ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2000 года № 279-II
Об утверждении Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000-2003 годы
В целях поддержки и развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Государственную программу поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000 - 2003 годы (прилагается).
2. Определить республиканским заказчиком Программы Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.Семенов
Приложение
к постановлению Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 19 декабря 2000 г. № 279-II
Паспорт
Государственной программы поддержки малого
предпринимательства в Удмуртской Республике
на 2000 - 2003 годы
Наименование Программы - Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000-2003 год.
Наименование решения о разработке Программы - Закон Удмуртской Республики № 179-I от 16 апреля 1996 года "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике".
Заказчик Программы - Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству.
Основные разработчики Программы - Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству.
Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства
Основные исполнители мероприятий Программы - Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству
Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства.
Администрации городов и районов Удмуртской Республики.
Министерства и ведомства Удмуртской Республики
Объем и источники финансирования Программы - Средства республиканского бюджета (раздел 1100 - развитие рыночной инфраструктуры, подраздел 1101 - малый бизнес и предпринимательство);
средства УГФПМП;
средства бюджетов районов, городов УР;
средства Федерального фонда ПМП;
другие внебюджетные источники.
Величина, источники и направление средств ежегодно утверждаются Правительством Удмуртской Республики в планах мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в УР и республиканским бюджетом УР на соответствующий год.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - Количество малых предприятий 10 тыс.
Занятость в малом предпринимательстве, с учетом индивидуальных предпринимателей, 130 тыс.
Объем производства товаров, работ, услуг произведенных МП, 15 процентов от ВРП УР.
Органы контроля - Министерство экономики Удмуртской Республики;
Министерство финансов Удмуртской Республики;
Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству.
К 2000 году малое предпринимательство в Удмуртской Республике сложилось как самостоятельная и устойчивая сфера хозяйственной деятельности. Вместе с тем, как необходимый структурный и функциональный элемент, социально ориентированной рыночной экономики, малое предпринимательство обладает еще до конца не раскрытым уникальным потенциалом и преимуществами, которые необходимо реализовать путем обеспечения внутренней устойчивости и саморазвития этой сферы, для достижения целей государственной социально - экономической политики.
Социально - политический потенциал малого предпринимательства проявляется в формировании "среднего класса" в условиях расслоения общества, смягчении ситуации на рынке труда, формировании деловых и профессиональных способностей человека, реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения.
По данным Государственного комитета Удмуртской Республики по статистике на 01.10.99 г. количество малых предприятий в республике превысило 8324 единицы, численность занятых, с учетом индивидуальных предпринимателей, достигла 118 тыс. человек, объем выпущенной продукции превысил 3290 млн. руб. В сравнении с 1995 годом число предприятий и занятых на них увеличилось более чем в 3 раза.
Адаптационный потенциал - характеризуется высокой степенью приспосабливаемости субъектов малого предпринимательства к жестким и часто меняющимся условиям внешней среды, способностью быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах.
Так, если после финансового кризиса августа 1998 года наблюдалось свертывание деятельности в этой сфере экономики, то уже к концу года вновь обозначился ее рост: к концу 1999 года численность занятых на малых предприятиях увеличилась на 16 процентов.
Потенциал территориального и муниципального развития - определяется вкладом малого предпринимательства в выравнивание уровней экономического развития городов и районов республики, создание новых рабочих мест, обеспечение роста доходов занятого населения и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней при ориентации деятельности субъектов малого предпринимательства на местные региональные рынки, особенно в сфере производства потребительских товаров и оказания услуг населению.
Общий сбор налогов в бюджеты всех уровней в сфере малого предпринимательства, в 1998 году превысил 117 млн. рублей и достиг 12 процентов налоговых поступлений от крупных и средних предприятий.
Инновационный потенциал малого предпринимательства определяется его способностью к освоению научно - технических, технологических, организационно - экономических нововведений и их коммерческому использованию с незначительными стартовыми затратами.
Интеграционный потенциал - характеризуется возможностью преодолевать политические, административные и экономические барьеры и на микроуровне воссоздавать утраченные и формировать новые хозяйственные связи, встраиваться в целостные, производственно - технологические, кооперационные системы с участием крупных хозяйствующих субъектов.
Инвестиционный потенциал - проявляется в ускоренном освоении инвестиций, резком увеличении стоимости и быстрой оборачиваемости капитала.
Кадровый потенциал - обусловлен возможностью вовлечения в сферу малого предпринимательства широкого круга населения, включая молодежь, социально - незащищенные слои населения и безработных граждан.
Потенциал и преимущества малого предпринимательства представляют собой дополнительный ресурс для реализации государственной социально - экономической политики, полное использование которого будет способствовать наиболее быстрому и эффективному решению поставленных программных задач развития. Со своей стороны государство должно сформировать условия для саморазвития малого предпринимательства, всемерного использования его потенциала, минимизации негативных внешних воздействий.
Раскрытие внутреннего потенциала малого предпринимательства является необходимым условием его развития и составляет основу формирования данной Программы.
Результатом реализации республиканских программ поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике в 1994 - 1999 гг. стало формирование основы целостной системы его государственной поддержки. В этот период была создана нормативно - правовая база, сформированы соответствующие органы исполнительной власти и инфраструктура, развернута работа по финансированию и кредитованию субъектов малого предпринимательства, активизировалась деятельность общественных объединений предпринимателей, стали налаживаться межрегиональные контакты.
В этой связи, государственная поддержка сферы малого предпринимательства должна быть нацелена уже не на создание ее нормативно - правовых, организационно - технических, инфраструктурных и финансово - экономических основ и механизмов, а на их совершенствование, адаптацию к изменившимся макроэкономическим условиям и повышение эффективности действующих элементов.
При разработке и практическом осуществлении мер поддержки, должны быть приняты во внимание особенности сферы малого предпринимательства, заимствован положительный опыт поддержки других регионов России, учтены недостатки и упущения, выявленные в результате анализа выполнения программ 1994 - 1999 гг.
Несмотря на неплохие результаты деятельности малого предпринимательства в 1994 - 1999 гг., положение в этой сфере экономики продолжает оставаться сложным и неустойчивым. Значительная часть малых предприятий не приступает к хозяйственной деятельности после своей регистрации либо сворачивает ее через короткий промежуток времени. Основными причинами этого являются высокая степень зависимости развития малого предпринимательства от воздействия внешней среды и внутренние проблемы самой сферы малого предпринимательства.
Среди негативных факторов внешней среды необходимо отметить:
- постоянный рост цен на сырье и снижение покупательской способности населения;
- ограниченность республиканского рынка, наличие административных барьеров при вывозе продукции в другие регионы России, рост транспортных тарифов;
- чрезмерная жесткость налоговой политики, вызывающая сокрытие реальных финансовых результатов, вынужденный "уход" малых предприятий в "теневую экономику";
- наличие неоправданно большого количества административно - бюрократических регуляторов и запретов, ограничивающих развитие сферы малого предпринимательства;
- недоверие предпринимателей к законодательным и исполнительным инициативам органов государственной власти.
К числу внутренних проблем могут быть отнесены:
- противоречивость сформированной нормативно - правовой базы;
- недостаток финансовых ресурсов;
- слабая координация деятельности объектов инфраструктуры и дублирование ими функций друг друга;
- неотрегулированность трудовых отношений между владельцами предприятий и наемными работниками, затрудняющая разрешение социальных конфликтов на правовой основе;
- низкая представительность, недостаточная востребованность малого предпринимательства в политическом процессе, органах законодательной власти и местного самоуправления;
- низкая квалификация предпринимателей и персонала в области предпринимательской деятельности.
Полностью устранить или существенно ограничить выявленные проблемы и противоречия, учитывая их отношение к различным сферам законотворческой и практической деятельности (хозяйственное и налоговое право, трудовое законодательство, финансы и т.д.), возможно только в случае их комплексного и взаимоувязанного решения в рамках республиканской, районных и городских программ. Это обстоятельство является важнейшим условием для разработки эффективной государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
В целях эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, для оказания целевой государственной поддержки в 2000 - 2003 году устанавливаются следующие приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства:
- оказание бытовых услуг;
- жилищно - коммунальные услуги;
- производство промышленной продукции, в том числе товаров народного потребления;
- производство, переработка и реализация сельхозпродукции;
- инновационная деятельность;
- оказание услуг в сфере развития туризма в Удмуртской Республике.
Особое внимание при реализации приоритетных видов деятельности необходимо уделить развитию малого бизнеса на семейной основе.
Основной целью Программы является реализация государственной политики Удмуртской Республики, направленной на повышение уровня жизни населения Удмуртской Республики, через дальнейшее развитие малого предпринимательства, способствующего созданию новых рабочих мест, выравниванию уровня экономического развития городов и районов республики, росту доходов и насыщению потребительского рынка товарами и услугами.
Для реализации этой главной цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- создание благоприятных условий для устойчивого количественного и качественного роста малого предпринимательства за счет постоянного совершенствования законодательной базы и повышения эффективности работы созданных элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике;
- внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства и консолидации бюджетных и внебюджетных средств для финансирования приоритетных направлений малого предпринимательства по отраслям и административно - территориальным единицам Удмуртской Республики;
- перенос центра тяжести работы по поддержке малого предпринимательства непосредственно в города и районы республики с учетом решения насущных социально - экономических проблем;
- обеспечение в соответствии с действующим законодательством социальной защищенности наемных работников малых предприятий, а также защиты предпринимателей от незаконных действий государственных органов и от криминальных структур;
- координация действий органов государственной власти в области устранения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- внедрение инновационных форм и методов обучения предпринимателей и их наемных работников, практики ведения предпринимательской деятельности.
Совокупность программных мероприятий, сгруппированная по направлениям, обеспечивает комплексное решение задач Программы и охватывает функциональный, территориальный и отраслевой аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
Структура Программы позволяет гибко реагировать на возможные изменения ресурсного обеспечения, базовых законов, приоритетных направлений поддержки малого предпринимательства.
Направление I содержит мероприятия нормативного правового обеспечения развития и поддержки малого предпринимательства с учетом совершенствования российского и республиканского законодательства, а также зарубежного и отечественного опыта.
Направление II содержит мероприятия, направленные на финансово - кредитную и инвестиционно - производственную поддержку малых предприятий с применением новых финансовых технологий. Учитывая дефицитность республиканского и муниципальных бюджетов, основной акцент в данном направлении сделан на привлечение внебюджетных источников финансирования.
Направление III содержит мероприятия, направленные на повышение эффективности работы действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в области финансово - инвестиционного, информационного, научно - методического и кадрового обеспечения малого предпринимательства.
Направление IV включает мероприятия, направленные на поддержку малого предпринимательства в городах и районах Удмуртской Республики и развитие малого предпринимательства в среде социально незащищенных слоев населения и безработного трудоспособного населения.
Направление V включает мероприятия по социальной защищенности наемных работников малых предприятий в сфере охраны труда, защиты и безопасности предпринимателей и их собственности от криминальных структур.
Направление VI включает мероприятия, направленные на развитие системы информационного обеспечения и формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве и развитии гражданской инициативы работников этой сферы.
Финансирование Программы осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, через Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (далее УГФПМП). Для реализации мероприятий Программы привлекаются средства республиканского и муниципальных бюджетов, средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, средства УГФПМП, средства Департамента федеральной государственной службы занятости по Удмуртской Республике и другие внебюджетные средства.