника в южных районах Удмуртии на базе Зуевского (Каракулинский район) или Тарасовского могильников (Сарапульский район). Особого внимания заслуживает туристическое направление «Сибирский тракт», способное стать межрегиональным туристским продуктом (с участием Пермского края, Свердловской и Тюменской областей под названием «Большой Сибирский тракт») и выйти на всероссийский и международный туристские рынки. Следует отметить, что культурно-познавательные экскурсионные программы всегда могут удачно дополнять любой вид рекреации (оздоровление, активный отдых), а также поездки с деловыми или образовательными целями.
Удмуртская Республика имеет все возможности для развития сельского туризма, основанного на проживании в гостевых домах в сельской местности и позволяющего горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения. Этот вид туризма актуален для иностранцев, городских школьников, семейного и корпоративного отдыха. В условиях прогрессирующей урбанизации сама деревенская жизнь, даже в отсутствие этнического компонента, становится экзотическим миром: деревенские виды труда, уклад жизни, животные, ремесла, устройство дома, сохранившиеся обычаи и обряды. Сельский туризм может гармонично сочетаться и с другими видами туризма - этническим, паломническим, событийным, экологическим, также как и гостевые дома могут принимать гостей с различными целями поездок.
Перспективным для республики также является развитие зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (водный, пешеходный, велосипедный, конный, спортивно-оздоровительный туризм). В настоящее время центрами организованного активного досуга в республике являются спортивный комплекс «Чекерил», спортивно-туристский центр «Нечкино», спортивно-оздоровительный лыжный комплекс им. Г.А. Кулаковой. Большим потенциалом обладает Каракулинский район. Проекты, направленные на развитие активного туризма, имеются в Малопургинском и Шарканском районах.
С каждым годом растет популярность спортивно-оздоровительного туризма, прежде всего, среди школьников и молодежи. В пределах Удмуртии возможна организация походов I, II и III категории сложности (с элементами IV категории сложности). Данный вид туризма требует особой государственной поддержки, так как является социально-ориентированным, способным привлекать к активному отдыху и изучению родного края все социально-демографические группы населения. Помимо этого, наличие грамотно составленных и оборудованных маршрутов создаст предпосылки к формированию внутреннего и въездного потоков туристов в Удмуртскую Республику и увеличению объема платных услуг в сфере активного отдыха.
Удмуртская Республика перспективный регион для развития круизного туризма, основанного на организации речных путешествий по реке Каме с портом в городе Сарапуле. Круизный туризм всегда был востребован как среди иностранных, так и российских туристов и он неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Вместе с тем, развитие круизного туризма в республике на сегодняшний день ограничивается проблемами изношенности судов и причальной инфраструктуры, наличия участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен.
Одним из приоритетных видов туризма в республике может стать экологический туризм. Территория Удмуртии богата уникальными природными ресурсами и памятниками. Экологический туризм предоставляет Удмуртии великолепную возможность «заявить о себе», не навредив при этом природе и культуре, повлиять на формирование положительного туристского имиджа республики. Первые шаги в этом направлении уже делаются. На территории национального парка «Нечкинский» (Сарапульский, Воткинский, Завьяловский районы), природных парков «Усть-Бельск» (Каракулинский район) и «Шаркан» (Шарканский район), природного ботанического заказника «Кокманский» (Красногорский район) действуют эколого-туристские маршруты. Развитие туризма в национальном и природных парках будет способствовать повышению занятости местного населения, улучшению его жизненного уровня, а также должно стать одной из распространенных форм культурного и экологического воспитания подрастающего поколения.
В Удмуртской Республике имеются благоприятные природные предпосылки для развития лечебно-оздоровительного туризма, являющегося одним из самых надежных и доходных. Республика обладает уникальными по своим свойствам и запасам месторождениями минеральных вод и грязей, что создает идеальные условия для организации грязевого и бальнеологического лечения. Наиболее известные санаторно-курортные центры Удмуртии: Ижевск, Ува, Варзи-Ятчи. Дальнейшее развитие данного направления заключается в повышении уровня сервиса и разнообразия предоставляемых услуг, так как отдых на курортах преследует не только медицинские цели, но и возможность заниматься культурно-познавательным и активным туризмом.
Ежегодно в Удмуртии происходит немало культурных событий, формирующих положительный имидж региона и отличающихся регулярностью проведения, устойчивой аудиторией. К ним относятся музыкальные, этнические, цирковые фестивали, фольклорные программы, приуроченные к праздникам народного календаря, фестивали народных художественных промыслов и ремесел. В первую очередь, это фестиваль П.И.Чайковского, имеющий статус международного. В финно-угорском мире известны этнические фестивали: «Новые песни древней земли», «Воршуд», «Гербер» и другие. Все большую популярность приобретает «Рыжий» фестиваль. Хорошие перспективы у фестиваля юмора «Лопшо Педунь смеется» в Игринском районе. Каждый их них может стать программой специальных туров как для внутреннего, так и для въездного туризма, являясь предпосылками успешного развития событийного туризма.
Великолепный разнообразный животный мир Удмуртии делает перспективной сферой промыслово-охотничий туризм, привлекательный не только для местных ценителей, но и для гостей республики. На сегодняшний день качественный сервис по организации охоты предлагается на базах, расположенных на территории Игринского, Селтинского и Малопургинского районов.
Одним из ведущих видов туризма в Удмуртии можно считать деловой туризм. Его преимущество в том, что, как правило, он не зависит от сезонных факторов. Удмуртия все больше становится местом проведения всевозможных форумов, совещаний, конференций российского и международного уровня. Предложения по организации культурной программы и знакомство с местными достопримечательностями могут стать способом продвижения туристических программ и фактором развития внутреннего и въездного туризма.
В Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» одним из приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности обозначен социальный туризм, который определен как туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. Социальный туризм подразумевает организацию отдыха и экскурсионного обслуживания для социально незащищенных слоев населения - детей-сирот и воспитанников школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей; студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования дневных форм обучения, учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений; ветеранов, инвалидов и пенсионеров; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф. Программы социального туризма необходимо разрабатывать, прежде всего, в рамках развития культурно-познавательного, спортивно-оздоровительного, экологического и лечебно-оздоровительного видов туризма.
Несмотря на ряд позитивных изменений в индустрии туризма за последние годы, туристский потенциал Удмуртской Республики используется малоэффективно. Вместе с тем, уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает республика, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в Удмуртии, так как представляют собой лишь один из элементов туристско-рекреационного потенциала.
Отдельные районы Удмуртской Республики, обладающие рекреационным потенциалом, не имеют целевых программ по развитию туризма. Соответственно, не определен заказ туристской отрасли на товары и услуги в смежных отраслях экономики. Разделы, касающиеся развития инфраструктуры и туристских услуг, не включены в отраслевые программы. В связи с этим, а также с учетом необходимости привлечения более широкого круга районов Удмуртской Республики к процессам создания конкурентоспособной республиканской туристской инфраструктуры, ее развития были отобраны перспективные туристские районы, имеющие высокий туристский потенциал и проявляющие наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов.
Отметим также, что для успешного развития туристической индустрии в республике необходим кластерный подход, который предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Формирование туристско-рекреационных кластеров предполагается на основе научно-обоснованных решений, с использованием механизмов государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов. Отбор инвестиционных проектов Программы осуществляется на конкурсной основе, исходя из экономической целесообразности, наибольшей эффективности и результативности с точки зрения обеспечения достижения цели и решения задач Программы.
Создание и развитие конкурентоспособного туристского комплекса невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации инновационно значимых проектов и программ, направленных на развитие экономики Удмуртской Республики и улучшение качества жизни.
Данная Программа направлена на социально-экономическое развитие Удмуртской Республики посредством решения следующих проблем:
сдерживание развития внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике;
недостаточное развитие туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ материальной базы;
недостаточно эффективная инвестиционная политика в сфере туризма;
отсутствие информационной поддержки развития внутреннего туризма на российском и международном рынках;
недостаток высококвалифицированных профессиональных кадров;
неэффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
отсутствие конкурентоспособного туристского продукта;
низкое качество предоставляемых туристских услуг;
отсутствие налаженной системы статистического наблюдения в туризме и систематического проведения научных и маркетинговых исследований в этой сфере.
Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию ситуации в отрасли туризма, а именно:
к снижению налоговых поступлений от туристской деятельности в республиканский бюджет и уменьшению доходов населения;
к дальнейшему износу объектов туристской инфраструктуры и снижению качества предоставляемых туристских услуг;
к снижению доходности и инвестиционной привлекательности туристской отрасли;
к снижению уровня занятости населения;
к росту цен на туристские услуги и снижению доступности туризма для широких слоев населения;
к увеличению выездного турпотока и росту вывоза капитала из республики;
к сокращению количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;
оттоку молодых и перспективных кадров из республики в другие регионы или за рубеж;
к возможному закреплению положения «неполноценного» региона в сознании молодежи.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения могут стать разрозненные действия государственных органов Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед республикой задач в сфере туризма, а также неэффективность расходования средств бюджета Удмуртской Республики, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.
Кроме того, использование программно-целевого метода в развитии туризма не только ориентирует используемые средства на достижение программных целей, но и взаимно согласовывает, увязывает цели и средства, что позволяет консолидировать усилия и ресурсы различных субъектов на решение проблем, определённых программой. Характерная черта программно-целевого метода решения сложных социально-экономических задач заключается в приспособленности к поиску эффективных и наиболее экономичных вариантов решений.
Опыт субъектов Российской Федерации, где были приняты подобные программы, показывает, что проблемы формирования конкурентоспособного туристского комплекса и неэффективного использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала могут быть решены более качественно с использованием программно-целевого метода. Таким образом, Программа будет являться основополагающим этапом в решении этих проблем.
III. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.