ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 июня 2009 года N 489-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ

В целях обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы.

2. Определить Министерство национальной политики Удмуртской Республики заказчиком и разработчиком проекта Республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы.

3. Министерству национальной политики Удмуртской Республики в срок до 21 июля 2009 года представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект Республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 15 июня 2009 года N 489-р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ

     

I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Концепция Республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) содержит систему целей и задач этноязыковой политики Удмуртской Республики, предполагаемые направления деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, иных государственных органов Удмуртской Республики в области сохранения и развития языков народов Удмуртской Республики, а также систему управления и контроля за ходом реализации Программы.

Осуществление программных мероприятий будет способствовать обеспечению конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68 Конституции Российской Федерации, статья 1 Конституции Удмуртской Республики), реализации гарантий социальной, экономической и юридической защиты государственных языков Удмуртской Республики и иных языков народов Удмуртской Республики, установленных Законом Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" от 6 декабря 2001 года N 60-РЗ (статьи 8, 12). Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в проекте Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года.

В современных условиях, когда усиливается тенденция к всеобщей унификации и стандартизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе и культуры, язык играет все более фундаментальную роль в формировании, функционировании, сохранении этнической идентичности. Именно язык - в первую очередь, эта закономерность касается народов, находящихся в ситуации этнического меньшинства, - занимает сегодня ключевое местоположение в системе этнических символов, с которыми связываются представления об этнической преемственности. Утрата языка является мощнейшим стимулятором этноассимиляционных процессов, неизбежно ведет в конечном итоге к смене этнического самосознания. Не случайно родной язык, будучи основанием и одним из базовых критериев, своего рода "гарантом" неизменности этнической самобытности, является объектом пристального внимания со стороны национальных общественных объединений.

В этой связи привлекают внимание результаты Всероссийской переписи населения 2002 года, зафиксировавшей интенсификацию процессов языковой ассимиляции народов, находящихся в ситуации этнического меньшинства: в Удмуртии число удмуртов, признавших язык своей национальности родным, сократилось в межпереписной период (1989 - 2002 годы) с 75,7% до 66,5% (сокращение прошло как в городской среде, так и в сельской), татар - с 81,5% до 67%, марийцев - с 78,5% до 66,6%.

Данная проблема фиксируется не только на уровне статистических данных, но и, что особенно важно, осознается, в частности, удмуртской частью населения республики как важнейший из стрессогенных факторов - как показывают этносоциологические исследования 2006, 2007 годов, проблема ассимиляции беспокоит даже больше, чем экономические трудности.

Таким образом, язык является сегодня важнейшим средством самоидентификации, усиливает ее и представляет большую ценность для говорящих на нем.

Исчезновение языка - это не только гуманитарная катастрофа. Утрата языка, вызывая ущербную социализацию, порождает еще и конкретные социально-психологические проблемы - фрустрацию, проявляющуюся в ощущении гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, раздражения, разочарования. Как показывают этносоциологические исследования, лица, вовлеченные в языковую ассимиляцию, в 1,5 раза чаще негативно оценивают ситуацию в сфере межнациональных отношений в республике.

Реализация Программы будет способствовать сохранению этносоциальной и этнополитической стабильности в Удмуртской Республике, созданию условий для сохранения и развития национальных языков, повышению их престижа, расширению сфер функционирования удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики, развитию родного языка, самобытной культуры и межкультурного взаимодействия разных этнических групп, проживающих на территории Удмуртской Республики.

II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом

Программно-целевой метод как метод решения задачи сохранения и развития языковой самобытности народов Удмуртии предусмотрен Законом Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" (статьи 6, 8). Предлагаемая к разработке Программа является логическим продолжением аналогичной Программы, срок действия которой истекает в 2009 году (утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 30 ноября 2004 года N 377-III). Означенная Программа, будучи первым опытом системной реализации языковой политики в Удмуртской Республике, позволила выявить наиболее эффективные и перспективные направления дальнейшей деятельности по обеспечению языковых прав и потребностей граждан.

Сохранение, функциональное и структурное развитие языка зависит от целенаправленной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, позиции родителей при выборе стратегии языкового воспитания детей и обеспечивается сетью институтов "языкового обслуживания", включающей в себя образовательные учреждения, средства массовой информации, издательства и книготорговые организации, студии звукозаписи, библиотеки, досуговые учреждения, национально-культурные общественные объединения и творческие союзы, научные учреждения, занятые разработкой теоретических и прикладных проблем языка.

Таким образом, разработка и реализация системной государственной этноязыковой политики, решение поставленных проблем является комплексной задачей, требующей системного межотраслевого подхода. Эффективное решение задачи сохранения и развития языковой самобытности народов Удмуртии, эффективное удовлетворение этноязыковых потребностей граждан не могут быть достигнуты в рамках деятельности отдельного исполнительного органа государственной власти. Программа позволит согласовать и координировать совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления и других перечисленных выше субъектов этноязыковой политики по эффективному удовлетворению потребностей населения в сфере родного языка.

В связи с комплексным характером для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) и межтерриториальная координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и задач Программы.

III. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


В связи с переходом современного общества на новую фазу информационного развития сохранение языковой самобытности уже не может обеспечиваться только лишь посредством внутрисемейных, ранее автономных от внешнего языкового контекста, коммуникативных стратегий и напрямую зависит сегодня от степени доступности и качества информации на родном языке на разных носителях, в значительной степени определяющей выбор родителей языка или языков общения со своими детьми.

Развитие языков и государственная политика в сфере языка на сегодняшний день являют собой один из наиболее значимых факторов развития межнациональных взаимоотношений. Бессистемная работа в решении задачи удовлетворения этноязыковых потребностей граждан, отказ от использования программно-целевого метода приведут к росту информационного неравенства между основными этническими группами Удмуртской Республики, дальнейшей интенсификации этноассимиляционных процессов (усугубленных демографическими потерями), сокращению численности титульного населения, а также этнических меньшинств, исторически проживающих на территории республики. В свою очередь, данные процессы могут привести как к спекулятивному использованию проблемы различными политическими силами (как внутри республики, так и за ее пределами), так и к формированию недовольства этноязыковой политикой, росту латентной напряженности в межэтнических отношениях, спровоцировать рост межэтнической конфликтности.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Реализация государственной политики поддержки и развития языковой самобытности народов Удмуртии без использования программно-целевого подхода представляется нецелесообразной.

Финансирование Программы планируется осуществлять из следующих источников:

за счет средств федерального бюджета (средства федерального бюджета, предусмотренные на мероприятия по реализации государственной национальной политики, предоставляются на конкурсной основе Министерством регионального развития Российской Федерации);

за счет средств бюджета Удмуртской Республики;

за счет иных источников в соответствии с законодательством.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Программа рассчитана на период с 2010 года по 2014 год. Этапы Программы не выделяются.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Стратегической целью Программы является создание необходимых условий для обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка.

Основные цели Программы:

укрепление статуса государственных языков Удмуртской Республики, формирование необходимых общественно-государственных, социально-культурных гарантий их функционирования;

обеспечение прав граждан на удовлетворение своих языковых потребностей;

развитие двуязычия и многоязычия;

улучшение обеспечения населения республики информацией на родных языках;

формирование позитивного имиджа удмуртского языка в детской и молодежной среде;

создание необходимых условий для изучения языка своей национальности всеми желающими;

оказание государственной финансовой поддержки учреждениям и организациям, деятельность которых связана с изучением, сохранением и развитием государственных языков Удмуртской Республики, иных языков народов Удмуртской Республики.

Мероприятия Программы будут направлены на решение следующих задач:

информационное обеспечение этноязыковых запросов и потребностей граждан через средства массовой информации;

развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей (расширение - посредством привлечения в отрасль негосударственных инвестиций - возможностей приобретения гражданами продукции и услуг на языке своей национальности);

развитие этнического маркетинга;

обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;

формирование инфраструктуры сбыта издательской, аудиовизуальной продукции на языках народов Удмуртии в муниципальных районах и городских округах республики;

развитие сети воскресных школ и курсов изучения языка своей национальности для всех желающих;

методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке мер по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;

финансирование на конкурсной основе мероприятий программ органов местного самоуправления по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;

разработка приоритетных направлений развития национального книгоиздания в Удмуртской Республике;

увеличение разнообразия ассортимента издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском, удмуртском и русском языках; выпуск издательской продукции на удмуртском языке для дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка;

увеличение тиражей выпускаемой в республике издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском или удмуртском и русском языках до объемов, необходимых для полноценного комплектования фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений;

комплектование издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на татарском, марийском и чувашском языках фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений в местах компактного проживания данных этнических групп на территории Удмуртской Республики посредством формирования и развития механизмов книгообмена;

расширение удмуртскоязычного сектора глобальной сети Интернет;

содействие научному изучению удмуртского (обеспечение исследований всех уровней его системы) и русского языков (исследование диалектологических и локальных фольклорных особенностей);

поддержка социолингвистических исследований современной языковой ситуации в Удмуртской Республике;

расширение спектра услуг на родном языке в досуговых учреждениях (театрах, районных домах культуры, сельских домах культуры и иных клубных и развлекательных центрах).

К показателям достижения целей и эффективности реализации приоритетных направлений Программы могут быть отнесены:

оценка гражданами доступности информации на языке своей национальности (по данным социологических исследований);

оценка гражданами учета в средствах массовой информации своих этноязыковых запросов и потребностей (по данным социологических исследований);

число поселений, жителям которых обеспечен свободный доступ к приобретению в личное пользование издательской продукции на родном национальном языке;

количество наименований книг и иной издательской продукции, выпущенной в рамках Программы;

совокупный тираж книг и иной издательской продукции, выпущенной в рамках Программы;

индекс книгообеспеченности (соответствие нормативным (или программным) требованиям);

количество наименований аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском языке;

совокупный тираж аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском языке;

число театральных постановок на удмуртском языке для детей;

количество интернет-сайтов с контентом на удмуртском языке, число их посещений за отчетный период;

количество теле- и радиопередач, специализированных рубрик в печатных средствах массовой информации, посвященных истории, развитию языков, пропаганде лучших образцов письменной и устной речи, культуре родной речи, нормам литературной речи;

число занимающихся в воскресных школах и на курсах родного языка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»