Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 29 марта 2010 года № 91
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2011-2013 ГОДЫ»
I. Паспорт Программы
Наименование Программы | Ведомственная целевая программа «Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2009 года № 1142-р «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы» |
Заказчик Программы | Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики Министерство экономики Удмуртской Республики Организации легкой промышленности Удмуртской Республики (по согласованию) |
Цели Программы | Создание условий для интенсификации развития легкой промышленности, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции |
Задачи Программы | - Стимулирование инвестиционной деятельности организаций легкой промышленности и создание условий для пополнения оборотных средств; - проведение технического перевооружения и модернизации производственных мощностей организаций легкой промышленности; - повышение качества и конкурентоспособности продукции организаций легкой промышленности и доведение качественно-ценовых характеристик производимых изделий до уровня, соответствующего покупательскому спросу |
Целевые индикаторы Программы | - Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами (работ, услуг) по видам экономической деятельности: «текстильное и швейное производство» и «производство кожи, изделий из кожи и производство обуви»; - среднемесячная заработная плата работников организаций, занятых в легкой промышленности; - дополнительные налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики |
Сроки и этапы реализации Программы | С 01 января 2011 года по 31 декабря 2013 года. |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общий объем финансирования Программы составляет 65,9 млн. рублей, в том числе: - за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 4,9 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 1,3 млн. руб.; 2012 год - 1,6 млн. руб.; 2013 год - 2,0 млн. руб.;(в ред. постановления Правительства УР от 25 ноября 2013 года № 529) - за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации - 61,0 млн. руб., в том числе: 2011 год - 19,0 млн. руб.; 2012 год - 20,5 млн. руб.; 2013 год - 21,5 млн. руб. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год. В случае несоответствия результатов исполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в установленном законодательством Удмуртской Республики порядке. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | Экономическая эффективность от реализации Программы составит 240 млн. руб. Бюджетная эффективность (дополнительные налоговые поступлениях в бюджет Удмуртской Республики) составит 10,8 млн. руб. Увеличение среднемесячной заработной платы работников организаций легкой промышленности на 39 процентов по сравнению с 2009 годом |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Анализ ситуации и проблемы легкой промышленности
Российской Федерации
Легкая промышленность - важнейший сектор российской экономики, от развития которого во многом зависит социально-экономическая ситуация как в регионах России, так и в стране в целом.
Продукция легкой промышленности востребована практически во всех сферах жизнедеятельности человека, она обеспечивает стратегическую безопасность страны, удовлетворяя потребности силовых структур и федеральных ведомств в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике, в техническом текстиле и средствах индивидуальной защиты.
Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности по объему вырабатываемой продукции занимает текстильная, швейная и меховая отрасли - 75 процентов, причем доля текстильной продукции составляет 45 процентов. На продукцию сферы производства кожи, изделий из кожи и производства обуви приходится около 25 процентов.
В январе-декабре 2009 года индекс производства в текстильном и швейном производстве составил 84,2% по сравнению с январем-декабрем 2008 года, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 98 процентов.
В 2009 году производство практически всей текстильной и швейной продукции снизилось по отношению к 2008 году на 15-30%, в т.ч. ткани хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые - на 20-25%, льняные - на 46,6%, одеяла, белье постельное, чулочно-носочные изделия, бельевой трикотаж - на 5-15%, швейные изделия - на 20-25 процентов.
Увеличение производства отмечено в производстве нетканых материалов типа тканей - в 2,8 раза, практически на уровне прошлого года осталось производство трикотажных и тюле-гардинных изделий, платьев.
В 2009 году в обработке хромовых кож отставание производства составило 4,6%, обработке юфтевых и жестких кожтоваров - 26,3% и 19% соответственно, производство обуви увеличилось на 2,3%, в т.ч. детской - на 16,4 процента.
Среднесписочная численность работников в январе-ноябре 2009 года по полному кругу организаций в текстильном и швейном производстве составила 333,4 тыс. чел. (86,9% к уровню января-ноября 2008 года), в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 56,7 тыс. чел. (91,7%).
Среднемесячная заработная плата в текстильном и швейном производстве в январе-декабре 2009 года составила 8951 руб. (105,9% к январю-декабрю 2008 года), в кожевенном производстве - 10534 руб. (105,5%).
Основные причины спада производства в легкой промышленности: снижение потребительского спроса в связи со снижением реальных денежных доходов населения, снижение спроса на продукцию легкой промышленности со стороны промышленности из-за падения уровня производства практически во всех секторах экономики.
Помимо этого легкая промышленность Российской Федерации сталкивается с рядом других проблем, решение которых становится одной из первоочередных задач на государственном уровне согласно Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Можно выделить следующие основные проблемы отрасли:
1. Техническая и технологическая отсталость легкой промышленности России от зарубежных стран.
2. Острая конкуренция на внутреннем рынке между российскими и зарубежными товарами, потеря отечественными организациями своих позиций и сегментов рынка.
3. Высокий удельный вес теневой экономики, ставший причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран.
4. Низкий уровень инновационной активности отрасли, выражаемый в слабой конкурентоспособности отечественных товаров и в низкой доле инновационной продукции.
5. Социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в ежегодном оттоке рабочих кадров, приводящем к дефициту высококвалифицированных специалистов, управленческих кадров и профессиональных рабочих.
2. Анализ ситуации и проблемы легкой промышленности
Удмуртской Республики
2.1. Основные показатели развития легкой промышленности
Удмуртской Республики
Несмотря на незначительную долю легкой промышленности в общем объеме промышленного производства Удмуртской Республики (0,5 процентов в 2009 году) (рис.1), отрасль является одной из старейших отраслей республики, ей принадлежит ключевая роль в развитии экономики республики, в обеспечении населения товарами социального назначения.
Рис. 1. Удельный вес выпуска продукции
легкой промышленности в общем объеме продукции
промышленности Удмуртской Республики в 2004-2009 годах
В 2009 году влияние мирового финансового кризиса негативно повлияло на работу промышленности Удмуртской Республики, в том числе и легкой промышленности. За период с января по декабрь 2009 года индекс физического объема производства составил 97,4 процента и 52,7 процента соответственно по видам экономической деятельности «текстильное и швейное производство» и «производство кожи, изделий из кожи и производство обуви».
Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства выполненных работ и услуг собственными силами за период 2004-2009 годы предприятиями легкой промышленности представлен на рис.2.