Недействующий

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2004 года N 377-III

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" НА 2005 - 2009 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 декабря 2009 года в связи с истечением срока действия.
____________________________________________________________________  


В целях реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу по реализации Закона Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 года N 60-РЗ "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2005 - 2009 годы (прилагается).

2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2005 - 2009 годы Министерство национальной политики Удмуртской Республики.

Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.СЕМЕНОВ

    
Утверждена
постановлением
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 30 ноября 2004 года N 377-III

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" НА 2005 - 2009 ГОДЫ

Паспорт Республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2005 - 2009 годы

Наименование     Республиканская целевая программа по реализации
Программы        Закона Удмуртской Республики "О государственных
                 языках Удмуртской Республики и иных языках
                 народов Удмуртской Республики" на 2005 - 2009
                 годы (далее - Программа)

Основание для    Распоряжение Правительства Удмуртской Республики
разработки       от 9 декабря 2002 года N 510-р
Программы

Цель Программы   Формирование необходимых
                 общественно-государственных, социально-культурных
                 гарантий функционирования государственных языков
                 Удмуртской Республики; создание условий
                 для сохранения, изучения и самобытного развития
                 иных языков народов Удмуртской Республики

Основные         Обеспечение осуществления общественных функций
задачи           государственных языков Удмуртской Республики
Программы

Сроки            2005 - 2009 годы
реализации
Программы

Республиканский  Министерство национальной политики Удмуртской
заказчик         Республики
Программы

Основные         Министерство национальной политики Удмуртской
разработчики     Республики, Министерство образования и науки
Программы        Удмуртской Республики

Основные         Министерство национальной политики Удмуртской
исполнители      Республики, Министерство образования и науки
мероприятий      Удмуртской Республики, Министерство культуры
Программы        Удмуртской Республики, Министерство печати
                 и информации Удмуртской Республики, Удмуртский
                 государственный университет (по согласованию,
                 на конкурсной основе), Удмуртский институт
                 истории, языка и литературы УрО РАН
                 (по согласованию, на конкурсной основе),
                 Научно-исследовательский институт национального
                 образования (по согласованию, на конкурсной
                 основе), ФГУП "Государственная телевизионная
                 и радиовещательная компания "Удмуртия"
                 (по согласованию, на конкурсной основе), ГУП
                 "Телерадиовещательная компания "Удмуртия", ГУ
                 "Управтодор", органы местного самоуправления
                 Удмуртской Республики (по согласованию),

                 государственные предприятия и учреждения
                 Удмуртской Республики

Объем            Финансовые затраты из бюджета Удмуртской
и источники      Республики на реализацию Программы составят
финансирования   25015,9 тыс. рублей,
Программы        из них:
                 2005 год - 3817,7 тыс. рублей;
                 2006 год - 5000,8 тыс. рублей;
                 2007 год - 5080,8 тыс. рублей;
                 2008 год - 5558,3 тыс. рублей;
                 2009 год - 5558,3 тыс. рублей

Механизм         Республиканский заказчик обеспечивает реализацию
реализации       Программы в соответствии с Планом мероприятий;
Программы        заключает в соответствии с законодательством
                 договоры и соглашения (в случае необходимости
                 на конкурсной основе), связанные с реализацией
                 Программы; отчитывается перед Правительством
                 Удмуртской Республики о реализации Программы

Перечень         Формирование нормативной правовой базы Программы.
основных         Государственные языки Удмуртской Республики
мероприятий      в государственно-управленческой сфере.
Программы        Государственные языки Удмуртской Республики
                 и иные языки народов Удмуртской Республики
                 в культурно-образовательной сфере.
                 Языки Удмуртской Республики
                 в социально-экономической сфере.
                 Удмуртский язык за пределами Удмуртской
                 Республики

Контроль         Контроль за ходом реализации Программы
реализации       осуществляется республиканским заказчиком
Программы

Оценка           В процессе реализации Программы ожидается:
эффективности    - создание необходимых условий для сохранения
Программы        и развития языков и культур народов, проживающих
                 на территории Удмуртской Республики;
                 - дальнейшее развитие удмуртского языка
                 и обеспечение его функционирования
                 как государственного языка Удмуртской Республики;
                 - достижение современного уровня знаний
                 государственных языков Удмуртской Республики
                 и иных языков, обеспечивающих интеллектуальное
                 развитие, а также успешную социализацию и высокую
                 конкурентоспособность граждан

Ожидаемые        Создание базовых условий для использования
результаты       государственных языков Удмуртской Республики
реализации       в государственно-управленческой,
Программы        социально-экономической
                 и культурно-образовательной сферах, а также
                 языков народов Удмуртской Республики в местах
                 компактного проживания той или иной этнической
                 общности

  


1. Социальная значимость Программы

Программа разработана в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" и Законом Удмуртской Республики "О республиканских целевых программах".

Реализация Программы способствует сохранению этносоциальной и этнополитической стабильности в Удмуртской Республике, созданию условий для сохранения и развития национальных языков, повышению их престижа, расширению сфер функционирования удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики, изучению удмуртского и русского языков, развитию родного языка, самобытной культуры и межкультурного взаимодействия разных этносов, проживающих на территории Удмуртской Республики.


2. Содержание проблемы

В современных условиях, когда усиливается тенденция к всеобщей унификации и стандартизации культуры, доминантным признаком этноса выступает, как правило, его язык. Именно язык, особенно в период национального возрождения и так называемой "этнической мобилизации", относится к числу основополагающих этнических определителей, базовых этнокультурных ценностей, является одним из наиболее значимых символов этнической принадлежности. Он обеспечивает единство этноса - взаимное понимание между членами этноса - и создает чувство общности со своей этнической группой, отличной от других подобных образований. Кроме того, язык этноса, обеспечивая хранение и передачу этнокультурной информации от поколения к поколению, сохраняя тем самым культурную преемственность народа, является необходимым условием для самовоспроизводства этноса, поддерживает этническое самосознание (осознание своей принадлежности к определенному этносу), выполняет этносохранительные функции.

Языковая ассимиляция (смена языка или его утрата) неизбежно в конечном итоге ведет к смене этнического самосознания, что означает полную ассимиляцию этноса. Не случайно деятельность по сохранению национального языка является главной формой проявления национальной идентичности, выражения национального самосознания, защиты социальных и экономических интересов этноса.

В этой связи не может не тревожить прогрессирующая утрата национального языка у удмуртского этноса. Сравнительные данные переписей показывают, что показатель языковой ассимиляции среди удмуртов был одним из самых высоких по стране - в Удмуртии в период с 1959 г. по 1989 г. доля удмуртов с родным удмуртским языком снизилась с 93,2% до 75,7%. В 2002 г. этот показатель стал еще меньше и составил 66,5%.

Показательны в этой связи данные о динамике численности удмуртского народа в межпереписной период - численность удмуртов, проживающих в Российской Федерации, сократилась по сравнению с 1989 г. почти на 11% - с 714,8 тыс. чел. до 636,9 тыс. чел. На масштабность ассимиляционного сокращения численности удмуртского народа в некоторой степени указывают сравнительные данные по другим этническим группам России. За период с 1989 по 2002 годы численность русских сократилась на 3,3%, марийцев - на 6%, чувашей - на 7,7%.

Для того чтобы преодолеть эту тенденцию, необходима более скоординированная, системная работа всех заинтересованных министерств и ведомств.

В бережном отношении нуждается русский язык - государственный язык Российской Федерации, государственный язык Удмуртской Республики, язык межнационального общения. Его огромная роль в жизни многонационального российского общества в целом и русского народа в частности обусловлена большим кругом социально-экономических, общественно-политических, культурно-исторических, этнопсихологических функций.

В условиях наблюдающегося в последнее десятилетие роста национального самосознания в Удмуртской Республике растет интерес к изучению родного языка и у представителей иных народов Удмуртии. Создание благоприятных условий для удовлетворения этноязыковых потребностей является залогом этнополитической и этносоциальной стабильности в обществе.

Разработка и реализация единой государственной этноязыковой политики является комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств, органов местного самоуправления, опоры на национальные общественные объединения. Комплексный характер задачи обусловил необходимость создания специальной Республиканской целевой программы для ее решения. Подобные программы успешно реализуются во многих субъектах Российской Федерации.


3. Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является укрепление статуса государственных языков Удмуртской Республики, формирование необходимых общественно-государственных, социально-культурных гарантий их функционирования; создание условий для сохранения, изучения и самобытного развития иных языков народов Удмуртской Республики.

При реализации Программы обеспечивается достижение следующих целей:

обеспечение прав граждан на удовлетворение своих языковых потребностей;

создание условий для изучения родных языков;

развитие двуязычия и многоязычия;

обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;

содействие научному изучению удмуртского (обеспечение исследований всех уровней его системы) и русского языков (диалектологические особенности);

развитие родного языка, самобытной культуры и межкультурного взаимодействия разных этносов;

обеспечение дальнейшего развития дружбы, согласия и взаимопомощи между проживающими в Удмуртской Республике народами.

В процессе достижения целей Программы решаются следующие задачи:

обеспечение общественных функций двух государственных языков Удмуртской Республики - русского и удмуртского;

повышение качества обучения удмуртскому и русскому языкам в образовательных учреждениях;

расширение сферы использования родного языка;

приобщение молодежи к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям;

создание нового поколения образовательных программ, учебников, учебных пособий, детской литературы по удмуртскому языку и литературе;

оказание государственной финансовой поддержки учреждениям и организациям, деятельность которых связана с изучением, сохранением и развитием государственных языков Удмуртской Республики, иных языков народов Удмуртской Республики;

модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по языкам;

дальнейшее укрепление научно-методической и материально-технической базы лингвистического образования;

дальнейшее укрепление связей с удмуртской диаспорой, оказание ей помощи в удовлетворении культурных и образовательных потребностей.


4. Сроки реализации Программы

Программа действует с 1 января 2005 года по 31 декабря 2009 года.


5. Система программных мероприятий

В соответствии с прилагаемым планом мероприятий Программы выделены следующие разделы:

Раздел I. Формирование нормативной правовой базы Программы.

Раздел II. Государственные языки Удмуртской Республики в государственно-управленческой сфере.

Раздел III. Государственные языки Удмуртской Республики и иные языки народов Удмуртской Республики в культурно-образовательной сфере.

Раздел IV. Языки Удмуртской Республики в социально-экономической сфере.

Раздел V. Удмуртский язык за пределами Удмуртской Республики.


6. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет бюджета Удмуртской Республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»