Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 31 августа 2011 года N 800-пп


О внесении изменений в областную целевую программу
«Социальное развитие села до 2012 года»


________________________________________________________________

текст документа приводится с учетом изменений и дополнений, внесенных:

- постановлением правительства Оренбургской области от 28.12.2011 г. № 1277-пп

_________________________________________________________________


  1. Внести изменения в областную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» и изложить ее в новой редакции согласно приложению.

2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

     


Губернатор -
председатель Правительства
     Ю.А.Берг

     

Приложение
к постановлению
Правительства области
от 31.08.2011
     № 800-пп




Областная целевая программа
«Социальное развитие села до 2013 года»


Паспорт Программы

Наименование

Программы

-

областная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (далее - Программа)

Государственный

заказчик Программы -

координатор

-

министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области

Государственные

заказчики Программы

-

министерство образования Оренбургской области, министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, министерство здравоохранения Оренбургской области, министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области

Основные разработчики

Программы

-

министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области

Цели и задачи

Программы

-

повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечения для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для поднятия сельской экономики, позволяющей жителям за счет роста собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления

Целевые индикаторы

Программы











-

ввод жилья для граждан, молодых специалистов и молодых семей - 1314,1 тыс. кв. метров;

ввод в действие общеобразовательных учреждений - 5009 мест;

ввод в действие дошкольных общеобразовательных учреждений - 265 мест;

ввод в действие районных и участковых больниц - 447 коек;

ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений - 580 посещений в смену;

ввод в действие клубных учреждений -

2460 мест;

ввод в действие распределительных газовых сетей - 2746,6 километра;

ввод локальных водопроводов - 284,1 километра

Срок и этапы реализации Программы

-

2004-2013 годы:

I этап - 2004-2006 годы;

II этап - 2007-2010 годы;

III этап - 2011-2013 годы

Исполнители Программы

-

министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, министерство социального развития Оренбургской области, министерство здравоохранения Оренбургской области, министерство образования Оренбургской области, министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.

Привлечение администраций муниципальных образований, строительных и проектных организаций осуществляется на договорной основе

Объем и источники

финансирования

Программы

-

сумма расходов областного бюджета на реализацию Программы составляет 8180,9 млн. рублей; предполагается привлечь средства:

федерального бюджета - в сумме 1533,0 млн. рублей;

местных бюджетов - в сумме 73,5 млн. рублей (средства муниципальных образований определяются ежегодными соглашениями между государственными заказчиками Программы и органами местного самоуправления);

иных источников - в сумме 3281,3 млн. рублей

(в ред. постановления от 28.12.2011 г. № 1277-пп)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

реализация Программы позволит:

улучшить жилищные условия более 11,1 тыс. сельских семей и ввести в действие 1211,8 тыс. кв. метров жилых домов;

улучшить жилищные условия 1535 молодым специалистам и молодым семьям, обеспечить ввод 102,3 тыс. кв. метров жилья;

ввести в действие 284,1 километра локальных водопроводов;

ввести в действие 2746,6 километра распределительных газовых сетей;

повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 99 процентов;

увеличить обеспеченность сельского населения больницами до 95 процентов;

увеличить долю обучающихся в общеобразовательных учреждениях в первую смену до 98 процентов;

дополнительно создать более 3000 рабочих мест

Система организации контроля за реализацией Программы

-

государственные заказчики мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное исполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию финансовых средств.

Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области

     
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами


Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

В настоящее время в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа ранее используемых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения без замены их на новые, реально действующие, социальная сфера находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы регионального и местных бюджетов для финансирования расходов привела к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований и области в целом.

К концу 2003 года в социальном и инженерном обустройстве села в области сложилась следующая ситуация.

Сельский жилищный фонд составляет 16,5 млн. кв. метров общей площади, в том числе 12,9 млн. кв. метров приходится на частное домовладение, включающее в себя помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: центральным отоплением оборудовано 59 процентов, водопроводом - 48,6 процента, канализацией - 42 процента, горячим водоснабжением - 15,3 процента.    

 Материальная база учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных услуг.

В последние годы происходит сокращение числа учащихся в общеобразовательных школах на селе. В 1998 году число учащихся составляло 173,2 тыс. человек, в 2003 году - 144,1 тыс. человек. В результате в настоящее время сократилось количество общеобразовательных школ на 7 единиц.

384 школьных здания нуждаются в капитальном ремонте, 15 находятся в аварийном состоянии. Около 700 учителей и работников дошкольных учреждений нуждаются в улучшении жилья.

За последнее десятилетие число клубов, домов культуры и библиотек сократилось. Более 50 процентов клубных учреждений требуют капитального ремонта.

В сельской местности общий уровень газификации составляет 57,2 процента, в том числе природным газом - 66,7 процента, сжиженным - 30,5 процента.

Централизованным водоснабжением охвачено 50 процентов сельского населения области.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 5 тыс. километров локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и восстановлении.

Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного продовольственного комплекса, пагубно отражаются на перспективах оздоровления сельской экономики.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в социальном развитии села требуется проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций. Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства, обеспечения продовольственной безопасности страны Оренбургской области необходима государственная поддержка для развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создания сельскому населению нормальных условий жизнедеятельности, развития несельскохозяйственных видов деятельности, расширения рынка труда и его привлекательности для сельского населения;

2) межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению и координации органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и областном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.

В комплексном подходе к проблеме сельского обустройства основным является принцип дифференциации решения проблемы с учетом типа сельского населения, количества и возрастной структуры проживающего населения, наличия транспортной инфраструктуры, что в совокупности предопределяет различный набор объектов социальной сферы как по мощности, так и функциональной направленности, и в целом обеспечивает доступность и общественно приемлемое качество базовых социальных благ для сельского населения.

Определение ресурсных потребностей осуществляется органами местного самоуправления путем объективной оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генеральных планов застройки сельских муниципальных образований;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, укреплении российской государственности, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

II. Основные цели и задачи Программы


Программа разработана для достижения следующих основных целей: повышения уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечения для населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

сокращения разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создания основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

создания правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;

расширения рынка труда в сельской местности и создания условий для поднятия сельской экономики, позволяющей жителям за счет роста собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления;

создания условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельским жителям реализацию конституционного права на благоустроенное жилище с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;

улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества медико-социальной помощи;

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

повышение образовательного уровня и конкурентоспособности сельских учащихся;

повышение уровня и качества водо- и газоснабжения сельских поселений;

повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

С учетом ограниченности средств бюджетов всех уровней поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере социального развития.

Основные пути решения программных задач:

приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на областном и местном уровнях;

повышение сохранности имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективных правового, экономического и организационного механизмов, обеспечивающих содержание и эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования организаций (предприятий) интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья «под ключ», снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;

создание режима наибольшего благоприятствия для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, организаций и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.

III. Мероприятия Программы


Программа призвана способствовать реализации задач, определенных стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года и областной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы».

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры села, а также новое строительство.

Организационное обеспечение включает в себя мероприятия федерального, областного и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.

1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих
в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов


1.1. Общие положения

В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (далее - граждане), и молодых семей (молодых специалистов), проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное местожительство в сельскую местность и работать там (далее - молодые семьи и молодые специалисты) и не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:

формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья гражданами, молодыми семьями (молодыми специалистами), включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;

создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств для строительства (приобретения) жилья в сельской местности.

Под сельской местностью в настоящей Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов на территории Оренбургской области определяется Правительством Оренбургской области.

В рамках Программы:

под организациями агропромышленного комплекса (далее - АПК) понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;

под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

Участие граждан в мероприятиях по улучшению жилищных условий, предусмотренных приложением № 1 к настоящей Программе, а также участие молодых семей (молодых специалистов) в мероприятиях по обеспечению их жильем, предусмотренных приложением № 12 к настоящей Программе, является добровольным.

Право на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки в форме социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов предоставляется гражданам, молодым семьям (молодым специалистам) только один раз, за исключением предоставления молодой семье и молодым специалистам социальной выплаты в случае рождения (усыновления) одного и более детей, предоставляемой в рамках настоящей Программы, за счет средств областного бюджета. Граждане, молодые семьи и молодые специалисты, получившие целевые займы за счет средств областного бюджета на возвратной и платной основе для строительства жилья, также имеют право на получение социальных выплат.

1.2. Предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан

Государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального и областного бюджетов. Муниципальные образования (далее - МО) вправе участвовать в реализации мероприятий на условиях и в порядке, установленных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года».
     Социальная выплата предоставляется на строительство индивидуального жилого дома или пристройки жилого помещения к имеющемуся жилому дому (в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома), приобретение у физических и (или) юридических лиц жилого помещения, приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности. Построенное или приобретенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям сельской местности, выбранной для постоянного места проживания. Общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления (далее - ОМС). Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве. В случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья ипотечного жилищного кредита или займа социальная выплата может быть использована на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, целевым займам в пределах остатка задолженности на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей гражданину кредит (займ), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам - участникам Программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы на момент заключения соответствующего кредитного договора или договора займа.
     Размер социальной выплаты на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, составляет 70 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доля средств федерального бюджета в сумме социальной выплаты определяется в соответствии с соглашением, заключаемым министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - министерство) с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
     Финансовое обеспечение оставшейся части расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья осуществляется за счет средств внебюджетных источников, в том числе собственных и (или) заемных средств граждан (включая целевые займы).
     Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. мет-ра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории Оренбургской области, утвержденной Правительством Оренбургской области, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Оренбургской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
     В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной Правительством Оренбургской области, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
     В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления (далее - ОМС), социальная выплата пересчитывается исходя из фактической площади жилья.
     Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного в абзацах пятом-седьмом настоящего пункта размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
     Финансирование мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам осуществляется в порядке, установленном Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам
, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»