ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2007 года № 255
(с изменениями на 27 июня 2011 года)
(Наименование- в ред. постановления Правительства области от 27.06.2011 № 484)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2011 № 484
------------------------------------------------------------------------
В целях реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственной собственностью Нижегородской области на 2007-2013 годы (далее - Концепция). (Пункт 1- в ред. постановления Правительства области от 27.06.2011 № 484- см. предыдущую редакцию)
2. Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области подготовить областную целевую Программу управления государственной собственностью Нижегородской области на 2007-2009 годы и внести ее на рассмотрение Правительству Нижегородской области в установленном порядке.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в рамках своей компетенции при разработке планов по реализации стратегических приоритетов муниципальных образований Нижегородской области учитывать положения Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 26.07.2007 года № 255
Концепция
управления государственной собственностью
Нижегородской области на 2007-2013 годы
(наименование в ред. постановления Правительства области от 27.06.2011 № 484)
Основной целью управления собственностью Нижегородской области является существенное повышение эффективности управления имуществом Нижегородской области на основе современных принципов и перспективных методов управления собственностью с использованием инструментов финансового рынка.
Достижение указанной цели соответствует Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утверждённой постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127.
При управлении собственностью Нижегородской области преследуется ряд следующих основных целей: экономических, финансовых и социальных.
Достижение этих целей служит развитию экономики Нижегородской области, привлечению инвестиций, росту финансовых поступлений в бюджет Нижегородской области, увеличению стоимости имущества Нижегородской области, стимулированию градостроительства, укреплению отношений между федеральными и региональными органами исполнительной власти, занятости населения, повышению уровня и качества жизни.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи управления собственностью Нижегородской области:
- Привлечение прямых инвестиций в организации, функционирующие на территории Нижегородской области.
- Использование инструментов финансового рынка для привлечения портфельных инвестиций в экономику Нижегородской области.
- Повышение эффективности использования земельных ресурсов в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года.
- Содействие реализации на территории Нижегородской области перспективных градостроительных проектов.
- Содействие развитию инфраструктуры Нижегородской области для обеспечения нужд малого предпринимательства и населения Нижегородской области.
- Содействие проводимой Правительством Нижегородской области политике в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта.
- Оптимизация производств существующих промышленных предприятий, функционирующих на территории Нижегородской области, и создание современных высокотехнологичных производств.
- Развитие инновационного и научно-технического потенциала Нижегородской области.
- Снижение рисков при управлении собственностью Нижегородской области.
- Проведение сбалансированной политики в сфере приватизации и продажи государственного имущества Нижегородской области.
- Совершенствование форм управления недвижимым имуществом и пакетами акций, находящимися в собственности Нижегородской области.
Управление государственной собственностью Нижегородской области в условиях современного развития рыночной экономики базируется на принципах децентрализации, мобильности и адаптивности, профессионализма.
Принцип децентрализации заключается в делегировании части функций управления от органов исполнительной власти Нижегородской области к действующим агентам рынка.
Этот принцип обеспечивает экономическую свободу государственных предприятий Нижегородской области и формирует систему принятия решений на уровне хозяйствующих субъектов, что позволит более оперативно реагировать на изменения экономической ситуации в Нижегородской области.
Принцип мобильности и адаптивности отражается в способности системы управления государственной собственностью Нижегородской области оперативно и адекватно реагировать на изменения законодательства и социально-экономической ситуации в Нижегородской области и Российской Федерации в целом.
Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структуры управления собственностью Нижегородской области, позволяющую субъектам управления адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям функционирования.
С данными принципами тесно связан принцип профессионализма, который заключается в привлечении к управлению государственной собственностью Нижегородской области по некоторым направлениям деятельности профессиональных участников рынка (например, в сфере оценочной деятельности, оказания аудиторских и брокерских услуг, антикризисного управления и иных сферах) и консультантов, не являющихся государственными гражданскими служащими.
С целью учета особенностей каждого объекта собственности Нижегородской области для его использования с максимальной эффективностью необходимо привлекать профессиональных участников рынка, имеющих опыт работы с потенциальными заказчиками и инвесторами, владеющих методиками и специализированными технологиями управления в отдельных сферах рыночной экономики.
Необходимость изменения механизмов и методов управления собственностью Нижегородской области обусловлена рядом причин. Нижегородская область, являясь собственником, реализует правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом и выступает на рынке в качестве управляющего субъекта. При этом методы, посредством которых осуществляется управление, являются преимущественно административными (установление величины арендной платы, отчислений от прибыли государственных предприятий Нижегородской области и иные методы). Используя преимущественно административные методы управления, невозможно учитывать особенности каждого объекта собственности, что в свою очередь ограничивает рост поступлений средств в бюджет Нижегородской области.
Для достижения поставленных целей используются следующие механизмы и методы решения задач управления собственностью Нижегородской области:
- Обеспечение обоснованности и оптимальности управленческих решений по распоряжению государственным имуществом Нижегородской области на основе четких количественных и качественных показателей.
- Привлечение к управлению собственностью Нижегородской области профессиональных участников рынка и формирование системы управления собственностью Нижегородской области с использованием института доверительного управления, созданием специализированных холдинговых компаний и инвестиционных фондов.
- Осуществление приватизации имущества Нижегородской области, обоснование выбора способа приватизации (аукцион, конкурс, внесение в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ, продажа по итогам доверительного управления, продажа на финансовом рынке через профессиональных участников рынка ценных бумаг).
- Формирование и развитие интегрированной информационной системы для комплексного учета государственного имущества Нижегородской области и принятия управленческих решений.
- Проведение постоянного мониторинга рыночной стоимости недвижимого имущества Нижегородской области, пакетов акций, находящихся в собственности Нижегородской области, долей Нижегородской области в уставных капиталах обществ и портфеля акций Нижегородской области в целом.
- Совершенствование системы контроля за использованием государственной собственности Нижегородской области, определение, оценка и минимизация рисков при управлении собственностью Нижегородской области.
Структура государственной собственности Нижегородской области включает в себя значительное число самостоятельных элементов: земельные участки, государственный жилищный фонд, нежилые помещения, имущественные комплексы, пакеты акций акционерных обществ, движимое и иное имущество. Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику, в том числе и с точки зрения методов управления.
Независимо от объектов собственности (недвижимость, пакеты акций, доли в уставных капиталах обществ и иные объекты) ее классификация (то есть группировка по характерным признакам) определяется функциональными целями использования.
Классификация объектов собственности Нижегородской области зависит от многих параметров. К основным параметрам относятся:
- Цели Правительства Нижегородской области в отношении использования объектов имущества, организаций и отраслей экономики.
- Виды отраслевой принадлежности объектов собственности Нижегородской области.
- Формы управления собственностью Нижегородской области.
- Способ приватизации собственности Нижегородской области.
- Величина финансовых поступлений от объектов собственности Нижегородской области (дивиденды, доходы от аренды недвижимого имущества, доходы от деятельности государственных предприятий Нижегородской области, налоговые поступления в областной бюджет, поступления от продаж, и иные поступления).
Для детализации классификации объектов собственности могут применяться дополнительные параметры: размер земельного участка, техническое состояние объекта недвижимости, численность работников и иные параметры.
С точки зрения назначения собственности для реализации интересов собственника всю государственную собственность Нижегородской области можно разделить на два класса:
- Операционная собственность. Используется собственником для реализации своих административных, производственных, экономических, социальных и иных функций.
- Коммерческая собственность. Используется для получения дохода.
В отношении объекта собственности Нижегородской области может быть несколько видов использования, которые в свою очередь зависят от многих условий: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и способы приватизации государственного имущества и иных.
Собственность Нижегородской области, используемую в коммерческих целях, можно разделить на две основные группы:
- Объекты собственности Нижегородской области, в отношении которых принято решение о приватизации.
- Объекты собственности Нижегородской области, в отношении которых принято решение о сохранении их в государственной собственности Нижегородской области и организации управления ими.
В первом случае Правительство Нижегородской области организует работы по поиску инвестора и планирует мероприятия, ориентированные на рост стоимости объекта областной собственности, подлежащего приватизации.
Решение о включении объекта областной собственности в проект прогнозного плана приватизации принимает Правительство Нижегородской области по представлению министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с привлечением специалистов отраслевых министерств, представителей Нижегородской области в органах управления акционерных обществ.
Во втором случае мотивацией уполномоченных органов исполнительной власти Нижегородской области при принятии решения о сохранении объектов имущества в собственности Нижегородской области для использования в коммерческих целях является: экономическая эффективность управления объектами собственности Нижегородской области, повышение инвестиционной привлекательности объектов собственности Нижегородской области, реализация инвестиционных проектов и привлечение инвестиций в объекты собственности Нижегородской области, роль объекта в обеспечении функционирования и развития отраслей экономики Нижегородской области и обеспечении жизнедеятельности населения области, модернизация производства, налаживание и укрепление межрегиональных производственных связей.
Областная собственность состоит из следующих основных элементов:
- объекты инженерной инфраструктуры (объекты жилищно-коммунального хозяйства, автомобильные дороги и иные объекты);
- государственные унитарные предприятия Нижегородской области;
- общества с долей участия Нижегородской области в уставном капитале;
- объекты недвижимого имущества, используемые в коммерческих целях;
- социально значимые объекты собственности Нижегородской области в соответствии с производимыми товарами, выполняемыми работами и оказываемыми услугами (образовательные учреждения, государственный жилищный фонд, объекты здравоохранения, культуры, спорта и иные объекты).
Для целей структурирования пакетов акций, собственником которых является Нижегородская область, общества с долей участия Нижегородской области в уставном капитале разделяются на две группы.
В первую группу входят общества, в уставном капитале которых доля Нижегородской области составляет 50% и менее.
Вторая группа состоит из обществ с долей Нижегородской области в уставном капитале более 50%.
Первая группа структурируется на две подгруппы в зависимости от размера доли Нижегородской области в уставном капитале обществ:
- первая подгруппа - общества, доля Нижегородской области в уставном капитале которых меньше 25% + 1 акция;
- вторая подгруппа - общества, доля Нижегородской области в уставном капитале которых больше 25%, но не более 50%.
В первую подгруппу первой группы включаются:
- общества, выплатившие дивиденды по итогам работы за предыдущий год, и пакеты акций которых целесообразно сохранить в собственности Нижегородской области по экономическим критериям;
- общества, пакеты акций которых рекомендуются к приватизации на период 2008-2010 годов. При этом конкретные способы приватизации пакетов акций определяются с учетом предложений отраслевых и функциональных органов исполнительной власти Нижегородской области.
Во вторую подгруппу первой группы включаются:
- общества, которые выплачивают дивиденды, а также общества с показателем интегральной доходности акций больше бюджетной нормы дисконта, пакеты акций которых целесообразно сохранить в собственности Нижегородской области по экономическим критериям;
- общества с показателем интегральной доходности акций меньше бюджетной нормы дисконта. Рекомендуется рассмотрение вопроса о включении пакетов акций обществ данной группы в план приватизации, исходя из принятых методических подходов и критериев. При этом решение о приватизации, конкретные способы и сроки приватизации пакетов акций обществ данной подгруппы определяются Правительством Нижегородской области с учетом предложений отраслевых и функциональных органов исполнительной власти Нижегородской области.