ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2009 года № 268
Об утверждении республиканской целевой программы
«Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике
на 2009-2013 годы»
(с изменениями на 29 августа 2011 года)
________________________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 7 февраля 2011 года № 19
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 29 августа 2011 года № 295
________________________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в целях развития и совершенствования муниципальной службы в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить республиканскую целевую программу «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы» (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы» Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 21 сентября 2009 года № 268
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике
на 2009 - 2013 годы»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; - распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 27 июля 2009 года № 644-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы» |
Государственный заказчик Программы | Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики; - Министерство труда Удмуртской Республики; - Министерство экономики Удмуртской Республики; - Министерство финансов Удмуртской Республики; органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию); - научные, образовательные и иные организации, отбираемые государственным заказчиком Программы в соответствии с законодательством. |
Цель Программы | Развитие и совершенствование муниципальной службы в Удмуртской Республике посредством внедрения эффективных кадровых технологий, формирования высококвалифицированного кадрового состава, совершенствования системы управления муниципальной службой и системы непрерывного обучения муниципальных служащих. |
Задачи Программы | - Развитие нормативной правовой базы Удмуртской Республики по вопросам муниципальной службы; - совершенствование системы управления муниципальной службой; - обеспечение взаимосвязи муниципальной и государственной гражданской службы; - повышение эффективности профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих; - повышение эффективности работы с кадровым резервом в органах местного самоуправления; - формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; - внедрение эффективных кадровых технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности, расширение кадрового потенциала; - разработка и применение современных механизмов стимулирования и мотивации труда муниципальных служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном - уровне; - стимулирование органов местного самоуправления в Удмуртской Республике к разработке муниципальных программ развития муниципальной службы; - обеспечение развития системы гарантий муниципальным служащим; - повышение ответственности муниципальных служащих за результаты своей деятельности; - обеспечение открытости и прозрачности муниципальной службы. |
Целевые индикаторы Программы | - Доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе назначения из кадрового резерва; - доля вакантных должностей муниципальной службы, замещаемых на основе конкурса; - индекс доверия граждан к муниципальным служащим; - доля специалистов в возрасте до 30 лет, имеющих стаж муниципальной службы более 3 лет; - число муниципальных служащих, прошедших обучение в системе непрерывного обучения; - число муниципальных служащих, уволившихся с муниципальной службы до достижения ими предельного возраста пребывания на муниципальной службе; - число реализованных образовательных программ, отвечающих современным требованиям административной реформы; - число муниципальных служащих, принявших участие в образовательных программах, отвечающих современным требованиям административной реформы. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2013 годы, в том числе: - I этап - 2009-2011 годы; - II этап - 2012-2013 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы (в ред. постановления Правительства УР от 29 августа 2011 года № 295) | Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Объем финансирования Программы составляет 26570,8 тыс. руб. (I этап - 15519,8 тыс. руб.; II этап - 13389, 4 тыс. руб.), из них: - 24945,8 тыс. руб. - средства бюджета Удмуртской Республики в рамках государственного заказа на профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих; - 1625,0 тыс. руб. - средства бюджета Удмуртской Республики, направленные на реализацию иных мероприятий, предусмотренных Программой. Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики и сметой расходов Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики на соответствующий год. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - Разработка и внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы; - разработка и реализация муниципальных программ развития муниципальной службы в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике; - актуализация содержания программ системы непрерывного обучения муниципальных служащих, внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения; - совершенствование порядка замещения вакантных должностей муниципальной службы на основе конкурса; - внедрение и совершенствование механизмов формирования и использования кадрового резерва, проведения аттестаций и квалификационных экзаменов муниципальных служащих; - разработка и внедрение в органах местного самоуправления программ и индивидуальных планов профессионального развития муниципальных служащих; - разработка и внедрение в органах местного самоуправления современных механизмов мотивации и стимулирования эффективной профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; - реализация установленных законодательством гарантий и прав муниципальных служащих; - разработка и внедрение информационных и современных кадровых технологий в системе органов местного самоуправления; - обеспечение открытости, гласности и равного доступа граждан к муниципальной службе; - повышение доверия населения к органам местного самоуправления. |
Республиканская целевая программа «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Удмуртской Республики от 20 марта 2008 года № 10-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике».
Согласно статье 35 вышеуказанного Федерального закона, развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одним из основных условий поступательного развития муниципального образования является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, реализация которого тесно взаимосвязана с задачей по созданию и эффективному применению системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих.
По состоянию на 1 января 2009 года в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике замещали муниципальные должности и должности муниципальной службы 3920 человек.
Возрастной состав работников органов местного самоуправления в Удмуртской Республике: до 30 лет - 20,5 процента, от 30 до 50 лет - 51,3 процента, от 50 до 60 лет - 26,5 процента, от 60 лет и старше - 1,6 процента. Количество лиц в возрасте 60 лет и старше ежегодно увеличивается (в 2006 году - 0,9 процента, в 2007 году - 1,2 процента).
Из общего числа муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, на 1 января 2009 года высшее профессиональное образование имеют 81,8 процента, среднее профессиональное - 16,7 процента (по состоянию на 1 января 2008 года высшее образование имели 79,8 процента, среднее профессиональное - 18,6 процента).
Доля муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, имеющих высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», от общей численности в 2008 году составила 9,2 процента.
Однако 3,5 процента муниципальных служащих по уровню образования не соответствуют квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы. Это главным образом лица, замещающие ведущие и старшие должности муниципальной службы, имеющие среднее профессиональное образование. Показатель текучести кадров в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике находится на высоком уровне (в 2007 году - 21 процент, в 2008 году - 13 процентов).
В муниципальных образованиях Удмуртской Республики при назначении граждан на должности муниципальной службы крайне редко используется кадровый резерв. В 2008 году из числа принятых на муниципальные должности из кадрового резерва назначены 93 человека (15 процентов). В целях формирования качественного кадрового состава, своевременного замещения вакантных должностей на муниципальной службе кадровый резерв должен стать одним из основных источников пополнения кадров в муниципальных образованиях Удмуртской Республики.
В настоящее время в работе кадровых служб органов местного самоуправления в Удмуртской Республике используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров. Современные методы планирования и регламентации труда муниципальных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством механизмы мотивации и стимулирования муниципальных служащих к исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере.
Приведенные данные, а также состояние дел в отдельных муниципальных образованиях свидетельствуют о наличии следующих негативных тенденций:
- старение кадров муниципальной службы, оказывающее негативное влияние на внедрение современных форм и методов управленческой деятельности;
- высокий показатель текучести кадров в органах местного самоуправления;
- дефицит высококвалифицированных специалистов в органах местного самоуправления и недостаточное количество работников, имеющих образовательную подготовку в области государственного и муниципального управления;
- высокий процент лиц из числа муниципальных служащих, не соответствующих квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы;
- применение устаревших кадровых технологий на муниципальной службе в органах местного самоуправления;
- отсутствие системности в работе с кадровым резервом как основным источником обновления и пополнения кадрового состава муниципальной службы, следовательно, низкий процент граждан, назначаемых из кадрового резерва муниципальной службы;
- наличие фактов проявления коррупции в органах местного самоуправления;
- низкий процент лиц, назначаемых для замещения вакантных должностей муниципальной службы по результатам конкурса;
- снижение роли и престижа муниципальной службы в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике.
Все перечисленные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности.
Правительством Удмуртской Республики принимаются меры по повышению профессионального уровня муниципальных служащих. Ежегодно на основе заявок органов местного самоуправления утверждается государственный заказ на профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих в Удмуртской Республике на очередной финансовый год, который размещается на конкурсной основе в образовательном учреждении, имеющем соответствующую лицензию и аккредитацию. В 2007 году прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования 25,9 процента муниципальных служащих, в 2008 году - 23 процента.
Учитывая взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы и исходя из единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Таким образом, за ближайшие 3 года необходимо охватить обучением в системе высшего и дополнительного профессионального образования 3572 муниципальных служащих. Следовательно, в течение этого периода необходимо за счет средств бюджета Удмуртской Республики и средств местных бюджетов ежегодно охватывать обучением 1190 человек. *1
В Удмуртской Республике необходимо внедрить действенную систему стимулирования и мотивации муниципальных служащих к эффективному достижению качественных результатов профессиональной служебной деятельности.
В целях создания положительного имиджа муниципального служащего, повышения роли и престижа муниципальной службы необходимо обеспечить открытость и гласность муниципальной службы посредством публикуемых в средствах массовой информации результатов проведенных конкурсов на звание «Лучший муниципальный служащий Удмуртской Республики», опросов общественного мнения, выступлений руководителей органов местного самоуправления.
С целью улучшения профессионально-квалификационного состава, уменьшения текучести и старения кадров в Удмуртской Республике необходимо использовать современные кадровые технологии, осуществлять постоянный мониторинг кадрового потенциала на муниципальной службе, активизировать процессы обновления и ротации кадров, внедрять систему перспективного резерва.
Необходимость разработки Программы также предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации».
Учитывая вышеизложенное, развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике должно осуществляться в соответствии с единой Программой, которая позволила бы подойти к решению проблем комплексно, обеспечить последовательность и системность реализации мероприятий по развитию муниципальной службы.
_____
*1 Указана фактическая численность муниципальных служащих по состоянию на 1 января 2009 г. с учетом всех возрастных групп, включая 55 лет и старше.
Программа разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года, Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года № 60-РЗ.
Последовательная реализация Программы позволит создать действенную систему муниципальной службы, сформировать высококвалифицированный состав муниципальных служащих, обеспечить эффективность муниципальной службы и результативность деятельности органов местного самоуправления на территории Удмуртской Республики.
Цель Программы - развитие и совершенствование муниципальной службы в Удмуртской Республике посредством внедрения эффективных кадровых технологий, формирования высококвалифицированного кадрового состава, совершенствования системы управления муниципальной службой и системы непрерывного обучения муниципальных служащих.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих приоритетных задач:
- развитие нормативной правовой базы Удмуртской Республики по вопросам муниципальной службы;
- совершенствование системы управления муниципальной службой;
- обеспечение взаимосвязи муниципальной и государственной гражданской службы;
- повышение эффективности профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
- повышение эффективности работы с кадровым резервом в органах местного самоуправления;
- формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
- внедрение эффективных кадровых технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности, расширение кадрового потенциала;
- разработка и применение современных механизмов стимулирования и мотивации труда муниципальных служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне;
- стимулирование органов местного самоуправления в Удмуртской Республике к разработке муниципальных программ развития муниципальной службы;
- обеспечение развития системы гарантий муниципальным служащим;
- повышение ответственности муниципальных служащих за результаты своей деятельности;
- обеспечение открытости и прозрачности муниципальной службы.
Предлагаемые мероприятия по реформированию и развитию муниципальной службы будут осуществляться в два этапа.
На I этапе (2009 - 2011 годы) предстоит:
- усовершенствовать законодательную и нормативную базу в сфере муниципальной службы;
- организовать информационно-методическую помощь органам местного самоуправления в развитии муниципальной службы;
- сформировать единую систему непрерывного обучения муниципальных служащих;
- провести мероприятия по стимулированию органов местного самоуправления к разработке и реализации муниципальных программ развития муниципальной службы;
- завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности, расширение кадрового потенциала.
На II этапе (2012 - 2013 годы) предстоит:
- осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
- провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа муниципальной службы;
- обеспечить эффективность внедрения современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на муниципальной службе.
По итогам каждого этапа проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.
Оценка степени достижения поставленных целей и задач производится на основе целевых индикаторов и показателей эффективности Программы. Целевые индикаторы и показатели эффективности рассчитываются по методикам, разрабатываемым в рамках реализации Программы. Мониторинг целевых индикаторов и показателей эффективности осуществляется, начиная с года, следующего за утверждением методики расчета соответствующего показателя. Целевые индикаторы и показатели эффективности указаны в Приложении 1 к настоящей Программе.