Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 января 2004 года N 31

Об утверждении и реализации программы Минобразования России
на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения"

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 25.12.2003 N 19 "О проекте программы Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую программу Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее Программа).

2. Управлению государственного инспектирования и охраны труда (В.И.Грибанову):

2.1. Подготовить и в установленном порядке внести до 01.04.2004 в Правительство Российской Федерации предложения о разработке федеральной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2005-2009 годы.

2.2. Разработать, согласовать в установленном порядке с МЧС России и ввести в действие в 2004 году:

отраслевые Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов;

отраслевую отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений.

2.3. Осуществлять ежеквартально инспектирование органов управления образованием и образовательных учреждений по исполнению приказа Минобразования России от 15.04.2003 N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях" и настоящего приказа в части выполнения комплекса мер по укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

3. Управлению экономики и социального развития (Ю.Н.Фролову) предусмотреть финансирование мероприятий Программы при реализации бюджета Минобразования России на 2004 год.

4. Руководителям подведомственных образовательных учреждений обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, в 2004 году за счет средств на приобретение оборудования и капитальный ремонт.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить соглашения с Минобразованием России по выполнению мероприятий Программы в 2004 году.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Г.А.Балыхина.

Министр
В.М.Филиппов

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минобразования России
от 12 января 2004 года N 31

     
ПРОГРАММА
Минобразования России на 2004-2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения"


Паспорт программы


Наименование Программы: Программа Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту - Программа).

Наименование, дата, номер документа о принятии решения о разработке Программы:

Распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной Программы на 2004-2006 годы "Безопасность образовательного учреждения", протокольное решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 N 5.

Разработчики Программы:

- Минобразование России во взаимодействии с МЧС России и Госстроем России;

- Головная организация по разработке Программы - Орловский государственный технический университет.

Цели и задачи Программы:

Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.

Задача, решаемая в рамках Программы:

- реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.

Сроки реализации Программы:

Начало - I квартал 2004 года.

Окончание - IV квартал 2007 года.

Структура Программы

Программа предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков: I-й блок - инвестиционно-производственный, II-й блок - научно-инновационный.

Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности".

Научно-инновационный блок Программы включает следующие направления:

Направление 1 - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения;

Направление 2 - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения;

Направление 3 - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Ответственные за исполнение Программы:

Минобразование России, МЧС России, Госстрой России, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, образовательные учреждения и профсоюзные органы.

Источники финансирования Программы.

Бюджет Минобразования России за счет средств:

а) ФПРО;

б) сметных назначений на приобретение оборудования и на капитальный ремонт подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений;

в). НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании";

Бюджеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и внебюджетные средства образовательных учреждений.

Ожидаемые конечные результаты

Повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе государственных расходов и получение социально-экономического эффекта.

I. Состояние проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-ориентированными методами


Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным объектам национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, являются также граждане, общественные и иные организации и объединения.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О безопасности", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности" устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения безопасности образовательных учреждений, относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда;

Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности;

Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности;

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации";

Федеральный закон "Об образовании", в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;

Федеральный закон "О пожарной безопасности", в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности;

Федеральный закон "О техническом регулировании", который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.

Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе "О техническом регулировании" и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.

Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.

Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.

Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.

Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.

Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:

- слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;

- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;

- неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;

- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;

- невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;

- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.

Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»