Недействующий


САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

04 декабря 2002 года N 95-ГД

Об утверждении областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области" на 2003-2010 годы

(с изменениями на 11 июля 2006 года)

Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 307 от 26.11.2002 г
.

________________________________________________________________

Изменения: Закон Самарской области от 8 апреля 2003 г. N 28-ГД;

                             Закон Самарской области от 7 июня 2004 г. N 88-ГД

________________________________________________________________

 Закон утратил силу - Закон Самарской области от 11 июля 2006 г. № 86-ГД

 ________________________________________________________________

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области" на 2003-2010 годы.

Статья 2. Рекомендовать органам местного самоуправления Самарской области разработать муниципальные программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    

 И.о. Губернатора
     Самарской области
 В.А. Казаков

Утверждена Законом Самарской области
 N 95-ГД от 04.12.2002 г.


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ
(далее - Программа)    

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ    

НАИМЕНОВАНИЕ     - областная   целевая   программа   "Переселение
ПРОГРАММЫ          граждан  из  ветхого  и  аварийного  жилищного
                   фонда в Самарской области" на 2003-2010 годы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ         - департамент    экономического    развития    и
ИСПОЛНИТЕЛЬ        инвестиций Администрации области (министерство
ПРОГРАММЫ          экономического развития, инвестиций и торговли
                   Самарской области)

ИСПОЛНИТЕЛИ      - департамент   по  строительству,  архитектуре,
ПРОГРАММЫ          жилищно-коммунальному  и  дорожному  хозяйству
                   Администрации     области         (департамент
                   капитального строительства Самарской области),
                   Самарский  областной  Фонд    жилья и ипотеки,
                   Самарский       областной   фонд     поддержки
                   индивидуального жилищного строительства     на
                   селе, органы местного самоуправления Самарской
                   области

ОСНОВНЫЕ         - департамент    экономического    развития    и
РАЗРАБОТЧИКИ       инвестиций Администрации области (министерство
ПРОГРАММЫ          экономического развития, инвестиций и торговли
                   Самарской области),     департамент         по
                   строительству,     архитектуре,       жилищно-
                   коммунальному     и     дорожному    хозяйству
                   Администрации      области        (департамент
                   капитального строительства Самарской области)

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ    - решение жилищных вопросов граждан, проживающих
ПРОГРАММЫ          в    домах,    признанных   непригодными   для
                   постоянного    проживания,    на    территории
                   Самарской области;
                   ликвидация    до    2010   года   включительно
                   существующего  в  настоящее  время в Самарской
                   области ветхого и аварийного жилищного фонда с
                   частичной   реконструкцией  ветхого  жилищного
                   фонда;

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  - подготовка  условий  и  разработка  механизмов
ПРОГРАММЫ          переселения   граждан   из   жилищного  фонда,
                   непригодного   для   проживания   в  Самарской
                   области;
                   реализация обязательств собственника жилищного
                   фонда относительно его технического состояния;
                   оптимизация развития муниципальных образований
                   Самарской области, имеющих наибольшую удельную
                   долю  ветхого  и  аварийного  жилья  в  объеме
                   жилищного фонда;
                   разработка и реализация муниципальных программ
                   ликвидации   ветхого  и  аварийного  жилищного
                   фонда

СРОКИ И ЭТАПЫ    - 2003-2010 годы;
РЕАЛИЗАЦИИ         1 этап - с 2003 по 2005 год,
ПРОГРАММЫ          2 этап - с 2006 по 2010 год

ОСНОВНЫЕ         - 1. Формирование     нормативной    базы    для
МЕРОПРИЯТИЯ        предоставления  жилья гражданам, проживающим в
ПРОГРАММЫ          ветхом  и аварийном жилищном фонде в Самарской
                   области,    установление   очередности   сноса
                   жилищного  фонда, непригодного для проживания,
                   и этапов переселения граждан.
                   2. Привлечение  и  аккумулирование бюджетных и
                   внебюджетных     финансовых    ресурсов    для
                   реализации Программы.
                   3. Поэтапная     реконструкция,    капитальный
                   ремонт,     строительство     нового    жилья,
                   переселение  жильцов  и  снос жилищного фонда,
                   непригодного для проживания.
                   4. Оптимизация     развития     освободившихся
                   земельных    участков,   реализация   рыночных
                   механизмов    страхования    для   минимизации
                   финансовых рисков собственников жилья

ОБЪЕМЫ И         - планируемый   общий   объем  финансирования  -
ИСТОЧНИКИ          10677,4 млн. рублей, из них:
ФИНАНСИРОВАНИЯ     средства  федерального  бюджета  - 3203,2 млн.
                   рублей (30% от общего объема);
                   средства  областного  бюджета  -  2135,5  млн.
                   рублей (20% от общего объема);
                   средства местных бюджетов - 1067,7 млн. рублей
                   (10% от общего объема);
                   внебюджетные  средства - 4271 млн. рублей (40%
                   от общего объема)

ОЖИДАЕМЫЕ        - решение до 2010 года жилищных проблем граждан,
РЕЗУЛЬТАТЫ         проживающих  в  ветхом  и  аварийном  жилищном
РЕАЛИЗАЦИИ         фонде;
ПРОГРАММЫ          снос  аварийного  жилищного фонда - 135,2 тыс.
                   кв. метров;
                   снос  ветхого жилищного фонда - 666,3 тыс. кв.
                   метров;
                   реконструкция  ветхого  жилищного  фонда - 225
                   тыс. кв. метров;
                   создание   маневренного  жилищного  фонда  для
                   отселения   жителей   на  время  реконструкции
                   ветхого жилищного фонда;
                   строительство  нового  жилья  - 878,0 тыс. кв.
                   метров;
                   разработка механизмов привлечения внебюджетных
                   ресурсов   для   решения   сложных  социальных
                   проблем

СИСТЕМА          - головной  исполнитель  Программы  осуществляет
ОРГАНИЗАЦИИ        общее руководство реализацией Программы;
КОНТРОЛЯ ЗА        исполнители       Программы      ежеквартально
ИСПОЛНЕНИЕМ        представляют  головному  исполнителю  отчеты о
ПРОГРАММЫ          ходе реализации Программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Проблема обеспечения жильем населения, проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде, продолжает оставаться в числе особо актуальных и первостепенных как для Российской Федерации в целом, так и для Самарской области в частности. Значительная часть жилищного фонда в Самарской области сегодня не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по своему качеству.

Более 70,0 тыс. человек (около 2,15% населения Самарской области) в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Это более 31% численности семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. Большинство жителей Самарской области, проживающих в ветхих и аварийных домах, имеют низкие доходы и не в состоянии улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилья с использованием собственных сбережений или ипотечных кредитов.

В настоящее время в Самарской области имеется 9395 ветхих и аварийных зданий, площадь которых составляет 1026,5 тыс. кв. метров или 1,5% жилищного фонда области (по данным формы N 1 жилфонд "Сведения о жилищном фонде"). Данный показатель в 12 раз превышает объемы годового ввода в действие жилых домов государственной и муниципальной форм собственности.

Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья в Самарской области занимает ветхий жилищный фонд, площадь которого составляет 891,3 тыс. кв. метров или 86,8%. Аварийный жилищный фонд составляет более 135,2 тыс. кв. метров или 13,2% от общего объема ветхого и аварийного жилья.

Ветхое и аварийное жилье имеется во всех городах и районах Самарской области. Сведения о ветхом и аварийном жилищном фонде в муниципальных образованиях на территории Самарской области приведены в приложении N 1. Наибольшая доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда имеется в городах Самаре (3%) и Чапаевске (4,5%), Волжском районе (3%). Самарская область по объему аварийного жилищного фонда занимает 4-е место среди регионов Приволжского федерального округа после республик Татарстан, Башкортостан и Пермской области и 7-е место в целом по Российской Федерации.

Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3-х этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. В этом фонде достаточно велика доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3-х этажей) жилые здания.

Примечательно, что более 2% жилищного фонда в Самарской области составляет жилье, построенное до 1920 года.

Доля жилья, непригодного для проживания, в городской местности составляет 86,6% в структуре ветхого и аварийного жилья или более 1,7% от общей площади жилого фонда. В сельских районах области данные показатели составляют соответственно 13,4 и 1,2%.

Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов в Самарской области, сдерживает развитие городской инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность муниципальных образований.

Социальные обязательства органов местного самоуправления по отношению к населению, проживающему в ветхом жилищном фонде, определены статьей 27 Закона Самарской области "О жилище". Однако вследствие ограниченных возможностей местных бюджетов муниципальные образования на сегодняшний день не в состоянии обеспечить необходимые темпы строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, его реконструкцию и капитальный ремонт.

На сегодняшний день прием в муниципальную собственность ветхого жилищного фонда предполагает дополнительное выделение значительных капитальных вложений из средств местного бюджета для осуществления реконструкции либо ликвидации данного жилья и переселения проживающих в нем граждан. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 133), постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ  (ст. 38) предполагается компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. К сожалению, объем средств, выделяемых государством на содержание передаваемого жилья, крайне недостаточен.

Содержание ветхого жилищного фонда для муниципального образования обходится дороже, чем содержание жилья, находящегося в технически исправном состоянии. Это приводит к завышению уровня федерального стандарта на содержание одного кв. метра площади жилья. При этом качество предоставляемых услуг в таком жилье оставляет желать лучшего.

В настоящее время решить проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда только за счет средств областного и муниципальных бюджетов не представляется возможным. С учетом размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан в масштабах Самарской области необходимы средства в сумме 10677,4 млн. рублей. С учетом реальных возможностей консолидированного бюджета Самарской области переселение граждан из подлежащего сносу жилья займет многие годы. Для более эффективного решения проблемы в качестве дополнительных источников должны быть привлечены средства федерального бюджета и внебюджетные ресурсы.

Потребуется консолидация средств бюджетов всех уровней, организаций, собственных средств населения, а также разработка правовых норм для привлечения прочих внебюджетных средств. Таким образом, переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно осуществить только в рамках реализации на территории Самарской области соответствующей программы.

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.02 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", Жилищным кодексом РСФСР, Законом Самарской области "О жилище".

Программа направлена на обеспечение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде на территории Самарской области, жильем, которое соответствует санитарно-техническим нормам и требованиям. Программа исходит из необходимости поэтапного решения проблемы ветхого и аварийного жилья с учетом возможностей бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных ресурсов.

В настоящее время государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР). Законодательное определение понятий ветхого и аварийного жилья на федеральном уровне отсутствует. Законом Самарской области "О жилище" определено только понятие ветхого жилища.

Предлагается законодательно закрепить следующие понятия ветхого и аварийного жилья:

ветхий жилой дом - жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или хуже предельно допустимых характеристик, установленных для действующих условий эксплуатации.

К ветхим домам относятся полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом 65%;

жилой дом в аварийном состоянии - дом, состояние которого угрожает безопасности проживающих в нем граждан.

Аварийное состояние дома наступает:

в результате деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или нескольких конструктивных элементов;

в результате деформации здания;

в результате повреждений от землетрясений, просадок, неравномерных осадок, стихийных бедствий;

после аварии, пожара в том случае, когда проведение восстановительных работ технически нецелесообразно с экономической точки зрения.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основными целями Программы являются:

решение жилищных вопросов граждан, проживающих в домах, непригодных для постоянного проживания в Самарской области;

ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного и ветхого жилищного фонда в Самарской области с частичной реконструкцией ветхого жилищного фонда.

В Программе решаются следующие основные задачи:

разработка правовых, методологических и организационных механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;

создание маневренного жилого фонда;

формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно поддержания его технического состояния;

разработка и реализация муниципальных программ ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда (далее - муниципальные программы);

консолидация инвестиционных ресурсов для решения жилищных вопросов граждан;

оказание финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов муниципальным образованиям, привлекающим к решению жилищных вопросов граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, существенные ресурсы на местном уровне;

оптимизация развития муниципальных образований Самарской области, имеющих наибольшую удельную долю ветхого и аварийного жилья в объеме жилищного фонда;

создание условий и механизмов привлечения различных внебюджетных источников для реализации мероприятий Программы;

завершение строительства объектов, не завершенных строительством, имеющим высокую степень готовности;

использование вторичного рынка жилья;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»