ЗАКОН
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 23 июля 1999 года N 85-ОЗ
О ВЫБОРАХ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (ГЛАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ)
{Принят постановлением областной Думы 1 июля 1999 года}
{Изменения:
областной закон от 15 мая 2000 года N 136-ОЗ; НГР:ru53dmj200000142;
областной закон от 13 июня 2000 года N 142-ОЗ; НГР:ru53dmj200000148}
{Утратил силу:
областной закон от 18 сентября N 69-ОЗ; НГР:ru53000200200238}
Законодательство о выборах Глав муниципальных образований (Глав местного самоуправления) составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав Новгородской области (Основной Закон), областной закон "О местном самоуправлении в Новгородской области" и настоящий закон.
1. Избиратели участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие избирателя в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать на избирателя воздействие с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
3. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 5 статьи 3 настоящего закона, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов.
1. Право избирать Главу муниципального образования (Главу местного самоуправления) принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18 летнего возраста и постоянно или преимущественно проживающему на территории муниципального образования.
2. Главой муниципального образования (Главой местного самоуправления) может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, и обладающий избирательным правом.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на территории муниципального образования выборов не может служить основанием для ограничения его избирательных прав.
5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
1. Выборы Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) назначаются представительным органом местного самоуправления только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.
2. Днем голосования на выборах Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) является первое воскресенье следующее за днем голосования на предыдущих общих выборах Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления).
{В ред.: областного закона от 15 мая 2000 года N 136-ОЗ; НГР:ru53dmj200000142
3. Если день голосования на выборах Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) совпадает с праздничным днем, днем голосования является следующее воскресенье.
{В ред.: областного закона от 15 мая 2000 года N 136-ОЗ; НГР:ru53dmj200000142
4. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 120 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня принятия.
{В ред.: областного закона от 15 мая 2000 года N 136-ОЗ; НГР:ru53dmj200000142
5. Глава муниципального образования (Глава местного самоуправления) избирается на срок, установленный Уставом муниципального образования, но не более чем на пять лет.
6. В случае досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления) по основаниям, предусмотренным Уставом муниципального образования, представительный орган муниципального образования назначает дату выборов не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование проводится не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
Выборы, в случае досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), не назначаются, если до дня истечения срока, на который был избран Глава муниципального образования (Глава местного самоуправления), остается менее 65 дней.
Если представительный орган муниципального образования не назначит выборы в установленные сроки, либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления), решение о назначении выборов принимается в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" .
1. Подготовку и проведение выборов Глав муниципальных образований (Глав местного самоуправления), обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии:
избирательная комиссия Новгородской области (далее - избирательная комиссия области);
территориальные избирательные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований);
участковые избирательные комиссии;
2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным или областным законам, либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.
Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной настоящим законом, обязательны для органов исполнительной власти области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
4. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.
1. Избирательная комиссия области:
1.1. Осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан при проведении выборов;
1.2. Обеспечивает единообразное применение настоящего закона, давая разъяснения по его реализации и издавая инструкции по вопросам организации выборов, обязательные для нижестоящих избирательных комиссий, кандидатов и иных участников избирательного процесса;
1.3. Обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления);
1.4. В соответствии с федеральным законодательством утверждает формы избирательных документов, в том числе избирательных бюллетеней, списков избирателей, протоколов избирательных комиссий, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление;
1.5. Рассматривает вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
1.6. Устанавливает единую нумерацию избирательных участков;
1.7. Устанавливает единый порядок обработки выборной документации;
1.8. Обобщает итоги выборов Глав муниципальных образований (Глав местного самоуправления);
1.9. Контролирует организацию повторного голосования и повторных выборов Глав муниципальных образований (Глав местного самоуправления);
1.10. Рассматривает, в порядке определенном пунктом 4 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", обращения, заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, а также о нарушении Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего закона, Уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, и принимает по ним решения;
1.11. Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим законом и иными областными законами.
1. Территориальная избирательная комиссия формируется в каждом муниципальном образовании в составе 5-10 членов комиссии с правом решающего голоса.
Решение об утверждении состава территориальной избирательной комиссии принимается представительным органом местного самоуправления одновременно с принятием решения о назначении даты выборов.
{В ред.: областного закона от 15 мая 2000 года N 136-ОЗ; НГР:ru53dmj200000142
2. Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется представительным органом соответствующего муниципального образования на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава. Представительный орган местного самоуправления назначает не менее одной трети состава территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. При этом не может быть назначено более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
3. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии.
4. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, назначение состава территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области с соблюдением требований, установленных Федеральным законом " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим законом.
1.Территориальная избирательная комиссия:
1.1.Осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов Глав муниципальных образований (Глав местного самоуправления) на соответствующей территории;
1.2.Руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения, оказывает методическую и организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательном участке;
1.3. Распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, распределяет их между участковыми избирательными комиссиями и обеспечивает контроль за их целевым расходованием;
1.4. Регистрирует избирательные блоки;
1.5. Регистрирует кандидатов на должность Главы муниципального образования (Главы местного самоуправления);
1.6. Выдает кандидатам и доверенным лицам удостоверения установленного образца;
1.7. Обеспечивает предоставление равных условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;
1.8. Утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования;
1.9. Обеспечивает изготовление и доставку избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
1.10. Организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии;
1.11. Контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения выборов;
1.12. Заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
1.13. Составляет списки избирателей отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме Главой муниципального образования (Главой местного самоуправления), командирами соответствующих воинских частей;
1.14. Передает по акту участковым избирательным комиссиям списки избирателей не позднее чем за 25 дней до дня голосования ;
1.15. Устанавливает результаты выборов и сообщает их средствам массовой информации;
1.16. Организует повторное голосование по выборам;
1.17. Организует повторные выборы;
1.18. Обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением выборов;
1.19. Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим законом и иными областными законами.