РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О внесении изменений в областную программу "Модернизация
системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы"
Принят Тамбовской областной Думой 23 декабря 2004 года
______________________________________________________
Утратил силу с 11 июля 2008 года - Закон Тамбовской области от 02 июля 2008 года N 404-З.
______________________________________________________
Статья 1
Внести в областную программу "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы", утвержденную Законом Тамбовской области от 29.10.2003 N 164-З "Об областной программе "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы" (газета "Тамбовская жизнь", 2003, 11 ноября) следующие изменения:
1) в разделе 3.2.2 подпрограммы "Совершенствование структуры и содержания общего образования" части третьей программы:
пункт 2.6 изложить в следующей редакции:
"2.6. Обеспечение образовательных учреждений школьными учебниками, учебно-методическими комплектами, образовательными программами, методическими рекомендациями, наглядно-иллюстративными и другими пособиями";
дополнить пунктом 2.9 следующего содержания:
"2.9. Проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций школьников регионального, всероссийского и международного уровня";
2) в разделе 3.9.2 подпрограммы "Социальная защита работников образования на 2004-2008 годы" части третьей программы:
подраздел 1. "Повышение социального статуса педагогических работников" изложить в следующей редакции:
"1. Социальная защита работников образования:
1.1. Проведение мероприятий, направленных на повышение мотивации высокопрофессионального труда и повышение уровня профессиональной подготовки педагогических работников;
1.2. Проведение мероприятий по оздоровлению работников образования";
3) дополнить часть третью программы "Областные целевые подпрограммы" разделами 3.12, 3.13 и 3.14, изложив их в следующей редакции:
"3.12 Паспорт областной целевой подпрограммы "Содействие инновационному
развитию системы образования на селе на 2005 - 2008 годы"
Наименование подпрограммы | Областная целевая подпрограмма "Содействие инновационному развитию системы образования на селе на 2005- 2008 годы" |
Государственный заказчик подпрограммы | Администрация Тамбовской области |
Основание для разработки подпрограммы | Закон Российской Федерации от 13.01.1996 N 12-ФЗ "Об образовании" Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р) Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 N 871) Постановление Администрации Тамбовской области от 08.06.2004 N 520 "О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и постановления Тамбовской областной Думы от 23.04.2004 N 760 "О сообщении главы администрации области о положении в области и основных направлениях ее социально-экономического развития" |
Основные разработчики подпрограммы | Управление образования Тамбовской области
|
Цель подпрограммы | Создание условий для устойчивого развития инновационных процессов, связанных с реструктуризацией учреждений образования, расположенных в сельской местности. |
Задачи подпрограммы | Проведение эффективной региональной политики по государственной поддержке муниципальных образований; |
Сроки реализации подпрограммы | 2005-2008 годы I этап (2005- 2006 г.г.) - осуществление мер по: - совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы преобразований в социальной сфере села; - государственной поддержке и стимулированию реализации инновационных проектов, способствующих созданию новых моделей реструктуризации учреждений социальной сферы. На этом этапе предполагается создание сельских комплексов в качестве экспериментальных моделей. II этап (2007-2008 г.г.) - продолжение реализации мер социального характера, закрепляющих позитивные изменения, достигнутые на I этапе реализации подпрограммы. На этом этапе предусмотрена реализация комплекса мер по разработке механизмов переноса апробированных моделей комплексов на другие территориальные образования и переход к их планомерному устойчивому развитию на основе реализации целей и задач подпрограммы. |
Объем и источники финансирования подпрограммы | Объем финансирования (тыс. руб.) за счет средств:
|
Средства федерального бюджета - 50%, Средства областного бюджета - 20%, Средства местных бюджетов - 30% Объемы финансирования за счет средств областного бюджета будут ежегодно уточняться, исходя из возможностей областного бюджета соответствующего года. Средства федерального и местных бюджетов определены расчетным путем. Областного бюджета по годам: 2005 г. - 14000,0 2006 г. - 14000,0 2007 г. - 14000,0 2008 г. - 14000,0 местных бюджетов по годам: 2005 г. - 7000,0 2006 г. - 13000,0 2007 г. - 25000,0 2008 г. - 25000,0 Структура источников финансирования для реализации подпрограммы в процентном отношении следующая: | |
Ожидаемые конечные результаты | Реализация подпрограммы позволит перевести систему образования на селе из режима функционирования в режим развития и обеспечить создание условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала жителей сельской местности. К количественным показателям относится разработка и практическая реализация более 50 конкретных проектов реструктуризации учреждений социальной сферы во всех сельских территориях Тамбовской области. |
Контроль за исполнением подпрограммы | Областная Дума |
Исполнители Программы | Администрация области Органы исполнительной власти области |
3.12.1. Областная целевая подпрограмма "Содействие инновационному
развитию системы образования на селе на 2005 - 2008 годы"
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Важнейшим приоритетом реализации федеральной и региональной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего в образование и здравоохранение, культуру и социальную защиту населения.
Сельская школа, работающая в режиме развития, становится важным фактором подготовки трудовых ресурсов аграрного сектора страны, развития культуры села, решения демографических проблем в деревне, социально-педагогической поддержки сельских жителей.
В качестве основных проблем, присущих сельской школе и подлежащих решению, выделяются:
- наличие малокомплектных высокозатратных школ, не обеспечивающих необходимый уровень качества образования, аварийность сельских школ в отдельных населенных пунктах;
- недоступность дошкольных образовательных услуг для широких слоев населения;
- несбалансированность потребностей экономики в кадрах со структурой образовательных учреждений;
- слабая материально-техническая база учреждений образования, интернатных учреждений.
Модернизация сельской школы взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и осуществляется в контексте основных принципов образовательной политики в России, которые определены в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности; Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.
Вместе с тем, стратегически важным является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов, формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. Эти цели являются приоритетными в федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (на 2002-2010 годы и до 2015 года)".
Ведущей идеей подпрограммы выступает идея развития, которая направлена на качественные преобразования учреждений социальной сферы села путем творческой реализации внутреннего потенциала ее составляющих, резервов и эффективного использования ресурсов области. Качественные преобразования социальной сферы необходимы во всех ее подсистемах.
Основной организационной структурой выступает комплекс, объединяющий на ассоциативной основе общеобразовательные учреждения с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, а также с объектами социальной сферы, расположенными в сельской местности.
Основополагающая идея комплекса заключается в интеграции культурно-образовательных ресурсов района для полноценного и всестороннего воспитания и образования детей и молодежи, социализации личности на основе эффективного использования кадровых, культурных, материальных возможностей социума.
Школа как основной социальный институт, оказывающий наибольшее влияние на становление личности и социализацию индивидуума в современном обществе, должна стать системообразующим звеном данного комплекса вследствие того, что:
- социум создает, учреждает школу как социальную организацию, дает ей определенный статус, компетенцию, права и обязанности, дает оценку ее деятельности;
- жизнедеятельность школы всегда происходит на фоне, который образует социум;
- общество всегда создает определенную социальную ситуацию развития детей и подростков, которая во многом предопределяет возможности и ограничения работы школы и системы образования в целом;
- социальная среда является источником выдвижения требований к школе, формирует и предъявляет социальный заказ на образование, всегда имеет определенные ожидания от школы;
- социальная среда может выступать источником необходимых для нормальной жизнедеятельности школы ресурсов.
Создание таких комплексов требует консолидации ресурсов многих действующих федеральных и областных целевых программ и концентрации ресурсов, которые будут направлены адресно на поддержку муниципальных образований.
Подпрограмма рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности, и на этой основе осуществляется уточнение как методологии отбора территорий, так и содержания программных материалов.
Механизм решения задач изложен в виде системы мер государственной социальной, бюджетной и инвестиционной политики, нацеленной на адресную поддержку муниципальных образований. Неотъемлемой частью подпрограммы является организация управления ее реализацией, координация действий участников и контроль за ходом выполнения поставленных задач.
Эффективность затрат на реализацию подпрограммы обеспечивается путем согласования федеральных, региональных и муниципальных интересов при разработке соответствующих мероприятий.
Основные цели и задачи подпрограммы
Создание условий для устойчивого развития инновационных процессов, связанных с реструктуризацией учреждений образования, расположенных в сельской местности.
Проведение эффективной региональной политики по государственной поддержке муниципальных образований.
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы
Федеральное финансирование подпрограммы может осуществляться через Фонд регионального развития и федеральные отраслевые программы и проекты.
Финансирование из средств областного бюджета происходит за счет объединения соответствующих частей областных отраслевых программ и в большей степени направлено на решение задач, связанных с научно-методическим и информационным обеспечением, разработкой проектно-сметной документации, подготовкой кадров к овладению программно-целевым методом управления.
Муниципальное финансирование осуществляется из местных бюджетов в объемах равных или превышающих средства, запрашиваемые из федерального и областного бюджетов.
Основной подход к финансовому обеспечению подпрограммы на муниципальном уровне заключается в перераспределении средств, сэкономленных в социальной сфере в результате оптимизации материально-технической базы сельских учреждений социальной сферы.
Взаимодействие с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечивает администрация области самостоятельно либо через органы исполнительной власти.
Практическая реализация подпрограммы
В ходе реализации подпрограммы целесообразно провести инвентаризацию всех объектов социальной сферы, действующих нормативных правовых актов, форм и методов управления социально-экономическим развитием территорий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления исходя из оценки выполнения запланированных преобразований с точки зрения их социальной и экономической эффективности и финансирования из всех источников.
Результаты анализа включаются в систему мониторинга оценки эффективности практической реализации проектов. Разрабатывается законодательная и нормативная правовая база проводимых преобразований в социальной сфере, готовится проектно-сметная документация на создание сельских комплексов в качестве экспериментальных моделей и их практическая реализация.
К научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности отнесены:
- разработка методики отбора проектов подпрограммы;
- создание базы данных финансируемых объектов;
- создание автоматизированной системы отслеживания динамики реализации проектов с целью оптимального управления подпрограммой;
- разработка системы мониторинга в качестве информационного механизма выполнения подпрограммы.
Ожидаемые конечные результаты
Оценка социальной эффективности:
- перевод системы образования на селе из режима функционирования в режим развития;
- повышение качества и доступности образования не только для учащихся, но и для других категорий граждан, проживающих в сельской местности;
- активизация взаимодействия власти, бизнеса и населения в каждом муниципальном образовании;
- снижение негативных социальных явлений в молодежной среде в результате расширения спектра социальных и образовательных услуг, повышения воспитательной направленности работы комплексов;
- превращение муниципальных образований области в динамично развивающиеся и инвестиционно привлекательные территории.
Оценка экономической эффективности:
- создание сбалансированной сети образовательных учреждений, учреждений культуры и других объектов социальной сферы;
- оптимизация экономических составляющих образовательного, развивающего и оздоровительного процессов за счет оказания дополнительных услуг жителям населенных пунктов;