Недействующий


САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

от 11 февраля 2004 года № 6-ГД

Об утверждении областной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области» на 2004-2010 годы

(с изменениями на 6 апреля 2009 года)

Принят Самарской Губернской Думой
27 января 2004 года

_____________________________________________________________________
     Изменение:
                              Закон Самарской области от 08 декабря 2005 г. № 211-ГД
                              Закон Самарской области от 10 октября 2008 г. № 110-ГД;
                              Закон Самарской области от 10 ноября 2008 г. № 125-ГД
_____________________________________________________________________     

_____________________________________________________________________

Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД

_____________________________________________________________________

         
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области» на 2004-2010 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу Закона Самарской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2004 год» в части финансирования мероприятий областной целевой профаммы «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области» на 2004-2010 годы.

  Губернатор
Самарской области
 К.А. Титов


Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении областной целевой программы
 "Развитие и государственная поддержка малого
 предпринимательства в
Самарской области"
на 2004 - 2010 годы"


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2010 ГОДЫ
(далее - Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


НАИМЕНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ

-

областная целевая программа "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области" на 2004 - 2010 годы


ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

-

поручение Губернатора Самарской области от 25 октября 2002 года


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

-

Правительство Самарской области


ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-

департамент развития предпринимательства Самарской области


ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ

-

департамент развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

-

цель Программы - создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Самарской области.

Задачи Программы:

развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, создание районных и межрайонных бизнес-инкубаторов;

совершенствование системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности, активное внедрение Интернет-технологий;

создание эффективной системы обучения предпринимателей, системы постояннодействующих семинаров для начинающих руководителей малых предприятий, индивидуальных предпринимателей;

развитие системы финансовой поддержки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, формирование новых механизмов предоставления гарантий по возврату займов при микрокредитовании, создание условий для распространения лизинга;

создание рабочих мест на малых предприятиях для социально незащищенных слоев населения, выпускников средних и специальных учебных заведений;

развитие малого предпринимательства ;

создание системы продвижения услуг и товаров, произ

в муниципальных образованиях водимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные,  российский и международные рынки, пропаганда предпринимательства


СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

2004 - 2010 годы (начало финансирования Программы с момента принятия поправок к Закону Самарской области "Об областном бюджете на 2004 год")


ОСНОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-

департамент развития предпринимательства Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области





ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

-

общий объем финансирования составляет 343 671 тыс. рублей, в том числе:

в 2004 году - 32 000 тыс. рублей;

в 2005 году - 36 190 тыс. рублей;

в 2006 году - 40 730 тыс. рублей;

в 2007 году - 45 680 тыс. рублей;

в 2008 году - 66 251 тыс. рублей;

в 2009 году - 57 570 тыс. рублей;

в 2010 году - 65 250 тыс. рублей.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Самарской области;

обеспечение среднегодового прироста субъектов малого предпринимательства на уровне 5 - 8 % и увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенной продукции всеми предприятиями области;

увеличение количества субъектов малого предпринимательства в муниципальныхобразованиях;

активизация деловой активности в удаленных районах и на депрессивных территориях;

увеличение выпуска продукции субъектами малого предпринимательства;

повышение технического уровня производства малых предприятий;

увеличение количества работников малых предприятий и доли населения, работающего на малых предприятиях;

повышение эффективности взаимодействия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с хозяйствующими субъектами других регионов России и зарубежными партнерами;

развитие негосударственной системы поддержки субъектов малого предпринимательства

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ


 департамент развития предпринимательства Самарской области


СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Малое предпринимательство возродилось в России около пятнадцати лет назад. В Самарской области развитию этой отрасли экономики традиционно придается большое значение. В области создана развитая инфраструктура государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, основу которой составляют  департамент развития предпринимательства Самарской области  (далее - департамент) и муниципальные центры развития предпринимательства. Поддержка предпринимательства реализуется исключительно на программной основе.

По состоянию на 1 октября 2002 года, в Самарской области насчитывалось 131,4 тыс. субъектов малого предпринимательства, что составляет 83,6 % всех коммерческих предприятий области, из них 31,5 тыс. малых предприятий - юридические лица и 99,9 тыс. человек - индивидуальные предприниматели.

Общепризнанным показателем развития сектора малого бизнеса является плотность малого предпринимательства, рассчитанная как число субъектов малого бизнеса в расчете на 1000 жителей. В Самарской области данный показатель составляет 40 субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей, в том числе 10 малых предприятий на 1000 жителей и 30 индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей.

Динамика развития сферы малого бизнеса Самарской области за 1999 - 2002 годы показывает, что количество субъектов малого предпринимательства увеличивалось с 114,1 тыс. в 1990 году до 131,4 тыс. в 2002 году (в среднем на 5 % в год). Увеличение происходило в основном за счет роста числа индивидуальных предпринимателей, количество малых предприятий практически не менялось, исключение составил 2002 год, за который количество малых предприятий увеличилось на 14 %, количество индивидуальных предпринимателей - на 3 %.

В отраслевой структуре малого бизнеса основная  доля приходится на торговлю и общественное питание, строительство и промышленность.

За 9 месяцев 2002 года в сфере малого бизнеса Самарской области с учетом индивидуальных предпринимателей было занято 338,7 тыс. человек, что составляет 27 % от всех занятых в экономике области.

Однако численность работников, фактически занятых в сфере малого бизнеса Самарской области, гораздо больше, так как у каждого индивидуального предпринимателя, по экспертным оценкам, занято в среднем еще    3 - 4 человека. С учетом этого можно предположить, что численность занятых в сфере малого бизнеса Самарской области за 9 месяцев 2002 года составляла 60 % от всех занятых в экономике области.

Динамика численности работников, занятых в сфере малого бизнеса Самарской области, за 1999 - 2002 годы показывает, что численность занятых увеличилась с 285,4 тыс. человек в 1999 году до 338,7 тыс. человек в 2002 году. Рост численности занятых составлял 2 % в год.

В сфере выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства следует отметить, что органы государственной статистики не в полной мере учитывают деятельность индивидуальных предпринимателей, что искажает реальную картину.

По данным органов государственной статистики, выпуск товаров и услуг субъектами малого предпринимательства по всем видам деятельности в фактических ценах (без НДС и акцизов) за 9 месяцев 2002 года составил 26,3 млрд. рублей - 10,4 % от общего объема произведенной продукции всеми предприятиями области. По сравнению с аналогичным периодом 2001 года с учетом инфляции рост составил 33 %. Наибольший объем продукции (около 80%) приходится на малые предприятия торговли и общественного питания, промышленности и строительства.

В ходе реализации Комплексной программы развития и государственной поддержки предпринимательства в Самарской области на        2001 -2003 годы выявлены следующие основные проблемы, стоящие на пути развития предпринимательства в Самарской области:

ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к важнейшим ресурсным рынкам, выражающаяся в отсутствии информационной базы данных о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных помещений, мощностей и  технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот, об условиях их использования и приобретения малыми предприятиями;

слабая развитость предпринимательства в сельских районах области, особенно в отдаленных районах,  количество субъектов предпринимательской деятельности там явно недостаточно, доступ к финансовым ресурсам чрезвычайно ограничен, затруднительным является выход на региональные рынки;

отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющей начинающему предпринимателю, с одной стороны, получить свободный доступ к имеющимся ресурсам, с другой - получить основополагающие (базовые) знания и застраховать себя от грубых ошибок;

недостаточная развитость рынка финансовых услуг, недостаточно эффективные механизмы предоставления гарантий по возврату займов, скудность предложений на рынке кредитных услуг;

отсутствие механизмов мониторинга по принятым законодательным актам;

слабое использование потенциала субъектов малого предпринимательства в качестве важного рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости молодежи, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения.

Настоящая Программа представляет собой комплекс мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Самарской области, опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства, создает условия для ее дальнейшего развития. При этом учитывается имеющийся положительный опыт предшествующих программ. В то же время Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов реализации политики Правительства Самарской области в части развития и поддержки малого предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами областной экономической политики на долгосрочную перспективу.     

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Основной целью Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства в Самарской области путем:

развития инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, создания районных и межрайонных бизнес-инкубаторов;

совершенствования системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности, активного внедрения Интернет-технологий, создания системы постоянно действующих семинаров для начинающих руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, создания системы постояннодействующего мониторинга эффективности действия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, выработки конкретных предложений;

развития методов и способов финансовой поддержки малых предприятий и предпринимателей, формирования новых механизмов предоставления гарантий по возврату при микрофинансировании с использованием потенциала страховых компаний и обществ взаимного страхования, создания условий для распространения лизинга;

создания рабочих мест на малых предприятиях для социально незащищенных слоев населения, выпускников средних и специальных учебных заведений;

развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях;

создания системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки, пропаганда предпринимательства.     

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели. Важным принципом системы мероприятий является преемственность в отношении предыдущих программ и учет целей и задач, определенных муниципальными программами развития и поддержки предпринимательства. Система мероприятий Программы (прилагается) состоит из следующих основных разделов:

1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

2. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.

3. Совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности.

4. Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.

5. Разработка и реализация новых финансовых технологий поддержки субъектов малого предпринимательства.

6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в муниципальных образованиях.     

     7. Разработка и реализация мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства и вовлечению населения в предпринимательскую деятельность

8. Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки, взаимодействие

со средствами массовой информации, пропаганда предпринимательства.

Такая группировка по направлениям позволяет принять долгосрочную программу и реализовать на ее основе мероприятия, рассчитанные на несколько лет в зависимости от финансовых возможностей бюджета.


Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства

Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства Самарской области представлена системой государственных и негосударственных организаций. Большинство из них играет существенную роль в развитии предпринимательства на территории Самарской области.

Ключевыми составляющими инфраструктуры являются:     

     департамент развития предпринимательства Самарской области;
     государственное учреждение Самарской области «Информационно-консалтинговое агентство Самарской области» и его филиалы;

муниципальные центры развития предпринимательства;

муниципальные и межмуниципальный фонды поддержки малого предпринимательства;

Самарское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса;

территориальные агентства поддержки малого и среднего бизнеса;

Торгово-промышленная палата Самарской области и ее территориальные филиалы;

бизнес-центры, бизнес-инкубаторы;

общественные организации предпринимателей "Развитие предпринимательства", "ОПОРА России", районные и городские советы предпринимателей и другие общественные объединения.

Система построения инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в Самарской области, основанная на создании муниципальных центров, являлась оптимальной на организационном этапе. В настоящий момент развитие негосударственной системы поддержки предпринимательства позволяет передавать многие функции центров системе негосударственных агентств, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов. Это позволит, с одной стороны, привлечь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые, самих предпринимателей путем оказания им платных консультационных услуг, с другой стороны, за счет компенсации части затрат на эти услуги из средств Программы снизить стоимость этих услуг для самих предпринимателей. Компенсация затрат осуществляется в виде предоставления субсидий организациям, оказывающим такие услуги субъектам малого предпринимательства.

Условия предоставления субсидий:

услуги организаций предоставляются субъектам малого предпринимательства;

субъекты малого предпринимательства оплачивают не менее половины заявленной сметной стоимости работ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»