ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2011 года № 740

О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 1 октября 2008 года № 421



В целях реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и в соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июля 2010 года № 404, Правительство Нижегородской области постановляет:

внести в постановление Правительства Нижегородской области от 1 октября 2008 года № 421 "Об утверждении областной целевой программы "Управление государственной собственностью Нижегородской области на 2009-2011 годы" следующие изменения:

1) в наименовании и пункте 1 постановления слова "2009-2011 годы" заменить словами "2009-2013 годы";

2) областную целевую программу "Управление государственной собственностью Нижегородской области на 2009-2011 годы", утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.



Губернатор                                                                         В.П. Шанцев


     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 16 сентября 2011 года № 740


     "УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 1 октября 2008 года № 421
     (в редакции постановления Правительства
     Нижегородской области
     от 16 сентября 2011 года № 740)

     

     Областная целевая программа
      "Управление государственной собственностью
     Нижегородской области на 2009-2013 годы"


     1. Паспорт
     областной целевой программы "Управление государственной
     собственностью Нижегородской области на 2009-2013 годы"

1.1. Наименование Программы

Областная целевая программа "Управление государственной собственностью Нижегородской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа)

1.2. Основание для разработки Программы

Закон Нижегородской области от 8 мая 2003 года № 31-З "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области";

постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года";

постановление Правительства Нижегородской области от 26 июля 2007 года № 255 "Об утверждении Концепции управления государственной собственностью Нижегородской области на 2007-2013 годы"

1.3. Государственный заказчик Программы

Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области

1.4. Основные разработчики Программы

Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области

1.5. Основная цель (цели) Программы

Существенное повышение эффективности управления имуществом Нижегородской области на основе современных принципов и методов управления собственностью с использованием инструментов финансового рынка, а также качественное развитие процесса разгосударствления  (оптимизации состава) собственности и увеличение доли имущественных и земельных ресурсов в налоговых и неналоговых доходах бюджета

1.6. Основные задачи Программы

Совершенствование учета и разграничения государственного имущества, его структуризация и классификация.

Внедрение современных форм и методов управления государственным имуществом Нижегородской области. Привлечение прямых инвестиций в организации, функционирующие на территории Нижегородской области.

Содействие реализации перспективных градостроительных проектов и развитию инфраструктуры для обеспечения нужд малого предпринимательства и населения Нижегородской области.

Оптимизация государственного сектора экономики Нижегородской области. Проведение сбалансированной политики в сфере приватизации и продажи государственного имущества.

Развитие взаимоотношений с муниципальными районами и городскими округами в сфере имущественно-земельных отношений.

Совершенствование организационной и административной деятельности государственных органов управления.

Формирование благоприятной среды для повышения эффективности управления государственной собственностью.

1.7. Сроки и этапы реализации Программы

     2009-2013 годы

     1.8. Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области;

министерство финансов Нижегородской области;

министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг  Нижегородской области;

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

министерство инвестиционной политики Нижегородской области;

министерство строительства Нижегородской области;

министерство социальной политики Нижегородской области;

министерство промышленности и инноваций Нижегородской области;

департамент градостроительного развития территории  Нижегородской области;

аппарат Правительства Нижегородской области;

управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (по согласованию).

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (по согласованию);

предприятия, учреждения, организации, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии их участия в реализации Программы)

1.9. Объемы и источники финансирования Программы (в тысячах рублей)

Наименование государственного заказчика

Источники финансирования

Годы

Всего за период реализации Программы

2009

2010

2011

2012

2013

Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области

Объемы финансирования, заложенные в Программе, являются предварительными. Конкретные расходы на 2012-2013 годы будут устанавливаться в соответствии с законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной год

Всего,

в том числе:

76537,0

102283,0

120071,4

116571,4

124311,4

539774,2

Областной бюджет,

в том числе:

76537,0

102283,0

120071,4

116571,4

124311,4

539774,2

капвложения

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие расходы

76537,0

102283,0

120071,4

116571,4

124311,4

539774,2

Федеральный бюджет,

в том числе:

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

капвложения

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие расходы

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Местный бюджет,

в том числе:

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

капвложения

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие расходы

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Прочие источники,

в том числе:

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

капвложения

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие расходы

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Итого по программе

Всего,

в том числе:

76537,0

102283,0

120071,4

116571,4

124311,4

539774,2

Областной бюджет,

в том числе:

76537,0

102283,0

120071,4

116571,4

124311,4

539774,2

капвложения

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие расходы

76537,0

102283,0

120071,4

116571,4

124311,4

539 774,2

Федеральный бюджет,

в том числе:

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

капвложения

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие расходы

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Местный бюджет,

в том числе:

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

капвложения

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие расходы

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Прочие источники,

в том числе:

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

капвложения

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

НИОКР

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

прочие расходы

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.10. Система организации контроля за исполнением Программы

Оперативное управление реализацией Программы осуществляется министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, контроль за исполнением Программы - Правительством Нижегородской области.

1.11. Индикаторы достижения цели (целей) Программы

1. Повышение стоимости имущества Нижегородской области: по окончании реализации Программы стоимость имущества Нижегородской области составит 78100 млн. рублей.

2. Величина прямых финансовых поступлений в областной бюджет: по окончании реализации Программы составит 961,4 млн. рублей.



2. Текст Программы

2.1. Содержание проблемы

Управление государственной собственностью является неотъемлемой частью деятельности Правительства Нижегородской области по решению экономических и социальных задач, созданию эффективной конкурентной экономики, оздоровлению и укреплению финансовой системы, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.

От эффективности управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами в значительной степени зависят объемы поступлений в областной бюджет. Их динамика за последние годы выглядит следующим образом: 2003 год - 593,4 млн. руб., 2004 год - 599,9 млн. руб., 2005 год - 675,3 млн. руб., 2006 год - 2102,1 млн. руб., 2007 год - 2359,0 млн. руб., 2008 год - 1059,3 млн. руб., 2009 год - 814,75 млн. руб. (факт), 2010 год - 933,1 млн. руб. (факт), 2011 год - 794,6 млн. руб. (бюджетное задание), 2012 год - 874,1 млн. руб. (прогноз), 2013 год - 961,4 млн. руб. (прогноз).

Прогноз поступления доходов в областной бюджет от управления государственной собственностью Нижегородской области (объем доходов, предусмотренный Программой, является предварительным. Конкретные доходы на 2012-2013 годы будут устанавливаться в соответствии с законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год).

Вид платежа

Плановый период

2009

2010

2011

2012

2013

тыс. рублей

1

Доходы от аренды земли

348 387

463 758

439 747

433 414

558 122

 

в том числе от аренды и продажи права аренды земли, находящейся в областной собственности

122 816

208 028

236 621

247 100

358 766

2

Доходы от аренды госимущества

181 665

170 161

135 828

111 604

100 260

3

Доходы от продажи имущества

139 959

103 178

150 000

30 000

175 000

4

Отчисления от прибыли госпредприятий

37 423

41 878

22 548

21 833

10 644

5

Дивиденды

3 408

6 326

2 400

4 800

5 136

6

Доходы от продажи акций

4 591

32 380

0

170 000

10 000

7

Доходы от продажи земли

53 086

109 184

43 000

102 000

112 000

8

Прочие поступления

46 227

6 133

1 032

250

250

9

Госпошлина за выдачу аттестатов кадастровых инженеров

0

96

200

40

 

Всего доходов

814 746

933 094

794 555

874 101

961 412


Основной составляющей поступлений в бюджет неналоговых доходов от управления государственным имуществом Нижегородской области определены доходы от земли, которые поступят в виде перечислений за продажу права аренды на земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Учитывая системное сокращение физического объема государственной собственности и перехода ее в разряд частного капитала, динамика поступления доходов по остальным источникам в основном имеет тенденцию лишь несущественного роста. Указанный прогноз повышения доходности от распоряжения государственной собственностью Нижегородской области возможен благодаря реализации программных мероприятий, которые позволят повысить эффективность управления государственным имуществом.

В неменьшей степени от эффективности управления зависят результаты финансово-экономической деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ с участием Нижегородской области, количество и качество оказываемых государственными учреждениями услуг, а также степень вовлечения в коммерческий оборот объектов нежилого фонда и земельных ресурсов. По всем этим направлениям из года в год остаются проблемы, которые не удается окончательно решить, действуя традиционными методами государственного управления. В ходе реализации Программы предполагается осуществить максимальную реорганизацию/ликвидацию государственных предприятий Нижегородской области, которые не приносят прибыль и, соответственно, не перечисляют часть ее в областной бюджет, а также оптимизировать количество долей области в хозяйствующих обществах с неэффективными показателями деятельности и без значимых для области активов.

Структура и состав государственной собственности Нижегородской области включает в себя много самостоятельных элементов: землю, государственный жилищный фонд, нежилые помещения, имущественные комплексы, пакеты акций и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, иное движимое и недвижимое имущество. Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику, в том числе и с точки зрения форм и методов управления.

Необходимость изменения способов и методов управления собственностью Нижегородской области обусловлена рядом причин. Нижегородская область, являясь собственником, исполняет две функции: собственника имущества и управляющего субъекта. При этом методы, посредством которых осуществляется управление, преимущественно административные (установление арендной платы, отчислений от прибыли предприятий и другое). Используя такие методы, невозможно учитывать особенности каждого объекта собственности, что, в свою очередь, может привести к снижению поступлений средств в бюджет Нижегородской области. С целью учета особенностей каждого значимого объекта собственности необходимо привлекать профессиональных управляющих, имеющих опыт работы с потенциальными заказчиками и инвесторами, владеющих современными методиками и технологиями управления предприятиями, недвижимостью, ценными бумагами.

Основным инструментом повышения эффективности управления государственной собственностью на основе все большего перехода от непосредственного распоряжения имущественными и земельными ресурсами к косвенному регулированию со стороны государственных органов процессов управления, на ближайшую перспективу является настоящая Программа.

Программа представляет собой комплексный план действий по внедрению и использованию современных методов, механизмов и инструментов в организации управления имущественно-земельными ресурсами на территории Нижегородской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»