САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
04 декабря 2002 года N 95-ГД
Об утверждении областной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области" на 2003-2010 годы
(с изменениями на 11 июля 2006 года)
Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 307 от 26.11.2002 г.
________________________________________________________________
Изменения: Закон Самарской области от 8 апреля 2003 г. N 28-ГД;
Закон Самарской области от 7 июня 2004 г. N 88-ГД
________________________________________________________________
Закон утратил силу - Закон Самарской области от 11 июля 2006 г. № 86-ГД
________________________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области" на 2003-2010 годы.
Статья 2. Рекомендовать органам местного самоуправления Самарской области разработать муниципальные программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора
Самарской области
В.А. Казаков
Утверждена Законом Самарской области
N 95-ГД от 04.12.2002 г.
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ
(далее - Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Переселение
ПРОГРАММЫ граждан из ветхого и аварийного жилищного
фонда в Самарской области" на 2003-2010 годы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ - департамент экономического развития и
ИСПОЛНИТЕЛЬ инвестиций Администрации области (министерство
ПРОГРАММЫ экономического развития, инвестиций и торговли
Самарской области)
ИСПОЛНИТЕЛИ - департамент по строительству, архитектуре,
ПРОГРАММЫ жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству
Администрации области (департамент
капитального строительства Самарской области),
Самарский областной Фонд жилья и ипотеки,
Самарский областной фонд поддержки
индивидуального жилищного строительства на
селе, органы местного самоуправления Самарской
области
ОСНОВНЫЕ - департамент экономического развития и
РАЗРАБОТЧИКИ инвестиций Администрации области (министерство
ПРОГРАММЫ экономического развития, инвестиций и торговли
Самарской области), департамент по
строительству, архитектуре, жилищно-
коммунальному и дорожному хозяйству
Администрации области (департамент
капитального строительства Самарской области)
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ - решение жилищных вопросов граждан, проживающих
ПРОГРАММЫ в домах, признанных непригодными для
постоянного проживания, на территории
Самарской области;
ликвидация до 2010 года включительно
существующего в настоящее время в Самарской
области ветхого и аварийного жилищного фонда с
частичной реконструкцией ветхого жилищного
фонда;
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ - подготовка условий и разработка механизмов
ПРОГРАММЫ переселения граждан из жилищного фонда,
непригодного для проживания в Самарской
области;
реализация обязательств собственника жилищного
фонда относительно его технического состояния;
оптимизация развития муниципальных образований
Самарской области, имеющих наибольшую удельную
долю ветхого и аварийного жилья в объеме
жилищного фонда;
разработка и реализация муниципальных программ
ликвидации ветхого и аварийного жилищного
фонда
СРОКИ И ЭТАПЫ - 2003-2010 годы;
РЕАЛИЗАЦИИ 1 этап - с 2003 по 2005 год,
ПРОГРАММЫ 2 этап - с 2006 по 2010 год
ОСНОВНЫЕ - 1. Формирование нормативной базы для
МЕРОПРИЯТИЯ предоставления жилья гражданам, проживающим в
ПРОГРАММЫ ветхом и аварийном жилищном фонде в Самарской
области, установление очередности сноса
жилищного фонда, непригодного для проживания,
и этапов переселения граждан.
2. Привлечение и аккумулирование бюджетных и
внебюджетных финансовых ресурсов для
реализации Программы.
3. Поэтапная реконструкция, капитальный
ремонт, строительство нового жилья,
переселение жильцов и снос жилищного фонда,
непригодного для проживания.
4. Оптимизация развития освободившихся
земельных участков, реализация рыночных
механизмов страхования для минимизации
финансовых рисков собственников жилья
ОБЪЕМЫ И - планируемый общий объем финансирования -
ИСТОЧНИКИ 10677,4 млн. рублей, из них:
ФИНАНСИРОВАНИЯ средства федерального бюджета - 3203,2 млн.
рублей (30% от общего объема);
средства областного бюджета - 2135,5 млн.
рублей (20% от общего объема);
средства местных бюджетов - 1067,7 млн. рублей
(10% от общего объема);
внебюджетные средства - 4271 млн. рублей (40%
от общего объема)
ОЖИДАЕМЫЕ - решение до 2010 года жилищных проблем граждан,
РЕЗУЛЬТАТЫ проживающих в ветхом и аварийном жилищном
РЕАЛИЗАЦИИ фонде;
ПРОГРАММЫ снос аварийного жилищного фонда - 135,2 тыс.
кв. метров;
снос ветхого жилищного фонда - 666,3 тыс. кв.
метров;
реконструкция ветхого жилищного фонда - 225
тыс. кв. метров;
создание маневренного жилищного фонда для
отселения жителей на время реконструкции
ветхого жилищного фонда;
строительство нового жилья - 878,0 тыс. кв.
метров;
разработка механизмов привлечения внебюджетных
ресурсов для решения сложных социальных
проблем
СИСТЕМА - головной исполнитель Программы осуществляет
ОРГАНИЗАЦИИ общее руководство реализацией Программы;
КОНТРОЛЯ ЗА исполнители Программы ежеквартально
ИСПОЛНЕНИЕМ представляют головному исполнителю отчеты о
ПРОГРАММЫ ходе реализации Программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Проблема обеспечения жильем населения, проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде, продолжает оставаться в числе особо актуальных и первостепенных как для Российской Федерации в целом, так и для Самарской области в частности. Значительная часть жилищного фонда в Самарской области сегодня не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по своему качеству.
Более 70,0 тыс. человек (около 2,15% населения Самарской области) в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Это более 31% численности семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. Большинство жителей Самарской области, проживающих в ветхих и аварийных домах, имеют низкие доходы и не в состоянии улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилья с использованием собственных сбережений или ипотечных кредитов.
В настоящее время в Самарской области имеется 9395 ветхих и аварийных зданий, площадь которых составляет 1026,5 тыс. кв. метров или 1,5% жилищного фонда области (по данным формы N 1 жилфонд "Сведения о жилищном фонде"). Данный показатель в 12 раз превышает объемы годового ввода в действие жилых домов государственной и муниципальной форм собственности.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья в Самарской области занимает ветхий жилищный фонд, площадь которого составляет 891,3 тыс. кв. метров или 86,8%. Аварийный жилищный фонд составляет более 135,2 тыс. кв. метров или 13,2% от общего объема ветхого и аварийного жилья.
Ветхое и аварийное жилье имеется во всех городах и районах Самарской области. Сведения о ветхом и аварийном жилищном фонде в муниципальных образованиях на территории Самарской области приведены в приложении N 1. Наибольшая доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда имеется в городах Самаре (3%) и Чапаевске (4,5%), Волжском районе (3%). Самарская область по объему аварийного жилищного фонда занимает 4-е место среди регионов Приволжского федерального округа после республик Татарстан, Башкортостан и Пермской области и 7-е место в целом по Российской Федерации.
Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3-х этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. В этом фонде достаточно велика доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3-х этажей) жилые здания.
Примечательно, что более 2% жилищного фонда в Самарской области составляет жилье, построенное до 1920 года.
Доля жилья, непригодного для проживания, в городской местности составляет 86,6% в структуре ветхого и аварийного жилья или более 1,7% от общей площади жилого фонда. В сельских районах области данные показатели составляют соответственно 13,4 и 1,2%.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов в Самарской области, сдерживает развитие городской инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность муниципальных образований.
Социальные обязательства органов местного самоуправления по отношению к населению, проживающему в ветхом жилищном фонде, определены статьей 27 Закона Самарской области "О жилище". Однако вследствие ограниченных возможностей местных бюджетов муниципальные образования на сегодняшний день не в состоянии обеспечить необходимые темпы строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, его реконструкцию и капитальный ремонт.
На сегодняшний день прием в муниципальную собственность ветхого жилищного фонда предполагает дополнительное выделение значительных капитальных вложений из средств местного бюджета для осуществления реконструкции либо ликвидации данного жилья и переселения проживающих в нем граждан. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 133), постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ (ст. 38) предполагается компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. К сожалению, объем средств, выделяемых государством на содержание передаваемого жилья, крайне недостаточен.
Содержание ветхого жилищного фонда для муниципального образования обходится дороже, чем содержание жилья, находящегося в технически исправном состоянии. Это приводит к завышению уровня федерального стандарта на содержание одного кв. метра площади жилья. При этом качество предоставляемых услуг в таком жилье оставляет желать лучшего.
В настоящее время решить проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда только за счет средств областного и муниципальных бюджетов не представляется возможным. С учетом размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан в масштабах Самарской области необходимы средства в сумме 10677,4 млн. рублей. С учетом реальных возможностей консолидированного бюджета Самарской области переселение граждан из подлежащего сносу жилья займет многие годы. Для более эффективного решения проблемы в качестве дополнительных источников должны быть привлечены средства федерального бюджета и внебюджетные ресурсы.
Потребуется консолидация средств бюджетов всех уровней, организаций, собственных средств населения, а также разработка правовых норм для привлечения прочих внебюджетных средств. Таким образом, переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно осуществить только в рамках реализации на территории Самарской области соответствующей программы.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.02 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", Жилищным кодексом РСФСР, Законом Самарской области "О жилище".
Программа направлена на обеспечение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде на территории Самарской области, жильем, которое соответствует санитарно-техническим нормам и требованиям. Программа исходит из необходимости поэтапного решения проблемы ветхого и аварийного жилья с учетом возможностей бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных ресурсов.
В настоящее время государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР). Законодательное определение понятий ветхого и аварийного жилья на федеральном уровне отсутствует. Законом Самарской области "О жилище" определено только понятие ветхого жилища.
Предлагается законодательно закрепить следующие понятия ветхого и аварийного жилья:
ветхий жилой дом - жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или хуже предельно допустимых характеристик, установленных для действующих условий эксплуатации.
К ветхим домам относятся полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом 65%;
жилой дом в аварийном состоянии - дом, состояние которого угрожает безопасности проживающих в нем граждан.
Аварийное состояние дома наступает:
в результате деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или нескольких конструктивных элементов;
в результате деформации здания;
в результате повреждений от землетрясений, просадок, неравномерных осадок, стихийных бедствий;
после аварии, пожара в том случае, когда проведение восстановительных работ технически нецелесообразно с экономической точки зрения.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основными целями Программы являются:
решение жилищных вопросов граждан, проживающих в домах, непригодных для постоянного проживания в Самарской области;
ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного и ветхого жилищного фонда в Самарской области с частичной реконструкцией ветхого жилищного фонда.
В Программе решаются следующие основные задачи:
разработка правовых, методологических и организационных механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;
создание маневренного жилого фонда;
формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно поддержания его технического состояния;
разработка и реализация муниципальных программ ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда (далее - муниципальные программы);
консолидация инвестиционных ресурсов для решения жилищных вопросов граждан;
оказание финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов муниципальным образованиям, привлекающим к решению жилищных вопросов граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, существенные ресурсы на местном уровне;
оптимизация развития муниципальных образований Самарской области, имеющих наибольшую удельную долю ветхого и аварийного жилья в объеме жилищного фонда;
создание условий и механизмов привлечения различных внебюджетных источников для реализации мероприятий Программы;
завершение строительства объектов, не завершенных строительством, имеющим высокую степень готовности;
использование вторичного рынка жилья;