ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2002 года № 282

О государственной поддержке малого предпринимательства в 2002 году



В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 16 апреля 1996 года № 179-I "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике", Законом Удмуртской Республики от 24 декабря 2001 года № 71-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2002 год", в целях реализации Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000-2003 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 19 декабря 2000 года № 279-II, Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:     

1. Принять к сведению прилагаемый Доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике и мерах по его государственной поддержке в 2001 году.

2. Принять к сведению прилагаемый Отчет о работе Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства в 2001 году.

3. Утвердить прилагаемый План мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2002 год (далее - План).

4. Исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики принять участие в реализации Плана в пределах своих функций, считая развитие предпринимательства важнейшей частью региональной политики, направленной на структурную перестройку экономики Удмуртской Республики.

5. Рекомендовать Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Удмуртской Республике, Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике, Государственному комитету Удмуртской Республики по статистике принять участие в реализации Плана.

6. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований разработать программы поддержки малого предпринимательства в районах, городах Удмуртской Республики и принять участие в реализации Плана, внедряя и совершенствуя механизмы использования муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства, в том числе путем создания реестров и целевых фондов нежилых помещений (включая объекты незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству.


Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 25 марта 2002 года № 282

ДОКЛАД
о состоянии и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике и мерах по его государственной поддержке в 2001 году

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике".

В докладе содержится информация о состоянии и развитии малого предпринимательства в 2001 году, о выполнении Плана практических мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике за отчетный период и отчет Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства об использовании средств республиканского бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.

В структуру доклада пошли данные государственной статистики, информация администраций городов и районов, отчеты организаций исполнителей Плана практических мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике.

1. Анализ ситуации. Необходимость системы государственного управления отраслью

Развитие малого предпринимательства представляет собой важный фактор социально-экономической сферы, значение которого трудно переоценить. Оно не только способствует смягчению социальных проблем, насыщению рынка товарами, но и обеспечивает экономическую самостоятельность значительной части населения.

По данным Государственного комитета по статистике на 1 октября 2001 года:

- число малых предприятий составило 7946 ед.;

- среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составила 70103 чел.;

- инвестиции в основной капитал на малых предприятиях составили 325,8 млн. рублей;

- удельный вес работников малых предприятий от общей численности занятых в экономике Удмуртской Республики составляет 10,9 %;

- объём прибыли за 9 месяцев 2001 года составил 494,3 млн. рублей;

- объем производства продукции (работ, услуг) за 9 месяцев отчетного года составил 4449,8 млн. рублей.

Малый бизнес стал играть достаточно весомую роль в экономике республики и, прежде всего, необходимо отметить его социально-экономическое значение. Рост числа предприятий, увеличение занятости в этой сфере экономики сдерживает рост безработицы.

Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства и высокую адаптацию малого бизнеса к неблагоприятным экономическим условиям (августовский кризис 1998 г.), уровень развития малого предпринимательства сегодня недостаточен для активного создания новых рабочих мест.

Продолжают существовать ряд препятствий, сдерживающих развитие этой сферы экономики: неполнота законодательной базы, усложненность системы налогообложения, серьезные барьеры со стороны органов государственной власти в системе лицензирования, сертификации, регистрации предприятий, ограниченный доступ к кредитным услугам, производственным помещениям, земельным участкам.

Среди наиболее острых проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, отмечается отсутствие у малых предприятий достаточных финансовых ресурсов, что лишает возможности расширения этой отрасли в иные виды деятельности, особенно в производственные. Малые предприятия в этих условиях, особенно в период освоения нового производства, несут существенно более высокие затраты, а следовательно, являются менее конкурентоспособными. Ограниченный доступ новых производителей к сырьевым источникам, новым технологиям, заемному капиталу создает для них неравные стартовые условия.

Другая проблема, создающая неоправданные сложности для малого предпринимательства - бессистемный контроль различных ревизионных органов. Различные контрольные органы требуют предоставления одних и тех же документов, вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой. Это усложняет работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда, снижению активности малых предприятий. Предприниматели, в большинстве случаев, не имеют исчерпывающей информации о правах и полномочиях контролирующих органов, не могут отстоять свои интересы.

Особенно остро для малых предприятий стоит проблема квалификационного уровня персонала предприятий. В целом, уровень профессиональной квалификации людей, создающих свой бизнес, достаточно высок. В основном, это - инженеры, квалифицированные рабочие, отставные офицеры. Однако их трудовые навыки, в особенности их управленческая квалификация, остаются, по-прежнему, на низком уровне. Большинство из тех, кто начинает свое дело, не имеют не только необходимого специального образования (управленческого, юридического, экономического), но даже элементарного представления об основах ведения бизнеса.

Все эти проблемы были вынесены на заседание Государственного Совета Российской Федерации, где в середине декабря 2001 года обсуждалась Концепция государственной политики и поддержки предпринимательства в Российской Федерации. Это событие станет началом нового этапа в развитии российского предпринимательства и, как следствие, малого предпринимательства в Удмуртской Республике. Концепция и План мероприятий по реализации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации были одобрены Государственным Советом Российской Федерации.

Очевидно, что для развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике, государство должно проводить сбалансированную политику, направленную на законодательную, инфраструктурную, ресурсную, информационную и кадровую поддержку.

2. Меры государственной поддержки малого предпринимательства

Виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике определяются в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике". Реализация основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в 2001 году осуществлялась в рамках Плана практических мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2001 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 февраля 2001 года № 219 (далее - План), которые включают:

- анализ и совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;

     - финансово-кредитную и инвестиционную поддержку малого предпринимательства;
     - участие в реализации международных проектов по развитию предпринимательства;
     - развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
     - информационное обеспечение малого предпринимательства;
     - учебно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
     - социальную защищенность и безопасность труда в малом предпринимательстве.

Согласно Закону Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2001 год" объемы финансирования на невозвратной основе в 2001 году за счет республиканского бюджета составили на развитие рыночной инфраструктуры 2800 тыс. рублей, из них на мероприятия Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000-2003 годы 1040 тыс. рублей.

По разделу 1. "Совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства" в 2001 году подготовлены и приняты следующие нормативные правовые документы:

- Указ Президента Удмуртской Республики от 7 сентября 2001 года № 146 "О Совете по поддержке малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики";

- постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 сентября 2001 года № 968 "Об утверждении Положения о Совете по поддержке малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики";

- Закон Удмуртской Республики от 28 сентября 2001 года № 38-РЗ "О внесении изменения и дополнения в Закон Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2001 год";

- Закон Удмуртской Республики от 28 сентября 2001 года № 42-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О применении на территории Удмуртской Республики упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";

- Закон Удмуртской Республики от 29 ноября 2001 года № 50-РЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Удмуртской Республике";

- Закон Удмуртской Республики от 20 ноября 2001 года № 52-РЗ "О едином налоге на вмененный доход в сфере оказания физическим лицам парикмахерских услуг";

- Закон Удмуртской Республики от 29 ноября 2001 года № 51-РЗ "О едином налоге на вмененный доход в сфере розничной торговли, осуществляемой через палатки, рынки, лотки, ларьки, другие места организации торговли, не имеющие стационарной торговой площади, и торговые павильоны".

Субъекты малого предпринимательства в результате своей деятельности способствуют увеличению доходной части бюджета республики путем увеличения от них налоговых поступлений.

За 9 месяцев 2001 года по данным Управления МНС России по Удмуртской Республике поступило от малых предприятий всего 841,1 млн. рублей, в том числе в бюджет Российской Федерации - 332,3 млн. рублей, в бюджет Удмуртской Республики - 100,2 млн. рублей, в местные бюджеты - 167,8 млн. рублей, во внебюджетные фонды - 242,9 млн. рублей. Прогнозируемая величина всех поступлений от малых предприятий за 2001 год превысит 1 млрд. рублей.

Порядок налогообложения субъектов малого бизнеса существенно упростился с введением "единого налога", кроме этого, его введение явилось стимулом для наращивания объемов реализации товаров, работ и услуг.

По данным Управления МНС России по Удмуртской Республике по состоянию на 1 октября 2001 года поступило от уплаты индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход 35 миллионов 797 тыс. рублей, в том числе: в местные бюджеты - 26 миллионов 848 тыс. рублей, во внебюджетные фонды 8 миллионов 949 тыс. рублей.

От уплаты единого налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности поступило:

- от юридических лиц - в федеральный бюджет - 4 миллиона 766 тыс. рублей, в бюджет Удмуртской Республики - 2 миллиона 378 тыс. рублей, в местные бюджеты - 2 миллиона 379 тыс. рублей;

- от индивидуальных предпринимателей - в бюджет Удмуртской Республики - 5 миллионов 322 тыс. рублей, в местные бюджеты - 5 миллионов 317 тыс. рублей.

В связи с быстро изменяющейся политической и социально-экономической ситуацией большинство нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, требуют внесения изменений и дополнений. В частности, это относится к Федеральному закону от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", который в настоящее время не позволяет достаточно полно обеспечивать регулирование предпринимательских отношений в нестабильных финансово-экономических условиях. Государственным комитетом Удмуртской Республики по предпринимательству были направлены предложения по внесению изменений в данный закон в Удмуртское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В соответствии с решением Второй республиканской конференции представителей малых предприятий Удмуртии, а также в целях обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и учету необоснованных и несанкционированных проверок, осуществляемых контрольно-надзорными органами на территории Удмуртской Республики, Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству принял распоряжение от 5 апреля 2001 года № 1 "О книге инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства в Удмуртской Республике". Данным распоряжением утверждена Примерная форма книги инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства, а также Примерный порядок ведения книги инспекторских проверок субъекта малого предпринимательства в Удмуртской Республике. Рекомендовано субъектам малого предпринимательства при превышении сотрудниками контролирующих органов своих полномочий в ходе проводимых ими проверок обращаться в Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству.

В части исполнения Закона Удмуртской Республики "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике" на территории Удмуртской Республики складывается следующая картина.

Анализ информации, поступающей от администраций городов и районов, свидетельствуют о росте числа занятых в сфере малого предпринимательства в 2001 году. Программы поддержки малого предпринимательства на 2001 год разработаны и реализовывались в городах Сарапул, Глазов и Воткинск, в 17 районах Удмуртии оказывали поддержку предпринимательству в соответствии с программами или планами мероприятий. Перспективы развития предпринимательства г. Можги нашли отражение в программах "Стратегия развития города Можги на 10 лет", "Программа социально-экономического развития города Можги на 2001-2003 г.г.".

Не имели программ (планов) поддержки малого предпринимательства на 2001 год г.Ижевск и районы: Воткинский, Глазовский, Завьяловский, Игринский, Кизнерский, Селтинский, Шарканский.

Бюджетные средства на поддержку малого предпринимательства выделялись администрациями г.Глазова - 450 тыс. рублей, г. Можги - 75 тыс. рублей, г. Воткинска - 60 тыс. рублей, Дебесского района - 25 тыс. рублей. Администрацией Якшур-Бодьинского района были предоставлены гарантии на сумму 200 тыс. рублей. Под гарантии администрации Шарканского района 6 малых предприятий получили кредиты в банке.

Администрацией г. Сарапула принята статья 17 городского бюджета развития на 2001 год, которая предусматривает финансирование бизнес-проектов, прошедших конкурсный отбор, в виде бюджетного кредита на срок в пределах финансового года. Городской социально-деловой центр при активной поддержке Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике за первое полугодие 2001 года профинансировал пять проектов на сумму 145 тыс. рублей.

Администрацией Кезского района в 2001 году передано в аренду муниципальное имущество 10 индивидуальным предпринимателям.

Ввиду отсутствия бюджетного финансирования программ поддержки малого предпринимательства в районах, предпринимателям, в основном, оказывалась консультационная помощь по вопросам налогообложения, лицензирования, сертификации. Организовывались встречи представителей контролирующих органов, администрации района с предпринимателями. В отдельных районах предпринимателям предоставлялись льготы в виде освобождения от регистрационного сбора, льготного лицензирования и льготной платы за аренду помещений. Со своей стороны отдельные предприниматели и фермеры оказывают благотворительность школам, детским садам, интернатам в проведении спортивных и культурных мероприятий.

В администрациях г. Ижевска, г. Воткинска и г. Глазова работают штатные единицы специалистов по работе с малыми предприятиями, растет и общественная активность представителей малого предпринимательства. С апреля 2001 года начал свою деятельность Глазовский городской фонд поддержки малого предпринимательства. В Дебесском районе создали Центр консультационной поддержки. В г. Можга и Сюмсинском районе действуют Союзы предпринимателей, в г. Воткинске - "Ассоциация предпринимателей г. Воткинска", в Балезинском, Алнашском, Ярском районах созданы Советы по поддержке малого предпринимательства при администрациях районов. В Глазовском районе в этом году создан сектор поддержки предпринимательства при администрации. В конце года была создана Межмуниципальная ассоциация поддержки и развития малого предпринимательства северных территорий Удмуртской Республики "Северное соглашение", объединившая 5 муниципальных образований.

По разделу 2. "Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства ".

Удмуртским государственным фондом поддержки малого предпринимательства в 2001 году прокредитовано 75 проектов субъектов малого предпринимательства на сумму 14, 806 млн. рублей и заключено 28 договоров лизинга на сумму 16,761 млн. рублей. Однако, суммы поступивших заявок по кредиту и лизингу значительно перекрывают фактические возможности, составляя вместе 72,179 млн. руб., в том числе 50,577 млн. руб. по лизингу.

Анализ состояния предложения и спроса на рынке микрофинансовых услуг показывает, что индивидуальные предприниматели, малые предприятия, экономически активное население, имеющее предпринимательский потенциал, предъявляют большой спрос на микрокредиты (небольшие, короткие кредиты), большая нужда в микрокредитах есть в сельской местности. Развитие микрокредитования в России, и в Удмуртии, в частности, находится на начальной стадии. Одно из основных препятствий - отсутствие законодательной базы на федеральном уровне.

Представители некоторых региональных фондов поддержки малого предпринимательства (всего 8 по России) применяют программы микрокредитования: Нижегородская, Свердловская, Мурманская, Смоленская Ульяновская области, Республики Марий Эл, Карелия, Саха (Якутия). Неудовлетворенный спрос на микрокредиты по линии фондов можно оценить на уровне 80 % - 90 %. Опрос 30 регионов показал, что микрокредиты в основном предоставляют кредитные кооперативы, союзы, общества. Отсутствие специальной законодательной базы на федеральном уровне заставляет формировать свою правовую базу деятельности кредитных союзов.

В Удмуртии механизмы микрокредитования использует муниципальный фонд поддержки предпринимательства Якшур-Бодьинского района, создай сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив взаимного финансирования "Зардон", объединивший сельских предпринимателей из 12 районов республики. Кооператив аккредитован Фондом развития сельской кооперации на участие в Российско-Американской программе развития сельской кредитной кооперации, кредитный портфель кооператива составляет 5 млн.рублей, возврат займов 100 %. Развитие кредитных кооперативов позволит обеспечить оперативный доступ к финансовым услугам субъектов малого предпринимательства.

За 2001 год существенно расширились масштабы развития малого предпринимательства и самозанятости на основе внедрения механизма субсидирования безработных граждан с целью организации предпринимательской деятельности с выделением средств из фонда занятости населения.

Совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике (далее - Департамент службы занятости) оказывалось содействие в организации собственного дела безработным гражданам, женщинам, молодежи, инвалидам. В 2001 году 4030 человек из числа безработных и ищущих работу занялись предпринимательской деятельностью. Получили субсидии на организацию собственного дела 1649 человек. На эти цели службой занятости республики направлено около 15 млн. рублей. Кроме этого, 2133 безработных гражданина организовали собственное дело после обучения по направлению службы занятости. Малый бизнес является основой для решения социальных проблем и, в первую очередь, вопросов, связанных с занятостью. В настоящее время идет обучение, начатое в конце 2001 года совместно с Департаментом службы занятости и Школой бизнеса. Более 20 безработных граждан обучаются по курсу "Основы предпринимательской деятельности". Данный курс предполагает дать желающим организовать свое дело необходимые начальные знания по предпринимательской деятельности.

По разделу 3. "Участие в реализации международных проектов по развитию предпринимательства".

Предприниматели Удмуртии заинтересованы в расширении рынков сбыта своей продукции, приобретении современного производственного оборудования, ознакомлении с новыми технологиями.

ЗАО "Межрегиональный маркетинговый центр "Удмуртия-Москва" ведет работы по реализации совместного российско-итальянского проекта "Региональные деловые сети", выполняются маркетинговые исследования по развитию межрегиональных хозяйственных связей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»