Среди решаемых на среднесрочную перспективу задач социально-экономического развития Нижегородского региона важное место занимает сокращение правонарушений в целом, а также совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в качестве одной из ключевых стратегий сокращения уровня преступности.
В то же время, в последние десятилетия отмечается тенденция роста количества детей, имеющих значительные отклонения в социальном поведении, - отклонения от нравственно-правовых норм общества, которые являются проявлением подростковой дезадаптации и результатом асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных факторов.
Особого внимания требует продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами в детской и подростковой среде. Именно в подростковый период возрастает уровень преступности несовершеннолетних, отмечается рост их духовной непритязательности, повышенной тревожности, жестокости и агрессивности. С другой стороны, не менее острой является проблема насилия и жестокого обращения в отношении детей, проблема повышения уровня их социальной безопасности.
Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений социальной политики в Нижегородской области. Целенаправленная деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области в рамках реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", реализация мероприятий комплекса областных целевых программ позволили достичь определенных положительных результатов в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
За последние годы в целом завершено формирование инфраструктуры системы профилактики детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений, включающей комплекс государственных, муниципальных учреждений и общественных организаций Нижегородской области, которые стали центром разработки и реализации новых форм и методов профилактической работы с несовершеннолетними. Сегодня комплекс учреждений профилактики безнадзорности в Нижегородской области состоит из:
- 59 учреждений социального обслуживания семьи и детей: 42 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (приютов для детей и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних), 12 центров социальной помощи семье и детям, 4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и 1 санаторно-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
- 53 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 50 школ-интернатов;
- 3 детских домов-интернатов для глубоко умственно отсталых детей;
- 6 домов ребенка системы здравоохранения;
- 1-го центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей управления внутренних дел;
- 1264 общеобразовательных учреждений;
- 46 учреждений начального профессионального образования;
- 86 учреждений среднего профессионального образования;
- 160 учреждений дополнительного образования;
- 303 муниципальных подростковых клубов по месту жительства;
- 4646 учреждений физкультуры и спорта;
- 77 детских физкультурно-спортивных клубов;
а также учреждений культуры, других учреждений и некоммерческих организаций, обеспечивающих предоставление социальных услуг несовершеннолетним.
Координацию усилий различных органов и организаций, задействованных в работе по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, осуществляет Комиссия по делам несовершеннолетних Нижегородской области и защите их прав при Правительстве Нижегородской области (далее - КДНиЗП) под руководством заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области.
В соответствии с законами Нижегородской области от 26 октября 2006 года № 121-З "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области" и от 3 ноября 2006 года № 134-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" во всех муниципальных образованиях области сформированы муниципальные КДНиЗП. Таким образом, на региональном и муниципальном уровне сформирована единая сеть комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Кроме того, в Нижегородской области определен заместитель Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, который курирует вопросы соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, и в 2010 году определен его статус - заместитель Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области - Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области.
Важнейшим компонентом развития межведомственной системы профилактики безнадзорности и беспризорности, асоциального поведения несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения, стала последовательная реализация в 2007 - 2010 годах двух областных целевых программ "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области".
В частности, в ходе реализации программы в 2007 - 2008 годах в регионе была выстроена и сформирована нормативная правовая база, определяющая систему работы по профилактике социально-девиантного поведения несовершеннолетних. Дальнейшее развитие получили основные направления деятельности субъектов профилактики, в том числе финансовая поддержка материально-технической базы социальных учреждений по работе с несовершеннолетними, и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Нижегородской области, выстроена система профилактической работы с подростками асоциального поведения, разработан единый подход в решении вопросов предупреждения преступности, определена система профилактической работы с несовершеннолетними и контроля за деятельностью муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Областная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2009-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 22 мая 2009 года № 320, направлена на повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сокращение числа совершенных ими правонарушений.
Одним из эффективных методов решения проблемы детской безнадзорности и профилактики асоциального поведения стала организация полезной занятости подростков группы социального риска в свободное от учебы время и в каникулярные периоды. Обеспечение временной занятости несовершеннолетних позволяет повысить их мотивацию к трудовой деятельности, сформировать первичные профессиональные навыки и, в результате, снизить количество преступлений, совершаемых подростками.
Важной составляющей организации мотивирующей полезной занятости подростков является оказание им материальной поддержки, предусмотренное в рамках данных областных целевых программ, и, тем самым, повышение уровня благосостояния как самих детей, так и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В частности, за период реализации вышеназванных программ порядка 25 % несовершеннолетних, стоящих на различных формах профилактических учетов (около 2 тыс. чел.), ежегодно трудоустраиваются за счет программных средств.
Особая роль при осуществлении профилактических мероприятий в отношении детей и подростков группы социального риска отводится проведению комплексной межведомственной профилактической операции "Подросток". Практика последних лет четко показывает положительную динамику и результативность в работе с социально-дезадаптированными несовершеннолетними и их семьями. В летний период - во время проведения операции "Подросток" - ежегодно наблюдается снижение количества правонарушений, совершенных подростками либо при их участии.
Кроме того, в 2010 году в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принят Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 года № 23-З "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области", и установлены меры административного воздействия к родителям (законным представителям), должностным и юридическим лицам, допустившим нарушения по установленным ограничениям.