ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2011 года № 740
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 1 октября 2008 года № 421
В целях реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и в соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июля 2010 года № 404, Правительство Нижегородской области постановляет:
внести в постановление Правительства Нижегородской области от 1 октября 2008 года № 421 "Об утверждении областной целевой программы "Управление государственной собственностью Нижегородской области на 2009-2011 годы" следующие изменения:
1) в наименовании и пункте 1 постановления слова "2009-2011 годы" заменить словами "2009-2013 годы";
2) областную целевую программу "Управление государственной собственностью Нижегородской области на 2009-2011 годы", утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор В.П. Шанцев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 16 сентября 2011 года № 740
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 1 октября 2008 года № 421
(в редакции постановления Правительства
Нижегородской области
от 16 сентября 2011 года № 740)
Областная целевая программа
"Управление государственной собственностью
Нижегородской области на 2009-2013 годы"
1. Паспорт
областной целевой программы "Управление государственной
собственностью Нижегородской области на 2009-2013 годы"
1.1. Наименование Программы | Областная целевая программа "Управление государственной собственностью Нижегородской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа) | ||||||
1.2. Основание для разработки Программы | Закон Нижегородской области от 8 мая 2003 года № 31-З "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области"; постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"; постановление Правительства Нижегородской области от 26 июля 2007 года № 255 "Об утверждении Концепции управления государственной собственностью Нижегородской области на 2007-2013 годы" | ||||||
1.3. Государственный заказчик Программы | Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области | ||||||
1.4. Основные разработчики Программы | Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области | ||||||
1.5. Основная цель (цели) Программы | Существенное повышение эффективности управления имуществом Нижегородской области на основе современных принципов и методов управления собственностью с использованием инструментов финансового рынка, а также качественное развитие процесса разгосударствления (оптимизации состава) собственности и увеличение доли имущественных и земельных ресурсов в налоговых и неналоговых доходах бюджета | ||||||
1.6. Основные задачи Программы | Совершенствование учета и разграничения государственного имущества, его структуризация и классификация. Внедрение современных форм и методов управления государственным имуществом Нижегородской области. Привлечение прямых инвестиций в организации, функционирующие на территории Нижегородской области. Содействие реализации перспективных градостроительных проектов и развитию инфраструктуры для обеспечения нужд малого предпринимательства и населения Нижегородской области. Оптимизация государственного сектора экономики Нижегородской области. Проведение сбалансированной политики в сфере приватизации и продажи государственного имущества. Развитие взаимоотношений с муниципальными районами и городскими округами в сфере имущественно-земельных отношений. Совершенствование организационной и административной деятельности государственных органов управления. Формирование благоприятной среды для повышения эффективности управления государственной собственностью. | ||||||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2013 годы | ||||||
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; министерство финансов Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство инвестиционной политики Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; министерство социальной политики Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; департамент градостроительного развития территории Нижегородской области; аппарат Правительства Нижегородской области; управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (по согласованию). Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (по согласованию); предприятия, учреждения, организации, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии их участия в реализации Программы) | ||||||
1.9. Объемы и источники финансирования Программы (в тысячах рублей) | |||||||
Наименование государственного заказчика | Источники финансирования | Годы | Всего за период реализации Программы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |||
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области | Объемы финансирования, заложенные в Программе, являются предварительными. Конкретные расходы на 2012-2013 годы будут устанавливаться в соответствии с законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной год | ||||||
Всего, в том числе: | 76537,0 | 102283,0 | 120071,4 | 116571,4 | 124311,4 | 539774,2 | |
Областной бюджет, в том числе: | 76537,0 | 102283,0 | 120071,4 | 116571,4 | 124311,4 | 539774,2 | |
капвложения | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
НИОКР | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
прочие расходы | 76537,0 | 102283,0 | 120071,4 | 116571,4 | 124311,4 | 539774,2 | |
Федеральный бюджет, в том числе: | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
капвложения | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
НИОКР | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
прочие расходы | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Местный бюджет, в том числе: | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
капвложения | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
НИОКР | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
прочие расходы | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Прочие источники, в том числе: | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
капвложения | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
НИОКР | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
прочие расходы | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Итого по программе | Всего, в том числе: | 76537,0 | 102283,0 | 120071,4 | 116571,4 | 124311,4 | 539774,2 |
Областной бюджет, в том числе: | 76537,0 | 102283,0 | 120071,4 | 116571,4 | 124311,4 | 539774,2 | |
капвложения | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
НИОКР | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
прочие расходы | 76537,0 | 102283,0 | 120071,4 | 116571,4 | 124311,4 | 539 774,2 | |
Федеральный бюджет, в том числе: | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
капвложения | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
НИОКР | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
прочие расходы | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Местный бюджет, в том числе: | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
капвложения | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
НИОКР | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
прочие расходы | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Прочие источники, в том числе: | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
капвложения | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
НИОКР | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
прочие расходы | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | Оперативное управление реализацией Программы осуществляется министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, контроль за исполнением Программы - Правительством Нижегородской области. | ||||||
1.11. Индикаторы достижения цели (целей) Программы | 1. Повышение стоимости имущества Нижегородской области: по окончании реализации Программы стоимость имущества Нижегородской области составит 78100 млн. рублей. 2. Величина прямых финансовых поступлений в областной бюджет: по окончании реализации Программы составит 961,4 млн. рублей. |
2. Текст Программы
2.1. Содержание проблемы
Управление государственной собственностью является неотъемлемой частью деятельности Правительства Нижегородской области по решению экономических и социальных задач, созданию эффективной конкурентной экономики, оздоровлению и укреплению финансовой системы, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
От эффективности управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами в значительной степени зависят объемы поступлений в областной бюджет. Их динамика за последние годы выглядит следующим образом: 2003 год - 593,4 млн. руб., 2004 год - 599,9 млн. руб., 2005 год - 675,3 млн. руб., 2006 год - 2102,1 млн. руб., 2007 год - 2359,0 млн. руб., 2008 год - 1059,3 млн. руб., 2009 год - 814,75 млн. руб. (факт), 2010 год - 933,1 млн. руб. (факт), 2011 год - 794,6 млн. руб. (бюджетное задание), 2012 год - 874,1 млн. руб. (прогноз), 2013 год - 961,4 млн. руб. (прогноз).
Прогноз поступления доходов в областной бюджет от управления государственной собственностью Нижегородской области (объем доходов, предусмотренный Программой, является предварительным. Конкретные доходы на 2012-2013 годы будут устанавливаться в соответствии с законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год).
Вид платежа | Плановый период | |||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||
тыс. рублей | ||||||
1 | Доходы от аренды земли | 348 387 | 463 758 | 439 747 | 433 414 | 558 122 |
| в том числе от аренды и продажи права аренды земли, находящейся в областной собственности | 122 816 | 208 028 | 236 621 | 247 100 | 358 766 |
2 | Доходы от аренды госимущества | 181 665 | 170 161 | 135 828 | 111 604 | 100 260 |
3 | Доходы от продажи имущества | 139 959 | 103 178 | 150 000 | 30 000 | 175 000 |
4 | Отчисления от прибыли госпредприятий | 37 423 | 41 878 | 22 548 | 21 833 | 10 644 |
5 | Дивиденды | 3 408 | 6 326 | 2 400 | 4 800 | 5 136 |
6 | Доходы от продажи акций | 4 591 | 32 380 | 0 | 170 000 | 10 000 |
7 | Доходы от продажи земли | 53 086 | 109 184 | 43 000 | 102 000 | 112 000 |
8 | Прочие поступления | 46 227 | 6 133 | 1 032 | 250 | 250 |
9 | Госпошлина за выдачу аттестатов кадастровых инженеров | 0 | 96 | 200 | 40 | |
| Всего доходов | 814 746 | 933 094 | 794 555 | 874 101 | 961 412 |
Основной составляющей поступлений в бюджет неналоговых доходов от управления государственным имуществом Нижегородской области определены доходы от земли, которые поступят в виде перечислений за продажу права аренды на земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Учитывая системное сокращение физического объема государственной собственности и перехода ее в разряд частного капитала, динамика поступления доходов по остальным источникам в основном имеет тенденцию лишь несущественного роста. Указанный прогноз повышения доходности от распоряжения государственной собственностью Нижегородской области возможен благодаря реализации программных мероприятий, которые позволят повысить эффективность управления государственным имуществом.
В неменьшей степени от эффективности управления зависят результаты финансово-экономической деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ с участием Нижегородской области, количество и качество оказываемых государственными учреждениями услуг, а также степень вовлечения в коммерческий оборот объектов нежилого фонда и земельных ресурсов. По всем этим направлениям из года в год остаются проблемы, которые не удается окончательно решить, действуя традиционными методами государственного управления. В ходе реализации Программы предполагается осуществить максимальную реорганизацию/ликвидацию государственных предприятий Нижегородской области, которые не приносят прибыль и, соответственно, не перечисляют часть ее в областной бюджет, а также оптимизировать количество долей области в хозяйствующих обществах с неэффективными показателями деятельности и без значимых для области активов.
Структура и состав государственной собственности Нижегородской области включает в себя много самостоятельных элементов: землю, государственный жилищный фонд, нежилые помещения, имущественные комплексы, пакеты акций и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, иное движимое и недвижимое имущество. Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику, в том числе и с точки зрения форм и методов управления.
Необходимость изменения способов и методов управления собственностью Нижегородской области обусловлена рядом причин. Нижегородская область, являясь собственником, исполняет две функции: собственника имущества и управляющего субъекта. При этом методы, посредством которых осуществляется управление, преимущественно административные (установление арендной платы, отчислений от прибыли предприятий и другое). Используя такие методы, невозможно учитывать особенности каждого объекта собственности, что, в свою очередь, может привести к снижению поступлений средств в бюджет Нижегородской области. С целью учета особенностей каждого значимого объекта собственности необходимо привлекать профессиональных управляющих, имеющих опыт работы с потенциальными заказчиками и инвесторами, владеющих современными методиками и технологиями управления предприятиями, недвижимостью, ценными бумагами.
Основным инструментом повышения эффективности управления государственной собственностью на основе все большего перехода от непосредственного распоряжения имущественными и земельными ресурсами к косвенному регулированию со стороны государственных органов процессов управления, на ближайшую перспективу является настоящая Программа.
Программа представляет собой комплексный план действий по внедрению и использованию современных методов, механизмов и инструментов в организации управления имущественно-земельными ресурсами на территории Нижегородской области.