РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


О программе "Реформирование региональных
финансов Тамбовской области на 2006-2008 годы"

Принят Тамбовской областной Думой 28 октября 2006 года


Статья 1

Утвердить программу "Реформирование региональных финансов Тамбовской области на 2006-2008 годы" согласно приложению.

Статья 2

Администрации области при формировании областного бюджета на 2007-2008 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных программой "Реформирование региональных финансов Тамбовской области на 2006-2008 годы", и ежегодно уточнять размер выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей областного бюджета.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев  

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин  


г.Тамбов
31 октября 2006 г.
N 93-З


 Приложение
к Закону Тамбовской области
от 31 октября 2006 года
N 93-З

ПРОГРАММА
"Реформирование региональных финансов
Тамбовской области на 2006 - 2008 годы"


Паспорт программы "Реформирование региональных финансов Тамбовской области на 2006-2008 годы"

Наименование Программы

-

"Реформирование региональных финансов Тамбовской области на 2006 - 2008 годы"

Основание для разработки

-

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 года N 2 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов"; постановление администрации области от 30 мая 2005 года N 441 "О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и сообщения главы администрации области о положении в области и основных направлениях ее социально-экономического развития на 2005 год и среднесрочную перспективу"

Государственный заказчик

-

Администрация Тамбовской области

Основной разработчик

-

Финансовое управление Тамбовской области

Цель Программы

-

Создание благоприятных условий для социально-экономического развития области;
переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат;
повышение эффективности деятельности всех уровней власти

Основные задачи

-

Повышение качества управления общественными финансами области;
повышение прозрачности системы региональных и местных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности;
модернизация бюджетного процесса, связанная с внедрением новых информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля;
обеспечение реалистичности областного бюджета, выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;
внедрение передовых методов управления финансами, включая переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат;
внедрение системы стандартизации предоставляемых бюджетных услуг и среднесрочного финансового планирования;
реализация административной реформы;
обеспечение обоснованного распределения финансовых ресурсов региона по его территории, создание стимулов и равных условий для развития муниципальных образований;
создание системы управления кредиторской и дебиторской задолженностью

Срок реализации
Программы

2006-2008 годы

Основные направления
Программы





-

Реформа бюджетного процесса и управления
расходами;
внедрение принципов бюджетного
планирования, ориентированного на результат;
проведение административной реформы;
реформирование государственного сектора экономики;
совершенствование системы финансирования
инвестиций;
создание условий для развития доходной базы
области;
совершенствование долговой политики;

совершенствование межбюджетных отношений.

Исполнители Программы

Администрация области, финансовое управление области, управление экономической политики администрации области, органы исполнительной власти области, областные государственные учреждения, научные и иные организации, привлекаемые администрацией области

Объемы, источники финансирования

-

177 878,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета Тамбовской области - 35 563,0 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 142 315,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты

-

Совершенствование нормативной правовой базы области по основным направлениям реформирования региональных финансов области;

утверждение порядка и плана перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций и формы типового контракта;

утверждение порядка формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов;

прохождение независимой экспертизы всех проектов законов в финансово-бюджетной и налоговой сферах;

утверждение процедуры мониторинга кредиторской задолженности, в том числе бюджетных учреждений и унитарных предприятий;

непревышение объема кредиторской задолженности среднемесячных расходов областного бюджета;

формирование расходов на очередной финансовый год с учетом результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг;

законодательное утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг по видам бюджетных услуг (культура, образование, здравоохранение, социальная политика);

утверждение порядков разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов;

утверждение порядка разработки, утверждения и реализации областных целевых программ, внедрение механизма оценки и мониторинга областных целевых программ;

утверждение методики формирования среднесрочного финансового плана;

регулирование всех расходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований нормативными правовыми актами Тамбовской области и муниципальных образований;

назначение специалистов на вакантные должности государственной гражданской службы на конкурсной основе, прохождение не менее 50% государственных гражданских служащих области курсов повышения квалификации не реже чем раз в три года;

уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги составит более 95%;

утверждение системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения (переработки) реализации инвестиционных проектов;

установление объема дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в размере, не превышающем 3% доходов областного бюджета;

установление объема налоговых льгот в размере менее 5% доходов областного бюджета;

утверждение порядка мониторинга деятельности предприятий в сфере малого предпринимательства;

обеспечение публичности информации об объектах, находящихся в государственной собственности области;

приведение в соответствие утвержденной системе критериев для сохранения государственных унитарных предприятий не менее 90% государственных унитарных предприятий и организаций;

осуществление всех гарантий, предоставляемых областью в соответствии с утвержденной формализованной процедурой конкурсного отбора претендентов на получение гарантии с предоставлением по всем выдаваемым гарантиям залога для их полного обеспечения;

утверждение методики распределения средств Фонда софинансирования социальных расходов, в рамках которой производится перераспределение средств, с учетом региональных нормативов;

не менее 80% расходов на предоставление финансовой помощи осуществлять по утвержденным методикам;

утверждение порядка оценки инвестиционных проектов с учетом бюджетной и социальной эффективности, сроков реализации проектов и соответствующих приоритетов;

отсутствие просроченной задолженности муниципальных образований по предоставленным бюджетным кредитам;

утверждение порядка применения результатов мониторинга оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований при предоставлении финансовой помощи

Система организации контроля за исполнением

-

Контроль за реализацией программы осуществляет глава администрации области, Тамбовская областная Дума, комиссия по повышению результативности бюджетных расходов, руководители органов исполнительной власти области по соответствующим направлениям программы реформирования

 

1. Введение

1.1. Общие положения

В Тамбовской области на протяжении последних лет последовательно ведется работа по совершенствованию системы управления общественными финансами. С 2000 года на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства переведен областной бюджет, а также и все местные бюджеты. Постоянно совершенствуется нормативная база региона по вопросам финансов. В 2004 году приняты постановления администрации области о создании комиссии по результативности бюджетных расходов, о проведении мониторинга бюджетного сектора экономики, в 2005 году приняты постановления по порядку ведения реестра расходных обязательств Тамбовской области, по ведению мониторинга соблюдения муниципальными образованиями области требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами муниципальных образований области, по повышению результативности бюджетных расходов. В 2005 году в новой редакции был принят Закон области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области", а также Закон области "О межбюджетных отношениях в Тамбовской области".

Однако многое еще предстоит сделать для того, чтобы добиться создания качественно новой системы управления общественными финансами. На реализацию этой задачи и будут направлены мероприятия программы реформирования региональных финансов Тамбовской области (далее - программа).

Настоящая программа призвана обеспечить рост качества жизни населения, удовлетворенность граждан деятельностью государства, рост качества бюджетных услуг, создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение устойчивого динамичного развития региона, достижение результативности использования бюджетных ресурсов при реализации задач, стоящих перед органами государственной власти области.

Основным способом достижения поставленных целей является практическая реализация принципов ответственной бюджетной политики и четкое выполнение мероприятий, запланированных в рамках настоящей программы.

Большое внимание будет уделено открытости и прозрачности осуществляемых преобразований. Наряду с вновь принятыми законодательными и нормативными актами, иные значимые результаты деятельности органов исполнительной власти Тамбовской области будут публиковаться в печатных средствах массовой информации (далее - СМИ) и размещаться в сети Интернет. Это приведет к постепенному формированию механизмов гражданского контроля за деятельностью законодательной и исполнительной власти и к реальному участию общественности в формировании экономической политики региона.

Предлагаемая программа реформирования региональных финансов Тамбовской области разработана на основе приоритетов развития региональных финансов Тамбовской области исходя из сложившегося их состояния и направлена на реформирование системы управления региональными финансами Тамбовской области.

1.2. Краткая характеристика социально-экономического положения Тамбовской области


Тамбовская область в составе Российской Федерации образована в 1937 году. Область расположена в южной части Восточно-Европейской равнины и занимает центральную часть Окско-Донской низменности. Среди других областей, краев и республик России Тамбовская область имеет площадь в 34,3 тыс. кв.км и занимает по размеру территории 59 место. Область граничит на западе - с Липецкой областью, на севере и северо-западе с Рязанской областью, на востоке и юго-востоке - с Пензенской и Саратовской областями, на юге - с Воронежской областью. Тамбовская область входит в состав Центрального федерального округа

Численность населения на 1 января 2006 года составила 1130,4 тыс. человек, в том числе городского - 651 тыс. человек (57,6%), сельского - 479,4 (42,4%). В состав области входят 23 муниципальных района, 7 городских округов. Областной центр - город Тамбов - имеет численность населения 284,5 тыс. человек.

Рельеф области - низменная равнина с преобладающей высотой около 150 м над уровнем моря. Регион располагает значительными водными ресурсами. По его территории протекает 1400 рек, речек и ручьев. Наиболее крупные реки, длиной более 200 км: Цна (бассейн р.Волга), Ворона, Битюг, Воронеж и Савала (бассейн р.Дон).

На территории области преобладают черноземные почвы. Покрытые лесной растительностью земли области составляют 358 тыс. га. Общая лесистость - 10,4%; основные породы - сосна, дуб, береза, осина, ольха.

Географическое положение области благоприятно для развития хозяйственной деятельности. Занимая северо-восток Центрально-Черноземного экономического района, она пересекается важными железными и автомобильными дорогами, связывающими ее с Центральной Россией, Поволжьем, Югом и Западом страны в единое целое. Удобство транспортных связей благоприятствует получению необходимого сырья, топлива и оборудования и вывозу производимой продукции. В области имеются большие запасы суглинков и глин для производства красного кирпича, черепицы, керамики и керамзита. Разведано по промышленным категориям 317 месторождений, 13 видов твердых полезных ископаемых и 2 вида подземных вод.

Экономика

За последние шесть лет область вышла на устойчивую динамику социально-экономического развития, опережающую многие среднероссийские показатели. За 2000-2005 годы прирост валового регионального продукта составил 53,6% (прирост валового внутреннего продукта по России - 48,1%), валовой продукции сельского хозяйства - 37,5% (по России - 25,3%). Инвестиции в основной капитал увеличились в 3,5 раза (по России - на 83,4%).

Реализация инвестиционной политики администрацией области позволила существенно изменить положение дел в этой сфере. За 2005 год объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 14,3 млрд. рублей с темпом роста, увеличившимся относительно соответствующего периода предыдущего года на 16,3% (по России - 10,7%).

Приоритетными направлениями для вложения инвестиций являются высокотехнологичные производства, обеспечивающие глубокую переработку сырья и снижение энергоемкости производства, сочетающие высокую добавленную стоимость и инновации, обеспечивающие экологическую безопасность области.

Наибольший объем инвестиций в основной капитал осваивался на строительстве следующих объектов: завода по производству концентрированных соков, производства этилового спирта на 10 тыс.дал в сутки, цеха рафинации, дезодорации и разлива подсолнечного масла в полиэтиленовые бутылки мощностью 4000 бутылок в час, цеха по ремонту пассажирских вагонов, реконструкции автодороги "Тамбов - Шацк" (36 - 40 км), а также на объектах социальной сферы - городской больницы им.Архиепископа Луки (детский корпус), здании областной бывшей земской больницы (реконструкция), реконструкции драмтеатра и театра кукол и др.

В 2005 году введено в действие 350,21 тыс. кв.м общей площади жилых домов (112,6% к соответствующему периоду 2004 года), в том числе за счет средств индивидуальных застройщиков - 221,66 тыс. кв.м (137,1% к январю-декабрю 2004 года).

Построено 6 общеобразовательных школ на 997 ученических мест, детский сад на 50 мест, больница на 54 койки, спортзал на 278 кв.м в детском доме, гостиница на 34 места, библиотека на 50 тыс. томов книжного фонда, пристройка к дому-интернату для ветеранов труда на 50 мест.

За счет всех источников финансирования введено в действие 823,1 км газовых сетей, отводов от них и сетей, газифицировано 15,5 тыс. квартир.

Построено и реконструировано 27,65 км автомобильных дорог, 5,11 км тепловых сетей, 2,11 км канализационных сетей, 40,16 км водопроводных сетей.

Сданы в эксплуатацию: цех по производству 1604 колесных пар в год, пекарня на 2,1 тонн в сутки хлебобулочных изделий, зерносушилки стационарные на 16 и 30 тонн в час, мельничный цех на 100 тонн переработки зерна в сутки, торговые предприятия площадью 3,46 тыс. кв.м, административные здания на 12,4 тыс. кв.м. Введены в эксплуатацию две модульные котельные мощностью 2,69 Гкал в час, комплекс сооружений и коммуникаций запаса воды на 8,23 тыс. куб.м в сутки. Увеличены мощности подвижной радиотелефонной связи на 30 тыс. номеров и автоматической телефонной связи на 1,84 тыс. номеров.

Вместе с тем, результаты развития отдельных отраслей экономики за 2005 год свидетельствуют о противоречивых тенденциях в социально-экономической сфере региона. Преобладающим в структуре валового регионального продукта является производство услуг, производство товаров имеет стойкую тенденцию к уменьшению.

Промышленное производство области обеспечивает в среднем 17-18% валового регионального продукта. Промышленность представлена такими отраслями, как машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, электроэнергетическая и пищевая. На их долю приходится около 90 процентов промышленного производства области.

2005 год характеризовался невысоким темпом роста промышленного производства, индекс промышленного производства составил за прошедший год всего 102,5 процента. За анализируемый период возросли объемы при производстве:

- пищевых продуктов, включая напитки, и табак - на 7,1% за счет увеличения выпуска сахара-песка (на 25%), водки и ликероводочных изделий (в 2,1 раза), цельномолочной продукции (в 2,1 раза), муки (на 27,5%) и колбасных изделий (на 16,3%);

- текстильной и швейной продукции - на 19,5% (рост выпуска трикотажных изделий на 32,2%);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»