ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
21 октября 2011 года № 311-р
Об утверждении Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы
В соответствии со статьями 31 и 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»:
1. Утвердить прилагаемую Программу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы.
2. Определить министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (Гридасова) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в 2011 году.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на аппарат Правительства Самарской области (Бендусова).
4. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора - председателя Правительства Самарской области
А.П. Нефёдов
Утверждена
распоряжением Правительства Самарской области
от 21.10.2011 №311-р
Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы
(далее - Программа)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ | - | Программа поддержки социально ориенти-рованных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 - 2012 годы |
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ | - | постановление Губернатора Самарской области от 02.09.2010 № 71 «Об утверждении Плана реализации в Самарской области Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ | - | аппарат Правительства Самарской области |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ | - | целью Программы является повышение устойчивости и эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в решении социальных проблем и развитии гражданского общества в Самарской области. |
СРОКИ И ЭТАПЫ | - | 2011 - 2012 годы. |
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ | - | доля средств бюджета Самарской области, направляемых на государственную поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; |
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ | - | объем финансирования Программы составит Указанные положения не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. |
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ | - | достижение основных целевых индикаторов (показателей) Программы |
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | контроль за ходом реализации Программы осуществляет аппарат Правительства Самарской области. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики; равноправный общественный диалог по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений и обеспечивают общественный консенсус по основным вопросам развития России.
Новая модель развития общества, обеспечивающая высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам, включает:
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта, образования и науки, здравоохранения и культуры, пенсионной системы и оказания социальных услуг и др.;
повышение роли институтов гражданского общества в устойчивом развитии сельских территорий;
развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций и механизмов общественной экспертизы готовящихся решений;
содействие развитию практики благотворительной и добровольческой деятельности граждан и организаций;
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций.
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1054-р, и Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» конкретизировали основные цели и задачи государственной политики, направления содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности и формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей территорий отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить в 2011 году региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Самарская область в Приволжском федеральном округе занимает 1-е место по количеству зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций (не являющихся бюджетными и автономными учреждениями) (далее также - НКО) и 2-е место в пересчете количества зарегистрированных НКО на количество жителей (1 НКО на 550 человек). Ежегодно регистрируются в среднем 370 новых НКО.
По состоянию на 15.06.2011 в ведомственном реестре Управления министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области зарегистрированы 5638 негосударственных некоммерческих организаций.
По организационно-правовой форме к социально ориентированным некоммерческим организациям относятся 94% зарегистрированных НКО в Самарской области (около 5300 организаций). К числу действующих, с учетом данных о предоставлении отчетности в регистрирующий орган, можно отнести не менее 4100 организаций (78% НКО).
По организационно-правовым формам среди НКО преобладают общественные объединения граждан (общественные организации, общественные движения, общественные фонды и учреждения), которые составляют 34% всех зарегистрированных социально ориентированных НКО; негосударственные некоммерческие организации (некоммерческие учреждения, некоммерческие и благотворительные фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства и ассоциации (союзы) юридических лиц) составляют 33%; профсоюзы - 13%, религиозные организации - 10%, территориальные общественные самоуправления - 2%, другие организационно-правовые формы - 7%.
Территориальное распределение социально ориентированных НКО в Самарской области традиционно для Российской Федерации: подавляющее большинство зарегистрированы в областном центре и втором по величине городе - Тольятти (74%), на долю остальных 8 городов области приходится 11%, а на территории 27 сельских районов зарегистрированы 15% НКО (при этом значительную их часть составляют местные отделения региональных организаций инвалидов различных категорий и ветеранов).
Среди группы социально ориентированных НКО в Самарской области, учтенных в ведомственном реестре Управления министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, 32% составляют религиозные организации, профсоюзы и органы территориального общественного самоуправления, в уставных документах которых стандартно отражены такие виды социально-ориентированной деятельности, как благотворительная деятельность и деятельность, направленная на решение социальных проблем и социальную поддержку и защиту граждан.
Среди социально ориентированных НКО других организационно-правовых форм 15% имеют выраженную целевую группу и 31% - конкретное направление деятельности, в явном виде отраженное в наименовании организации и в уставе. Содержание деятельности 22% НКО без специальных исследований сегодня определить невозможно.
По целевым группам доминируют организации, ориентированные на поддержку инвалидов разных возрастов (36%), детские и молодежные объединения и организации в поддержку детей и молодежи (34%), объединения ветеранов и пенсионеров различных категорий (12%). Заметно активизировавшиеся в последнее время общества и клубы охотников и рыболовов составляют всего 6%, как и национально-культурные объединения. Женские объединения и организации, ориентированные на поддержку женщин и семьи, составляют чуть более 4%. Объединения автомобилистов и автолюбителей, ярко демонстрирующие свою деятельность в Москве и ряде региональных центров, составляют 3% в данной группе (или 0,39% от всех зарегистрированных социально ориентированных НКО региона).
Среди социально ориентированных НКО с выраженным направлением деятельности преобладают негосударственные образовательные учреждения и организации, ориентированные на развитие образования и науки - 28%; спортивные объединения и организации, деятельность которых направлена на развитие спорта и физической культуры - 23%. Другие направления социально ориентированной деятельности представлены гораздо меньшим количеством социально ориентированных НКО: в области культуры, истории и искусства работают 11%; защиты прав человека (включая права потребителей, вкладчиков, дольщиков и т.п.) - 5% (без учета адвокатских бюро); охраны природы и решения экологических проблем - 2%.
Более 65% социально ориентированных НКО (2700 организаций) имеют основной целью деятельности предоставление услуг и пособий гражданам (т.е. относятся к категории некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства).
Социально ориентированные НКО в Самарской области являются организациями немногочисленными - до 100 членов объединяют более 50% организаций. Более многочисленные организации, как правило - членские, в которых небольшой штат постоянных сотрудников и несколько десятков добровольцев постоянно занимаются привлечением ресурсов для оказания помощи и поддержки большинству членов - благополучателей.
Особенно ярко демонстрируют недостаточность постоянных кадров в социально ориентированных НКО организации, обслуживающие домашние хозяйства. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области за 2009 год, на каждую такую организацию в среднем приходилось 1,2 единицы штатных сотрудников и 1,3 единицы добровольцев.
Социально ориентированные НКО в Самарской области для реализации уставных целей и осуществления социально ориентированной деятельности используют различные источники финансирования: взносы учредителей и членов организации, пожертвования от коммерческих компаний и частных лиц, гранты и пожертвования от российских и международных НКО, поступления из регионального и местных бюджетов, доходы от собственной хозяйственной деятельности. Структура доходов НКО постоянно меняется, в первую очередь, в зависимости от внешних обстоятельств. Так, в 2007 году, когда НКО могли участвовать в конкурсах социальных проектов Приволжского федерального округа, Общественной палаты Российской Федерации, ряда российских благотворительных фондов, до 50% активно работающих организаций привлекали средства именно из этих источников. В 2009 году, когда количество доступных для НКО в Самарской области конкурсов резко сократилось, этот источник использовали уже только 10% организаций. Средства областного и местных бюджетов для социально ориентированных НКО в Самарской области на протяжении последних десяти лет остаются приоритетным источником финансирования деятельности, но доля социально ориентированных НКО, привлекающих эти средства, также значительно сократилась - с 73% в 2007 году до 23% - в 2009 году (по опросам руководителей НКО). Аналогично снизилась для НКО доступность и к другим источникам финансирования, поэтому организации вынуждены вводить и/или увеличивать членские и учредительские взносы (в 2009 году этот источник стал таким же значимым, как и средства бюджетов различных уровней) и развивать платные услуги (доходы от собственной деятельности).
При этом общий объем средств, привлекаемых одной организацией на финансирование своей деятельности, остается крайне незначительным: в группе социально ориентированных НКО, обслуживающих домашние хозяйства, в 2007 году он составлял около 189 тысяч рублей, в 2009 году сократился до 109 тысяч рублей. Очевидно, что экономический кризис отразился негативно и на их деятельности. При этом надо учитывать, что у социально ориентированных НКО крупных городских округов гораздо шире возможности доступа к информации о конкурсах, бюджетных программах, благотворительных программах коммерческих структур и больше возможностей обучиться разработке социальных проектов, правилам участия в конкурсах на получение государственного и муниципального заказа и т.п., поэтому именно они в первую очередь используют максимально возможное количество источников и привлекают наибольшие объемы средств. В малых городских округах и муниципальных районах немногочисленные НКО осуществляют свою деятельность преимущественно за счет очень скромных по объемам пожертвований местного бизнеса и поступлений из местных бюджетов.
Таким образом, необходимо констатировать, что сектор социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций в Самарской области развит сегодня не вполне достаточно:
- незначительное число социально ориентированных НКО, зарегистрированных в малых городских округах и муниципальных районах, их малочисленность и ограниченность возможностей доступа к внебюджетным источникам финансирования деятельности не позволяют местным организациям оказывать какое-то заметное влияние на устойчивое развитие территорий;
- слабо обеспечены деятельностью социально ориентированных НКО такие социальные сферы, как здравоохранение и социальная защита граждан (социальные услуги), поддержка женщин и семьи; культура; охрана природы и решение экологических проблем; защита прав человека;
- слабая обеспеченность кадрами и незначительные объемы привлекаемых средств НКО, обслуживающими домашние хозяйства, не позволяют им существенно влиять на восполнение дефицита услуг для граждан, тем более выступать конкурентами в предоставлении услуг бюджетным учреждениям и коммерческим фирмам.
Важнейшим показателем развития гражданского общества и специфическим ресурсом сектора социально ориентированных НКО является добровольчество. Самарская область располагает достаточно высоким потенциалом для развития добровольчества. По данным социологических исследований, до 46% опрашиваемых граждан готовы участвовать в благотворительных инициативах и мероприятиях по благоустройству, обеспечению безопасности и т.п.
В области в течение последних десяти лет ежегодно проходит акция «Весенняя неделя добра», в которой только в 2010 году приняли участие свыше 300 тысяч добровольцев, оказавшие помощь 550 тысячам ветеранов в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Практически каждая молодежная организация регулярно осуществляет добровольческие акции - число молодых добровольцев в 2009 году превысило 42 тыс. человек. При многих центрах социального обслуживания, реабилитационных центрах и центрах помощи семье, которых в Самарской области более 100, действуют постоянные группы добровольцев.
В области зарегистрированы 4 социально ориентированных НКО, специализирующиеся на развитии добровольческой деятельности, центры развития добровольчества в городах Самаре и Тольятти и волонтерские центры, ориентированные на развитие международного добровольчества. Но организацией добровольческой деятельности занимается гораздо больше организаций - только в «Весенней неделе добра» 2010 года участвовали 260 бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты, образования, культуры и спорта, общественные и коммерческие организации.
В то же время необходимо признать, что сегодня в Самарской области необходимо решить ряд проблем в развитии добровольческого движения:
- недостаточно развита корпоративная форма добровольчества среди коммерческих структур;
- отсутствуют общественные советы и/или коалиции социально ориентированных НКО, координирующие добровольческие усилия граждан и некоммерческих организаций, формирующие информационную политику и насыщающие информационное пространство по вопросам добровольчества;
- недостаточно взаимодействие между социально ориентированными НКО и органами власти всех уровней для совместного определения приоритетных направлений добровольческой деятельности;
- большинство социально ориентированных НКО, привлекающих добровольцев, не заключает с ними договоров и никак не документирует объемы и качество добровольческой деятельности; не занимается обучением добровольцев;
- сложившаяся практика поддержки и мотивации добровольцев - публичное выражение признания деятельности наиболее активных из них на ежегодном региональном Форуме добровольцев - недостаточна для эффективного развития добровольчества на всей территории области и во всех эффективных формах;
- недостаточное количество нормативных правовых актов, направленных на развитие добровольчества.
Развитие благотворительности, как и добровольчества, служит универсальным показателем зрелости гражданского общества. В Самарской области более десяти лет действует Закон Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области», предусматривающий налоговые льготы коммерческим организациям - жертвователям и социально ориентированным НКО, получившим статус «Благотворительная организация в Самарской области».
По данным социологических исследований 2003 - 2010 годов, 98% коммерческих организаций, предприятий и корпораций в Самарской области в той или иной степени и в разных масштабах занимаются благотворительностью. Объем благотворительных пожертвований бизнеса зависит в первую очередь от экономической ситуации и существенно снижается в кризисные периоды, но при стабилизации ситуации вновь начинает увеличиваться и в целом отмечается устойчивая тенденция роста объемов средств, направляемых бизнесом на благотворительные цели. При этом культура благотворительной деятельности бизнеса остается достаточно низкой: для большинства коммерческих структур она характеризуется стихийностью, отсутствием продуманных стратегий и механизмов ее осуществления. Компании, для которых благотворительность стала корпоративной, работающей на имидж и стратегические цели бизнеса, когда реализуются целевые долгосрочные программы и действуют бюджетные принципы планирования благотворительных расходов, составляют не более 20%. И лишь единицы наиболее крупных компаний осуществляют системное социальное инвестирование через специализированные благотворительные фонды.
В таких условиях приоритетные направления вложения благотворительных средств, выбираемые большинством бизнес-структур, часто не совпадают с приоритетами социальной политики государства и направлениями деятельности социально ориентированных НКО, что снижает эффективность благотворительных вложений бизнеса и не обеспечивает системного воздействия на социальную ситуацию в местном сообществе и в регионе.
Решению проблемы может способствовать деятельность региональных благотворительных фондов и фондов местного сообщества, технология работы которых априорно предполагает гармонизацию интересов доноров и реципиентов, к числу которых можно отнести не только конкретные категории граждан и НКО, но и государство в целом.
В Самарской области на данный момент ведомственным реестром Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области учтены 280 благотворительных организаций (что составляет около 7% социально ориентированных НКО), подавляющее большинство которых по организационно-правовой форме являются фондами (223). Из них по технологии фондов местных сообществ с разной степенью успешности работают только 6 - в городах Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Самара и Тольятти, и только два фонда получили признание на региональном уровне и сумели преодолеть недоверие по отношению к их деятельности посредников между благотворителем и благополучателем со стороны бизнеса - это «Фонд Тольятти» и региональный благотворительный фонд «Самарская губерния».
Совершенно очевидно, что для развития культуры благотворительности и увеличения объемов средств, вкладываемых коммерческими структурами в благотворительность, необходимо развитие сети фондов местного сообщества в муниципальных образованиях и системная поддержка со стороны государства таких региональных фондов, которые гармонизируют интересы доноров и благополучателей с учетом приоритетов государственной политики в социальной сфере.
Закон Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области» сегодня реализуется не в полной мере. За время его действия всего лишь около 50 НКО подавали заявки на получение статуса «Благотворительная организация в Самарской области» и только 17 его получили. При переходе значительного числа НКО на упрощенную систему налогообложения утрачивается эффект льгот по налогу на имущество и на прибыль организаций в доле, зачисляемой в областной бюджет, но не утрачивается значение статуса как сертификата качества и прозрачности деятельности НКО, подтверждающего ее принадлежность к группе социально ориентированных организаций. За время действия закона льготами по налогу на прибыль коммерческих организаций, зачисляемому в областной бюджет, воспользовались не более 20 коммерческих структур. Основной причиной, по которой коммерческие фирмы недостаточно активно пользуются законом, остается явное противоречие между законодательством и реальной налоговой практикой - доказать свое право на льготы оказывается настолько сложно, что большинство предпринимателей просто не хотят этим заниматься.
Устав Самарской области, наделивший региональные общественные организации правом законодательной инициативы, и Концепция партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества, реализуемая с 2003 года, заложили законодательные основы развития в регионе новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и механизмов общественной экспертизы принимаемых органами власти решений.
В систему, обеспечивающую включение социально ориентированных НКО в мероприятия гражданского контроля и общественной экспертизы, входят Общественный совет при Самарской Губернской Думе; общественные советы при министерстве управления финансами Самарской области, министерстве образования и науки Самарской области; министерстве спорта, туризма и молодежной политики Самарской области; министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области; департаменте труда и занятости населения Самарской области. Более 120 общественных советов и аналогичных им структур действуют при органах местного самоуправления в муниципалитетах региона.
В региональных общественных экспертно-консультативных и совещательных структурах сегодня представлены более 300 социально ориентированных НКО.
Общественную экспертизу разрабатываемых региональных нормативных правовых актов осуществляют 42 члена экспертной комиссии Общественного совета при Самарской Губернской Думе; в общественной экспертизе проектов бюджета Самарской области и отчетов о его исполнении на регулярной основе участвуют 16 представителей социально ориентированных НКО. Процедуры и алгоритм участия общественности в бюджетном процессе Самарской области закреплены в Законе Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области».
Несмотря на очевидные успехи в развитии диалога и сотрудничества региональных органов власти и социально ориентированных НКО по совершенствованию регионального законодательства, повышению качества принимаемых органами власти решений, повышению уровня открытости и прозрачности деятельности сторон в данном направлении, система гражданского участия, общественной экспертизы и мониторинга исполнения законодательства Самарской области и иных решений органов власти в сфере социальной политики еще далека от завершения:
- общественные советы действуют только при 6 структурах органов исполнительной власти региона, являющихся главными распорядителями бюджетных средств (из 28);
- результаты деятельности некоторых общественных совещательных структур мало известны гражданам и не оцениваются с точки зрения эффективности;
- общественная экспертиза охватывает далеко не все сферы социальной политики, общественный мониторинг реализации принятых решений носит эпизодический характер;
- не выработаны стандарты деятельности, критерии оценки эффективности самих общественных советов, общественных экспертов;
- не до конца выработана система обратной связи - информирование общественности о реакциях государственных органов исполнительной власти на предложения и рекомендации членов общественных советов и общественных экспертов.
В Самарской области регулярная государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества осуществляется в соответствии с региональными нормативными правовыми актами:
- законы Самарской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Самарской области» (1998), «О благотворительной деятельности в Самарской области» (1999), «Об общественной палате Самарской области» (2008);
- Концепция партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества (2003).
Доля средств бюджета Самарской области, направляемых на государственную финансовую поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, постоянно растет и по состоянию на конец сентября 2011 года составляет 0,86%. Субсидии некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, предоставляют 7 главных распорядителей бюджетных средств: министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области; министерство здравоохранения и социального развития Самарской области; министерство образования и науки Самарской области; министерство культуры Самарской области; министерство спорта, туризма и молодежной политики Самарской области; департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области; департамент информационных технологий и связи Самарской области. В 2010 году субсидии из областного бюджета получили 183 некоммерческие организации.
Имущественная поддержка социально ориентированных НКО осуществляется, в первую очередь, путем предоставления в пользование государственного имущества - помещений под офисы, возможности пользования офисным оборудованием и средствами коммуникации на базе государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» (46 НКО на постоянной основе и более 100 организаций - для проведения мероприятий) и 23 домов молодежных организаций в муниципальных образованиях (370 молодежных объединений).
Информационная поддержка социально ориентированных НКО включает подготовку и трансляцию циклов областных телевизионных программ по вопросам развития гражданского общества, публикацию материалов о деятельности НКО в национальных периодических изданиях; издание информационных справочников о некоммерческих, религиозных и благотворительных организациях в Самарской области; проведение конкурса журналистских работ о деятельности некоммерческих организаций и др. В этих же целях работает портал государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» и сайт общественной палаты Самарской области, регулярно издается «Вестник общественной палаты Самарской области».
Консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО осуществляется специалистами органов исполнительной и законодательной власти Самарской области по таким темам, как основы законотворческой деятельности, развитие общественных совещательных структур при органах власти. Квалифицированные консультанты со стороны органов государственной власти периодически обучают руководителей и активистов НКО основам социального проектирования и организации деятельности, организации общественной экспертизы и общественного мониторинга целевых бюджетных программ.
Тем не менее 55,2% руководителей НКО, опрошенных в 2010 году, одной из основных проблем в развитии социально ориентированной деятельности называют отсутствие достаточного объема финансирования; 44,8% - низкую информированность населения о деятельности общественных организаций; 41,4% - проблемы с помещениями; 24,1% - нехватку подготовленных кадров. 44,8% руководителей НКО считают основной проблемой отсутствие или недостаток поддержки со стороны органов государственной власти.
Совершенно очевидно, что независимо осуществляемые различными структурами государственных органов исполнительной власти Самарской области действия по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций не достигают необходимого системного эффекта, а разрозненные результаты этой деятельности не позволяют предоставить гражданам, руководителям и активистам социально ориентированных НКО весь объем государственной поддержки их социально ориентированной деятельности.
Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций не может относиться к узкой и исключительной компетенции какого-либо одного государственного органа исполнительной власти. Она может быть эффективно обеспечена только как единое по методическим подходам направление региональной социальной политики, реализуемое всеми органами государственной власти во взаимодействии с органами местного самоуправления и институтами гражданского общества.
Решение вышеобозначенных проблем наиболее эффективно может осуществляться с использованием программно-целевого метода. Настоящая Программа носит комплексный характер и обеспечивает последовательность и результативность в осуществлении мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Самарской области.
2. Виды и формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных Программой
Предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в целях поддержки деятельности, направленной на предоставление ими социальных услуг населению, решение социальных проблем региона и развитие институтов гражданского общества, развитие добровольчества и благотворительности; вовлечение граждан в процесс принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления Самарской области через организацию открытых конкурсов социальных проектов и программ социально ориентированных некоммерческих организаций. Для повышения качества открытых конкурсов социальных проектов и программ НКО предусматривается организация консультирования в целях повышения проектной культуры и квалификации руководителей и добровольцев НКО, государственных и муниципальных служащих по вопросам организации открытых конкурсов социальных проектов, мониторинга и экспертизы реализуемых социальных проектов и программ; привлечения добровольцев и внебюджетных средств для осуществления социально значимой деятельности.
Имущественная поддержка НКО включает передачу в пользование нежилых помещений на долгосрочной (для размещения офиса) или краткосрочной (для проведения отдельных мероприятий) основе безвозмездно или по льготным ставкам арендной платы; обеспечение функционирования государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» и домов молодежных организаций в качестве специализированных ресурсных центров для социально ориентированных НКО.
Предоставление информационной поддержки предусматривает пропаганду и популяризацию деятельности НКО, благотворительной деятельности и добровольчества через освещение на официальных сайтах органов исполнительной власти, в средствах массовой информации; предоставление субсидий НКО на создание и развитие системы информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет; предоставление государственной информационно-телекоммуникационной сети Самарской области для видеоконференций, дистанционных обучающих курсов и других мероприятий НКО безвозмездно или на льготных условиях; поощрение и повышение квалификации журналистов, освещающих деятельность социально ориентированных НКО, благотворительную деятельность и добровольчество; содействие развитию социальной рекламы по приоритетным для развития НКО темам.
Предоставление консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций предусматривает проведение ежегодных конференций «Опыт и проблемы участия граждан в осуществлении местного самоуправления и развитии местного сообщества», форума добровольцев Самарской области, областной ярмарки социальных проектов и услуг НКО «Бизнес и НКО: от диалога к партнерству»; организацию «Школы НКО» по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам деятельности НКО и предоставление субсидий НКО на возмещение затрат, связанных со стажировками и участием в общероссийских мероприятиях и мероприятиях в других субъектах Российской Федерации.
Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации государственной политики в социальной сфере предусматривает совершенствование деятельности общественной палаты Самарской области; общественных совещательных структур при органах государственной власти и местного самоуправления Самарской области посредством организации конкурса «Лучший общественный совет»; реализацию консультационно-образовательной программы по вопросам организации деятельности общественных совещательных структур, развития общественной экспертизы разрабатываемых проектов нормативных правовых актов Самарской области и общественного мониторинга их исполнения; поддержку деятельности постоянной рабочей группы с участием представителей социально ориентированных некоммерческих организаций по мониторингу исполнения и совершенствованию Закона Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области»; совершенствование законодательной базы и практики участия граждан в бюджетном процессе в Самарской области; совершенствование механизмов закупок работ (услуг) социально ориентированных НКО для государственных и муниципальных нужд и порядка предоставления субсидий социально ориентированным НКО - победителям конкурса социальных проектов.
Обеспечение мер, стимулирующих поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и участие в ней граждан и юридических лиц предусматривает размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; организационно-техническую поддержку акции признания благотворительной деятельности «БлагоДарю!» (содействие НКО в публичном выражении благодарности жертвователям на благие цели), совершенствование (включая нормативно-правовое регулирование) механизмов поощрения активных добровольцев в рамках форума добровольцев и лучших руководителей и сотрудников НКО в рамках конкурса «Лучшая НКО Самарской области».
Обеспечение поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на местном уровне предусматривает распространение лучшего опыта муниципальных образований по поддержке НКО; методическую поддержку органов местного самоуправления при разработке и реализации ими мер по поддержке НКО на территориях муниципальных образований; содействие повышению квалификации муниципальных служащих по вопросам поддержки НКО, благотворительности и добровольчества.
Мониторинг и анализ эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций предусматривает проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития НКО; разработку системы финансовых, экономических, социальных показателей деятельности НКО и организацию постоянного мониторинга и анализа уровня развития сектора НКО в Самарской области; регулярный сбор и анализ данных показателей результативности настоящей Программы.
Перечень программных мероприятий, направленных на достижение цели Программы, приведен в приложении 1 к настоящей Программе.