Недействующий

ЗАКОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 сентября 2004 года N 1446/240-III-ОЗ

Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года"

Принят

Законодательным Собранием 18 августа 2004

(Изменения:
Закон Оренбургской области от 02.05.2006 г. N 114/10-IV-ОЗ; НГР RU56000200600253;
Закон Оренбургской области от 08.12.2006 г. N 817/165-IV-ОЗ; НГР RU56000200600396;
Закон Оренбургской области от 10.10.2007 г. N 1580/324-ОЗ, НГР RU56000200700382;
Закон Оренбургской области от 18.04.08 г. N 1987/422-IV-ОЗ, НГР RU5600020080073;
Закон Оренбургской области от 11.09.08 г. N 2389/490-IV-ОЗ НГР RU56000200800316;
Закон Оренбургской области от 12.01.09 г. N 2737/593-IV-ОЗ НГР RU56000200900018;
Закон Оренбургской области от 06.07.2009 N 3018/650-IV-ОЗ НГР RU56000200900318;
Закон Оренбургской области от 16.11.2009 N 3225/742-IV-ОЗ НГР RU56000200900428;
Закон Оренбургской области от 27.09.2010 N 3814/879-IV-ОЗ НГР RU56000201000495;
Закон Оренбургской области от 29.12.2010 N 4183/989-IV-ОЗ НГР RU5600201000813;
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.06.2011 N 508-пп НГР RU56000201100454;
Постановление правительства Оренбургской области от 31.08.2011 N 800-пп НГР RU56000201100767;
Постановление Правительства Оренбургской области от 28.12.2011 N 1277-пп НГР RU56000201101179;
Постановление Правительства Оренбургской области от 11.05.2012 N 390-пп НГР RU56000201200223;
Постановление Правительства Оренбургской области от 20.11.2012 N 991-пп НГР RU56000201200783;
Постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2013 N 698-пп НГР RU56000201300967;
Постановление Правительство Оренбургской области от 29.11.2013 N 1073-пп; НГР RU56000201301385)

Статья 1.


Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года".

Статья 2.


Правительству области при формировании бюджетов на 2004-2010 годы предусмотреть необходимые ассигнования на финансирование указанной программы.

Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Оренбургской области А.А.Чернышев

Приложение
к Закону
Оренбургской области
от 14 сентября 2004 г. N 1446/240-III-ОЗ


Приложение

к постановлению

Правительства области

от 31.08.2011 N 800-пп

Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года"

Паспорт Программы


Наименование
 Программы

-

областная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Программа)

Государственный
 заказчик Программы -
 координатор

-

министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области

Государственные
 заказчики Программы

-

министерство образования Оренбургской области, министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, министерство здравоохранения Оренбургской области, министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области

Основные разработчики
 Программы

-

министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области

Цели и задачи
 Программы

-

повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечения для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

 сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

 создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;

 расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для поднятия сельской экономики, позволяющей жителям за счет роста собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления

Целевые индикаторы
 Программы

-

ввод жилья для граждан, молодых специалистов и молодых семей - 1314,1 тыс. кв. метров;

 ввод в действие общеобразовательных учреждений - 5009 мест;

 ввод в действие дошкольных общеобразовательных учреждений - 265 мест;

 ввод в действие районных и участковых больниц - 447 коек;

 ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений - 580 посещений в смену;

 ввод в действие клубных учреждений -
 2460 мест;

 ввод в действие распределительных газовых сетей - 2746,6 километра;

 ввод локальных водопроводов - 284,1 километра

Срок и этапы реализации Программы

-

2004-2013 годы:
 I этап - 2004–2006 годы;

 II этап - 2007–2010 годы;

 III этап - 2011–2013 годы

Исполнители Программы

-

министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, министерство социального развития Оренбургской области, министерство здравоохранения Оренбургской области, министерство образования Оренбургской области, министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.
 Привлечение администраций муниципальных образований, строительных и проектных организаций осуществляется на договорной основе

Объем и источники
 финансирования
 Программы

-

сумма расходов областного бюджета на реализацию Программы составляет 8186,009 млн. рублей;
предполагается привлечь средства:
 федерального бюджета - в сумме 1534,7 млн. рублей;

 местных бюджетов - в сумме 74,121 млн. рублей (средства муниципальных образований определяются ежегодными соглашениями между государственными заказчиками Программы и органами местного самоуправления);

 иных источников - в сумме 3281,3 млн. рублей
 (Изменения:
 Постановление Правительства Оренбургской области от 20.11.2012 N 991-пп НГР RU 56000201200783)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

реализация Программы позволит:
 улучшить жилищные условия более 11,1 тыс. сельских семей и ввести в действие 1211,8 тыс. кв. метров жилых домов;

 улучшить жилищные условия 1535 молодым специалистам и молодым семьям, обеспечить ввод 102,3 тыс. кв. метров жилья;

 ввести в действие 284,1 километра локальных водопроводов;

 ввести в действие 2746,6 километра распределительных газовых сетей;

 повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 99 процентов;

 увеличить обеспеченность сельского населения больницами до 95 процентов;

 увеличить долю обучающихся в общеобразовательных учреждениях в первую смену до  98 процентов;

 дополнительно создать более 3000 рабочих мест

Система организации контроля за реализацией Программы

-

государственные заказчики мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное исполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию финансовых средств.
 Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

В настоящее время в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа ранее используемых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения без замены их на новые, реально действующие, социальная сфера находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы регионального и местных бюджетов для финансирования расходов привела к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований и области в целом.

К концу 2003 года в социальном и инженерном обустройстве села в области сложилась следующая ситуация.

Сельский жилищный фонд составляет 16,5 млн. кв. метров общей площади, в том числе 12,9 млн. кв. метров приходится на частное домовладение, включающее в себя помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: центральным отоплением оборудовано 59 процентов, водопроводом - 48,6 процента, канализацией – 42 процента, горячим водоснабжением – 15,3 процента.

Материальная база учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных услуг.

В последние годы происходит сокращение числа учащихся в общеобразовательных школах на селе. В 1998 году число учащихся составляло 173,2 тыс. человек, в 2003 году - 144,1 тыс. человек. В результате в настоящее время сократилось количество общеобразовательных школ на 7 единиц.

384 школьных здания нуждаются в капитальном ремонте, 15 находятся в аварийном состоянии. Около 700 учителей и работников дошкольных учреждений нуждаются в улучшении жилья.

За последнее десятилетие число клубов, домов культуры и библиотек сократилось. Более 50 процентов клубных учреждений требуют капитального ремонта.

В сельской местности общий уровень газификации составляет 57,2 процента, в том числе природным газом - 66,7 процента, сжиженным – 30,5 процента.

Централизованным водоснабжением охвачено 50 процентов сельского населения области.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 5 тыс. километров локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и восстановлении.

Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного продовольственного комплекса, пагубно отражаются на перспективах оздоровления сельской экономики.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в социальном развитии села требуется проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций. Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства, обеспечения продовольственной безопасности страны Оренбургской области необходима государственная поддержка для развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создания сельскому населению нормальных условий жизнедеятельности, развития несельскохозяйственных видов деятельности, расширения рынка труда и его привлекательности для сельского населения;

2) межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению и координации органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и областном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.

В комплексном подходе к проблеме сельского обустройства основным является принцип дифференциации решения проблемы с учетом типа сельского населения, количества и возрастной структуры проживающего населения, наличия транспортной инфраструктуры, что в совокупности предопределяет различный набор объектов социальной сферы как по мощности, так и функциональной направленности, и в целом обеспечивает доступность и общественно приемлемое качество базовых социальных благ для сельского населения.

Определение ресурсных потребностей осуществляется органами местного самоуправления путем объективной оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генеральных планов застройки сельских муниципальных образований;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, укреплении российской государственности, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

II. Основные цели и задачи Программы


Программа разработана для достижения следующих основных целей: повышения уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечения для населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

сокращения разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создания основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

создания правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;

расширения рынка труда в сельской местности и создания условий для поднятия сельской экономики, позволяющей жителям за счет роста собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления;

создания условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельским жителям реализацию конституционного права на благоустроенное жилище с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;

улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества медико-социальной помощи;

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

повышение образовательного уровня и конкурентоспособности сельских учащихся;

повышение уровня и качества водо- и газоснабжения сельских поселений;

повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

С учетом ограниченности средств бюджетов всех уровней поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере социального развития.

Основные пути решения программных задач:

приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на областном и местном уровнях;

повышение сохранности имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективных правового, экономического и организационного механизмов, обеспечивающих содержание и эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования организаций (предприятий) интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;

создание режима наибольшего благоприятствия для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, организаций и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.

III. Мероприятия Программы


Программа призвана способствовать реализации задач, определенных стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года и областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы".

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры села, а также новое строительство.

Организационное обеспечение включает в себя мероприятия федерального, областного и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.

1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»