ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2009 года № 296
Об утверждении республиканской целевой программы
по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных
языках Удмуртской Республики и иных языках народов
Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы
(с изменениями на 24 мая 2010 года)
_____________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 24 мая 2010 года № 172
_____________________________________________________________________
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы.
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы Министерство национальной политики Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 19 октября 2009 года № 296
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
НА 2010-2014 ГОДЫ
I. Паспорт
республиканской целевой программы по реализации Закона
Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики
и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы
Наименование Программы | Республиканская целевая программа по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | Министерство национальной политики Удмуртской Республики |
Разработчик Программы | Министерство национальной политики Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | - Министерство национальной политики Удмуртской Республики; - Министерство образования и науки Удмуртской Республики; - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики; - Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики; - Национальная библиотека Удмуртской Республики (по согласованию); - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики; (в ред. постановления Правительства УР от 24 мая 2010 года № 172) - государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «Телерадиовещательная компания «Удмуртия» (по согласованию); - иные организации, выполняющие государственный заказ в соответствии с заключенным государственным контрактом (договором) |
Цели Программы | Стратегической целью Программы является создание необходимых условий для обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка. Основные цели Программы: - укрепление статуса государственных языков Удмуртской Республики, формирование необходимых общественно-государственных, социально-культурных гарантий их функционирования; - обеспечение прав граждан на удовлетворение своих языковых потребностей; - развитие двуязычия и многоязычия; - улучшение обеспечения населения республики информацией на родных языках; - формирование позитивного имиджа удмуртского языка в детской и молодежной среде; - создание необходимых условий для изучения языка своей национальности всеми желающими; - оказание государственной финансовой поддержки учреждениям и организациям, деятельность которых связана с изучением, сохранением и развитием государственных языков Удмуртской Республики, иных языков народов Удмуртской Республики |
Задачи Программы | Информационное обеспечение этноязыковых запросов и потребностей граждан через средства массовой информации; - развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей (расширение - посредством привлечения в отрасль негосударственных инвестиций - возможностей приобретения гражданами продукции и услуг на языке своей национальности); - развитие этнического маркетинга; - обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики; - формирование инфраструктуры сбыта издательской, аудиовизуальной продукции на языках народов Удмуртии в муниципальных районах и городских округах республики; - развитие сети воскресных школ и курсов изучения языка своей национальности для всех желающих; - методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке мер по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики; - увеличение разнообразия ассортимента издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском, удмуртском и русском языках; - выпуск издательской продукции на удмуртском языке для дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка; - увеличение тиражей выпускаемой в республике издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском или удмуртском и русском языках до объемов, необходимых для полноценного комплектования фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений; - комплектование издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на татарском, марийском и чувашском языках фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений в местах компактного проживания данных этнических групп на территории Удмуртской Республики посредством формирования и развития механизмов книгообмена; - расширение удмуртскоязычного сектора глобальной сети Интернет; - поддержка социолингвистических исследований современной языковой ситуации в Удмуртской Республике; - расширение спектра услуг на родном языке в досуговых учреждениях (театрах, районных домах культуры, сельских домах культуры и иных клубных и развлекательных центрах). |
Целевые индикаторы Программы | - количество наименований книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста; - совокупный тираж книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста; - количество наименований аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей; - совокупный тираж аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей; - число действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей; - количество интернет-сайтов с контентом на удмуртском языке; - доля населенных пунктов (где расположены отделения ФГУП «Почта России» и/или магазины Удмуртпотребсоюза), жителям которых обеспечен свободный доступ к приобретению в личное пользование издательской продукции на родном национальном языке. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010 - 2014 годы. Этапы Программы не выделяются. |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 91,713 млн. рублей, в том числе: - за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 77,364 млн. рублей; - за счет средств федерального бюджета - 5,0 млн. рублей; - за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации - 9,349 млн. рублей. Сумма затрат из бюджета Удмуртской Республики по годам: - 2010 год - 14,17 млн. рублей; - 2011 год - 15,0 млн. рублей; - 2012 год - 16,0 млн. рублей; - 2013 год - 15,994 млн. рублей; - 2014 год - 16,2 млн. рублей. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности, бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. Финансирование из федерального бюджета и внебюджетных источников является предполагаемым. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | - Рост языковой компетентности населения республики; снижение степени интенсивности ассимиляционных (как языковых, так и этнических) процессов (в долгосрочной перспективе); - увеличение количества и повышение качества услуг в сфере удовлетворения этнокультурных запросов населения республики; - расширение сети образовательных учреждений разных типов и видов (в т.ч. воскресных школ и языковых курсов для всех желающих) с изучением национальных языков; - увеличение количества наименований литературы, издаваемой на удмуртском или удмуртском и русском языках; - рост представленности удмуртского языка в киберпространстве, увеличение количества единиц аудиовизуальной продукции, издаваемой на удмуртском языке; - улучшение обеспеченности публичных библиотек и образовательных учреждений литературой на удмуртском, а также татарском, марийском, чувашском языках; - формирование и развитие системы распространения книг, издаваемых в республике (в т.ч. на удмуртском языке); - увеличение количества разрабатываемых и внедряемых пособий, материалов, обучающих программ, творческих и медиа проектов в сфере сохранения и развития родных языков; - пополнение словарного запаса удмуртского языка. |
II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
В современных условиях, когда усиливается тенденция к всеобщей унификации и стандартизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе и культуры, язык играет все более фундаментальную роль в формировании, функционировании, сохранении этнической идентичности. Именно язык - в первую очередь эта закономерность касается народов, находящихся в ситуации этнического меньшинства, - занимает сегодня ключевое местоположение в системе этнических символов, с которыми связываются представления об этнической преемственности. Утрата языка является мощнейшим стимулятором этноассимиляционных процессов, неизбежно ведет в конечном итоге к смене этнического самосознания. Не случайно родной язык, будучи основанием и одним из базовых критериев, своего рода «гарантом», неизменности этнической самобытности, является объектом пристального внимания со стороны национальных общественных объединений.
В этой связи привлекают внимание результаты Всероссийской переписи населения 2002 года, зафиксировавшей интенсификацию процессов языковой ассимиляции народов, находящихся в ситуации этнического меньшинства: в Удмуртии число удмуртов, признавших язык своей национальности родным, сократилось в межпереписной период (1989-2002 годы) с 75,7% до 66,5% (сокращение прошло как в городской среде, так и в сельской), татар - с 81,5% до 67%, марийцев - с 78,5% до 66,6%.
Данная проблема фиксируется не только на уровне статистических данных, но и, что особенно важно, осознается, в частности, удмуртской частью населения республики как важнейший из стрессогенных факторов - как показывают этносоциологические исследования 2006, 2007 годов, проблема ассимиляции беспокоит даже больше, чем экономические трудности.
Таким образом, язык является сегодня важнейшим средством самоидентификации, усиливает ее, и представляет большую ценность для говорящих на нем.
Исчезновение языка - это не только гуманитарная катастрофа. Утрата языка, вызывая ущербную социализацию, порождает еще и конкретные социально-психологические проблемы - фрустрацию, проявляющуюся в ощущении гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, раздражения, разочарования. Как показывают этносоциологические исследования, лица, вовлеченные в языковую ассимиляцию, в 1,5 раза чаще негативно оценивают ситуацию в сфере межнациональных отношений в республике.
Сохранение языковой самобытности в современных условиях в связи с переходом общества на новую фазу информационного развития уже не может обеспечиваться только лишь посредством внутрисемейных, ранее автономных от внешнего языкового контекста, коммуникативных стратегий и напрямую зависит сегодня от степени доступности и качества информации на родном языке на разных носителях, в значительной степени определяющей выбор родителями языка или языков общения со своими детьми. Сохранение, функциональное и структурное развитие языка зависит от целенаправленной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, позиции родителей при выборе стратегии языкового воспитания детей и обеспечивается сетью институтов «языкового обслуживания», включающей в себя образовательные учреждения, средства массовой информации, издательства и книготорговые организации, студии звукозаписи, библиотеки, досуговые учреждения, национально-культурные общественные объединения и творческие союзы, научные учреждения, занятые разработкой теоретических и прикладных проблем языка. Таким образом, разработка и реализация системной государственной этноязыковой политики, решение поставленных проблем является комплексной задачей, требующей системного межотраслевого подхода, объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и других перечисленных выше субъектов этноязыковой политики по эффективному удовлетворению потребностей населения в сфере родного языка.
Программно-целевой метод как метод решения задачи сохранения и развития языковой самобытности народов Удмуртии предусмотрен Законом Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» (статьи 6, 8), а также проектом Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года. Программа является логическим продолжением аналогичной Программы, срок действия которой истекает в 2009 году (утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 30 ноября 2004 года № 377-III «О республиканской целевой программе по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2005 - 2009 годы»). Означенная Программа, будучи первым опытом системной реализации языковой политики в Удмуртской Республике, позволила выявить наиболее эффективные и перспективные направления дальнейшей деятельности по обеспечению языковых прав и потребностей граждан.
III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики
Осуществление программных мероприятий направлено на обеспечение конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68 Конституции Российской Федерации, статья 1 Конституции Удмуртской Республики), реализацию гарантий социальной, экономической и юридической защиты государственных языков Удмуртской Республики и иных языков народов Удмуртской Республики, установленных Законом Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 года № 60-РЗ «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» (статьи 8, 12).
Развитие языков и государственная политика в сфере языка на сегодняшний день являют собой один из наиболее значимых факторов развития межнациональных взаимоотношений. Бессистемная работа в решении задачи удовлетворения этноязыковых потребностей граждан может привести к росту информационного неравенства между основными этническими группами Удмуртской Республики, дальнейшей интенсификации этноассимиляционных процессов (усугубленных демографическими потерями), сокращению численности титульного населения, а также этнических меньшинств, исторически проживающих на территории республики. В свою очередь данные процессы могут привести как к спекулятивному использованию проблемы различными политическими силами (как внутри республики, так и за ее пределами), так и к формированию недовольства этноязыковой политикой, росту латентной напряженности в межэтнических отношениях, спровоцировать рост межэтнической конфликтности.
IV. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Стратегической целью Программы является создание необходимых условий для обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка.
Основные цели Программы:
- укрепление статуса государственных языков Удмуртской Республики, формирование необходимых общественно-государственных, социально-культурных гарантий их функционирования;
- обеспечение прав граждан на удовлетворение своих языковых потребностей;
- развитие двуязычия и многоязычия;
- улучшение обеспечения населения республики информацией на родных языках;
- формирование позитивного имиджа удмуртского языка в детской и молодежной среде;
- создание необходимых условий для изучения языка своей национальности всеми желающими;
- оказание государственной финансовой поддержки учреждениям и организациям, деятельность которых связана с изучением, сохранением и развитием государственных языков Удмуртской Республики, иных языков народов Удмуртской Республики.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
- информационное обеспечение этноязыковых запросов и потребностей граждан через средства массовой информации;
- развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей (расширение - посредством привлечения в отрасль негосударственных инвестиций - возможностей приобретения гражданами продукции и услуг на языке своей национальности);
- развитие этнического маркетинга;
- обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;
- формирование инфраструктуры сбыта издательской, аудиовизуальной продукции на языках народов Удмуртии в муниципальных районах и городских округах республики;
- развитие сети воскресных школ и курсов изучения языка своей национальности для всех желающих;
- методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке мер по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;
- увеличение разнообразия ассортимента издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском, удмуртском и русском языках; выпуск издательской продукции на удмуртском языке для дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка;
- увеличение тиражей выпускаемой в республике издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском или удмуртском и русском языках до объемов, необходимых для полноценного комплектования фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений;
- комплектование издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на татарском, марийском и чувашском языках фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений в местах компактного проживания данных этнических групп на территории Удмуртской Республики посредством формирования и развития механизмов книгообмена;
- расширение удмуртскоязычного сектора глобальной сети Интернет;
- поддержка социолингвистических исследований современной языковой ситуации в Удмуртской Республике;
- расширение спектра услуг на родном языке в досуговых учреждениях (театрах, районных домах культуры, сельских домах культуры и иных клубных и развлекательных центрах).
Мероприятия, предусмотренные Программой, осуществляются в течение 2010 - 2014 годов.
Этапы Программы не выделяются.
V. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
Целевые индикаторы для оценки эффективности и хода реализации Программы представлены в таблице 1.
|
|
|
| Прогноз | ||||
№ п/п |
| Еди- | Базовый пока- | Оче- |
| |||
год | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||||
Целевые индикаторы | ||||||||
1. | Количество наименований книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста | шт. | 3 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
2. | Совокупный тираж книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста | тыс. шт. | 3 | 56 | 56 | 56 | 56 | 56 |
3. | Количество наименований аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей | шт. | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4. | Совокупный тираж аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей | тыс. шт. | 0 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5. | Число действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей | шт. | 1 | 3 | 4 | 7 | 8 | 9 |
6. | Количество интернет-сайтов с контентом на удмуртском языке | шт. | 14 | 16 | 20 | 25 | 30 | 35 |
Показатели социальной эффективности | ||||||||
1. | Доля населенных пунктов (где расположены отделения ФГУП «Почта России» и/или магазины Удмуртпотребсоюза), жителям которых обеспечен свободный доступ к приобретению в личное пользование издательской продукции на родном национальном языке | % | 16 | 33 | 50 | 67 | 84 | 100 |
2. | Увеличение объема оригинального авторского вещания на удмуртском языке | % | - | 17,8 | - | - | - | - |
3. | Увеличение числа действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей (по отношению к предыдущему году реализации программы) | % | 100 | 300 | 133 | 175 | 114 | 113 |
4. | Увеличение книжного фонда на национальных языках в публичных библиотеках (по отношению к предыдущему году реализации программы) | % | - | 13,3 | 11,7 | 10,5 | 9,5 | 8,7 |
VI. План мероприятий Программы
В целях реализации Программы необходимо осуществить комплекс основных организационно-практических мероприятий. План мероприятий Программы представлен в приложении к Программе.