ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2009 года № 480


Об утверждении региональных программ
"Под защитой семьи" и "Равные возможности"

(с изменениями на 19 января 2010 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.01.2010 № 14     
------------------------------------------------------------------------



Во исполнение решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 4 июня 2009 года № 6), а также в целях привлечения дополнительных средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по социальной поддержке семьи и детей Правительство Нижегородской области  постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Под защитой семьи".

2. Утвердить прилагаемую региональную программу "Равные возможности"

3. Министерству социальной политики Нижегородской области обеспечить на территории Нижегородской области реализацию мероприятий в рамках региональных программ, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А.Суворова.



Губернатор                                                            В.П.Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 10.07.2009 № 480

          

Региональная программа "Под защитой семьи"

(далее - Программа)

1. Паспорт Программы

1.1. Наименование Программы

региональная программа "Под защитой семьи"

1.2. Основание для разработки Программы

протокол заседания Правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 4 июня 2009 года № 6

1.3. Государственный заказчик Программы

министерство социальной политики Нижегородской области

1.4. Основные разработчики Программы

министерство социальной политики Нижегородской области

1.5. Цель Программы

цель Программы - создание условий для обеспечения прав детей на воспитание и заботу в семье путем развития института замещающей семьи в Нижегородской области и формирования эффективной системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основные целевые направления Программы:

1. Управление межведомственной системой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание служб  сопровождения семьи и ребенка.

3. Развитие психолого-педагогической и правовой грамотности замещающих родителей, профилактика возвратов детей из замещающих семей в учреждения.

4. Развитие системы социальной адаптации и социализации детей из замещающих семей.

5. Укрепление института замещающей семьи, привлечение общественности к решению проблем сиротства.

6. Пропаганда семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кадровое обеспечение системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.6. Задачи Программы

1. Создание эффективных механизмов межведомственного управления системой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Реализация стратегии сокращения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях за счет стимулирования развития семейных форм их устройства, создания служб сопровождения семьи и повышения психолого-педагогических компетенций принимающих родителей.

3. Модернизация регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Развитие форм и методов работы по адаптации детей в новой семье и к семейному образу жизни, технологий по совершенствованию социальных семейных навыков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Формирование позитивного имиджа института замещающей семьи, привлечение общественности к решению задач семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие объединению принимающих родителей в различные общественные формирования.

6. Создание системы методического обеспечения деятельности по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Создание межведомственной системы повышения профессиональных компетенций специалистов, занимающихся семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.7. Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет реализована в течение 2,5 лет (2009 - 2011 годы) в 3 основных этапа:

подготовительный - 2009 год,

внедрение системы - 2010 год,

оптимизация и развитие системы - 2011 год

1.8. Основные исполнители Программы

Основные исполнители:

- министерство социальной политики Нижегородской области;

- министерство образования Нижегородской области;

- министерство здравоохранения Нижегородской области;

- управление государственной службы занятости населения;

- управление по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-служба) Губернатора и Правительства Нижегородской области;

- Региональная общественная организация "Нижегородский Совет женщин" (по согласованию).

1.9. Объем и источники финансирования Программы

Источники финансирования Программы

Объем финансирования по годам (в тыс. рублей)

2009

2010

2011

Всего

Средства бюджета Нижегородской области

Часть средств текущего финансирования государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей в объеме

28470,0

Часть средств текущего финансирования государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей  в объеме

70922,4

Часть средств текущего финансирования государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей  в объеме

92138,3

Часть средств текущего финансирования   государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей  в объеме

191530,7

Средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в случае их поступления)

5950,0

10 000,0

10 000,0

25950,0

ВСЕГО:

34420,0

80922,4

102138,3

217480,7

1.10. Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

Управление Программой осуществляется рабочей группой по реализации мер социальной поддержки семей с детьми-инвалидами координационного совета по реализации государственной семейной политики в Нижегородской области, созданного в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 13 марта 2007 года № 236-р

1.11. Индикаторы достижения цели (целей) Программы

Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе (количественные и качественные показатели):

- граждане, способные и желающие принять   детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание, включая временно безработных граждан;

- замещающие семьи - семьи, принявшие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном попечении;

специалисты учреждений и организаций, занимающиеся вопросами семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (5000 человек).

2. Текст программы

2.1. Содержание проблемы


В настоящее время в Нижегородской области (далее - область, регион) проживает 602 031 детей. За последнее десятилетие в регионе был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей в период происходящих экономических трансформаций. Улучшение ряда показателей в различных сферах заботы о ребенке явилось результатом последовательной работы и совместных усилий органов государственной власти и управления различного уровня, органов местного самоуправления муниципальных образований и городских округов, общественных организаций.

В настоящее время в регионе реализуются 19 областных целевых программ, направленных на укрепление системы социальной защиты семьи и детей, предупреждение семейного неблагополучия, в том числе: "Нижегородская семья" на 2009 - 2010 годы, утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2009 года № 296, "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2009 - 2010 годы", утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 22 мая 2009 года № 320, "Дети-сироты" на 2006-2010 годы, утверждена Законом Нижегородской области от 9 сентября 2005 года № 126-З.

Поддержка функционирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит дополнительно в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области", утвержденной Правительством Нижегородской области, ежегодно реализуются меры по реконструкции и капитальному ремонту учреждений для детей-сирот и учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В то же время проблема сиротства в Нижегородской области по-прежнему остается актуальной. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей. Эти группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом.

В Нижегородской области в органах опеки и попечительства состоят на учете 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,7 % от общей численности детского населения региона. За последние годы показатель численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается стабильным и не сокращается.

Законодательством Нижегородской области предусмотрены различные  меры социальной  поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: разработаны нормативно-правовые акты в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения их жильем.

В государственных учреждениях области сегодня находятся 3483 ребенка, что составляет 22 % от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, в системе образования в настоящее время функционирует 56 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в 2008 году были закрыты 4 интернатных учреждения. В системе здравоохранения функционируют 6 домов ребенка, 2 из них были открыты после реконструкции в 2007 году. В системе социальной защиты действуют 42 социальных приюта и социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, а также 3 дома-интерната для глубоко умственно-отсталых детей и 2 профессиональных училища для инвалидов.

Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях различной ведомственной принадлежности (человек) по годам

2006

2007

2008

2009

4654

4459

4198

3483


В то же время осуществление прав ребенка на воспитание в семье - одна из главных задач общества и государства. Семейное жизнеустройство - важнейший путь решения проблемы сиротства, определенный Правительством Нижегородской области на сегодняшнем этапе как приоритетное направление. Сегодня бывшая традиционной для России модель интернатного воспитания детей-сирот признана неадекватной потребностям развития ребенка: дети часто отстают в развитии, имеют серьезные эмоциональные нарушения, проблемы социализации в обществе.

В Нижегородской области в последние годы осуществляется последовательная работа по семейному жизнеустройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, развиваются новые формы жизнеустройства (приемная семья, патронат). Всего на семейных формах воспитания сегодня в Нижегородской области находятся 9193 детей (что составляет 59% от общего числа детей, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В следующей таблице приведена численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи в течение последних 3-х лет.

Формы семейного устройства

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи (по годам)

2006

2007

2008

Усыновление

360

397

371

Опека и попечительство

1720

1663

1370

Приемная семья

47

448

1179

Патронатная семья

8

39

56

Всего:

2135

2547

2976


С целью формирования института замещающей семьи в регионе были разработаны и приняты:  Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 224-З "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемных семей на территории Нижегородской области", постановление Пра-вительства Нижегородской области от 21 июня 2006 года № 201 "О Порядке предоставления материального обеспечения и мер социальной поддержки приемным семьям на территории Нижегородской области". Кроме того, был принят Закон Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 173-З "О патронатном воспитании" и постановление Правительства Нижегородской области от 12 апреля 2005 года № 92 "О порядке организации патронатного воспитания в Нижегородской области".

Ежегодно Правительством Нижегородской области индексируются размеры денежных средств, выплачиваемых на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных, опекунских и патронатных семьях, на территории Нижегородской области.

Категории детей-сирот

Размеры денежных выплат на содержание детей-сирот в замещающих семьях
(по годам, в рублях)

2006

2007

2008

2009

Дети от 0 до 3-х лет

2170

4000

4368

4805

Дети от 3-х до 6-ти лет

2670

4400

4804

5285

Дети школьного возраста

3460

5000

5460

6006


В то же время в течение 2008 года вновь выявлено 2289 детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 24% было направлено на воспитание в учреждения различной ведомственной принадлежности.

Показатель

Годы

2006

2007

2008

Количество выявленных в течение года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2459

2476

2289

Количество детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, в течение года

2135

2547

2976

Сопоставление данных по числу выявленных в течение последних двух лет в Нижегородской области детей, оставшихся без попечения родителей, и устроенных в семьи на альтернативные формы воспитания показывает, что появилась некоторая тенденция к развитию процесса деинституализации детей-сирот. Однако, следует отметить, что пока еще значительный контингент детей-сирот остается в учреждениях

В частности, в 2008 году было передано на воспитание в семьи из всех учреждений 747 детей, что составляет 17% от общего числа детей, находящихся в учреждениях различной ведомственной принадлежности:

из домов ребенка - 172 детей, что составляет 57% от общей численности детей-сирот, находящихся в домах ребенка;

из учреждений социального обслуживания семьи и детей - 250 детей, что составляет 30% от общей численности воспитанников;

из детских домов и школ-интернатов - 325 детей, что составляет 12% от общей численности детей-сирот, находящихся в интернатных учреждениях системы образования.

Анализ развития семейных форм устройства детей-сирот в Нижегородской области показывает, что наиболее распространенной в настоящее время является опека (попечительство), затем приемная семья, а наименее развит институт усыновления и патронатной семьи.

Таким образом, несмотря на предпринимаемые в последние годы органами исполнительной власти Нижегородской области меры, число детей, переданных на семейное воспитание, растет медленно, а процент детей, находящихся в интернатных учреждениях региона (22%), остается достаточно высоким.

К числу основных причин, препятствующих интенсивному развитию в регионе семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно отнести:

- низкую эффективность межведомственного взаимодействия и координации деятельности различных структур, уполномоченных заниматься вопросами семейного жизнеустройства детей-сирот, а также отсутствие единой межведомственной системы сопровождения замещающих семей;

- отсутствие комплексной и целенаправленной работы по формированию благоприятного общественного мнения об институте замещающей семьи, повышению престижа работы замещающих родителей, а также привлечению общества (в том числе некоммерческого сектора) для решения проблем преодоления социального сиротства;

- недостаточную информированность населения о проблемах детей-сирот и приоритетах их семейного воспитания, о формах, возможностях и процедурах их семейного устройства, о системе материального стимулирования замещающих родителей.

Часть проблем этого блока могут быть разрешены путем формирования единой комплексной рекламно-информационной кампании в средствах массовой информации по формированию позитивного имиджа замещающей семьи, пропаганде семейных ценностей, освещению вопросов семейного устройства детей-сирот и т.п. С другой стороны, необходимо создание единого информационного поля в работе всех ведомств, служб и специалистов, внедрение критериев эффективности работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот, а также усиление мотивирующего характера системы материального и морального стимулирования граждан, построенной на учете личностных и демографических характеристик ребенка.

Значительной проблемой, снижающей результативность работы по семейному устройству детей-сирот, являются случаи отказов замещающих родителей от взятых на воспитание детей и их повторный возврат в интернатные учреждения. Более того, при незначительном изменении численности детей, ежегодно передаваемых на воспитание в семьи, количество возвратов детей имеет тенденцию к росту и в 2008 году составило 8%.

Годы

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи

Количество возвратов детей, переданных на воспитание в семьи (по годам)

2006

2135

41

2007

2547

144

2008

2976

240

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»