ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 марта 2003 года № 102-р
Об утверждении плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в УР на 2003 год
_____________________________________________________________________________________________________________
снят с контроля в соответствии с распоряжением Правительства УР от 05.05.2004 № 450-р
_____________________________________________________________________________________________________________
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 16 апреля 1996 года № 179-I "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике", Законом Удмуртской Республики от 27 декабря 2002 года № 74-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2003 год", Указом Президента Удмуртской Республики от 5 февраля 2003 года № 18 "О мерах по развитию малого предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике", а также в целях реализации Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000 - 2003 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 19 декабря 2000 года № 279-II:
1. Принять к сведению прилагаемый Доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике и мерах по его государственной поддержке в 2002 году.
2. Принять к сведению прилагаемый Отчет о работе Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства в 2002 году.
3. Утвердить прилагаемый План мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2003 год (далее - План).
4. Органам исполнительной власти Удмуртской Республики принять участие в реализации Плана в пределах своей компетенции.
5. Рекомендовать Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Удмуртской Республике, Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике и Комитету государственной статистики Удмуртской Республики принять участие в реализации Плана.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич
Приложение
к распоряжению
Правительства УР
от 3 марта 2003 г. № 102-р
ДОКЛАД
О состоянии и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике и мерах по его государственной поддержке в 2002 году
Настоящий Доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике и мерах по его государственной поддержке в 2002 году (далее - Доклад) подготовлен в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 16 апреля 1996 года № 179-I "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике".
В Докладе содержится информация о состоянии и развитии малого предпринимательства в 2002 году, о выполнении Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике за отчетный период, даются предварительные итоги реализации Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000 - 2003 годы, характеризуется эффективность использования средств бюджета Удмуртской Республики на цели государственной поддержки малого предпринимательства.
В Доклад вошли данные государственной статистики, информация администраций городов и районов Удмуртской Республики, отчеты организаций - исполнителей Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2002 год (далее - Плана).
В заключительном разделе даны основные направления усиления государственной поддержки малого предпринимательства.
Доклад подготовлен Государственным комитетом Удмуртской Республики по предпринимательству при участии Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства (далее - Фонда), Министерства международных связей Удмуртской Республики, Государственного комитета Удмуртской Республики по труду, Государственного комитета Удмуртской Республики по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, других заинтересованных органов исполнительной власти Удмуртской Республики, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Основополагающими документами при реализации государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства являются Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной", Основные направления социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, Программа социально - экономического развития Удмуртской Республики на 2001 - 2004 годы "Развитие Удмуртии на 2001 - 2004 годы", Программа социально - экономического развития Удмуртской Республики на 2002 год и Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000 - 2003 годы (далее - Программа).
По данным Комитета государственной статистики Удмуртской Республики на 1 октября 2002 года в Удмуртской Республике действовало 8,195 тыс. малых предприятий, что на 2,4% выше соответствующего показателя предыдущего года.
Однако достигнутый в Удмуртской Республике уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений, и, вследствие этого, не используются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.
По-прежнему сохраняется неравномерность в распределении малых предприятий по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике.
Основное количество малых предприятий сосредоточено в городе Ижевске (78% от общего числа). Значительное количество малых предприятий действует в городах: Воткинске (4,3%), Сарапуле (4,9%), Глазове (4,4%).
По Удмуртской Республике в целом в расчете на 1000 жителей приходится 5 малых предприятий. По России этот показатель - 5,9, однако в государствах Европейского союза - не менее 30. В муниципальных образованиях в Удмуртской Республике в расчете на 1000 жителей приходится от 0,16 до 0,5 малых предприятий - в Киясовском, Граховском, Балезинском, Ярском, Воткинском районах, от 0,55 до 1,0 малых предприятий - в Дебесском, Каракулинском, Красногорском, Можгинском, Селтинском, Увинском районах; свыше 1,0 до 2,0 малых предприятий - в Алнашском, Вавожском, Кезском, Шарканском районе, городе Можге; свыше 2,0 до 3,0 малых предприятий - в Завьяловском, Игринском, Малопургинском, Як - Бодьинском районе, городе Глазове. В городе Ижевске - 10 предприятий на 1000 жителей, в Сюмсинском районе - 4,0, в городе Сарапуле - 3,7, в городе Воткинске - 3,5.
Характерной чертой развития предпринимательства в Удмуртской Республике является его развитие в сельских районах, где работает 3341 крестьянское (фермерское) хозяйство, а также предприятия субъектов малого предпринимательства по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания.
Однако отсутствует официальная статистика о результатах деятельности физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. По данным Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Удмуртской Республике на 1 июля 2002 года их зарегистрировано 66,6 тыс. человек. По отчетам администраций городов и районов Удмуртской Республики, как правило, каждый индивидуальный предприниматель имеет от 3 до 10 наемных работников.
Общее количество занятых в малом предпринимательстве составляет более 130 тыс. человек, включая занятых на малых предприятиях, учитывая индивидуальных предпринимателей и работающих в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Таким образом, в сфере малого предпринимательства занят каждый пятый работающий от общего количества работающих на предприятиях Удмуртской Республики.
Сложившаяся еще в период становления малого предпринимательства отраслевая структура в последние годы практически не меняется. Отраслевая структура малого бизнеса, структура занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере промышленности, торговли и общественного питания и строительства. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе малая инновационная деятельность, развиваются незначительно.
Развитие малых предприятий в Удмуртской Республике (2000 - 2002 годы)
(данные Комитета государственной статистики Удмуртской Республики)
2000 год | 2001 год | 2002 год | |
Количество малых предприятий, всего | 7975 | 7946 | 8195 |
в т.ч. по отраслям | |||
промышленность | 1385 | 1347 | 1250 |
торговля и общественное питание | 3919 | 3591 | 4271 |
строительство | 1043 | 1162 | 1004 |
Объем продукции малых предприятий, всего |
|
|
|
в т.ч. по отраслям | |||
промышленность | 1638,9 | 1982,9 | 1362,5 |
торговля и общественное питание | 1585,6 | 1678,5 | 1935,4 |
строительство | 1085,0 | 1291,2 | 1004,6 |
Численность занятых на малых предприятиях | 68036 | 46154 | 53914 |
Доля занятых на малых предприятиях, в % от общей численности занятых |
|
|
|
Объем инвестиций в предприятиях малого бизнеса, всего |
|
|
|
в т.ч. по отраслям | |||
промышленность | 98,7 | 284,5 | 138,6 |
торговля и общественное питание | 60,3 | 107,1 | 261,3 |
строительство | 332,7 | 127,1 | 166,3 |
Субъекты малого предпринимательства в результате своей деятельности способствуют увеличению доходной части бюджета Удмуртской Республики путем увеличения от них налоговых поступлений.
Ежегодно от деятельности субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней поступает более 1 млрд. рублей налоговых поступлений. Растут налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики от индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и переведенных на единый налог на вмененный доход. Поступило по состоянию на 1 октября 2002 года единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, всего 30964 тыс. рублей, в том числе:
единого налога от юридических лиц - 22023 тыс. рублей;
единого налога от физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - 8940 тыс. рублей.
Поступило единого налога на вмененный доход от физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сумме 40535 тыс. рублей.
Общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по полученным декларациям о доходах 2001 года индивидуальными предпринимателями, составила 47507 тыс. руб.
Наблюдаемые в 2000 - 2002 годах рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от них шли в русле общероссийских тенденций и были обусловлены сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и т.д.). При этом рост носит преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий сокращается, а число занятых увеличивается незначительно.
Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт Удмуртской Республики явно не отражает их потенциала. Соотношение произведенной продукции, оказанных услуг субъектами малого предпринимательства и ВРП составляет более 18% при удельном весе занятых на малых предприятиях в общей численности занятых на уровне не менее 20%.
Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями: доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет только около 9%.
Не полностью используются возможности субъектов малого предпринимательства при размещении муниципальных заказов. Так, в городе Ижевске в 9 конкурсах на размещение муниципального заказа три предпринимателя стали победителями, получив муниципальный заказ в объеме 4685 тыс. рублей, что составляет 2,75% бюджетных средств, выставляемых на конкурс.
Наметившиеся тенденции к росту частично можно отнести на роль государственной поддержки малого предпринимательства. Во-первых, рост вызван, в основном, сложившейся благоприятной экономической ситуацией. Во-вторых, государственные средства (включая инвестиционные ресурсы) на реализацию Программы выделены в 2002 году в полном соответствии с Законом Удмуртской Республики от 24 декабря 2001 года № 71-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2002 год" в объеме - 1,09 млн. рублей.
Важно отметить, что наличие или отсутствие в бюджете Удмуртской Республики средств (и их уровень) на реализацию Программы, по мнению муниципальных образований в Удмуртской Республике, отражает отношение Правительства Удмуртской Республики к малому предпринимательству и его проблемам и косвенно определяет позицию муниципальных образований в Удмуртской Республике при выделении средств на поддержку малого предпринимательства.
Очевидно, что активизация действий государства по поддержке малого предпринимательства в благоприятный экономический момент является более чем актуальной, а нерешение давно назревших проблем сектора малого предпринимательства может существенно затормозить его начавшееся развитие.
Реализация основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в 2002 году осуществлялась в рамках Плана, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики 25 марта 2002 года № 282 "О государственной поддержке малого предпринимательства в 2002 году".
По разделу 1. Совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства
В рамках совершенствования нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства принято 8 законов Удмуртской Республики, 2 указа Президента Удмуртской Республики, 14 постановлений и одно распоряжение Правительства Удмуртской Республики.
Программы поддержки малого предпринимательства в 2002 году разработаны и реализуются во всех городах Удмуртской Республики, в 21 районе Удмуртской Республики оказывается поддержка малому предпринимательству в соответствии с программами или планами мероприятий. Основное значение таких программ - определение приоритетов и координация деятельности различных структур в решении вопросов поддержки малого предпринимательства.
Не имеют программ (планов) поддержки малого предпринимательства на 2002 год следующие районы: Глазовский, Балезинский, Каракулинский, Ярский.
Анализ имеющихся муниципальных программ поддержки малого предпринимательства показывает, что в связи с недостатком средств на эти цели они, как правило, имеют формальный характер.
Во всех администрациях городов и районов Удмуртской Республики вопросы развития малого предпринимательства курируют заместители глав администраций, назначены ответственные за работу с малыми предприятиями, в г. Ижевске работает Комитет по предпринимательству, в Увинском районе создан отдел торговли и малого предпринимательства, в г. Воткинске назначен штатный работник. В г. Ижевске регулярно проводятся заседания Коллегии по предпринимательству при Главе городского самоуправления - мэре г. Ижевска.
Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству в 2002 году осуществлял методическую помощь и поддержку деятельности муниципальных властей по отношению к малому предпринимательству, контроль за принятыми и готовящимися правовыми актами, влияющими на развитие малого предпринимательства в городах и районах Удмуртской Республики.
В начале года Государственным комитетом Удмуртской Республики по предпринимательству был проведен двухдневный республиканский обучающий семинар с представителями глав администраций городов и районов Удмуртской Республики "Организация комплексной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне". В семинаре приняли участие представители министерств и ведомств Удмуртской Республики, предприятия инфраструктуры поддержки предпринимательства, ведущие ученые и преподаватели.
Проведены с участием представителей Фонда, Удмуртского отделения акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, общественных объединений семинары для предпринимателей в Балезинском, Глазовском, Граховском, Дебесском, Завьяловском, Игринском, Камбарском, Киясовском, Можгинском, Сарапульском, Селтинском, Увинском, Як - Бодьинском районах, в городах Воткинске, Глазове, Сарапуле и Можге.
Анализ развития малого предпринимательства показывает необходимость формирования инфраструктуры муниципальной поддержки в городах и районах Удмуртской Республики.
В городе Ижевске при Ижевском городском фонде поддержки малого предпринимательства в 2002 году создан ряд подразделений: Центр юридической поддержки малого предпринимательства, Центр налогового консультирования, Расчетно - кредитный центр, Городское бюро экспертизы товаров.