Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТАМБОВА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 28.05.2015)


 Введение


Стратегия <1> социально-экономического развития города Тамбова до 2020 года (далее - Стратегия) - плод коллективного творчества многих ученых, специалистов, руководителей предприятий, предпринимателей, преподавателей вузов, депутатов Тамбовской городской Думы, работников органов Администрации города Тамбова.

     ________________

<1> См. Глоссарий.

Как свидетельствует мировой опыт, городу нужна Стратегия устойчивого развития. Устойчивое развитие - это союз человеческого сообщества с природой и самим собой. Наступает такой период, когда жить и работать в условиях глобальных сдвигов, не представляя дальнейшую перспективу, опасно. Требуется знать, какие процессы происходят вокруг нас и у нас на территории, куда идти дальше и как адаптироваться к грядущему. Надо сделать так, чтобы город стабильно развивался, укрепил свои позиции административного центра Тамбовской области, сельскохозяйственного, промышленного, научного, культурного, образовательного и сервисного центра ЦФО. И, конечно же, нужно, чтобы с каждым годом жизнь в нашем городе становилась более комфортной, здоровой и богатой, чтобы дети и молодежь развивались в культурной среде и обществе высокой морали, могли получать достойное образование, достигать высоких вершин в науке, производстве, сфере услуг, воспитать новые поколения, с пользой проводить досуг, получать от города необходимые для такой жизни ресурсы, а за счет своего собственного жизненного вклада давать ему возможность расти в гармонии с природной средой, становиться краше и привлекательнее.

Источниками стратегических проблем города Тамбова являются общероссийские процессы геоэкономического и экологического характера, связанные:

с ускорением урбанизации и разрушением природной среды, ростом загрязнений, истощением природных ресурсов;

с социально-экономическим кризисом, приведшим к социальному расслоению и дезадаптации отдельных категорий граждан, низкой совокупной покупательной способности населения;

с пространственной дифференциацией демографических процессов - перетекания трудоспособного населения из малых и средних в более крупные города с диверсифицированной экономической структурой.

В пределах собственных прерогатив и компетенции городскому сообществу целесообразно иметь выверенные приоритеты стратегий развития в интересах жителей и решать проблемы, опираясь на имеющийся стратегический потенциал.

Стратегический, социально-экономический и ресурсный потенциал Тамбова в геополитическом, социально-демографическом, экологическом, экономическом, инновационно-технологическом, архитектурно-градостроительном, финансовом и инвестиционном аспектах включает имеющиеся и будущие возможности города и его агломерации.

Для устойчивого экономического роста города в целом важно, чтобы в нем продолжали формироваться и получили дальнейшее развитие направления, наиболее эффективно использующие:

выгодное срединное географическое и геополитическое положение Тамбова;

центральное его положение в обширной сельскохозяйственной зоне;

развивающиеся транспортные коммуникации и средства связи;

технологический потенциал промышленности города;

потенциал науки и научного обслуживания в научно-исследовательских организациях, высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, а также конструкторских и проектно-технологических организациях;

систему уникальных наукоемких технологий - промышленных, сельскохозяйственных, организационных, биогенетических, химических, информационных, образовательных и т.д.;

экономическую активность населения Тамбова и значительную долю в нем высокообразованных и квалифицированных жителей;

развитый рынок труда на территории города;

мощный многопрофильный и многоуровневый образовательный комплекс города;

творческие достижения в сфере художественной культуры и искусства, особенно музыкально-исполнительского;

развитие банковской системы и всевозможных финансовых институтов;

сложившуюся базу оптовой и розничной торговли;

функции административного центра Тамбовской области с наличием федеральных административных структур;

градостроительный потенциал Тамбова.

Чтобы задействовать перечисленные преимущества Тамбова в полной мере, потребуется мобилизация всего городского сообщества на принципах стратегического партнерства, создание системы управления приоритетными направлениями, формирование у жителей отношения к городу как к своему дому, хозяйского подхода ко всему, что создано в нем прежде и создается вновь, восприятия городской среды как культурно-исторического наследия, которое нужно сохранить, развить и передать будущим поколениям. Необходимо также решение задач надежного функционирования городского хозяйства, совершенствования нормативной базы хозяйственного регулирования, восстановления и развития инженерной и социальной инфраструктуры.

Устойчивое развитие города требует систематической работы по пополнению и рациональному использованию имеющихся градостроительных ресурсов, совершенствованию функциональной организации Тамбова и его объемно-планировочной структуры, постоянному воспроизводству инженерной и транспортной инфраструктуры, расширению зеленого фонда и систем рекреации, содержания и улучшения жилищно-коммунального фонда и городской коммунально-хозяйственной системы.

Стратегия разработана с учетом современного геополитического и социально-экономического состояния города Тамбова и призвана сформировать основные цели и приоритеты развития, механизмы достижения поставленных целей, а также набор политик, направленных на формирование задач и механизмов их реализации.