САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
от 11 февраля 2004 года № 6-ГД
Об утверждении областной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области» на 2004-2010 годы
(с изменениями на 6 апреля 2009 года)
Принят Самарской Губернской Думой
27 января 2004 года
_____________________________________________________________________
Изменение:
Закон Самарской области от 08 декабря 2005 г. № 211-ГД
Закон Самарской области от 10 октября 2008 г. № 110-ГД;
Закон Самарской области от 10 ноября 2008 г. № 125-ГД
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД
_____________________________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области» на 2004-2010 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу Закона Самарской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2004 год» в части финансирования мероприятий областной целевой профаммы «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области» на 2004-2010 годы.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие и государственная поддержка малого
предпринимательства в
Самарской области" на 2004 - 2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2010 ГОДЫ
(далее - Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ | - | областная целевая программа "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области" на 2004 - 2010 годы |
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ | - | поручение Губернатора Самарской области от 25 октября 2002 года |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ | - | Правительство Самарской области |
ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ | - | департамент развития предпринимательства Самарской области |
ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ | - | департамент развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | - | цель Программы - создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Самарской области. Задачи Программы: развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, создание районных и межрайонных бизнес-инкубаторов; совершенствование системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности, активное внедрение Интернет-технологий; создание эффективной системы обучения предпринимателей, системы постояннодействующих семинаров для начинающих руководителей малых предприятий, индивидуальных предпринимателей; развитие системы финансовой поддержки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, формирование новых механизмов предоставления гарантий по возврату займов при микрокредитовании, создание условий для распространения лизинга; создание рабочих мест на малых предприятиях для социально незащищенных слоев населения, выпускников средних и специальных учебных заведений; развитие малого предпринимательства ; создание системы продвижения услуг и товаров, произ в муниципальных образованиях водимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки, пропаганда предпринимательства |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | 2004 - 2010 годы (начало финансирования Программы с момента принятия поправок к Закону Самарской области "Об областном бюджете на 2004 год") |
ОСНОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ | - | департамент развития предпринимательства Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ | - | общий объем финансирования составляет 343 671 тыс. рублей, в том числе: в 2004 году - 32 000 тыс. рублей; в 2005 году - 36 190 тыс. рублей; в 2006 году - 40 730 тыс. рублей; в 2007 году - 45 680 тыс. рублей; в 2008 году - 66 251 тыс. рублей; в 2009 году - 57 570 тыс. рублей; в 2010 году - 65 250 тыс. рублей. Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Самарской области; обеспечение среднегодового прироста субъектов малого предпринимательства на уровне 5 - 8 % и увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенной продукции всеми предприятиями области; увеличение количества субъектов малого предпринимательства в муниципальныхобразованиях; активизация деловой активности в удаленных районах и на депрессивных территориях; увеличение выпуска продукции субъектами малого предпринимательства; повышение технического уровня производства малых предприятий; увеличение количества работников малых предприятий и доли населения, работающего на малых предприятиях; повышение эффективности взаимодействия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с хозяйствующими субъектами других регионов России и зарубежными партнерами; развитие негосударственной системы поддержки субъектов малого предпринимательства |
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ | департамент развития предпринимательства Самарской области |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Малое предпринимательство возродилось в России около пятнадцати лет назад. В Самарской области развитию этой отрасли экономики традиционно придается большое значение. В области создана развитая инфраструктура государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, основу которой составляют департамент развития предпринимательства Самарской области (далее - департамент) и муниципальные центры развития предпринимательства. Поддержка предпринимательства реализуется исключительно на программной основе.
По состоянию на 1 октября 2002 года, в Самарской области насчитывалось 131,4 тыс. субъектов малого предпринимательства, что составляет 83,6 % всех коммерческих предприятий области, из них 31,5 тыс. малых предприятий - юридические лица и 99,9 тыс. человек - индивидуальные предприниматели.
Общепризнанным показателем развития сектора малого бизнеса является плотность малого предпринимательства, рассчитанная как число субъектов малого бизнеса в расчете на 1000 жителей. В Самарской области данный показатель составляет 40 субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей, в том числе 10 малых предприятий на 1000 жителей и 30 индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей.
Динамика развития сферы малого бизнеса Самарской области за 1999 - 2002 годы показывает, что количество субъектов малого предпринимательства увеличивалось с 114,1 тыс. в 1990 году до 131,4 тыс. в 2002 году (в среднем на 5 % в год). Увеличение происходило в основном за счет роста числа индивидуальных предпринимателей, количество малых предприятий практически не менялось, исключение составил 2002 год, за который количество малых предприятий увеличилось на 14 %, количество индивидуальных предпринимателей - на 3 %.
В отраслевой структуре малого бизнеса основная доля приходится на торговлю и общественное питание, строительство и промышленность.
За 9 месяцев 2002 года в сфере малого бизнеса Самарской области с учетом индивидуальных предпринимателей было занято 338,7 тыс. человек, что составляет 27 % от всех занятых в экономике области.
Однако численность работников, фактически занятых в сфере малого бизнеса Самарской области, гораздо больше, так как у каждого индивидуального предпринимателя, по экспертным оценкам, занято в среднем еще 3 - 4 человека. С учетом этого можно предположить, что численность занятых в сфере малого бизнеса Самарской области за 9 месяцев 2002 года составляла 60 % от всех занятых в экономике области.
Динамика численности работников, занятых в сфере малого бизнеса Самарской области, за 1999 - 2002 годы показывает, что численность занятых увеличилась с 285,4 тыс. человек в 1999 году до 338,7 тыс. человек в 2002 году. Рост численности занятых составлял 2 % в год.
В сфере выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства следует отметить, что органы государственной статистики не в полной мере учитывают деятельность индивидуальных предпринимателей, что искажает реальную картину.
По данным органов государственной статистики, выпуск товаров и услуг субъектами малого предпринимательства по всем видам деятельности в фактических ценах (без НДС и акцизов) за 9 месяцев 2002 года составил 26,3 млрд. рублей - 10,4 % от общего объема произведенной продукции всеми предприятиями области. По сравнению с аналогичным периодом 2001 года с учетом инфляции рост составил 33 %. Наибольший объем продукции (около 80%) приходится на малые предприятия торговли и общественного питания, промышленности и строительства.
В ходе реализации Комплексной программы развития и государственной поддержки предпринимательства в Самарской области на 2001 -2003 годы выявлены следующие основные проблемы, стоящие на пути развития предпринимательства в Самарской области:
ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к важнейшим ресурсным рынкам, выражающаяся в отсутствии информационной базы данных о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных помещений, мощностей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот, об условиях их использования и приобретения малыми предприятиями;
слабая развитость предпринимательства в сельских районах области, особенно в отдаленных районах, количество субъектов предпринимательской деятельности там явно недостаточно, доступ к финансовым ресурсам чрезвычайно ограничен, затруднительным является выход на региональные рынки;
отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющей начинающему предпринимателю, с одной стороны, получить свободный доступ к имеющимся ресурсам, с другой - получить основополагающие (базовые) знания и застраховать себя от грубых ошибок;
недостаточная развитость рынка финансовых услуг, недостаточно эффективные механизмы предоставления гарантий по возврату займов, скудность предложений на рынке кредитных услуг;
отсутствие механизмов мониторинга по принятым законодательным актам;
слабое использование потенциала субъектов малого предпринимательства в качестве важного рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости молодежи, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения.
Настоящая Программа представляет собой комплекс мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Самарской области, опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства, создает условия для ее дальнейшего развития. При этом учитывается имеющийся положительный опыт предшествующих программ. В то же время Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов реализации политики Правительства Самарской области в части развития и поддержки малого предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами областной экономической политики на долгосрочную перспективу.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства в Самарской области путем:
развития инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, создания районных и межрайонных бизнес-инкубаторов;
совершенствования системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности, активного внедрения Интернет-технологий, создания системы постоянно действующих семинаров для начинающих руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, создания системы постояннодействующего мониторинга эффективности действия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, выработки конкретных предложений;
развития методов и способов финансовой поддержки малых предприятий и предпринимателей, формирования новых механизмов предоставления гарантий по возврату при микрофинансировании с использованием потенциала страховых компаний и обществ взаимного страхования, создания условий для распространения лизинга;
создания рабочих мест на малых предприятиях для социально незащищенных слоев населения, выпускников средних и специальных учебных заведений;
развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях;
создания системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки, пропаганда предпринимательства.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели. Важным принципом системы мероприятий является преемственность в отношении предыдущих программ и учет целей и задач, определенных муниципальными программами развития и поддержки предпринимательства. Система мероприятий Программы (прилагается) состоит из следующих основных разделов:
1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
2. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.
3. Совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности.
4. Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.
5. Разработка и реализация новых финансовых технологий поддержки субъектов малого предпринимательства.
6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в муниципальных образованиях.
7. Разработка и реализация мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства и вовлечению населения в предпринимательскую деятельность
8. Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки, взаимодействие
со средствами массовой информации, пропаганда предпринимательства.
Такая группировка по направлениям позволяет принять долгосрочную программу и реализовать на ее основе мероприятия, рассчитанные на несколько лет в зависимости от финансовых возможностей бюджета.
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства
Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства Самарской области представлена системой государственных и негосударственных организаций. Большинство из них играет существенную роль в развитии предпринимательства на территории Самарской области.
Ключевыми составляющими инфраструктуры являются:
департамент развития предпринимательства Самарской области;
государственное учреждение Самарской области «Информационно-консалтинговое агентство Самарской области» и его филиалы;
муниципальные центры развития предпринимательства;
муниципальные и межмуниципальный фонды поддержки малого предпринимательства;
Самарское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса;
территориальные агентства поддержки малого и среднего бизнеса;
Торгово-промышленная палата Самарской области и ее территориальные филиалы;
бизнес-центры, бизнес-инкубаторы;
общественные организации предпринимателей "Развитие предпринимательства", "ОПОРА России", районные и городские советы предпринимателей и другие общественные объединения.
Система построения инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в Самарской области, основанная на создании муниципальных центров, являлась оптимальной на организационном этапе. В настоящий момент развитие негосударственной системы поддержки предпринимательства позволяет передавать многие функции центров системе негосударственных агентств, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов. Это позволит, с одной стороны, привлечь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые, самих предпринимателей путем оказания им платных консультационных услуг, с другой стороны, за счет компенсации части затрат на эти услуги из средств Программы снизить стоимость этих услуг для самих предпринимателей. Компенсация затрат осуществляется в виде предоставления субсидий организациям, оказывающим такие услуги субъектам малого предпринимательства.
Условия предоставления субсидий:
услуги организаций предоставляются субъектам малого предпринимательства;
субъекты малого предпринимательства оплачивают не менее половины заявленной сметной стоимости работ;