Недействующий


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2006 года N 654-III

О Республиканской целевой программе "Безопасность образовательного учреждения"
(2006 - 2009 годы)

(с изменениями на 16 декабря 2008 года)


________________________________________________________________________

с изменениями, внесенными постановлением Госсовета УР от 16 декабря 2008 года № 199-IV

________________________________________________________________________

Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Безопасность образовательного учреждения" (2006 - 2009 годы) (прилагается).

2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" (2006 - 2009 годы) Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике разработать и утвердить соответствующие программы и обеспечить их финансирование.

Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.Семенов


Утверждена
постановлением
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 14 июня 2006 г. N 654-III

Республиканская целевая программа "Безопасность образовательного учреждения"
(2006 - 2009 годы)

Паспорт Программы

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Безопасность образовательного учреждения" (2006 - 2009 годы) (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Программа Министерства образования Российской Федерации на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения", утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 2004 года N 31, приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях", совместный приказ МЧС Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 17 апреля 2003 года N 190/1668 "О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений", Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 6 марта 2006 года N 188-р "О разработке проекта Республиканской целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" (2006 - 2009 годы)"

Цели Программы

Создание условий, необходимых для предотвращения пожаров и чрезвычайных ситуаций, повышение уровня противопожарной защиты зданий и сооружений, недопущение травматизма и гибели обучающихся и сотрудников образовательных учреждений, обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия на объектах системы образования Удмуртской Республики

Основные задачи Программы

Создание единой системы безопасного функционирования объектов системы образования с учетом объектов социальной сферы, подлежащих размещению в зданиях образовательных учреждений, в рамках оптимизации бюджетных расходов социальной сферы Удмуртской Республики <*>, основами которой являются:

- объединение усилий органов исполнительной власти, учреждений и организаций, правоохранительных и надзорных органов, правозащитных негосударственных организаций по повышению безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений;

- укрепление и развитие материально- технической базы образовательных учреждений в соответствии с нормативной потребностью;

- реализация требований законодательных и иных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников сферы образования во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей

Сроки реализации Программы

2006-2009 годы

Республиканский заказчик Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Разработчики Программы

- Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

- Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики;

- Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике;

- органы местного самоуправления в Удмуртской Республике

Ресурсное обеспечение Программы

Объем средств из бюджета Удмуртской Республики, необходимых на реализацию Программы, составляет 206192,9 тыс. руб., в том числе:

на 2006 год - 1800,0 тыс. руб. (в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год");

- на 2007 год - 59594,2 тыс. руб.;

- на 2008 год - 68186,7 тыс. руб.;

- на 2009 год - 76612,0 тыс. руб.

Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год

Исполнители Программы

- Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

- Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики;

- Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по согласованию);

- органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию)

Механизм реализации Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики:

- обеспечивает реализацию Программы в соответствии с утвержденным планом мероприятий и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год;

- несет ответственность и обеспечивает контроль за их целевым и эффективным использованием;

- заключает договоры и соглашения с организациями, осуществляющими поставку продукции и оказывающими услуги по выполнению основных мероприятий Программы;

- принимает и оплачивает исполнителям произведенные ими товары (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с условиями договора, соглашения;

- отчитывается перед Правительством Удмуртской Республики о реализации Программы

Пречень основных мероприятий Программы

Система программных мероприятий включает четыре направления и объединяет работы, по которым предусматривается осуществить комплекс мероприятий:

- правовое и организационно-техническое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию условий безопасного функционирования образовательных учреждений;

- обучение руководителей и специалистов правилам комплексной безопасности;

- информационно-аналитическое обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений

Контроль за реализацией Программы

Информация о ходе выполнения Программы и расходовании выделенных финансовых средств представляется исполнителями в установленном порядке. Текущее управление и координация исполнения Программы, а также контроль за исполнителями мероприятий Программы осуществляется Министерством образования и науки Удмуртской Республики

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит создать условия для:

- снижения рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей;

- повышения санитарно-эпидемиологического благополучия объектов образования;

- создания необходимой материально- технической базы для безопасного функционирования образовательных учреждений;

- оптимизации государственных расходов на создание систем безопасности.

Ожидаются следующие прогнозные показатели:

снижение прямых и косвенных экономических потерь при достижении положительных результатов в борьбе с пожарами до 30 процентов (средний ущерб от пожаров за последние 5 лет - 220 тыс. руб. в год), количества травм, несчастных случаев на 10 процентов (в среднем составляет по годам 0,18 - 0,19 процента к общему количеству обучающихся)

Оценка эффективности Программы

Социально-экономическая эффективность Программы заключается в:

- организации надежной системы по обеспечению противопожарной защиты зданий и помещений, санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений;

- снижении рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, предотвращении материального ущерба и экономии на этой основе государственных расходов;

- повышении экономической заинтересованности руководителей образовательных учреждений в обеспечении безопасных условий труда и учебы


<*> Из Программы исключены объекты, подлежащие реконструкции, капитальному ремонту и новому строительству в рамках Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1. Правовые основы обеспечения безопасности образовательных учреждений


Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Согласно статье 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Законодательством Российской Федерации устанавливается ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности" "Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасных условий, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

Состояние безопасности образовательных учреждений подлежит обеспечению по всем направлениям (видам) безопасности, предусмотренным Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", среди которых приоритетными для образовательных учреждений являются пожарная, электрическая и конструкционная. Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности (СОБ) должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений, вероятности возникновения тех или иных угроз.

Правовые основы обеспечения безопасности образовательных учреждений в Удмуртской Республике составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности", Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях", приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 190 и Министерства образования Российской Федерации от 17 апреля 2003 года N 1668 "О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений", и нормативные правовые акты Удмуртской Республики (включая Конституцию Удмуртской Республики).

Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность по обеспечению безопасности.

2. Оценка состояния противопожарной безопасности


Наиболее проблемными являются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.

Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:

- несоответствие электрических проводов требованиям Правил устройства электроустановок;

- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре;

- наличие на окнах зданий неоткрывающихся металлических решеток;

- отсутствие молниезащиты;

- отделка путей эвакуации сгораемыми материалами, их загромождение;

- наличие внутренних ограждающих конструкций, выполненных из горючих материалов;

- неукомплектованность зданий первичными средствами пожаротушения;

- отсутствие огнезащиты деревянных конструкций чердачных помещений;

- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.

Не оборудованы пожарной сигнализацией 496 школ, 36 учреждений начального, 10 учреждений среднего профессионального образования. В 420 образовательных учреждениях стены на путях эвакуации отделаны сгораемыми материалами; в 300 отсутствуют первичные средства пожаротушения, пожарные краны неукомплектованы. В 285 электропроводка не соответствует требованиям пожарной и электробезопасности. В 387 школах не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций. Во многих образовательных учреждениях не решается вопрос по замене глухих металлических решеток на распашные.

Одной из основных причин такого положения является снижение бюджетного финансирования и постоянное недофинансирование как муниципальных, так и государственных образовательных учреждений.

Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и могут привести к гибели людей.

За последние 5 лет на объектах, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики, произошло 157 пожаров (ущерб составил более 1,1 млн. рублей), из них в 2005 году произошло 25 пожаров, ущерб от огня превысил 474 тыс. рублей.

3. Оценка состояния санитарно-гигиенического благополучия, охраны труда в образовательных учреждениях


В системе образования остается актуальным вопрос сохранения здоровья участников образовательного процесса. Ухудшение здоровья детей и подростков с каждым годом проявляется все более отчетливо. По данным Государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Удмуртской Республике в 2005 году", уровень заболеваемости детей (до 14 лет) и подростков (на 1000 населения соответствующего возраста) составляет по заболеваниям глаз 61,1 процента и 22,4 процента соответственно; по заболеваниям органов пищеварения - 86,6 процента и 48,3 процента соответственно; по заболеваниям костно-мышечной системы - 136,7 процента и 37 процентов соответственно. Продолжается рост численности детей с отклонениями в развитии в школах-интернатах. Ввиду отсутствия финансовых средств большая часть образовательных учреждений не в состоянии создать необходимые условия безопасности, включая выполнение санитарно-гигиенических требований. Более сложная ситуация наблюдается в образовательных учреждениях сельских районов, уровень финансирования которых на 50 - 70 процентов ниже городских. Образовательная сеть Удмуртской Республики не позволяет в полном объеме решать задачи, связанные с сохранением и укреплением здоровья детей:

В 25 процентах школ отсутствует канализация, 10,4 процента не имеют центрального отопления, 11,5 процента - центрального водоснабжения, 12,5 процента школ требуют капитального ремонта. 28,6 процента располагаются в приспособленных помещениях.

С 1998 года в Удмуртской Республике наметилась тенденция снижения количества объектов, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям (3 группа санэпидемблагополучия), и увеличения доли образовательных учреждений, относящихся к 1 и 2 группам. Однако доля образовательных учреждений 3 группы по Удмуртии остается больше, чем в целом по России.

Также удельный вес образовательных учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям по уровню освещенности и электромагнитных полей, превышает средний показатель по России в 1,7 раза. В каждом втором учреждении искусственное освещение не соответствует нормативным показателям. Высокий процент школ с недостаточным уровнем освещенности отмечается в г. Ижевске (63,4 процента). Каждое второе рабочее место учащегося в образовательных учреждениях Удмуртской Республики не отвечает сегодня гигиеническим требованиям по уровню электромагнитных излучений. 29 процентов компьютерных классов в образовательных учреждениях не соответствует санитарным нормам и правилам.

Согласно аналитическим данным, в учебных помещениях каждого четвертого образовательного учреждения Удмуртской Республики температура воздуха ниже допустимых параметров.

Результаты исследований ученической мебели показывают несоответствие ее требованиям возрастной эргономики в 39 процентах общеобразовательных школ, в 41 проценте специальных (коррекционных) учреждений.

Медицинские блоки образовательных учреждений не соответствуют требованиям санитарных правил по набору помещений: отсутствуют процедурные кабинеты в 76 процентах школ, 64 процента школ не имеют медицинских кабинетов.

В 75 процентах образовательных учреждений сельских районов отсутствует надлежащий медицинский контроль за организацией питания.

В связи с несоответствием предъявляемым требованиям Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике на 1 сентября 2005 года не были подписаны акты приема к новому учебному году 8,3 процента школ республики.

4. Материально-техническая база образовательных учреждений


Материально-техническое оснащение образовательных учреждений Удмуртской Республики характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля за поддержанием их в исправном состоянии.

Анализ статистических данных показывает, что 70,2 процента образовательных учреждений расположены в типовых кирпичных зданиях, из них более половины - в типовых зданиях, построенных в 50 - 60 годах, не соответствующих современным нормам; 29,8 процента - в приспособленных деревянных зданиях, в том числе 3,1 процента - в ветхих аварийных зданиях. Имеют все виды благоустройства 78,8 процента образовательных учреждений. Не имеют водопровода 9 процентов; канализации - 21,1 процента; центрального отопления - 8,3 процента; требуется капитальный ремонт электрооборудования у 16,9 процента, не имеют пожарных водоемов 3,7 процента школ, отсутствует полный комплект первичных средств пожаротушения в 11 процентах образовательных учреждений.

147 образовательных учреждений расположены в зданиях со 100-процентным износом основных фондов. Срок эксплуатации 67 процентов образовательных учреждений составляет от 20 до 100 лет.

Отмечается низкий уровень технической оснащенности мастерских образовательных учреждений: 50 процентов оборудования не подлежит дальнейшей эксплуатации (отсутствуют ограждающие, блокирующие устройства, нормативно-техническая документация); не работает приточно-вытяжная вентиляция либо ее эффективность не соответствует стандартам.

Не проводится аттестация рабочих мест в образовательных учреждениях по условиям труда в соответствии с требованиями.

Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна: она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности, с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего общества и государства.

2. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики


Безопасность образовательных учреждений - это состояние защищенности жизненно важных интересов учащихся, студентов, преподавательского состава, обслуживающего персонала, родителей (законных представителей) и иных лиц от возможных аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах системы образования в Удмуртской Республике.

Социальная значимость от реализации мероприятий Программы заключается в создании безопасных условий функционирования учреждений образования, снижении рисков возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций, гибели и травмирования обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.

Запланировано обучение комплексной безопасности всех участников образовательного процесса, установление требований к формированию единой системы в области безопасности образовательных учреждений.

Разработан комплекс мероприятий, который должен обеспечить анализ и оценку состояния безопасности образовательных учреждений для принятия соответствующих решений и организации профилактической работы среди участников образовательного процесса.

Реализация мероприятий Программы позволит снизить материальный ущерб, возникающий в результате пожаров, и сохранить материально-техническую базу образовательных учреждений.

Принятие неотложных организационных и перспективных практических решений и мер позволит снизить социальную напряженность, вызванную родительской общественностью за безопасность своих детей, сохранить кадровый и экономический потенциал Удмуртской Республики, придаст больше уверенности жителям Удмуртской Республики в сфере обеспечения безопасности образовательных учреждений.

3. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются создание необходимых условий для укрепления и повышения уровня пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия государственных образовательных учреждений Удмуртской Республики всех типов и видов, уменьшение гибели, травматизма, а также размера материальных потерь, укрепление материально-технической базы, реализация первоочередных неотложных мероприятий по обеспечению безопасной жизнедеятельности участников образовательного процесса.

Основными задачами Программы являются реализация первоочередных мероприятий по совершенствованию правовой базы, методического обеспечения в сфере безопасности учреждений, совершенствование профилактической работы по предупреждению пожаров, аварийных ситуаций, кадровое и материально-техническое укрепление образовательных учреждений.

В рамках настоящей Программы подлежат решению следующие основные задачи:

- реализация государственной политики и требований законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других вредных факторов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»